Владимир Андреев: «У каждого - свой Этуш»

 
Несколько лет назад народный артист России Владимир Андреев по просьбе "Театрала" рассказал о своей многолетней дружбе с Владимиром Этушем. Утром 9 марта Владимира Этуша не стало: в память о нем "Театрал" приводит этот очерк. 
 
Недавно мы встретились на одном мероприятии.
– Что же ты мне не звонишь?! – первым делом спросил он.
– Володечка, я как ни позвоню, телефон не отвечает. Ни ты, ни Лена не подходите.
– Значит, ты звонишь, когда мы за рубежом. Ты должен угадывать, и нам надо успевать видеться друг с другом!


Успевать видеться… Как точно сказано. Жизнь ведь скоротечна. В молодости, несмотря на колоссальную занятость, оставалось время на дружбу. А сейчас… У него репетиции, у меня репетиции, а силы уже не те… Но все же Володя человек удивительной стойкости и целеустремленности. Я с радостью узнал, что в декабре он выйдет на сцену в новом спектакле.

Несмотря на все хвори, Володя верен профессии, как и театру, который он никогда не предавал.

Для меня он Володя Этуш. Он мне сам когда-то разрешил так его называть, и даже не то чтобы разрешил, а настойчиво предложил, несмотря на то, что он старше меня на семь лет. Но в нашем возрасте эта разница уже микроскопическая, исчезающий пустяк. Когда тебе исполняется 50, время делает странную петлю, и – оля-ля! – ты уже ровесник старшим друзьям, учителям и даже, страшно сказать, своим родителям.

Так вот, познакомились мы с ним давным-давно, году в 70-м, когда я снимал телевизионный фильм «Клоун» по произведению Виктора Драгунского, и там играл Этуш. До этого мы фактически не знали друг друга, и я был поражен, насколько он был скромен, насколько ответственно и строго относился к съемкам. Маяком для него был Леонид Енгибаров, такой грандиозный грустный клоун, если помните. Этуш, кажется, изучил все его творчество. И играл виртуозно!
Правда, дружба наша возникла лет двадцать спустя. Году этак в 92-м Володя увидел мой спектакль «Пропавший сюжет» (по Леониду Зорину), сказал очень теплые слова, а закончил свою речь двумя просьбами. Во-первых, немедленно перейти на ты, а, во-вторых, сыграть что-нибудь вместе.

Как тут откажешь! И мы охотно взялись за совместную работу. Я, Володя и Наташа Архангельская репетировали спектакль «Пат, или Игра королей», с которым позже объездили пол мира.

Однажды летели в Алма-Ату. Сели в самолет, и как только он взлетел, тут же к нам подходит женщина с маленькой девочкой и говорит:
– Ниночка, посмотри, вот живой Карабас-Барабас, – и показывает на Этуша.
Ребенок застыл, не оторвать. Мама с большим трудом увела Ниночку в туалет в хвосте. Идут обратно. Остановились. Разглядывают. Карабас смягчился и подарил Ниночке шоколадку, чтобы мама смогла ее увести.

Следом подходит другой пассажир. Говорит:
– Здрасьте. Студентка, комсомолка, спортсменка и, наконец, просто красавица!
Володя терпел и снисходительно улыбался. Потом еще один человек:
– О, товарищ Шпак! Два магнитофона импортных, две куртки замшевые…
Так продолжалось на протяжении всего полета (у каждого из нас – свой Этуш). Но Володя перенес его стойко. Он давно ведь привык к своей немеркнущей славе.
 
У Володи был не самый легкий период в жизни, когда он остался один. Однажды он поделился со мной переживанием:
– Представляешь, – говорит, – играю вчера спектакль и чувствую, что мне все время что-то мешает. Мешает и всё. Сегодня – снова. Я чувствую – чьи-то глаза, направленные на меня, как перископ. А я же не люблю смотреть в зал, но постоянно ловлю на себе столь пристальный взгляд…
 
Дело дошло до того, что Этуш пожаловался администратору: дескать, что происходит. Администратор развел руками:
– Владимир Абрамович, ничего не можем сделать. Приходит девушка с билетом в первый ряд и следит за вами на протяжении всего действия.
Этуш взмолился:
– А нельзя ли пристраивать ее где-то подальше от сцены?
 
Потом прошло время. Мы вновь созвонились:
– Володя, как поживаешь?
– Ничего.
– Как же ты один? Может, тебе помочь в чем-то?
– Не надо...
– Есть кто-то, кто помогает тебе?
– Да.
А спустя несколько месяцев он познакомил меня с Леной – оказалось, что это и была та самая поклонница. Сколько времени прошло, но они по сей день неразлучны. Леночка очень его бережет и, безусловно, дает ему силы.
 
Для меня Этуш легенда еще и потому, что он прошел войну. Как любой настоящий фронтовик о своих боевых заслугах Володя, конечно, никогда не рассказывает – слова не вытянешь, но однажды мы заговорили с ним о мужской принципиальности, и он вдруг рассказал, что как-то на фронте на него накричал командир – лихой, резкий человек.
– Я тебя пристрелю!
Но Володя и сам человек темпераментный, за словом в карман не полез и тоже схватился за пистолет:
– Это я тебя пристрелю. Посмотрим, кто первый.  
Крикун мгновенно смягчился, и после того случая зауважал Володю (их вражда, как ни странно, даже в дружбу переросла).
 
Понятие достоинства – одно из главных качеств у Владимира Абрамовича. И проявляется это во всем – в отношении к друзьям, к партнерам, к студентам… Сегодня, когда преобладает эстетика небрежности, граничащая с неряшливостью, Володя остается одним из тех редких людей, кто опрятен во всем: не только в своих делах и поступках, но и в одежде. То как он носит костюм, всегда ставилось в пример студентам театральных вузов. Безупречный стиль. Он и пальто тебе может подать, чему я с непривычки очень удивился однажды. Но Этуш ответил:

– Меня так Завадский научил. Ели я человека уважаю, если он заслуживает этого, то я могу подать ему пальто.
С тех пор я делаю то же самое. Ну дамам-то лучше подавать пальто всегда и везде, а вот мужчинам не всегда полагается, а только в виду уважения и заслуг.
 
Иногда я думаю: Володя, конечно, достоин того, чтобы всю жизнь у него учиться. Это не дифирамбы, а давно открытая истина.
Несколько лет назад я сыграл Князя К. в «Дядюшкином сне» Театра Ермоловой. Так совпало, что вскоре я встретил Этуша (он ведь играет аналогичную роль в Театре Вахтангова).
– Ну что? Ты отважился сыграть то, что я играю уже давно? – и бровь так хитро вверх ползет.
– Да, Володь, да, играю.
– Приду посмотрю.
Я оробел:
– Ну, хорошо, приходи, но только заранее предупреждаю: не расстраивайся.
– Хорошо играешь, что ли?
– Очень по-своему. На тебя непохоже.
– Ну, проверим-проверим! – сказал он с лукавой своей улыбкой.
 
Он вообще всегда умеет гениально анекдот рассказать к месту – чтобы взбодрить и взбодриться. Разнообразная он личность и очень серьезная, а иногда и очень смешная, как и должно быть у человека выдающегося.



  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • На «Звезду Театрала» номинировали театры из регионов

    Целый ряд региональных и муниципальных театров поборется в этом сезоне за премию зрительских симпатий «Звезда Театрала». Специальная номинация «Лучший региональный театр» была учреждена дирекцией премии в этом сезоне и уже вызвала широкий отклик у зрителей. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: прием заявок продолжается!

    Середина сезона – самое время посещать премьеры и делиться впечатлениями от понравившихся работ. Сбор голосов, напомним, идет на странице премии зрительских «Звезда Театрала» и продлится до конца мая. Затем из поступивших заявок будет сформирован лонг-лист по номинациям и начнется интернет-голосование. ...
  • Владимир Андреев: «У каждого - свой Этуш»

    Несколько лет назад народный артист России Владимир Андреев по просьбе "Театрала" рассказал о своей многолетней дружбе с Владимиром Этушем. Утром 9 марта Владимира Этуша не стало: в память о нем "Театрал" приводит этот очерк. ...
  • У «Звезды Театрала» новая номинация

    Дирекция интернет-премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» все чаще стала получать обращения зрителей, которые интересуются, можно ли номинировать на премию работы региональных  и муниципальных театров. ...
Читайте также