«Мы хотели пригласить Серебренникова…»

Русский театр за рубежом: Казахстан

 
Сколько русских театров на постсоветском пространстве –сосчитать невозможно. Про одних известно достаточно неплохо, другие ведут жизнь закрытого монастыря. Но у всех одна и та же проблема: оставшись без поддержки России, они считают своим главным долгом сохранять и поддерживать русский язык. В их числе – Русский театр драмы им. Лермонтова (Алма-Ата), номинированный зрителями в этом году на премию «Звезда Театрала». Обозреватель «Т» побеседовал с художественным руководителем театра Рубеном АНДРИАСЯНОМ.
 
– Рубен Суренович, ваш коллектив в Казахстане – один из старейших русских театров…
– Да, он возник в 1933 году в Семипалатинске, а затем переехал в Алма-Ату. Так что несколько лет назад мы справили наше восьмидесятилетие.
– Долго ли спектакли остаются в репертуаре?
– По-разному складывается. «Пигмалион» идет уже много лет. Еще один из наших спектаклей-долгожителей, идущий уже больше 20 лет, – «Семейный портрет с посторонним». Главную роль там играет Владимир Толоконников, который всем хорошо известен по фильму «Собачье сердце».
– Кстати, как здоровье Владимира Алексеевича? В СМИ недавно была информация о том, что он болен.
– Возраст у нас уже «нежный», будем это так называть, так что болезни случаются. Но Володя снова в строю и снова на сцене. 
Еще из спектаклей-долгожителей «Вишневый сад», который я поставил довольно давно. Я уже хотел его снять, но меня все уговаривают оставить в репертуаре, потому что зрители его любят. Но чтобы он и дальше оставался в афише, надо обновлять актерский состав. И вот сейчас я как раз думаю над этим.
– А на что, в принципе, больше ходит публика?
– На комедии, конечно. Хотя в Казахстане было такое время, когда зрители стали избегать русскую классику. Но сейчас на нее снова спрос. И «Ревизор», и «Вишневый сад», и «Чайка» вызывают большой интерес. В последнее время молодежь стала чаще ходить в театр.
– В некоторых бывших советских республиках молодежь уже плохо знает русский, лучше знают английский. А в Казахстане?
– Английский здесь меньше приживается, а русский язык – главенствует, как язык межнационального общения. И это естественно, потому что здесь интернациональная аудитория: казахи, корейцы, русские, уйгуры, сосланные когда-то в Казахстан дети разных народов, в том числе и армяне. И русский – это объединяющий язык…
– Как выбираете новый материал для постановки?
– Есть три основные вещи для того, чтобы пьеса вошла в репертуар: это должна быть настоящая литература; ее болевые точки должны совпадать с болевыми точками общества; ну и, конечно, чтобы было кому играть.
– А какие, на ваш взгляд, «болевые точки» у общества сегодня?
– Если взять, например, тот же «Вишневый сад» и посмотреть, что происходит в пьесе, то там люди попали в новые обстоятельства. Отменено крепостное право, нарождается новый класс, буржуазия. И герои не знают, как жить дальше в этих обстоятельствах. Не умеют жить. Это вам ничего не напоминает? И в пьесах Чехова всегда возникают параллели с сегодняшним днем, он всегда современен. Если когда-то к Лопахину относились, может быть, не очень благожелательно, то сегодня уже с интересом: «А кто к нам пришел?»
Или возьмем «Три сестры»: советское литературоведение в свое время кричало, что они не едут в Москву, потому что не способны на поступок, не способны ни на что, одним словом, «гнилая интеллигенция»… А на самом деле у Чехова ведь есть очень конкретные мотивации этого: они не едут в Москву, потому что их брат Андрюша Прозоров заложил дом.
У Чехова все очень конкретно, он учит понимать, что происходит с людьми. И все это узнаваемо сегодня. И это касается не только Чехова. У нас идет, казалось бы, совсем «чужая пьеса» – «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса – одна из наших недавних премьер. И тоже все узнаваемо. «Ревизор», не надо объяснять, насколько близок и понятен! Когда мы ставим любую пьесу, будь то американская, английская, французская вещь, все равно – это мы, люди, живущие в Казахстане, говорящие на русском языке, рассказываем о своих проблемах. «Тартюф» у нас идет много лет и тоже о наших проблемах. И «Продавец дождя»… Это все «чужие» пьесы, но люди в любой точке земного шара, в любое время хотят одного, делают одно и то же. Людей не переделать…
– А в то, что театр может изменить людей, пришедших на спектакль, вы верите?
– Мне очень нравится такое определение: театр – это место, где толпа превращается в народ. Я люблю зайти в зрительный зал и «услышать», как происходит это «шуршанье мыслей в головах». И если оно происходит, значит, мы попали в точку.
Я помню, Олегу Николаевичу Ефремову задали вопрос: «Куда вы поведете театр?» Он пожал плечами и сказал: «Куда страна, туда и мы». Куда жизнь, туда и мы…
– С кем из российских режиссеров поддерживаете связи?
– Время от времени у нас ставят российские режиссеры. Несколько спектаклей поставил бывший наш актер, сейчас актер и режиссер московский – Владимир Еремин. Роман Григорьевич Виктюк ставил у нас спектакль. Я просто из любопытства – что может Виктюк сделать с плохой пьесой – дал ему поставить то, что он заявил. Любопытство мое отчасти вышло боком, потому что, если нет пьесы, все равно не сделаешь спектакля. Но это было очень полезно для труппы – пройти через работу с Виктюком. Потому что он в работе не щадит ни себя, ни актеров. И это был очень интересный опыт для всей труппы. Уверен, что мы не прогадали, хоть спектакль этот и шел недолго. Мы хотели пригласить Серебренникова, но пока не сложилось… Поэтому в основном обходимся своими силами.
– А новым театральным формам в вашем театре находится место?
– Что касается лично меня, то я сторонник традиций, но это не означает, что я не подпускаю молодежь к поискам новых форм. Это и бывшие мои студенты, и приглашенные молодые режиссеры. Так что в этом смысле у нас достаточно разнообразная картина. В частности, мой бывший студент, а теперь уже актер и режиссер Дмитрий Билов, живущий сейчас в Германии, поставил у нас необычный спектакль «Андалузское проклятье» по пьесе «Дом Бернарды Альбы». Очень разные есть спектакли, разные творческие почерки. Вы помните, в «Чайке» Треплев первые три акта кричит о том, что нужны новые формы, и только в конце четвертого акта делает горький вывод: «Я все больше и больше прихожу к убеждению, что дело не в старых и новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах. Пишет, потому, что это свободно льется из его души». Если хотите, это вопрос искренности творца. Когда человек чувствует, что материал нуждается именно в такой форме, то это одно, а когда он придумывает форму и натягивает материал на эту форму, это уже от лукавого.
 
Справка
Рубен Андриасян
Родился: 31 октября 1938 года
Образование: Ереванский театрально-художественный институт (1963)
Карьера: Главный режиссер Кзыл-Ординского облказдрамтеатра (1963), главный режиссер Кустанайского облдрамтеатра им. Горького, главный режиссер Карагандинского облдрамтеатра им. Станиславского (1966), режиссер Республиканского русского драмтеатра им. Лермонтова (1972), главный режиссер ТЮЗа г. Алма-Аты (1974 ), с 1983 года – худрук Русского театра драмы им. Лермонтова.
Профессор кафедры мастерства актера и режиссуры Театрального факультета КазНАИ.
Звания: Народный артист республики Казахстан (1992), Лауреат Государственной премии (2002), Лауреат независимой премии «Платиновый Тарлан» (2001) и другие.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театрал» создал безвизовую зону

    В начале сентября москвичи и гости столицы получат уникальный шанс – принять участие в международном театральном путешествии. Всего за четыре дня поклонники сцены смогут побывать в русских театрах Нью-Йорка, Тель-Авива и Варшавы, не потратив при этом ни копейки на авиабилеты, и даже не воспользовавшись заграничным паспортом. ...
  • «Фестиваль стал «точкой сборки»

    В Берлине прошел уже ставший традиционным III Международный фестиваль «Мир русского театра», организованный журналом «Театрал». Восемь театральных коллективов  из разных стран  съехались в столицу Германии, где с 6 по 9 июня представили свои спектакли. ...
  • В Берлине завершился фестиваль «Мир русского театра»

    В воскресенье, 9 июня, в Берлине закончился lll фестиваль «Мир русского театра».  Все коллективы, принявшие участие в форуме, получили почетные дипломы и подарки от журнала «Театрал».   Заключительный, четвертый, день фестиваля начался с показа спектакля финского театра «Арт-Мастер» по пьесе современного автора Елены Исаевой «Про мою маму и меня» в постановке  Екатерины Пастуховой. ...
  • «Сцена – это территория свободы»

    Третий день фестиваля «Мир русского театра», можно сказать, стал «Днем защиты детей». Утренний спектакль показал детский театральный коллектив «Апрелик», а вечером в творческом вечере актрисы Вахтанговского театра Ольги Тумайкиной приняла участие ее дочка Маша. ...
Читайте также