«Чем сильнее эмоция, тем менее она продолжительна»

 
Академик Иван Павлов считал, что актеры обладают совершенно иной психологией, чем «нормальные» люди. Занимался этим и профессор Павел Васильевич Симонов. Но никто так и не разгадал эту загадку медицины. Актер Юрий Яковлев, любивший в своих интервью ссылаться на Павлова, всегда добавлял: «Скажу с уверенностью, что актер – это совершенно другое, отдельное существо. Всегда немного сумасшедшее. А талантливый – это вообще аномалия».
 
«Театрал» попросил психолога Ирину СЕДЛОВСКУЮ, работающую с актерами в России и за рубежом, поделиться своими наблюдениями. Действительно ли артисты устроены совершенно иначе?
 
Богатая фантазия
Театральные люди часто переносят свой сценический опыт в жизнь. Проще говоря, продолжают, фантазировать за пределами сцены. Недавно на меня обиделся драматург, но я не смирилась и попыталась разобраться в причинах. Оказалось, что он по-своему расшифровал мою речь, мотивы и намерения, достроил «сценарий» и получил совершенно другой «сюжет». Причем из-за своей слишком богатой фантазии, привычке «досочинять» он уже со многими перессорился. И если бы я не вмешалась, нам вряд ли удалось бы продолжить дружбу. Ситуация довольно типичная и для актеров.
 
Сильные эмоции
Когда актер напряженно думает о работе в спектакле, то он неизбежно проецирует этот сюжет на свою жизнь, ищет точки соприкосновения – возможность почерпнуть новые краски. Рядовому человеку это не свойственно, ведь большинство из нас пытается сгладить конфликт, а у артистов, напротив, психика – важнейший индикатор творчества, они не боятся проявлять себя в крайностях. Артисты – это люди, которые живут эмоциями. Дальше все зависит от индивидуальных качеств: некоторые весьма осознанно любят наблюдать, как та или иная эмоция может изменить ситуацию. Поэтому я все же люблю тех артистов, которые пропускают мысль через чувства, а чувства облекают в мысль. Так безопаснее для окружающих.
 
Главное – осторожность  
Опыт показывает, что основную тревогу у большинства актеров вызывает внутренний диссонанс. Проще говоря, если твои слова не рождают сильную эмоцию у собеседника, то чувствуешь себя профнепригодным. То же самое происходит и в личной жизни: когда не получаешь отдачи от собеседника на эмоциональном уровне, то начинаешь тревожиться: почему он не включается в разговор? Рядовой человек, возможно, не так уж зациклен на этом, но многие артисты являются все же заложниками своей профессии, ибо как порой страдают от них близкие, так же мучаются и они сами, не имея возможности объяснить какие-то вещи логически. Как они с легкостью влюбляют в себя, так и сами влюбляются. Как могут доставить страдания другим, так и сами мучаются. Они являются заложниками того мира, который сами же создали. Их близкие часто жалуются, что живут, как на пороховой бочке.
 
Игра в любовь
Есть такое понятие – кинестетическая память. Если актер во время спектакля пропустил через себя определенные эмоции, то они непременно ему запомнятся. Наша психика так устроена, что в трудный момент она выберет лучшую реакцию из имеющихся – вне зависимости оттого, была ли она рождена на сцене или в повседневной жизни. Происходит это подсознательно.
У меня есть друг-актер, который обладает навыками гипноза. Причем он нигде этому не учился, а развил его благодаря театру. Другой случай, это когда актер ушел из семьи после того, как сыграл на сцене разрыв с возлюбленной. У него появился универсальный опыт, он уже знал, как это сделать, как убрать страхи, связанные с предстоящим разводом.
 
Зависимые люди
В своей профессии актер проходит несколько ключевых этапов. После института он хочет играть много ролей и стать знаменитым. Далее он начинает задавать вопрос: а кто мой зритель и насколько я уважаем в кругу коллег?
Сколько раз наблюдала: можно быть абсолютно популярным у зрителей, но стать изгоем в профессиональной среде. Понятно, что нравиться всем невозможно, но если актер чувствует безразличие к себе со стороны коллег, то наступает тот самый диссонанс, о котором я уже говорила. Большинство артистов эгоцентрики, им непременно нужно быть в центре всеобщего внимания и когда что-либо этому мешает, возникает беспокойство. На самом деле, артисты весьма зависимые люди.
 
Борьба с волнением
Элементарные приспособления, благодаря которым можно себя успокоить, это умение контролировать собственные эмоции. Если представить, к примеру, эмоцию «ненависти» в виде диаграммы, то у нее будет своя высота и продолжительность. И ровно, как звуком на телефоне, вы сможете мысленно ею управлять.
Чем сильнее эмоция, тем менее она продолжительна.
Другой способ успокоиться – чисто визуальный. Отвлечь актера во время спектакля может все что угодно, даже неправильно установленная декорация. В таких случаях я советую найти некую «точку опоры», какой-либо предмет на сцене, который вызовет положительные ассоциации. Проще говоря, нужно отвлечься, переключить свое внимание. Этот способ применим и к повседневной жизни, когда у вас, скажем, дурное настроение.
 
Психологический театр
В Америке и в Европе уже давно распространены личные тренинги с психологом, который помогает актеру настроиться на спектакль, разобрать роль и лучше понять своего персонажа, найти наиболее удачные средства выражения. У нас в этой области работает режиссер.

Актеры мне часто говорят, что общения с психологом очень им не хватает. Поскольку для профессии очень важно, чтобы кто-то разобрал не только внешний слой, но и заглянул глубже – в личность. 

Читайте также:
«Никогда не репетируй перед зеркалом» (Как поступить в театральный вуз)

Результат налицо (Секреты гримёра)

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра им. Вахтангова. Об этом в субботу, 15 сентября, сообщил на сборе труппы художественный руководитель театра Римас Туминас.    – Я предложил Юрий Бутусову прийти в наш театр на должность главного режиссера. ...
  • Новый сезон откроет «Васса Железнова»

    В среду, 5 сентября, в преддверии нового театрального сезона состоялся сбор труппы во МХАТе им. Горького, на котором художественный руководитель-директор театра, Народная артистка СССР Татьяна Доронина подвела итоги прошедшего сезона и рассказала о планах на будущее. ...
  • «Начинаю себя ощущать неместным»

    «Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»   Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет. ...
  • Александр Калягин: «Ситуация более чем странная»

    На днях президент РФ подписал указ, согласно которому звания заслуженных артистов получили 18 человек, блестяще зарекомендовавших себя как действительно очень талантливых и трудолюбивых артистов. Однако в кругах руководителей театров эта новость породила новый виток обсуждений старой и наболевшей проблемы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Как познакомить ребенка с театром

    Сводить малыша на спектакль – задача не самая сложная. Сложнее укрепить его интерес и сделать так, чтобы этот поход не оказался последним. Секретами мастерства с «Театралом» делится руководитель детских программ РАМТа, педагог Алла ЛИСИЦИНА. ...
  • Будь в авангарде

    Фото: Кадр из спектакля Тимофея Кулябина  «Три сестры» Не заблуждайся К сожалению, то, что не соответствует общепринятым правилам, часто воспринимается как ошибочное отступление от «подлинного» искусства. ...
  • Драма без трагедии

    Конкуренция, репетиционный запал, стресс… Конфликты в творческом коллективе – не такая уж редкость. Как выйти из ситуации достойно и не испортить отношений с коллегами, «Театралу» рассказал врач-психотерапевт, актер театра «Современник» Александр Рапопорт. ...
  • «Не приходите в театр с целью заработать»

    Я абсолютно уверен, что секретов нет ни у кого, даже у людей профессиональных. Если кто-то с умным лицом говорит, что имеет собственные секреты, то перед вами шарлатан. В фотографии есть физика, если хотите, химия и частичка души каждого, кто делает это, нажимая на кнопку именно в момент создания, а не во время работы в «редакторе». ...
Читайте также