На балу у Марлен

«Берег женщин» в Театре им. Вахтангова, режиссер – Анжелика Холина

 
Легендарный секс-символ XX века Марлен Дитрих крайне редко возникает в современном искусстве в ином статусе. «Голубой ангел» стал не только ее триумфом, но и клеймом, от которого она не смогла избавиться: ни сыграв в киношедеврах Альфреда Хичкока и Стэнли Крамера, ни покорив мир со своим эстрадным шоу. Театр Вахтангова восстановил справедливость, выпустив спектакль, вдохновленный ее драматичной судьбой и удивительными песнями.
Спектакль «Берег женщин» – это история прошлого столетия, поведанная в танце. Постановщица – известный литовский балетмейстер Анжелика Холина. Несколько лет назад в Литве она уже осуществила постановку, основанную на известных и безызвестных песнях, спетых Марлен Дитрих. Впрочем, тогда исполнителями были профессиональные танцовщики. В нынешней премьере Театра Вахтангова задействованы драматические актеры, для многих из которых роли в этом спектакле – первые после студенческих работ.

Художественный руководитель театра Римас Туминас на сборе труппы назвал «Берег женщин» камертоном для нового сезона, который, судя по количеству анонсированных премьер, станет весьма напряженным. Бессловесный и хореографически размеренный спектакль, и в самом деле, словно специально предназначен, чтобы задавать театральный ритм.

В оформлении – ничего лишнего. Изысканная и насыщенная смыслами лаконичность. Антураж зала ожидания или какого-то портового кафе создают несколько столиков, беспорядок чемоданов, вентиляторы, бороздящие тенями полупустую сцену, и наклонное зеркало, тусклая поверхность которого не только предъявляет зрителям декорацию в ином ракурсе, но и придает ей завершенность кинематографического кадра. Полузабытые мелодии и обволакивающий хриплый голос певицы прерываются пароходными гудками и пронзительным воем сирены. Война, эмиграция, изгнанние – вот фон для простой и очень женской истории встреч и расставаний, исполненной в фокстротах, вальсах и танго. И этот фон определяет все.

Персонажи спектакля – многочисленные реинкарнации Марлен Дитрих, блондинки и брюнетки, высокие и миниатюрные, вамп и инженю. Впрочем, ее неповторимый образ, несмотря на всю несхожесть героинь, оказался повторен в каждой из них. Не столько благодаря взбитым шиньонам, искусным локонам и отлично стилизованным костюмам, сколько чистой пластике – движениям, поворотам головы, осанке и походке, которые хореограф уловила, оформила и передала актрисам.

Скрупулезная внимательность влюбленного проявилась и в подборе песен. Среди них – популярные кинозонги, «Лили Марлен» и такие раритеты, как «You are the cream in my coffee», первая кинематографически зафиксированная песня, которую Дитрих исполняла на пробах к «Голубому ангелу», и «Just a gigolo», ее последняя песня из одноименного фильма. И все эти музыкальные редкости воспринимаются в спектакле не как музейные экспонаты и замшелое ретро, но как эмоциональная, живая ткань, драпирующая невысказанное, однако оттого не менее понятное повествование.

Структура «Берега женщин» – схематична до предела. Танцевальные номера сменяют один другой. Закончившие танец уходят в тень, новая пара – в центре сцены. За схемой – «вахтанговский» юморок, женская обворожительность, взгляды в диапазоне от игривых до безнадежных… Песни Дитрих, в основном, лишенные четкой сюжетной линии, не становятся предметом для живых картин. Они настраивают на нужный лад. Их многоязычность (английский, французский, немецкий, даже иврит) не требует перевода. Вольная актерская интерпретация богаче и понятнее слов.

Камертон – отличное определение. В нем есть нечто ученическое. Как и в самом спектакле, который потребовал от актеров воспоминаний (для кого-то еще совсем свежих) о школе, о театральных началах. Ведь, как известно, для них все начинается с пантомим. В этом многонаселенном спектакле трудно выделиться и нельзя остаться незаметным. Таким образом, театр Вахтангова декларирует ансамбль и школу как основу основ. Декларирует удачным спектаклем, открывая им сезон в эпоху перемен. И Марлен Дитрих, кажется, очень недурно смотрится в качестве новой Турандот.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Соломон Тенсер: «Наш Гала-концерт состоится в столице мирового балета»

    30 июня на сцене концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоится вечер в честь 25-летия знаменитого международного проекта Stars of the 21st Century. На протяжении многих лет Гала-концерты «Звезды XXI века» с участием лучших артистов балета со всего мира проходили в таких престижных залах, как «Линкольн-центр» (Нью-Йорк), Кремлевский дворец (Москва), Театр на Елисейских полях (Париж), Центр искусств (Торонто), Дворец Фестивалей (Канны), и всегда это становилось событием любого балетного сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Северной столице немцы представят «Утопию»

    В рамках Театральной олимпиады 7, 8 и 14 сентября в Санкт-Петербурге состоится премьера нового променад-спектакля «Утополис Петербург» от всемирно известной немецкой театральной компании Rimini Protokoll. Ранее проект был представлен только жителям Манчестера под названием Utopolis Manchester. ...
  • Выходит в свет сентябрьский «Театрал»

    На страницах первого осеннего номера (см. подписка) вы прочтете: - какая роль стала для Елизаветы Боярской настоящим испытанием; - что думает Иван Вырыпаев о закулисном мире шоу-бизнеса; - почему в Год театра директора уходят со своих постов; - какие впечатления остались у Марка Розовского после работы в Авиньоне; - какой сюрприз готовит зрителям Дмитрий Крымов; - чем опасен театр: внучка Чарли Чаплина в спецпроекта «Театрала»; - когда в Москву привезут лучшие спектакли русскоязычных театров Европы и США; - почему классика всегда современна: колонка Дмитрия Трубочкина; - как на государственном уровне будет отмечаться столетие Театра им. ...
  • Нестрашный Вий

    В петербургском театре «Приют комедианта» 33-й сезон открылся премьерным спектаклем режиссера Василия Сенина «Вий».   Притча Гоголя «Вий» всегда ассоциировалась с ужасом, наваждением, жутью. Этакая страшилка, которая, однако, почему-то нужна людям и, прежде всего, детям, чтобы вновь и вновь переживать страх. ...
  • «Дети у власти» откроют сезон в Александринке

    В день открытия сезона, 3 сентября, на Новой сцене Александринского театра состоится премьера спектакля «Дети у власти» по пьесе французского поэта, драматурга Роже Витрака (1899 – 1952). Над постановкой работает Николай Рощин в соавторстве с Андреем Калининым и, по их замыслу,  это произведение – «искреннее признание театру в любви и верности». ...
Читайте также