«Чем сильнее эмоция, тем менее она продолжительна»

 
Академик Иван Павлов считал, что актеры обладают совершенно иной психологией, чем «нормальные» люди. Занимался этим и профессор Павел Васильевич Симонов. Но никто так и не разгадал эту загадку медицины. Актер Юрий Яковлев, любивший в своих интервью ссылаться на Павлова, всегда добавлял: «Скажу с уверенностью, что актер – это совершенно другое, отдельное существо. Всегда немного сумасшедшее. А талантливый – это вообще аномалия».
 
«Театрал» попросил психолога Ирину СЕДЛОВСКУЮ, работающую с актерами в России и за рубежом, поделиться своими наблюдениями. Действительно ли артисты устроены совершенно иначе?
 
Богатая фантазия
Театральные люди часто переносят свой сценический опыт в жизнь. Проще говоря, продолжают, фантазировать за пределами сцены. Недавно на меня обиделся драматург, но я не смирилась и попыталась разобраться в причинах. Оказалось, что он по-своему расшифровал мою речь, мотивы и намерения, достроил «сценарий» и получил совершенно другой «сюжет». Причем из-за своей слишком богатой фантазии, привычке «досочинять» он уже со многими перессорился. И если бы я не вмешалась, нам вряд ли удалось бы продолжить дружбу. Ситуация довольно типичная и для актеров.
 
Сильные эмоции
Когда актер напряженно думает о работе в спектакле, то он неизбежно проецирует этот сюжет на свою жизнь, ищет точки соприкосновения – возможность почерпнуть новые краски. Рядовому человеку это не свойственно, ведь большинство из нас пытается сгладить конфликт, а у артистов, напротив, психика – важнейший индикатор творчества, они не боятся проявлять себя в крайностях. Артисты – это люди, которые живут эмоциями. Дальше все зависит от индивидуальных качеств: некоторые весьма осознанно любят наблюдать, как та или иная эмоция может изменить ситуацию. Поэтому я все же люблю тех артистов, которые пропускают мысль через чувства, а чувства облекают в мысль. Так безопаснее для окружающих.
 
Главное – осторожность  
Опыт показывает, что основную тревогу у большинства актеров вызывает внутренний диссонанс. Проще говоря, если твои слова не рождают сильную эмоцию у собеседника, то чувствуешь себя профнепригодным. То же самое происходит и в личной жизни: когда не получаешь отдачи от собеседника на эмоциональном уровне, то начинаешь тревожиться: почему он не включается в разговор? Рядовой человек, возможно, не так уж зациклен на этом, но многие артисты являются все же заложниками своей профессии, ибо как порой страдают от них близкие, так же мучаются и они сами, не имея возможности объяснить какие-то вещи логически. Как они с легкостью влюбляют в себя, так и сами влюбляются. Как могут доставить страдания другим, так и сами мучаются. Они являются заложниками того мира, который сами же создали. Их близкие часто жалуются, что живут, как на пороховой бочке.
 
Игра в любовь
Есть такое понятие – кинестетическая память. Если актер во время спектакля пропустил через себя определенные эмоции, то они непременно ему запомнятся. Наша психика так устроена, что в трудный момент она выберет лучшую реакцию из имеющихся – вне зависимости оттого, была ли она рождена на сцене или в повседневной жизни. Происходит это подсознательно.
У меня есть друг-актер, который обладает навыками гипноза. Причем он нигде этому не учился, а развил его благодаря театру. Другой случай, это когда актер ушел из семьи после того, как сыграл на сцене разрыв с возлюбленной. У него появился универсальный опыт, он уже знал, как это сделать, как убрать страхи, связанные с предстоящим разводом.
 
Зависимые люди
В своей профессии актер проходит несколько ключевых этапов. После института он хочет играть много ролей и стать знаменитым. Далее он начинает задавать вопрос: а кто мой зритель и насколько я уважаем в кругу коллег?
Сколько раз наблюдала: можно быть абсолютно популярным у зрителей, но стать изгоем в профессиональной среде. Понятно, что нравиться всем невозможно, но если актер чувствует безразличие к себе со стороны коллег, то наступает тот самый диссонанс, о котором я уже говорила. Большинство артистов эгоцентрики, им непременно нужно быть в центре всеобщего внимания и когда что-либо этому мешает, возникает беспокойство. На самом деле, артисты весьма зависимые люди.
 
Борьба с волнением
Элементарные приспособления, благодаря которым можно себя успокоить, это умение контролировать собственные эмоции. Если представить, к примеру, эмоцию «ненависти» в виде диаграммы, то у нее будет своя высота и продолжительность. И ровно, как звуком на телефоне, вы сможете мысленно ею управлять.
Чем сильнее эмоция, тем менее она продолжительна.
Другой способ успокоиться – чисто визуальный. Отвлечь актера во время спектакля может все что угодно, даже неправильно установленная декорация. В таких случаях я советую найти некую «точку опоры», какой-либо предмет на сцене, который вызовет положительные ассоциации. Проще говоря, нужно отвлечься, переключить свое внимание. Этот способ применим и к повседневной жизни, когда у вас, скажем, дурное настроение.
 
Психологический театр
В Америке и в Европе уже давно распространены личные тренинги с психологом, который помогает актеру настроиться на спектакль, разобрать роль и лучше понять своего персонажа, найти наиболее удачные средства выражения. У нас в этой области работает режиссер.

Актеры мне часто говорят, что общения с психологом очень им не хватает. Поскольку для профессии очень важно, чтобы кто-то разобрал не только внешний слой, но и заглянул глубже – в личность. 

Читайте также:
«Никогда не репетируй перед зеркалом» (Как поступить в театральный вуз)

Результат налицо (Секреты гримёра)

  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • Хлеб и зрелища

    В воздухе витает аромат свежей выпечки, стол засыпан мукой, пекарь в белом колпаке ловкими движениями замешивает тесто. Нет, это не утро в кулинарной лавке. Это спектакль Театра Вкуса «Семейная пекарня». О внутренней кухне уникального направления рассказывает его основатель Юрий МАКЕЕВ (материал подготовлен в рамках спецпроекта «Театрала» «Мастер-класс»). ...
  • Чайковский для «чайников»

    Опера. Стоит только сказать это слово, и воображение рисует помпезный зал в золоте и амурах и тучных солистов, поющих сложные арии на непонятном языке (даже если этот язык – русский). Еще немного – и потянет в сон. Пришло время развеять мифы. ...
  • Владимир Шульга: «Импровизация – это состояние души»

    В бумажных выпусках «Театрала» каждый месяц продолжается спецпроект, посвященный тайнам театральных профессий. Недавний наш гость – актер театра «Школа современной пьесы», народный артист России Владимир Шульга рассказал о том, как не растеряться на сцене, если партнер начинает импровизировать. ...
  • Административный ресурс

    «В нашей работе ни дня без сюрприза. Однажды перед спектаклем ко мне подошла разгневанная женщина и стала жаловаться на билетера, который отказывается пропускать ее в театр. Я попросила показать билет, и выяснилось, что билетер ни в чем не виноват – просто дама ошиблась театром. ...
Читайте также