На балу у Марлен

«Берег женщин» в Театре им. Вахтангова, режиссер – Анжелика Холина

 
Легендарный секс-символ XX века Марлен Дитрих крайне редко возникает в современном искусстве в ином статусе. «Голубой ангел» стал не только ее триумфом, но и клеймом, от которого она не смогла избавиться: ни сыграв в киношедеврах Альфреда Хичкока и Стэнли Крамера, ни покорив мир со своим эстрадным шоу. Театр Вахтангова восстановил справедливость, выпустив спектакль, вдохновленный ее драматичной судьбой и удивительными песнями.
Спектакль «Берег женщин» – это история прошлого столетия, поведанная в танце. Постановщица – известный литовский балетмейстер Анжелика Холина. Несколько лет назад в Литве она уже осуществила постановку, основанную на известных и безызвестных песнях, спетых Марлен Дитрих. Впрочем, тогда исполнителями были профессиональные танцовщики. В нынешней премьере Театра Вахтангова задействованы драматические актеры, для многих из которых роли в этом спектакле – первые после студенческих работ.

Художественный руководитель театра Римас Туминас на сборе труппы назвал «Берег женщин» камертоном для нового сезона, который, судя по количеству анонсированных премьер, станет весьма напряженным. Бессловесный и хореографически размеренный спектакль, и в самом деле, словно специально предназначен, чтобы задавать театральный ритм.

В оформлении – ничего лишнего. Изысканная и насыщенная смыслами лаконичность. Антураж зала ожидания или какого-то портового кафе создают несколько столиков, беспорядок чемоданов, вентиляторы, бороздящие тенями полупустую сцену, и наклонное зеркало, тусклая поверхность которого не только предъявляет зрителям декорацию в ином ракурсе, но и придает ей завершенность кинематографического кадра. Полузабытые мелодии и обволакивающий хриплый голос певицы прерываются пароходными гудками и пронзительным воем сирены. Война, эмиграция, изгнанние – вот фон для простой и очень женской истории встреч и расставаний, исполненной в фокстротах, вальсах и танго. И этот фон определяет все.

Персонажи спектакля – многочисленные реинкарнации Марлен Дитрих, блондинки и брюнетки, высокие и миниатюрные, вамп и инженю. Впрочем, ее неповторимый образ, несмотря на всю несхожесть героинь, оказался повторен в каждой из них. Не столько благодаря взбитым шиньонам, искусным локонам и отлично стилизованным костюмам, сколько чистой пластике – движениям, поворотам головы, осанке и походке, которые хореограф уловила, оформила и передала актрисам.

Скрупулезная внимательность влюбленного проявилась и в подборе песен. Среди них – популярные кинозонги, «Лили Марлен» и такие раритеты, как «You are the cream in my coffee», первая кинематографически зафиксированная песня, которую Дитрих исполняла на пробах к «Голубому ангелу», и «Just a gigolo», ее последняя песня из одноименного фильма. И все эти музыкальные редкости воспринимаются в спектакле не как музейные экспонаты и замшелое ретро, но как эмоциональная, живая ткань, драпирующая невысказанное, однако оттого не менее понятное повествование.

Структура «Берега женщин» – схематична до предела. Танцевальные номера сменяют один другой. Закончившие танец уходят в тень, новая пара – в центре сцены. За схемой – «вахтанговский» юморок, женская обворожительность, взгляды в диапазоне от игривых до безнадежных… Песни Дитрих, в основном, лишенные четкой сюжетной линии, не становятся предметом для живых картин. Они настраивают на нужный лад. Их многоязычность (английский, французский, немецкий, даже иврит) не требует перевода. Вольная актерская интерпретация богаче и понятнее слов.

Камертон – отличное определение. В нем есть нечто ученическое. Как и в самом спектакле, который потребовал от актеров воспоминаний (для кого-то еще совсем свежих) о школе, о театральных началах. Ведь, как известно, для них все начинается с пантомим. В этом многонаселенном спектакле трудно выделиться и нельзя остаться незаметным. Таким образом, театр Вахтангова декларирует ансамбль и школу как основу основ. Декларирует удачным спектаклем, открывая им сезон в эпоху перемен. И Марлен Дитрих, кажется, очень недурно смотрится в качестве новой Турандот.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • Брусникинцы расскажут об Оттепели

    Новый спектакль Мастерской Брусникина и Центра Вознесенского «В.Е.Р.А.»  из современности обращается к эпохе «больших надежд» — советской Оттепели. Спектакль в жанре поэтического вербатима создан поэтами Екатериной Троепольской и Андреем Родионовым и режиссером Сергеем Карабанем на основе документальных материалов эпохи 1960-х годов. ...
  • В Большом театре появятся шедевры Баланчина и Бежара

    В четверг, 13 июня, на Новой сцене Большого театра состоится премьера двух одноактных балетов – «Симфония до мажор» Джорджа Баланчина и «Парижское веселье» Мориса Бежара. Большой театр впервые обращается к творчеству Мориса Бежара – легенде современного балета – и представляет одну из его самых радостных постановок, балет «Парижское веселье» – яркое балетное попурри на музыку Жака Оффенбаха и Манюеля Розенталя. ...
  • «Сатирикон» готовит премьеру

    Под занавес театрального года «Сатирикон» представит заключительную премьеру в сезоне «Мой папа – Питер Пэн» по современной пьесе Керен Климовски, отмеченной главной наградой конкурса «В поисках новой пьесы» (РАМТ, 2018). ...
  • Во МХАТе Горького поставят спектакль о леди Гамильтон

    Премьера исторической  драмы Александра Дмитриева по пьесе британского драматурга Теренса Реттигена «Леди Гамильтон» состоится 16 июня на сцене МХАТа им. Горького. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. ...
Читайте также