В Александринку Аттила Виднянский пришел с Достоевским

Преступление без раскаяния

 
Международный театральный фестиваль «Александринский» в этом году открылся премьерой спектакля Аттилы Виднянского «Преступление и наказание».
  
Классик венгерского театра поставил произведение классика русской литературы Федора Достоевского на сцене Александринского театра. Полифоничное сочинение длиною пять с половиной часов в XXI веке - это поступок. Публика в наше время не привыкла надолго задерживаться в театре.
 
Режиссеры это понимают, и им иногда достаточно только темы, чтобы, как у Вертинского, «в сердце вспыхнувшем зазвучал напев». Примеров таких клипов-спектаклей хватает, и среди них есть вполне достойные образцы. Но Виднянский для премьеры в Петербурге выбрал путь не простой. Полное погружение в роман, героем которого, прежде всего, является город.
 
С первого взгляда полюбить его сложно, сначала он пугает. Дождь, туман, неулыбчивые жители…  И «мертвецы за плечами». В связи с этим вспоминается история. На одном из своих выступлений Борис Гребенщиков рассказал о том, как в наш город приезжала известная шаманка из Непала. И погуляв по Петербургу, оценив его красоту, она отметила: «Город красивый, но почему-то у вас тут очень много мертвецов». Историю эту можно рассматривать как метафору.  Свидригайлов и Раскольников – порождение этого города. В спектакле Виднянского герои убиенные и впрямь существуют в одной сценической реальности с живыми. Два главных героя – Свидригайлов (Дмитрий Лысенков) и Раскольников (Александр Поламишев) – двойники. «Мы с вами одного поля ягода», – говорит Аркадий Иванович Родиону Романовичу. Раскольников вынашивает идею убийства, Свидригайлов растлевает и убивает. С преступлением все ясно, убить, в конце концов, оказывается легко, а что же будет дальше? А дальше – наказание, и вот тут начинается самое интересное.
 
Спектакль Аттилы Виднянского – это спектакль о вере и псевдовере о раскаянии и псевдораскаянии.  Родион Романович, признавшийся в убийстве под напором Сони и Порфирия Порфирьевича, и Свидригайлов, раскаявшийся и убивший себя. Убивший, потому что продолжение такой жизни стало для него уже само по себе преступлением.  И убил Свидригайлов не себя, а черта внутри себя. Поэтому, как это ни странно и страшно звучит, поступил по-христиански. Признание же Раскольникова: «Это я убил» – звучит фальшиво. И это подтверждает эпилог, написанный Достоевским. Из него мы знаем, что истинного раскаяния у бывшего студента не случилось.
 
Вполне возможно, Аттила Виднянский, работая над романом, думал иначе. Но идея режиссера, воплотившись на сцене, очень часто в глазах зрителя трансформируется.  Каждый из нас приходит в театр получить ответы на свои собственные вопросы. И чем совершеннее постановка, тем больше вариантов этих ответов. В спектакле Виднянского доказательством истинного раскаяния стало самоубийство. А человек, который признался в убийстве и отправился на каторгу, просто оказался малодушен и не выдержал давления общественности.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Умерла актриса Александра Назарова

    Народная артистка России Александра Назарова умерла 20 августа на 80-м году жизни, об этом сообщили на сайте Театра им. Ермоловой.   «Только что пришло горькое известие: не стало удивительной, прекрасной, уникальной Александры Ивановны Назаровой. ...
Читайте также


Читайте также

  • Максим Диденко поставит спектакль по роману Сорокина

    Максим Диденко представит 6 и 7 ноября премьеру спектакля «Норма» по одноименному роману Владимира Сорокина. Постановка станет совместной работой Театра на Малой Бронной и Мастерской Брусникина. Об этом сообщает пресс-служба проекта. ...
  • РАМТ откроет сезон «Зобеидой»

    Свой 99-й сезон Российский молодежный театр откроет в новом театральном пространстве – недавно появившемся здесь Театральном дворе – постановкой Олега Долина «Зобеида» по сказке Карло Гоцци.   Премьера состоится 27 августа в 21. ...
  • Большой театр объявил конкурсный набор в детский хор

    14 и 15 сентября во вспомогательном корпусе Большого театра (Копьёвский пер., д. 3, под. №5) состоятся прослушивания в детский хор. К конкурсу допускаются дети в возрасте от 6 до 12 лет. Соискателям необходимо подготовить три песни без сопровождения. ...
  • В Северной столице немцы представят «Утопию»

    В рамках Театральной олимпиады 7, 8 и 14 сентября в Санкт-Петербурге состоится премьера нового променад-спектакля «Утополис Петербург» от всемирно известной немецкой театральной компании Rimini Protokoll. Ранее проект был представлен только жителям Манчестера под названием Utopolis Manchester. ...
Читайте также