Валерий Фокин: «У нас действительно много мертвых театров»

 
Режиссер Валерий ФОКИН, выступавший на Съезде СТД 23 октября, рассказал деятелям о том, что его, худрука Александринского театра, беспокоит сегодня больше всего. Речь пошла, в частности, о поиске взвешенной стратегии действий в условиях финансового и мировоззренческого кризиса.

– Вы знаете, как сегодня складываются обстоятельства – и на фоне экономической ситуации, и, самое главное, на фоне нашей внутренней театральной ситуации, – сказал Валерий Владимирович. – Сегодня мы все, к сожалению, разбегаемся по разным группам и ассоциациям, делимся на правых и левых, либералов и тех, кто со скрепами, и достаточно агрессивно друг с другом взаимодействуем. Ситуация с «Золотой маской» это подтвердила.

Добавьте к этому работу с чиновниками, которые обрушили на театр просто огромную лавину показателей. Тут нужно помнить, что главным показателем эффективности театра должно быть художественное, а это часто забывают. Творчество уже как бы не на первом месте. А вот продажи билетов и прочее – это, мол, замечательно. Да, замечательно. Кто же будет говорить, что полный зал хуже, чем полупустой? Но надо ведь знать, какой это зал, кто сидит в зале и что смотрит.

А что, шедевр не может идти в зале на 40 мест? Может. Я видел такие спектакли. Во всем этом нужен более гибкий, умный подход, иначе мы обрушим все, ради чего работаем. А то доходы, доходы, доходы… Нельзя так подходить. Музыкальный театр – там другая песня, а драматический театр за счет чего должен получать доходы? Увеличение цен на билеты? Это невозможно делать бесконечно, есть предел. Аренда? Тоже невозможно – нельзя же сдаваться направо и налево. А где будет работать сам театр? К этой ситуации нужно подходить мудро. И мне кажется, Александр Александрович Калягин (председатель СТД. – «Т») ведет очень правильную политику, очень мудрую, терпеливую, политику балансирования, центрирования в этой очень непростой ситуации. Он совершенно справедливо говорит, пишет письма губернаторам, некоторые отвечают, некоторые не реагируют, но все равно все знают и чувствуют, что есть голос театрального народа.

Кроме того, в своей речи худрук Александринского театра, который является также председателем Совета Гильдии театральных режиссеров, затронул еще одну острую проблему театрального сообщества – авторские права режиссеров-постановщиков:

– Проблема авторских прав режиссеров – это давнишняя история. Ее обнаружили еще классики нашего театра, начиная от Мейерхольда, Товстоногова… Но эта история никоим образом не развивалась, поскольку наши коллеги по созданию спектаклей (сценографы, композиторы, хореографы), как вы знаете, являются авторами. А режиссеры – нет. И этот момент чрезвычайно важен. Нам вместе удалось сдвинуть это дело, уже даже прошли первые чтения в Думе. Юристы разработали поправку, которую можно внести в закон, обнаружился так называемый объект авторского права, а именно об этом велись все споры – что считать таким объектом? Предстоит еще долгий путь, потому что пришла новая Дума, с ней надо работать. Но главное, был сделан первый очень важный шаг. В связи с этим я хочу обратиться к нашим коллегам-директорам: пожалуйста, не пугайтесь. Сейчас я слышу некоторые голоса, что сейчас режиссеры получат права, начнут требовать деньги за спектакли. Но нас это совершенно не интересует – мы не о том думаем. Как вы работаете с режиссерами сегодня – договариваетесь о гонораре, выстраиваете отношения – так и будете продолжать дальше. Для нас важно узаконить авторское право, потому что режиссер – это действительно автор спектакля, несущий ответственность.

После выступления Валерий Фокин ответил на вопрос «Театрала».

– Валерий Владимирович, после нашумевшего интервью Леонида Печатникова, в котором он сказал о необходимости театральной реформы, вновь заговорили о критериях финансирования театра. Какими, на ваш взгляд, должны быть эти критерии? 
– Я понимаю, о чем говорит заместитель мэра, понимаю его озабоченность, но это очень тонкий вопрос, надо думать. Одного критерия финансирования на всех быть не может. На мой взгляд, эти критерии должны быть отдельными для разных групп театров, но с учетом особенностей этих театров, входящих в группу, потому что каждый театр индивидуален. Главное, эти критерии, как я уже сказал, должны быть разработаны по одному принципу – во главе должна стоять художественность. А не количество зрителей и уровень доходов. Вот в чем дело. А ведь им-то (властям. – «Т») нужно как раз это.

В силу экономической ситуации они готовы сделать все, чтобы театры зарабатывали сами, оставили их в покое – и вот тогда все будет отлично. И вообще провалитесь со своим театром… С другой стороны, я понимаю, почему Печатников это (реформу финансирования. – «Т») предлагает. В принципе, он правильно говорит, у нас ведь действительно много мертвых театров, надо думать, как решить эту проблему. Но это непросто. Если будет выработан принцип: «Давайте всех рубанем», – ну, плохо… 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов: «Сгустился туман запретов и преследований»

    В понедельник, 3 декабря, в Театре им. Вахтангова вручается ежегодная премия зрительских симпатий «Звезда Театрала». Лауреатом в одной из главных номинаций – «Лучший спектакль большой формы» стала работа Юрия Бутусова «Гамлет» в Театре им. ...
  • Римас Туминас: «Никогда не считай себя первым»

    Вечером в пятницу труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин». Постановку сыграли дважды (28 и 29 ноября) на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера. ...
  • Эдуард Бояков назначен худруком МХАТа им. Горького

    Продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем МХАТа имени Горького. Заместителем руководителя театра по творческой работе стал Сергей Пускепалис, а заместителем худрука по литературной части - писатель и публицист Захар Прилепин. ...
  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Юрий Колычев: «Родное место в театре? Конечно, сцена!»

    В субботу, 15 декабря, актер Юрий КОЛЫЧЕВ отмечает свое 90-летие. Мы  публикуем интервью, которое Юрий Осипович дал «Театралу» во время экскурсии по родному «Ленкому».    Мы встретились с Юрием Осиповичем в полдень. ...
  • Оптимизм лицедея

    «Никто не может лишить меня права существовать в оптимистическом ключе, – сказал однажды Ростислав Плятт. – Но если вы ощутите некоторую горечь, поймите ее правильно: я страстно не люблю штампы».   В самом деле, казалось, что любая роль, любая стилистика ему подвластна – от трагедии до фарса. ...
  • Елена Санаева: «Родителям я давала шороху»

    Перед спектаклем «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» за кулисами «Школы современной пьесы» звенели детские голоса. Двое сыновей актрисы Екатерины Директоренко играли с дочкой Светланы Кузяниной, пока обе мамы готовились к выходу на сцену. ...
  • Алексей Франдетти: «Хочу создавать другую реальность»

    Кажется, совсем недавно в Большом театре состоялась премьера «Кандид», а режиссер Алексей Франдетти уже с головой окунулся в новый проект: в Театре наций начались репетиции «Стиляг». В его жизни всё по графику: планы расписаны на два года вперед. ...
Читайте также