«Нас не замечают – это минус, но и не трогают – это плюс»

В Москве состоялся первый Форум независимых «нестоличных» театров

 
Форум, инициированный театральным критиком Павлом Рудневым и художественным руководителем «Гоголь-центра», режиссером Кириллом Серебренниковым, проходил в Москве с 17 по 20 ноября. На него собрались представители трех десятков независимых театров, трупп и площадок – из Иркутска, Ижевска, Краснодара, Казани, Астрахани, Тулы, Уфы, Улан-Уде, Хабаровска, Минска и других городов.
 
Почему организаторы решили собрать только «нестоличные» независимые театры? Ответ очевиден: в регионах частным инициативам существовать гораздо сложнее, инициаторы, как правило, не находят ни поддержки, ни понимания, поэтому больше, чем столичные объединения нуждаются в помощи и внимании.
 
Программу Форума составили дискуссии и мастер-классы от успешных руководителей альтернативных театров и площадок – Елены Ковальской, Елены Греминой, Николая Коляды и Евгения Кулагина.
 
Нескольким театрам была дана возможность представить собственный контент на одной из самых известных и модных площадок Москвы. Так, на сцене «Гоголь-центра» показали свои спектакли театры из Уфы, Казани, Ижевска, Краснодара и Иркутска. Безусловно, это для небольших театральных объединений стало значимым явлением, серьезным стимулом для дальнейшего развития.
 
В первый день участники презентовали собственные театры и площадки, рассказывали о наиболее острых и важных проблемах, с которыми им ежедневно приходится сталкиваться. Проблемы, кстати, оказались во многом схожими – отсутствие собственной площадки, неподъемная арендная плата, финансовые сложности, кадровый дефицит. Почти все говорили о тотальном безразличии властей по отношению к независимым компаниям. Местные власти не только не готовы поощрять частные инициативы, они делают вид, что их просто не существует. Впрочем, как выяснилось, такая ситуация многих руководителей театров отчасти устраивает: «Нас не замечают – это минус, но и не трогают – это плюс».
 
Прослеживались схожие тенденции и в репертуарной политике независимых театров – прежде всего, это наличие современной драматургии и реализация социальных проектов. Все больше и больше объединений становятся первооткрывателями и создают невообразимые для регионов, особенно для маленьких городов, события – читки пьес, обсуждения спектаклей, показы документальных фильмов, театральные лаборатории и фестивали. Конечно, в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах такие форматы давно стали привычными, но в провинции только благодаря независимым площадкам люди имеют возможность знакомиться с современным искусством и его актуальными формами.
 
Для многих основателей театральных площадок мотивацией их создания послужило, прежде всего, отсутствие современного искусства в собственном городе. Пустота должна быть заполнена глубоким и дискуссионным содержанием, – решали молодые люди и создавали пространство искусства для своих ровесников. Несмотря на равнодушие официальных структур, именно они пытаются развивать и улучшать города и регионы, в которых живут. Кстати, спонсорской поддержкой тоже почти никто похвастаться не смог. Даже в Москве и Санкт-Петербурге масштабные культурные события с трудом находят себе источники негосударственного финансирования, стоит ли говорить о том, что  в регионах ситуация еще хуже…
 
Необходимо ли вмешательство государства в творческую деятельность независимых театров? Если нужна государственная поддержка, то какой она должна быть? Эти вопросы неизменно обсуждались в течение всего Форума. С одной стороны, постановка вопросов отчасти противоречит самой цели частной инициативы как альтернативы государственной. С другой стороны, понятно, что выживать (а именно это и приходится делать) при отсутствии какой-либо помощи, надеясь на самоокупаемость, невероятно сложно. Кто-то, помимо основной деятельности, организует коммерческие мероприятия; кто-то открывает при театре студии и школы; кто-то зарабатывает деньги в другом месте и вкладывает их в собственное дело.
 
Участники Форума пришли к выводу, что проблема финансовой самостоятельности весьма серьезна, но все-таки решаема. Это мнение окрепло после того, как своим опытом поделились профессионалы, которые своей многолетней работой доказывают: независимый театр может и должен быть успешным.
 
На малой сцене «Гоголь-центра» состоялся диалог Кирилла Серебренникова и драматурга Мариуса Ивашкявичюса – «Свобода там, где никогда не нужно говорить шепотом». Разговор получился многоплановым и полезным – о театре и политике, свободе и цензуре.
 
Елена Ковальская, арт-директор Центра им. Мейерхольда, говорила о необходимости сотрудничества с государством при сохранении своей от него независимости и поделилась тремя самыми успешными кейсами взаимодействия.
 
Директор частного «Театра.doc» Елена Гремина начала с истории создания собственного театра, которому вот-вот исполнится 15 лет: «Мы были бедные, талантливые и во что-то верили». Безусловно, «Театр.doc»  поражает своей способностью к выживанию в любых условиях и отстаиванию собственных творческих принципов.
 
Одним из самых ярких и эксцентричных стал мастер-класс драматурга, режиссера и руководителя собственного театра Николая Коляды (г. Екатеринбург). «Для меня, как для человека искусства, главное – чтобы касса была полна», – заявил он. Парадокс? Нисколько! Руководитель «Коляда-театра» честен, ведь аншлаги в зрительном зале – это не только показатель успешности спектаклей, но и возможность нормального функционирования площадки. «Я не имею права отчаяться, – утверждает Николай Коляда, – за мной сто двадцать человек».
 
Один из участников Форума поинтересовался, есть ли у него стратегия на случай, если театр разорится. «Это невозможно», –  уверенно ответил Коляда.
 
Заключительный мастер-класс давал Евгений Кулагин, один из основателей компании «Диалог Данс» и арт-площадки «Станция». Иван Естегнеев и Евгений Кулагин с нуля создали в Костроме собственную танцевальную компанию, школу и площадку. Они смогли добиться признания не только зрителей, но и профессионального сообщества, как российского, так и зарубежного. Евгений рассказал об опыте сотрудничества с фондами, государством и культурными центрами Европы. Масштабы развития компании в небольшом городе поразили слушателей мастер-класса.  «Голливуд там, где мы», – это один из девизов Естегнеева и Кулагина, и он кажется вполне жизнеспособным.
 
Последний день завершался показом спектакля Кирилла Серебренникова «Мученик» по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. «Я здесь на своем месте», – произносит в финале героиня Виктории Исаковой. Без сомнения, эта фраза стала отличным аккордом для завершения Форума. После него участники уедут домой и там снова столкнутся все с теми же проблемами, но благодаря Форуму они получили если не готовые рецепты их решения, то, по крайней мере, уверенность в том, что справятся с трудностями ради своих коллективов, ради своих зрителей, ради жителей своих городов.
 
Первый Форум дал независимым театрам возможность объединиться. Понятно, что процесс этого объединения только начинается и пока открытым остался вопрос о необходимости создания Ассоциации независимых театров…
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • В новогодние праздники музеи Москвы работают бесплатно

    Несколько десятков музеев москвичи и гости столицы смогут бесплатно посетить в период со 2 по 8 января. Выбор широк – от усадеб и мемориальных квартир до исторических, краеведческих и литературных музеев. Новогодним игрушкам посвящена выставка в Центре Гиляровского. ...
  • Владимир Машков готовит «Ночь в отеле»

    Первая постановка Владимира Машкова в статусе художественного руководителя Театра Олега Табакова увидит свет 25 декабря (сцена на Чистых прудах). Режиссер выбрал пьесу современного британского драматурга Терри Джонсона Insignificance («Незначительность»), однако спектаклю дали другое название – «Ночь в отеле». ...
  • Зрители выбрали лучший спектакль сезона

    В номинации зрительской премии «Звезда Театрала» были представлены спектакли «Как важно быть серьезным» Виктора Шамирова (Театр им. Моссовета), «Макбет» Антона Яковлева (Театр на Малой Бронной), «Сережа» Дмитрия Крымова (МХТ им. ...
  • «Я бы хотела, чтоб это был захаровский спектакль»

    В «Ленкоме» – 2 и 3 декабря состоится премьера спектакля «Капкан», вольной сценической фантазии по мотивам сочинений Владимира Сорокина, сценарных разработок Марка Захарова и документальных источников. Накануне премьеры Александра Захарова, которая завершает начатую ее отцом постановку, рассказала о том, как шла работа над этим спектаклем. ...
Читайте также


Читайте также

  • Юбилейную программу Зальцбургского фестиваля представят в Театре на Малой Бронной

    В четверг, 28 ноября, в Театре на Малой Бронной презентуют программу музыкального фестиваля, посвященную его 100-летнему юбилею. Как сообщается на сайте театра, ее представят художественный руководитель фестиваля Маркус Хинтерхойзер, президент Хельга Рабль-Штадлер и президент Российского общества друзей Зальцбургского фестиваля Дмитрий Аксенов. ...
  • «Вишневый сад» Кончаловского покажут в Германии

    C 27 по 28 ноября, а также 1 и 4 декабря в Германии состоятся гастроли Театра им. Моссовета со спектаклем «Вишневый сад» и «Дядя Ваня» в постановке Андрея Кончаловского. Гастроли проходят в рамках международного культурного проекта «Русские сезоны». ...
  • Театр им. Ленсовета отправляется на «Большие гастроли»

    Театр им. Ленсовета (Санкт-Петербург) 27 и 28 ноября выступит на сцене Архангельского театра драмы им. Ломоносова в рамках программы «Большие гастроли». Как рассказали «Театралу» в пресс-службе театра, за последние три года с «Большими гастролями» коллектив успел побывать в Астрахани, Новокузнецке, Пскове и Великом Новгороде. ...
  • «Первая леди» европейской сцены

    Создатель принципиально новой театральной оптики и «живого кино», она начинала в Королевской шекспировской компании в Стратфорде, в Национальном театре Лондона, а теперь работает в передовых европейских театрах, ставит оперы для Экс-ан-Прованса и уже много лет остается фавориткой главного оперного фестиваля. ...
Читайте также