Евгений Миронов

«Он верил в справедливость»

 
Евгений Миронов связан с Солженицыным не только творчески. Он дважды бывал в доме писателя, говорил с ним, что помогло Миронову сыграть в кино роль Нержина (сериал «В круге первом»). Кроме того, Евгений Миронов стал единственным в России артистом, лауреатом солженицынской премии (обычно эта премия вручается литераторам). Этот почетный приз он получил по решению писателя в 2004 году за роль князя Мышкина в телефильме «Идиот».
– Как я познакомился с творчеством Александра Исаевича? Это произошло в Школе-студии МХАТ. Олег Павлович Табаков нас очень образовывал. Ну, например, в 1990 году, когда я учился, произведения Галича были еще запрещены, а мы уже ставили его «Матросскую Тишину». И она стала нашим дипломным спектаклем. Примерно в тот же период я познакомился и с творчеством Солженицына. Потому что и «В круге первом», и «Красное колесо», и «Архипелаг ГУЛАГ» – это все читалось в то время. Я, честно говоря, тяжело воспринимал такую литературу. Она отличается документальностью. Но все же мысль поставить в театре «Один день Ивана Денисовича» меня неоднократно посещала.

Наше личное знакомство с Александром Исаевичем состоялось неожиданно, в 2004 году. Он позвонил мне и сказал, что понравилась моя роль в «Идиоте» и что я получаю его премию. Чуть позже мне ее вручили Наталья Дмитриевна и режиссер Владимир Бортко. После этого я захотел познакомиться с Солженицыным лично и поехал к нему на встречу. Очень волновался, готовился психологически, но все же я должен был увидеться с ним. Дело в том, что мне предстояло сыграть Нержина в сериале «В круге первом». Это фактически образ Солженицына, его глазами мы следим за жизнью «шарашки». Поэтому мне нужно было его кое о чем спросить.

У нас было две встречи с Александром Исаевичем. И если бы наша любовь не была взаимной, я думаю, что не было бы второй встречи. Так сложилось, что в первый раз я был даже удивлен его знанием каких-то моих работ. Он задавал мне очень конкретные вопросы. И в частности, о работе над «Идиотом». А еще попросил, чтобы я принес ему фильмы с моим участием, которые он не видел, – «Мусульманин», «Превращение», «В августе 44-го». И я, конечно, это сделал.

Но у моего визита была и сверхзадача. Мне было очень важно узнать, как этот человек смотрит на мир, как он выстраивает свой быт. Я обратил внимание, например, что у него на столе лежат маленькие листочки, исписанные мелким-мелким почерком. Я понял, что это лагерная привычка. И это наблюдение я использовал в фильме. Нержин тоже будет мелко-мелко писать на клочках бумаги и потом их прятать.

У Солженицына удивительная память была. Он ее специально тренировал. Часто ведь в лагере нельзя было записывать. Мало того, была опасность, что тебя предадут люди, которым ты дал листки на хранение. Поэтому Солженицын очень многое запоминал. Помню, когда я постучал к нему в дверь, он сказал: «Входите, Евгений Витальевич!» Он подготовился к общению со мной, что тоже говорит о его характере. И еще меня потрясло, что он работал по 8 часов в день до самого конца жизни. Хотя до этого он работал и по 12, и по 14 часов. Но когда стал работать по 8, говорил: «Теперь, к сожалению, я работаю мало». Работа для него была на самом деле огромным счастьем.

Все его называли великим, а ему даже некогда было подумать на эту тему, потому что он считал себя абсолютным посредником между Богом и тем, что он должен сделать. Он выполнял миссию, которая на него возложена. Называл себя не писателем, а летописцем.

Я знаю из рассказов Натальи Дмитриевны, что их называли раньше «врагами обедов». Потому что для Солженицына обед – это пустая трата времени. Сидеть и говорить ни о чем ему всегда было скучно и мучительно. Он считал, что за это время он мог бы сделать что-то очень конкретное. Я представляю, как тяжело его близким, поскольку на первом месте у него всегда стояла работа.

…Он отвечал на мои вопросы, и я все равно не мог найти ответа, как он устоял. Я в итоге спросил у него: «Что вам помогало вот так удержаться?» Ведь не может же быть, чтобы человек выдержал столько трагедий на своем пути. «Вера в справедливость», – ответил он. Он верил, что останется не только жив, но и исполнит свою миссию.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
Читайте также


Читайте также

  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Ушел из жизни композитор Сергей Слонимский

    В воскресенье, 9 февраля, на 88-м году жизни скончался композитор Сергей Слонимский. Широкой аудитории он известен как автор музыки к кинофильму «Республика ШКИД».  «Сергей Слонимский – один из крупнейших отечественных композиторов, автор 34 симфоний, восьми опер, трех балетов, камерной и вокальной музыки, музыки к кинофильмам и театральным постановкам», – отмечается в некрологе, опубликованном на сайте Союза композиторов России. ...
  • «Незабываемый Спартак и Ван Гог»

    Легенда Голливуда актер Кирк Дуглас скончался в возрасте 103 лет, об этом СМИ сообщил его сын актер Майкл Дуглас. «Незабываемый Спартак и Ван Гог, один из последних героев золотого века Голливуда, в которых мужественность была не наигранной и не пародийной, – написал об актере киновед Андрей Плахов. ...
  • Ушел из жизни режиссер Борис Луценко

    В среду, 5 февраля, после тяжелой и продолжительной болезни на 83 году жизни скончался один из самых известных белорусских режиссеров Борис Луценко. Об этом сообщается на сайте Национального академического театра им. М. Горького (ранее - Государственный русский драматический театр БССР). ...
Читайте также