В Александринку Аттила Виднянский пришел с Достоевским

Преступление без раскаяния

 
Международный театральный фестиваль «Александринский» в этом году открылся премьерой спектакля Аттилы Виднянского «Преступление и наказание».
  
Классик венгерского театра поставил произведение классика русской литературы Федора Достоевского на сцене Александринского театра. Полифоничное сочинение длиною пять с половиной часов в XXI веке - это поступок. Публика в наше время не привыкла надолго задерживаться в театре.
 
Режиссеры это понимают, и им иногда достаточно только темы, чтобы, как у Вертинского, «в сердце вспыхнувшем зазвучал напев». Примеров таких клипов-спектаклей хватает, и среди них есть вполне достойные образцы. Но Виднянский для премьеры в Петербурге выбрал путь не простой. Полное погружение в роман, героем которого, прежде всего, является город.
 
С первого взгляда полюбить его сложно, сначала он пугает. Дождь, туман, неулыбчивые жители…  И «мертвецы за плечами». В связи с этим вспоминается история. На одном из своих выступлений Борис Гребенщиков рассказал о том, как в наш город приезжала известная шаманка из Непала. И погуляв по Петербургу, оценив его красоту, она отметила: «Город красивый, но почему-то у вас тут очень много мертвецов». Историю эту можно рассматривать как метафору.  Свидригайлов и Раскольников – порождение этого города. В спектакле Виднянского герои убиенные и впрямь существуют в одной сценической реальности с живыми. Два главных героя – Свидригайлов (Дмитрий Лысенков) и Раскольников (Александр Поламишев) – двойники. «Мы с вами одного поля ягода», – говорит Аркадий Иванович Родиону Романовичу. Раскольников вынашивает идею убийства, Свидригайлов растлевает и убивает. С преступлением все ясно, убить, в конце концов, оказывается легко, а что же будет дальше? А дальше – наказание, и вот тут начинается самое интересное.
 
Спектакль Аттилы Виднянского – это спектакль о вере и псевдовере о раскаянии и псевдораскаянии.  Родион Романович, признавшийся в убийстве под напором Сони и Порфирия Порфирьевича, и Свидригайлов, раскаявшийся и убивший себя. Убивший, потому что продолжение такой жизни стало для него уже само по себе преступлением.  И убил Свидригайлов не себя, а черта внутри себя. Поэтому, как это ни странно и страшно звучит, поступил по-христиански. Признание же Раскольникова: «Это я убил» – звучит фальшиво. И это подтверждает эпилог, написанный Достоевским. Из него мы знаем, что истинного раскаяния у бывшего студента не случилось.
 
Вполне возможно, Аттила Виднянский, работая над романом, думал иначе. Но идея режиссера, воплотившись на сцене, очень часто в глазах зрителя трансформируется.  Каждый из нас приходит в театр получить ответы на свои собственные вопросы. И чем совершеннее постановка, тем больше вариантов этих ответов. В спектакле Виднянского доказательством истинного раскаяния стало самоубийство. А человек, который признался в убийстве и отправился на каторгу, просто оказался малодушен и не выдержал давления общественности.
  • Нравится

Комментарии

  1. mariapop 27 Сентября 2016, 13:41

    Я в этом году в июне побывал в дом-музее Достоевского в Москве.
    Я живу относительно рядом с ним, но никогда не был в нём до этого.
    Дом, в котором вырос наш литературный гений - очень даже приличный. Но внутри него до сих пор сохраняется сырой, нездоровый воздух. Этот воздух наверняка оставил в нём свой незабываемый след и поразительно - он присутствует во всех его книгах!
    Очень сильное влияние на Достоевского оказала его мать. Благодаря ей он полюбил классическую музыку. В музее осталось пианино , на котором играл наш Гений!
    Музей - можно сказать - бедный, но его следует обязательно посетить, так как там
    можно найти что-то такое , что вас может поразить!
    Например, я узнал,, что первые деньги он заработал, переводя с французского!

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Цена улыбки

    24 апреля в Москве погиб актер, педагог Школы-студии МХАТ, уроженец Денвера (штат Колорадо, США) Казимир Лиске. По факту гибели проводится расследование. Обстоятельства смерти артиста пока не называются. Потерю Кэза сегодня оплакивают не только в России, он остался своим и для театральной и студенческой Америки. ...
  • В Сети появились редкие записи театральных капустников

    Видеозаписи юмористических выступлений Зиновия Гердта и Петра Тодоровского, Ростислава Плятта и Владимира Канделаки, Александра Ширвиндта и Михаила Державина, Александра Филиппенко и Марка Розовского теперь доступны любому пользователю. ...
  • Юрий Бутусов: «Здание театра, основанного великим Аркадием Райкиным, уничтожается»

    Открытое письмо театральной общественности, коллегам, зрителям от главного режиссера Санкт-Петербургского Театра им. Ленсовета Юрия Бутусова появилось в воскресенье, 23 апреля, на сайте радиостанции «Эхо Москвы». ...
  • Бесконечные барьеры

    Я очень подвел свой любимый вполне интеллигентный журнал «Театрал», не сдав вовремя материал для своей рубрики «В промежутках между…». Винюсь. Просто в недавних «промежутках» было столько событийных соблазнов, что поневоле пришлось переключать организм на сторону. ...
Читайте также


Читайте также

  • Борис Эйфман представит новую версию «Русского Гамлета»

    Обновленная версия балета о судьбе Павла I будет показана 26 апреля  на сцене Александринского театра.   Обновление спектакль приурочено к 40-летию Академического театра балета Бориса Эйфмана. Для возрожденного спектакля художником Вячеславом Окуневым были созданы новые костюмы и декорации, наполненные глубокой символикой. ...
  • «У всех давно ворота заперты и собаки спущены»

    В системе Станиславского есть термин «лучеиспускание». По мысли К.С., достичь его можно лишь в том спектакле, где между партнерами устанавливается крепкая связь, которая помогает им органично существовать на сцене. ...
  • Премьеры недели (24-30 апреля)

    В ближайшие дни любителей театра ждет сразу несколько интересных работ. А на минувшей неделе, согласно опросу «Театрала», самой ожидаемой премьерой стала постановка Романа Виктюка «Крылья из пепла» (24% голосов). ...
  • Et Cetera объявил дату премьеры «Ревизора» с Калягиным в роли Хлестакова

    Премьера гоголевского «Ревизора» в постановке главного режиссера театра Et Cetera Роберта Стуруа была заявлена еще в начале сезона – на сборе труппы. Однако точная дата не называлась. По сведениям «Театрала», дату премьеры Александр Калягин переносил не раз. ...
Читайте также