«Чем сильнее эмоция, тем менее она продолжительна»

 
Академик Иван Павлов считал, что актеры обладают совершенно иной психологией, чем «нормальные» люди. Занимался этим и профессор Павел Васильевич Симонов. Но никто так и не разгадал эту загадку медицины. Актер Юрий Яковлев, любивший в своих интервью ссылаться на Павлова, всегда добавлял: «Скажу с уверенностью, что актер – это совершенно другое, отдельное существо. Всегда немного сумасшедшее. А талантливый – это вообще аномалия».
 
«Театрал» попросил психолога Ирину СЕДЛОВСКУЮ, работающую с актерами в России и за рубежом, поделиться своими наблюдениями. Действительно ли артисты устроены совершенно иначе?
 
Богатая фантазия
Театральные люди часто переносят свой сценический опыт в жизнь. Проще говоря, продолжают, фантазировать за пределами сцены. Недавно на меня обиделся драматург, но я не смирилась и попыталась разобраться в причинах. Оказалось, что он по-своему расшифровал мою речь, мотивы и намерения, достроил «сценарий» и получил совершенно другой «сюжет». Причем из-за своей слишком богатой фантазии, привычке «досочинять» он уже со многими перессорился. И если бы я не вмешалась, нам вряд ли удалось бы продолжить дружбу. Ситуация довольно типичная и для актеров.
 
Сильные эмоции
Когда актер напряженно думает о работе в спектакле, то он неизбежно проецирует этот сюжет на свою жизнь, ищет точки соприкосновения – возможность почерпнуть новые краски. Рядовому человеку это не свойственно, ведь большинство из нас пытается сгладить конфликт, а у артистов, напротив, психика – важнейший индикатор творчества, они не боятся проявлять себя в крайностях. Артисты – это люди, которые живут эмоциями. Дальше все зависит от индивидуальных качеств: некоторые весьма осознанно любят наблюдать, как та или иная эмоция может изменить ситуацию. Поэтому я все же люблю тех артистов, которые пропускают мысль через чувства, а чувства облекают в мысль. Так безопаснее для окружающих.
 
Главное – осторожность  
Опыт показывает, что основную тревогу у большинства актеров вызывает внутренний диссонанс. Проще говоря, если твои слова не рождают сильную эмоцию у собеседника, то чувствуешь себя профнепригодным. То же самое происходит и в личной жизни: когда не получаешь отдачи от собеседника на эмоциональном уровне, то начинаешь тревожиться: почему он не включается в разговор? Рядовой человек, возможно, не так уж зациклен на этом, но многие артисты являются все же заложниками своей профессии, ибо как порой страдают от них близкие, так же мучаются и они сами, не имея возможности объяснить какие-то вещи логически. Как они с легкостью влюбляют в себя, так и сами влюбляются. Как могут доставить страдания другим, так и сами мучаются. Они являются заложниками того мира, который сами же создали. Их близкие часто жалуются, что живут, как на пороховой бочке.
 
Игра в любовь
Есть такое понятие – кинестетическая память. Если актер во время спектакля пропустил через себя определенные эмоции, то они непременно ему запомнятся. Наша психика так устроена, что в трудный момент она выберет лучшую реакцию из имеющихся – вне зависимости оттого, была ли она рождена на сцене или в повседневной жизни. Происходит это подсознательно.
У меня есть друг-актер, который обладает навыками гипноза. Причем он нигде этому не учился, а развил его благодаря театру. Другой случай, это когда актер ушел из семьи после того, как сыграл на сцене разрыв с возлюбленной. У него появился универсальный опыт, он уже знал, как это сделать, как убрать страхи, связанные с предстоящим разводом.
 
Зависимые люди
В своей профессии актер проходит несколько ключевых этапов. После института он хочет играть много ролей и стать знаменитым. Далее он начинает задавать вопрос: а кто мой зритель и насколько я уважаем в кругу коллег?
Сколько раз наблюдала: можно быть абсолютно популярным у зрителей, но стать изгоем в профессиональной среде. Понятно, что нравиться всем невозможно, но если актер чувствует безразличие к себе со стороны коллег, то наступает тот самый диссонанс, о котором я уже говорила. Большинство артистов эгоцентрики, им непременно нужно быть в центре всеобщего внимания и когда что-либо этому мешает, возникает беспокойство. На самом деле, артисты весьма зависимые люди.
 
Борьба с волнением
Элементарные приспособления, благодаря которым можно себя успокоить, это умение контролировать собственные эмоции. Если представить, к примеру, эмоцию «ненависти» в виде диаграммы, то у нее будет своя высота и продолжительность. И ровно, как звуком на телефоне, вы сможете мысленно ею управлять.
Чем сильнее эмоция, тем менее она продолжительна.
Другой способ успокоиться – чисто визуальный. Отвлечь актера во время спектакля может все что угодно, даже неправильно установленная декорация. В таких случаях я советую найти некую «точку опоры», какой-либо предмет на сцене, который вызовет положительные ассоциации. Проще говоря, нужно отвлечься, переключить свое внимание. Этот способ применим и к повседневной жизни, когда у вас, скажем, дурное настроение.
 
Психологический театр
В Америке и в Европе уже давно распространены личные тренинги с психологом, который помогает актеру настроиться на спектакль, разобрать роль и лучше понять своего персонажа, найти наиболее удачные средства выражения. У нас в этой области работает режиссер.

Актеры мне часто говорят, что общения с психологом очень им не хватает. Поскольку для профессии очень важно, чтобы кто-то разобрал не только внешний слой, но и заглянул глубже – в личность. 

Читайте также:
«Никогда не репетируй перед зеркалом» (Как поступить в театральный вуз)

Результат налицо (Секреты гримёра)

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Денис Кмит

    В воскресенье, 21 июля, в возрасте 59 лет скончался актер Денис Кмит. Об этом сообщил его племянник актер Дмитрий Дубровский. «Ушёл из жизни мой дорогой любимый дядя, замечательный, мужественный человек и актёр Денис Кмит. ...
  • «Так умеет далеко не каждая актриса»

    Она всегда знала, что будет артисткой. Ещё в школе снялась в нескольких картинах, а в студенческие годы сыграла в Ленинградском ТЮЗе Джульетту (лучшего старта и не придумать). В Москве актрисе тоже сопутствовал успех: ее приняли в Театр им. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
Читайте также


Читайте также

  • Хлеб и зрелища

    В воздухе витает аромат свежей выпечки, стол засыпан мукой, пекарь в белом колпаке ловкими движениями замешивает тесто. Нет, это не утро в кулинарной лавке. Это спектакль «Семейная пекарня» нового резидента «Практики» –Театра Вкуса. ...
  • Съедобное искусство

    На фото: Станислав Любшин, лауреат «Звезды Театрала»-2018 в номинации «Легенда сцены» На этот раз мы решили отступить от традиции и провести мастер-класс по ремеслу, которое не имеет прямой связи с театром. ...
  • Моне для «чайников»

    Если вы думаете, что Моне от Мане отличается только буквой, самое время идти в музей. Может ли искусство быть доступно дилетанту? Мастер-класс ведет заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. Пушкина Сурия САДЕКОВА. ...
  • Будь в авангарде

    Фото: Кадр из спектакля Тимофея Кулябина  «Три сестры» Публикуем еще один архивный текст, вышедший в «Театрале» в минувшем году – мастер-класс от режиссера Тимофея Кулябина о том, как научиться понимать современное искусство. ...
Читайте также