В Петербурге исполнили первую русскую оперу

Безумства храбрых, или Любовь вредна

 
На закрытии девятнадцатого фестиваля старинной музыки Earlymusic, цель которого – вернуть к жизни забытую русскую музыку, прозвучала опера Франческо Арайи «Цефал и Прокрис».
 
Арайя, представитель неаполитанской школы, приехал в Петербург по приглашению императрицы Анны Иоанновны. В его образцовых для того времени операх развернуты драматические речитативы, с благородной риторикой, резонерством, сентенциями и нравоучениями, в них, главным образом, и происходит действие. А прочувствованные арии раскрывают растрепанное душевное состояние героев. Заодно - и певческие возможности исполнительниц, украшающих словесные и музыкальные повторения разнообразием рулад (в «Цефале», где когда-то пели дети, нынешнюю премьеру поют семь сопрано).
 
С приходом романтизма вкусы радикально изменились, и опера была забыта. Сегодня, когда мировой интерес к музыке, написанной до XIX века, и к возможно более точному ее воспроизведению в манере эпохи, достиг апогея, настал час российского Арайи.



Ансамбль «Солисты Екатерины Великой», во главе с фанатом старинного музицирования, скрипачом Андреем Решетиным (бывшим участником группы Гребенщикова «Аквариум») обратились к опере «Цефал и Прокрис». Это в свое время был не просто очередной придворный спектакль, но первая опера на русском языке, созданная в 1755 году на либретто Александра Сумарокова. Переписанный для оперы античный миф (у Сумарокова греческое запросто перемешано с римским) повествует о несчастной любви. Влюбчивая богиня Аврора, возжелавшая юного красавца Цефала, с возгласом «утехи ваши невозвратны» уводит его от возлюбленной Прокрис. В итоге волшебных козней одурманенный видениями Цефал нечаянно убивает девицу, приняв ее за чудище в кустах. Как поют герои, ««любовь вредна» и «рок на нас напасти простирает».  
 
По мнению постановщиков, эта опера – не столько типовое барокко, сколько образец музыкального рококо, с его изысканными мелизмами, звуковой галантностью и вниманием к мельчайшим душевным переживаниям. Конечно, нынешняя постановка в Эрмитажном театре - не копия пышной премьеры при дворе Елизаветы Петровны. Там одних хористов было 50 человек. Не говоря уж о декорациях итальянца Валериани (эскизы которых не сохранились). И эффектной машинерии, типа «спуск богини с небес». Газеты писали, что императрица получила большое удовольствие, а «смотрители все как в ложах, так и в партере равномерно многократным биением в ладоши общую свою апробацию изъявили».  

Воссоздать такой спектакль не было возможности в условиях, когда субсидия городского комитета по культуре была обещана, но не поступила, репетиции часто проходили на квартирах солистов, а спасала точечная спонсорская помощь. Оперу «Цефал и Прокрис» показали не в придворной, а в камерной версии: именно так она ставилась когда-то в Картинном доме Ораниенбаума, и партию одной из скрипок исполнял будущий император Петр III. Ноты этой версии (для небольшого оркестра) нашлись в библиотеке Петербургской консерватории, недостающие речитативы пришлось дописать скрипачу Андрею Пенюгину.
 
Главное внимание постановщиков обращено не на сценографию (играют в черном кабинете) или эффекты (богиня выходит не с неба, но из кулис), а на тщательность вокальных и музыкальных образов. На исторически информированное исполнительство, включая особенности игры на струнных, клавесине и флейте-траверсо, декламацию и произношение выпеваемых слов, барочный жест и старинные танцы. И костюмы Ларисы Погорецкой, выполненные из натуральных материалов, дают достаточное представление о юбках с каркасами, плюмаже в волосах, причудливых париках и прочих приметах гардероба старинного театра. А постановщик Данила Ведерников так тщательно обучил певиц барочному жесту, (в котором важно положение каждого пальца), что все пластические «выспренности» смотрятся на редкость органично. И как часть увлекательной игры в аутентичность, и как проявления горя, радости, ужаса и т д.
 
Не зря директор Эрмитажа Михаил Пиотровский во вступительном слове напомнил: у Сумарокова «изумительный русский язык». Чтобы правильно его передать, нужно, как и делали певицы. тщательно произносить именно те гласные, что написаны. Именно тогда произойдет главное, к чему стремились постановщики – воссоздание атмосферы. Это удалось сделать и Юлии Хотай (Прокрис), и Варваре Туровой (Аврора), и царю Миносу (Юлия Корпачева), и Жанне Афанасьевой (волшебник Тестор). А особо прекрасные голоса Елизаветы Свешниковой (Цефал) и царя Ерихтея (Вера Чеканова) вообще заставили унестись в небеса.
 
Как и положено, каждое действие заканчивается небольшим балетом, причем его сюжет не связан с сюжетом оперы, но стилистически от спектакля, разумеется, неотделим.  Танцы, поставлены немецким специалистом Клаусом Абромайтом для исполнителей «Барочного балета Анджолини». Хореограф решал трудную задачу – приспосабливал барочные трактаты о танце для оперы рококо. Руководствуясь принципом «артисты эпохи барокко любили находить, артисты эпохи рококо любили искать», Абромайт выбрал из пятидесяти с лишним записанных старинных танцев шесть (замедленная фолия, сарабанда, хорнпайп, медленная куранта и полонез). В положенных эпохой мелких «партерных» па изменчиво-изощренная мимолетность превосходно соотносится с такой же эмоциональной гаммой в пении, а исполнители имеют вид танцующих фарфоровых статуэток.
 
Петербург для команды «Цефала» - особый город. Он - как закрытая горячая кастрюля: при открывании крышки всегда идет исторический «пар». Но опера Арайи, воскрешенная потомками – не просто удаль эстетов и не только дань культурной истории. Сквозь обязательные музыкальные формулы проникает интимное переживание. Игрушечные на вид страсти скрывают подлинность. Именно к этому стремится современный фестиваль старинной музыки.  

  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Ростовский театр вновь строит мост

    В субботу, 13 октября, спектаклем «Картофельный суп» бельгийского театра Agora в Ростове-на-Дону открылся старейший международный фестиваль для детей и молодежи «Минифест».   Ведущий организатор нынешнего форума – главный режиссер Ростовского молодежного тетра Михаил Заец – любит подчеркивать, что «Минифест» старше «Золотой маски»: его история началась еще в Советском Союзе в 1989 году. ...
  • Большой театр подарит «Богему» Уралу

    Оперная труппа, хор и оркестр Большого театра впервые отправляются на гастроли в Челябинск: 17 и 18 октября театр покажет одну из самых известных опер Пуччини «Богема» на сцене Челябинского театра оперы и балета им. ...
  • В центре Парижа состоялся театрализованный парад ретро-автомобилей

    В преддверии открытия юбилейного 120-го Парижского автосалона, который проходит в столице Франции до 14 октября, на площади Конкорд состоялся театрализованный парад старинных автомобилей.   На одной из центральных площадей города собрались владельцы раритетных авто, чтобы представить парижанам и туристам свои уникальные машины. ...
  • В Лондоне представят пьесу о Михаиле Угарове и Елене Греминой

    19 октября в Пушкинском доме в Лондоне состоится читка новой пьесы Театра.doc «Миша и Лена», посвященной основателям театра Михаилу Угарову и Елене Греминой.   Пьесу представят режиссер Зарема Заудинова и культуролог, театральный критик, журналист и переводчик Джон Фридман, она будет прочитана на русском и английском языках, сообщается на  сайте Пушкинского дома. ...
Читайте также