В Петербурге исполнили первую русскую оперу

Безумства храбрых, или Любовь вредна

 
На закрытии девятнадцатого фестиваля старинной музыки Earlymusic, цель которого – вернуть к жизни забытую русскую музыку, прозвучала опера Франческо Арайи «Цефал и Прокрис».
 
Арайя, представитель неаполитанской школы, приехал в Петербург по приглашению императрицы Анны Иоанновны. В его образцовых для того времени операх развернуты драматические речитативы, с благородной риторикой, резонерством, сентенциями и нравоучениями, в них, главным образом, и происходит действие. А прочувствованные арии раскрывают растрепанное душевное состояние героев. Заодно - и певческие возможности исполнительниц, украшающих словесные и музыкальные повторения разнообразием рулад (в «Цефале», где когда-то пели дети, нынешнюю премьеру поют семь сопрано).
 
С приходом романтизма вкусы радикально изменились, и опера была забыта. Сегодня, когда мировой интерес к музыке, написанной до XIX века, и к возможно более точному ее воспроизведению в манере эпохи, достиг апогея, настал час российского Арайи.



Ансамбль «Солисты Екатерины Великой», во главе с фанатом старинного музицирования, скрипачом Андреем Решетиным (бывшим участником группы Гребенщикова «Аквариум») обратились к опере «Цефал и Прокрис». Это в свое время был не просто очередной придворный спектакль, но первая опера на русском языке, созданная в 1755 году на либретто Александра Сумарокова. Переписанный для оперы античный миф (у Сумарокова греческое запросто перемешано с римским) повествует о несчастной любви. Влюбчивая богиня Аврора, возжелавшая юного красавца Цефала, с возгласом «утехи ваши невозвратны» уводит его от возлюбленной Прокрис. В итоге волшебных козней одурманенный видениями Цефал нечаянно убивает девицу, приняв ее за чудище в кустах. Как поют герои, ««любовь вредна» и «рок на нас напасти простирает».  
 
По мнению постановщиков, эта опера – не столько типовое барокко, сколько образец музыкального рококо, с его изысканными мелизмами, звуковой галантностью и вниманием к мельчайшим душевным переживаниям. Конечно, нынешняя постановка в Эрмитажном театре - не копия пышной премьеры при дворе Елизаветы Петровны. Там одних хористов было 50 человек. Не говоря уж о декорациях итальянца Валериани (эскизы которых не сохранились). И эффектной машинерии, типа «спуск богини с небес». Газеты писали, что императрица получила большое удовольствие, а «смотрители все как в ложах, так и в партере равномерно многократным биением в ладоши общую свою апробацию изъявили».  

Воссоздать такой спектакль не было возможности в условиях, когда субсидия городского комитета по культуре была обещана, но не поступила, репетиции часто проходили на квартирах солистов, а спасала точечная спонсорская помощь. Оперу «Цефал и Прокрис» показали не в придворной, а в камерной версии: именно так она ставилась когда-то в Картинном доме Ораниенбаума, и партию одной из скрипок исполнял будущий император Петр III. Ноты этой версии (для небольшого оркестра) нашлись в библиотеке Петербургской консерватории, недостающие речитативы пришлось дописать скрипачу Андрею Пенюгину.
 
Главное внимание постановщиков обращено не на сценографию (играют в черном кабинете) или эффекты (богиня выходит не с неба, но из кулис), а на тщательность вокальных и музыкальных образов. На исторически информированное исполнительство, включая особенности игры на струнных, клавесине и флейте-траверсо, декламацию и произношение выпеваемых слов, барочный жест и старинные танцы. И костюмы Ларисы Погорецкой, выполненные из натуральных материалов, дают достаточное представление о юбках с каркасами, плюмаже в волосах, причудливых париках и прочих приметах гардероба старинного театра. А постановщик Данила Ведерников так тщательно обучил певиц барочному жесту, (в котором важно положение каждого пальца), что все пластические «выспренности» смотрятся на редкость органично. И как часть увлекательной игры в аутентичность, и как проявления горя, радости, ужаса и т д.
 
Не зря директор Эрмитажа Михаил Пиотровский во вступительном слове напомнил: у Сумарокова «изумительный русский язык». Чтобы правильно его передать, нужно, как и делали певицы. тщательно произносить именно те гласные, что написаны. Именно тогда произойдет главное, к чему стремились постановщики – воссоздание атмосферы. Это удалось сделать и Юлии Хотай (Прокрис), и Варваре Туровой (Аврора), и царю Миносу (Юлия Корпачева), и Жанне Афанасьевой (волшебник Тестор). А особо прекрасные голоса Елизаветы Свешниковой (Цефал) и царя Ерихтея (Вера Чеканова) вообще заставили унестись в небеса.
 
Как и положено, каждое действие заканчивается небольшим балетом, причем его сюжет не связан с сюжетом оперы, но стилистически от спектакля, разумеется, неотделим.  Танцы, поставлены немецким специалистом Клаусом Абромайтом для исполнителей «Барочного балета Анджолини». Хореограф решал трудную задачу – приспосабливал барочные трактаты о танце для оперы рококо. Руководствуясь принципом «артисты эпохи барокко любили находить, артисты эпохи рококо любили искать», Абромайт выбрал из пятидесяти с лишним записанных старинных танцев шесть (замедленная фолия, сарабанда, хорнпайп, медленная куранта и полонез). В положенных эпохой мелких «партерных» па изменчиво-изощренная мимолетность превосходно соотносится с такой же эмоциональной гаммой в пении, а исполнители имеют вид танцующих фарфоровых статуэток.
 
Петербург для команды «Цефала» - особый город. Он - как закрытая горячая кастрюля: при открывании крышки всегда идет исторический «пар». Но опера Арайи, воскрешенная потомками – не просто удаль эстетов и не только дань культурной истории. Сквозь обязательные музыкальные формулы проникает интимное переживание. Игрушечные на вид страсти скрывают подлинность. Именно к этому стремится современный фестиваль старинной музыки.  
  • Нравится


Самое читаемое

  • Скоропостижно скончался Дмитрий Брусникин

    Вечером в четверг, 9 августа, пресс-служба МХТ им. Чехова сообщила, что в возрасте 60-ти лет ушел из жизни актер, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин. Обстоятельства скоропостижной смерти неизвестны. Как сообщил «Театралу» источник в администрации МХТ, «причину пока никто не знает. ...
  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
Читайте также


Читайте также

  • Иван Вырыпаев примет участие в фестивале «Любимовка»

    Фестиваль молодой драматургии «Любимовка-2018» пройдет в Москве с 1 по 8 сентября. В рамках форума состоится читка отобранных на конкурс пьес. Мэтры современной драматургии представят свои пьесы вне конкурса, Среди них -  Иван Вырыпаев и  Алексей Паперный. ...
  • «Дядя Ваня» приедет в Таганрог из Мелихово

    В сентябре в Таганроге пройдет Международный театральный фестиваль «На родине А.П. Чехова». Мелиховский театр представит на фестивале спектакль «Дядя Ваня», премьера которого состоялась в мае 2018 года в музее-заповеднике Чехова. ...
  • Фестиваль в Локарно назвал победителей

    В субботу, 11 августа, завершился 71-й кинофестиваль в Локарно. Победу в главной номинации одержал фильм режиссера Сью Хуа Ео из Сингапура, страны впервые представленной на этом престижном киносмотре.    Спецприз достался француженке Иолане Соберман и ее киноленте «М», рассказывающей о сексуальных преступлениях в сообществе израильских религиозных ортодоксов. ...
  • Молодежные театры всех стран, объединяйтесь!

    С 20 по 24 августа при информационной поддержке «Театрала» молодежные и университетские театры из разных стран съедутся в Москву. Театр МОСТ проводит VI Международный фестиваль молодежных и университетских театров в рамках XII Всемирного конгресса Международной ассоциации университетских театров AITU-IUTA. ...
Читайте также