В Александринку Аттила Виднянский пришел с Достоевским

Преступление без раскаяния

 
Международный театральный фестиваль «Александринский» в этом году открылся премьерой спектакля Аттилы Виднянского «Преступление и наказание».
  
Классик венгерского театра поставил произведение классика русской литературы Федора Достоевского на сцене Александринского театра. Полифоничное сочинение длиною пять с половиной часов в XXI веке - это поступок. Публика в наше время не привыкла надолго задерживаться в театре.
 
Режиссеры это понимают, и им иногда достаточно только темы, чтобы, как у Вертинского, «в сердце вспыхнувшем зазвучал напев». Примеров таких клипов-спектаклей хватает, и среди них есть вполне достойные образцы. Но Виднянский для премьеры в Петербурге выбрал путь не простой. Полное погружение в роман, героем которого, прежде всего, является город.
 
С первого взгляда полюбить его сложно, сначала он пугает. Дождь, туман, неулыбчивые жители…  И «мертвецы за плечами». В связи с этим вспоминается история. На одном из своих выступлений Борис Гребенщиков рассказал о том, как в наш город приезжала известная шаманка из Непала. И погуляв по Петербургу, оценив его красоту, она отметила: «Город красивый, но почему-то у вас тут очень много мертвецов». Историю эту можно рассматривать как метафору.  Свидригайлов и Раскольников – порождение этого города. В спектакле Виднянского герои убиенные и впрямь существуют в одной сценической реальности с живыми. Два главных героя – Свидригайлов (Дмитрий Лысенков) и Раскольников (Александр Поламишев) – двойники. «Мы с вами одного поля ягода», – говорит Аркадий Иванович Родиону Романовичу. Раскольников вынашивает идею убийства, Свидригайлов растлевает и убивает. С преступлением все ясно, убить, в конце концов, оказывается легко, а что же будет дальше? А дальше – наказание, и вот тут начинается самое интересное.
 
Спектакль Аттилы Виднянского – это спектакль о вере и псевдовере о раскаянии и псевдораскаянии.  Родион Романович, признавшийся в убийстве под напором Сони и Порфирия Порфирьевича, и Свидригайлов, раскаявшийся и убивший себя. Убивший, потому что продолжение такой жизни стало для него уже само по себе преступлением.  И убил Свидригайлов не себя, а черта внутри себя. Поэтому, как это ни странно и страшно звучит, поступил по-христиански. Признание же Раскольникова: «Это я убил» – звучит фальшиво. И это подтверждает эпилог, написанный Достоевским. Из него мы знаем, что истинного раскаяния у бывшего студента не случилось.
 
Вполне возможно, Аттила Виднянский, работая над романом, думал иначе. Но идея режиссера, воплотившись на сцене, очень часто в глазах зрителя трансформируется.  Каждый из нас приходит в театр получить ответы на свои собственные вопросы. И чем совершеннее постановка, тем больше вариантов этих ответов. В спектакле Виднянского доказательством истинного раскаяния стало самоубийство. А человек, который признался в убийстве и отправился на каторгу, просто оказался малодушен и не выдержал давления общественности.
  • Нравится

Комментарии

  1. mariapop 27 Сентября 2016, 13:41

    Я в этом году в июне побывал в дом-музее Достоевского в Москве.
    Я живу относительно рядом с ним, но никогда не был в нём до этого.
    Дом, в котором вырос наш литературный гений - очень даже приличный. Но внутри него до сих пор сохраняется сырой, нездоровый воздух. Этот воздух наверняка оставил в нём свой незабываемый след и поразительно - он присутствует во всех его книгах!
    Очень сильное влияние на Достоевского оказала его мать. Благодаря ей он полюбил классическую музыку. В музее осталось пианино , на котором играл наш Гений!
    Музей - можно сказать - бедный, но его следует обязательно посетить, так как там
    можно найти что-то такое , что вас может поразить!
    Например, я узнал,, что первые деньги он заработал, переводя с французского!

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • «Ночь театров»-2017

    Общегородская акция «Ночь театров» по традиции состоится в канун Международного дня театра, который отмечается 27 марта. Как ранее сообщал «Театрал», старт акции будет дан на Московском культурном форуме. ...
  • Валерий Фокин: «Мы теряем человеческий облик»

    В С.-Петербурге в главном штабе Эрмитажа состоялся круглый стол на тему «Ответственность перед культурой», главными спикерами которого стали художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин и гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский. ...
  • Прерванный полёт

    В среду, 29 марта, в 14 часов в портретном фойе МХТ им. Чехова состоится презентация книги, посвященной Марине Голуб – актрисы, чья жизнь трагически оборвалась 9 октября 2012 года.   В память о Марине Григорьевне Художественный театр и дочь актрисы Анастасия Голуб решили собрать воспоминания. ...
  • «Худсоветы будут тормозить работу театра»

    В четверг, 16 марта, на заседании экспертной комиссии по театру зампредседателя Общественного совета предложил возродить в театрах худсоветы которые, как и в советское время, принимали бы решение «о допуске произведения к массовому зрителю». ...
Читайте также


Читайте также

  • Премьеры недели (28 марта – 3 апреля)

    Премьер в Москве много, однако на предстоящей неделе оказалось всего два спектакля, которые будут играться в самый первый раз. О них – ниже. А по результатам интернет-голосования, самой ожидаемой премьерой прошлой недели оказалась постановка Александра Огарёва в «Школе драматического искусства» - «Лес. ...
  • «Мир огромив мощью голоса»

    Знающий толк в розыгрышах публики, режиссер Николай Рощин начинает спектакль с выхода «человек от театра». Дмитрий Лысенков (он играет Режиссера) просит почтеннейшую публику не волноваться и извинить за задержку: ждут высокую комиссию, которая должна принять премьеру. ...
  • «Я над всем, что сделано, ставлю «nihil»

    Молодой режиссер Дмитрий Зимин, которого уже называют главной театральной надеждой Урала, поставил на большой сцене Свердловского театра драмы свой шестой спектакль – «Отцы и дети» по Тургеневу. Когда-то умный исследователь наших театральных мод заметил, что «Тургенев только тогда начинает звучать, когда люди театра и не только театра устают от «бури и натиска», от бесконечного раздражения и бесконечных ниспровержений». ...
  • Премьеры недели 20-27 марта

    По итогам зрительского голосования, самой ожидаемой премьерой минувшей недели стали одноактные оперы «Царь Эдип» и «Замок герцога Синяя Борода», поставленные Римасом Туминасом в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко (37% голосов). ...
Читайте также