В Петербурге исполнили первую русскую оперу

Безумства храбрых, или Любовь вредна

 
На закрытии девятнадцатого фестиваля старинной музыки Earlymusic, цель которого – вернуть к жизни забытую русскую музыку, прозвучала опера Франческо Арайи «Цефал и Прокрис».
 
Арайя, представитель неаполитанской школы, приехал в Петербург по приглашению императрицы Анны Иоанновны. В его образцовых для того времени операх развернуты драматические речитативы, с благородной риторикой, резонерством, сентенциями и нравоучениями, в них, главным образом, и происходит действие. А прочувствованные арии раскрывают растрепанное душевное состояние героев. Заодно - и певческие возможности исполнительниц, украшающих словесные и музыкальные повторения разнообразием рулад (в «Цефале», где когда-то пели дети, нынешнюю премьеру поют семь сопрано).
 
С приходом романтизма вкусы радикально изменились, и опера была забыта. Сегодня, когда мировой интерес к музыке, написанной до XIX века, и к возможно более точному ее воспроизведению в манере эпохи, достиг апогея, настал час российского Арайи.



Ансамбль «Солисты Екатерины Великой», во главе с фанатом старинного музицирования, скрипачом Андреем Решетиным (бывшим участником группы Гребенщикова «Аквариум») обратились к опере «Цефал и Прокрис». Это в свое время был не просто очередной придворный спектакль, но первая опера на русском языке, созданная в 1755 году на либретто Александра Сумарокова. Переписанный для оперы античный миф (у Сумарокова греческое запросто перемешано с римским) повествует о несчастной любви. Влюбчивая богиня Аврора, возжелавшая юного красавца Цефала, с возгласом «утехи ваши невозвратны» уводит его от возлюбленной Прокрис. В итоге волшебных козней одурманенный видениями Цефал нечаянно убивает девицу, приняв ее за чудище в кустах. Как поют герои, ««любовь вредна» и «рок на нас напасти простирает».  
 
По мнению постановщиков, эта опера – не столько типовое барокко, сколько образец музыкального рококо, с его изысканными мелизмами, звуковой галантностью и вниманием к мельчайшим душевным переживаниям. Конечно, нынешняя постановка в Эрмитажном театре - не копия пышной премьеры при дворе Елизаветы Петровны. Там одних хористов было 50 человек. Не говоря уж о декорациях итальянца Валериани (эскизы которых не сохранились). И эффектной машинерии, типа «спуск богини с небес». Газеты писали, что императрица получила большое удовольствие, а «смотрители все как в ложах, так и в партере равномерно многократным биением в ладоши общую свою апробацию изъявили».  

Воссоздать такой спектакль не было возможности в условиях, когда субсидия городского комитета по культуре была обещана, но не поступила, репетиции часто проходили на квартирах солистов, а спасала точечная спонсорская помощь. Оперу «Цефал и Прокрис» показали не в придворной, а в камерной версии: именно так она ставилась когда-то в Картинном доме Ораниенбаума, и партию одной из скрипок исполнял будущий император Петр III. Ноты этой версии (для небольшого оркестра) нашлись в библиотеке Петербургской консерватории, недостающие речитативы пришлось дописать скрипачу Андрею Пенюгину.
 
Главное внимание постановщиков обращено не на сценографию (играют в черном кабинете) или эффекты (богиня выходит не с неба, но из кулис), а на тщательность вокальных и музыкальных образов. На исторически информированное исполнительство, включая особенности игры на струнных, клавесине и флейте-траверсо, декламацию и произношение выпеваемых слов, барочный жест и старинные танцы. И костюмы Ларисы Погорецкой, выполненные из натуральных материалов, дают достаточное представление о юбках с каркасами, плюмаже в волосах, причудливых париках и прочих приметах гардероба старинного театра. А постановщик Данила Ведерников так тщательно обучил певиц барочному жесту, (в котором важно положение каждого пальца), что все пластические «выспренности» смотрятся на редкость органично. И как часть увлекательной игры в аутентичность, и как проявления горя, радости, ужаса и т д.
 
Не зря директор Эрмитажа Михаил Пиотровский во вступительном слове напомнил: у Сумарокова «изумительный русский язык». Чтобы правильно его передать, нужно, как и делали певицы. тщательно произносить именно те гласные, что написаны. Именно тогда произойдет главное, к чему стремились постановщики – воссоздание атмосферы. Это удалось сделать и Юлии Хотай (Прокрис), и Варваре Туровой (Аврора), и царю Миносу (Юлия Корпачева), и Жанне Афанасьевой (волшебник Тестор). А особо прекрасные голоса Елизаветы Свешниковой (Цефал) и царя Ерихтея (Вера Чеканова) вообще заставили унестись в небеса.
 
Как и положено, каждое действие заканчивается небольшим балетом, причем его сюжет не связан с сюжетом оперы, но стилистически от спектакля, разумеется, неотделим.  Танцы, поставлены немецким специалистом Клаусом Абромайтом для исполнителей «Барочного балета Анджолини». Хореограф решал трудную задачу – приспосабливал барочные трактаты о танце для оперы рококо. Руководствуясь принципом «артисты эпохи барокко любили находить, артисты эпохи рококо любили искать», Абромайт выбрал из пятидесяти с лишним записанных старинных танцев шесть (замедленная фолия, сарабанда, хорнпайп, медленная куранта и полонез). В положенных эпохой мелких «партерных» па изменчиво-изощренная мимолетность превосходно соотносится с такой же эмоциональной гаммой в пении, а исполнители имеют вид танцующих фарфоровых статуэток.
 
Петербург для команды «Цефала» - особый город. Он - как закрытая горячая кастрюля: при открывании крышки всегда идет исторический «пар». Но опера Арайи, воскрешенная потомками – не просто удаль эстетов и не только дань культурной истории. Сквозь обязательные музыкальные формулы проникает интимное переживание. Игрушечные на вид страсти скрывают подлинность. Именно к этому стремится современный фестиваль старинной музыки.  
  • Нравится

Самое читаемое

  • Алла Демидова: «Это мы виноваты...»

    Вечером в воскресенье, 15 апреля, на вручении национальной театральной премии «Золотая маска» самую пронзительную речь произнесла, несомненно, Алла Демидова, получившая награду за моноспектакль «Ахматова. Поэма без героя» («Гоголь-центр») в номинации «Лучшая женская роль в драме». ...
  • Юрий Бутусов: «Агрессивное меньшинство сильнее»

    Увольнение Юрия Бутусова из Театра Ленсовета, где он проработал более двадцати лет (в том числе семь лет – в должности главного режиссера), стало для театрального мира настоящим потрясением. За Бутусова вступились и зрители, и критики. ...
  • Владимир Машков: «Выхода у нас нет»

    Утром 6 апреля в Театре Олега Табакова состоялся сбор труппы, на котором объявили имя нового художественного руководителя. Как и ожидалось, им стал ученик Олега Павловича Владимир Машков. После церемонии он ответил на вопросы журналистов. ...
  • Владимир Машков стал худруком Театра Табакова

    Утром в пятницу, 6 апреля, заммэра Москвы Леонид Печатников объявил имя нового художественного руководителя Театра Табакова. Как и ожидалось, им стал народный артист России Владимир Машков.   Напомним, что соответствующее предложение актер получил еще 23 марта на специальном заседании в Министерстве культуры, где решался вопрос о последующем руководстве МХТ, «Табакерки» и Театрального колледжа Олега Табакова. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москву приехал театр из Заполярья

    Впервые в своей истории самый дальний от российской столицы театр – Воркутинский драматический – приедет на гастроли в Москву, которые будут проходить с 18 по 21 апреля в Доме актера, Доме ветеранов сцены и Театре наций. ...
  • В Москве пройдет фестиваль к 90-летию Светланова

    Фестиваль «Вселенная – Светланов!» пройдет в Москве 10 и 11 ноября в честь 90-летия со дня рождения выдающегося российского дирижера Евгения Светланова, сообщает пресс-служба Московской консерватории. Площадками фестиваля станут все четыре концертных зала Московской консерватории, а также фойе. ...
  • Кинофестиваль «Зеркало» пройдет в июне

    ХII Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало» состоится в Ивановской области с 12 по 17 июня.   «На пресс-брифинге, который состоялся в день рождения режиссера, представлена новая команда фестиваля, его концепция и программа. ...
  • В Москве и Питере пройдет фестиваль драматургии Юна Фоссе

    С 6 по 9 апреля 2018 года в Москве и Санкт-Петербурге пройдет первый Фестиваль Юна Фоссе. «Норвежский писатель Юн Фоссе неоднократно входил в шорт-лист Нобелевской премии по литературе, - рассказал «Театралу» режиссер Александр Огарев. ...
Читайте также

http://transit.red-torch.ru