От «Тангейзера» – к Кафке

«Процесс» Тимофея Кулябина сыграли в Москве

 
Собираясь на спектакль Тимофея Кулябина по «Процессу» Кафки, ожидаешь неминуемо встретить там намеки на его собственный нашумевший процесс по делу «Тангейзера» в Новосибирске.  Но ничего подобного в постановке нет. Если столкновение с отечественным судопроизводством и чиновничьим произволом и подтолкнуло режиссера в сторону Кафки, став его внутренним личным мотивом, то внешне это никак не проявляется.
 
«Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью» и тому подобные присказки лучше забыть сразу. Спектакль «Красного факела» получился совсем о другом. Все ждали от Кулябина острой злободневности, а он поставил экзистенциальную притчу, доказав в который раз, что реноме «скандального режиссера» приписано ему по недоразумению. Что на самом деле его интересуют вещи куда более глубокие, чем поверхностные политические аллюзии, эпатаж и броская форма.
 
Про спектакль, оформленный постоянным соавтором режиссера, художником Олегом Головко, можно сказать, что он состоит из общих мест современного театра – плазменный экран, использование видео, живой съемки с камеры и так далее. Но эти технологии уже настолько прочно вошли в сценический обиход, как всевозможные гаджеты, айфоны и взрывоопасные «самсунги» – в наш повседневный быт. А Кулябину было важно показать сегодняшнего человека в привычной для него обстановке. Вспомним, что персонажи его «Трех сестер», показанных на «Территории» год назад, тоже вовсю пользовались смартофонами и ноутбуками, не акцентируя, впрочем, на этом внимание. Однако в «Процессе» постановщики словно отходят на один шаг в прошлое, сделав главным вещдоком спектакля видеокассеты, на которых фиксируется поведение арестованного. Из них даже был сделан пресс-вол в фойе, где могли фотографироваться все желающие. (Впрочем, не исключено, что наше судопроизводство до сих пор не перешло на цифровые носители, и все это не сознательное ретро, а простая фиксация фактов.)
 
В любом случае в спектакле Кулябина речь идет о человеке новейшего времени, и это доказывает прежде всего исполнитель главной роли – Антон Войналович. Он выглядит младше 30-летнего Йозефа К., его герой еще совсем юн, неопытен, но вполне уверен в себе. Это успешный и энергичный яппи в модном костюме, который идет по жизни легко, не ждет от нее подвохов и, кажется, прекрасно понимает, как тут все устроено. И в этом его главная ошибка. Жизнерадостный и симпатичный юноша, любимец женщин и баловень судьбы, со всего размаха вдруг влетает в липкую паутину Системы, и чем больше трепыхается и пытается вырваться, тем прочнее в ней увязает.
 
Тимофей Кулябин придумал простой, но очень эффектный ход: лица всех остальных актеров скрыты полупрозрачными масками, а их голоса искажаются микрофонами, так что главному герою приходится иметь дело не с живыми людьми, а с их безликими подобиями. Но удивительное дело, лишенные своих главных рабочих инструментов – мимики и голоса, новосибирские актеры не становятся менее выразительными, даже наоборот. Диалоги Йозефа К. с этими симулякрами завораживают, ну, как если бы он общался с инопланетянами, и подспудно внушают страх. Эти маски отвратительны, но от них невозможно оторваться. И загипнотизированные зрители, как кролики перед удавом, смотрят, как государственная машина поглощает очередную жертву.
 
В сценической редакции Ольги Федяниной (инсценировка довольно близка к структуре романа) присутствует фигура комментатора, что тоже работает на эффект остранения. Играющий эту роль Павел Поляков – вне матрицы, он появляется на экране без маски, хотя лицо его тоже скрыто капюшоном, и рассказывает зрителям о тонкостях судебной системы, как какая-нибудь «википедия» или приглашенный секретный эксперт на телевидении. То есть на злоключения главного героя мы смотрим со стороны, отделенные от него привычной оптикой камер и экранов. Но от этого история, как ни странно, не теряет своего драматизма и все два с половиной часа держит зрителей в напряжении, даже если они хорошо знают сюжет.
 
Спектакль Кулябина – в какой-то мере поколенческое высказывание. Он транслирует мироощущение тех, кто вырос в благополучные двухтысячные, в свободной и вполне цивилизованной, как они думали, стране. Тех кто верил в силу прогресса, либеральные ценности и рыночную экономику, в конце концов. И вдруг погрузился в серую, аморфную и вместе с тем агрессивную, поистине кафкианскую среду, где не работают законы логики и здравого смысла. Здесь бесполезно махать джедайским мечом справедливости, он все равно утонет в ватной пустоте. И в очень сильном, отлично придуманном финале Йозеф К. добровольно ложится под нож, просто потому что не знает, не понимает, как жить в этом мире дальше.         
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • Брусникинцы расскажут об Оттепели

    Новый спектакль Мастерской Брусникина и Центра Вознесенского «В.Е.Р.А.»  из современности обращается к эпохе «больших надежд» — советской Оттепели. Спектакль в жанре поэтического вербатима создан поэтами Екатериной Троепольской и Андреем Родионовым и режиссером Сергеем Карабанем на основе документальных материалов эпохи 1960-х годов. ...
  • В Большом театре появятся шедевры Баланчина и Бежара

    В четверг, 13 июня, на Новой сцене Большого театра состоится премьера двух одноактных балетов – «Симфония до мажор» Джорджа Баланчина и «Парижское веселье» Мориса Бежара. Большой театр впервые обращается к творчеству Мориса Бежара – легенде современного балета – и представляет одну из его самых радостных постановок, балет «Парижское веселье» – яркое балетное попурри на музыку Жака Оффенбаха и Манюеля Розенталя. ...
  • «Сатирикон» готовит премьеру

    Под занавес театрального года «Сатирикон» представит заключительную премьеру в сезоне «Мой папа – Питер Пэн» по современной пьесе Керен Климовски, отмеченной главной наградой конкурса «В поисках новой пьесы» (РАМТ, 2018). ...
  • Во МХАТе Горького поставят спектакль о леди Гамильтон

    Премьера исторической  драмы Александра Дмитриева по пьесе британского драматурга Теренса Реттигена «Леди Гамильтон» состоится 16 июня на сцене МХАТа им. Горького. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. ...
Читайте также