Правдивая история об ухе Ван Гога

 
Через два года – в 2018-м – мы будем отмечать 130 лет с того момента, как Ван Гог отрезал себе ухо. Но почему-то именно в этом году знаменательное событие широко обсуждается. В Англии и США вышла книга Бернадетт Мерфи с «подлинной историей уха», а в Амстердаме открылась выставка о безумии художника. Вангоговское ухо - самая знаменитая часть тела в истории искусства. Она намного опережает и нос Гоголя, и усы Сальвадора Дали, и отрезанные волосы Фриды Кало. Интерес к ней только возрастает. Почему?

«Не было бы уха - не было бы Ван Гога», - так отметил один из слушателей на моей лекции. В принципе, он совершенно прав. Как известно, при жизни художника была продана только одна картина. Зато после его самоубийства, друзья и родственники (жена брата), устраивавшие выставки, не скрывали, а даже подчеркивали его страдания. Все это вызвало, как бы нынче сказали, общественный резонанс. Цены росли как на дрожжах.

Если восстановить отрезание в подробностях, окажется, что это не простое членовредительство. Шутка ли, Ван Гог отрезал ухо в сочельник 23 декабря! И не просто отрезал, а запечатал в конверт и отнес в бордель, вручив его конкретной девушке. Госпожа Мерфи как раз и восстановила имя (Габриэль) и биографию несчастной девицы, поднявшей страшный крик. Другими словами, это был артистический жест. Его смысл пытаются понять до сих пор: было ли это нечто религиозное (рождественская жертва), ницшеанское (страдания уничтожаются страданием) или еще что-то, связанное с издевательствами Гогена. Гадают и разгадывают все, кто пишет о Ван Гоге.

На той же самой лекции я сравнил Ван Гога с Петром Павленским. И вызвал бурю возмущения: мол, как можно сравнивать великого Художника с шарлатаном? То, что Павленский зашивал себе рот и прибивал мошонку к брусчатке, не имеет никакого значения. Ведь он не пишет картины, а значит - не художник. Не буду сейчас спорить с этим обывательским взглядом. Скажу только, что именно с Ван Гога пошло одно важное нововведение в современном искусстве: биография художника вписывается в его произведение. Теперь без этого никуда. До Ван Гога можно было ничего не знать о живописце, а просто смотреть и оценивать светотень с лессировками. После отрезанного уха все изменилось - у искусства появился новый прибавочный элемент. Сумасшествие, отверженность, несчастная любовь, тюрьма... Вариантов может быть множество. ХХ век возвел этот элемент в главные. Дальше начинается долгая и сложная теория насчет тела и дела художника - самая актуальная нынче проблема.

Кстати, к театру вангоговское ухо имеет непосредственное отношение. Антонен Арто написал знаменитое эссе о художнике, ставшее своего рода манифестом андеграундного искусства – «самоубитый обществом» Ван Гог в сочинении Арто предстал живым укором всему костному и тоталитарному. В советское время пытались слегка сгладить ситуацию: мол, Ван Гог лишь слегка полоснул ушную раковину опасной бритвой. Бернедетт Мерфи доказала, что ухо он отрезал по самый корень. На том, пожалуй, и завершим.

Читайте также:
Артистическая психиатрия

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
Читайте также


Читайте также

  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
  • Даниил Крамер: «Нация с пустой душой - это катастрофа»

    Одним из самых ярких номеров на церемонии вручения премии «Звезда Театрала» стало выступление пианиста, народного артиста России Даниила КРАМЕРА. Воспользовавшись случаем, корреспондент «Театрала» пообщался с музыкантом и узнал, какие проблемы современного общества его особо волнуют. ...
  • «Театр для себя»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными культурными и общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. На этот раз гостем журнала стал писатель Денис ДРАГУНСКИЙ. – С давних пор девочки писали сами себе любовные записки и громко возмущались на весь класс: «Кто этот нахал?». ...
  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
Читайте также