«Первый спектакль мы поставили всего за 500 $»

Ученик Сергея Женовача основал русский театр в США

 
В 2010 году Игорь Голяк организовал любительскую актерскую труппу Arlekin Players Theatre, которая вскоре стала жить по законам профессионального драматического театра, завоевав и зрительское признание, и массу наград…
— Игорь, вас, ученика Сергея Женовача, не забыли еще и в Москве, но вы, оказывается, уже шесть лет возглавляете театр в Бостоне. Как говорится, поделитесь секретом: с чего надо начинать?

— На самом деле никаких секретов не знаю. Да и театр организовывать не собирался. Все произошло по воле судьбы.

Я окончил Щукинское театральное училище (курс Юрия Авшарова), работал в театре «У Никитских Ворот», учился в ГИТИСе в магист­ратуре у Женовача — на том самом курсе, из которого потом сложилась «Студия театрального искусства». Там были Саша Коручеков, Сергей Аброскин, Маша Шаш­лова, Андрей Шибаршин…

В США переезжать не собирался (хотя мои родители и жили здесь). В Москве у нас с моей бывшей женой Аланой Кумалаговой родилась дочка, и врачи слишком уж насторожились в отношении ее здоровья. Мы постоянно сдавали анализы, и каждый последующий диагноз был хуже предыдущего. Поэтому, весьма напугавшись, мы решили поехать в Бостон — показать девочку американским врачам. Здесь оказалось, что ничего страшного нет и что мы у себя на родине столкнулись с типичным вымогательством. И действительно, сейчас дочке 10 лет, она у нас красавица, у нее все хорошо.

С чего начинать свою жизнь в США, я не знал. Бегал по разовым работам, продавал «Желтые страницы», потом телефоны, затем ипотеку. Словом, не чурался любой работы, где мог бы использовать навыки шута. Продавать у меня хорошо получалось. Жена временно устроилась в магазин, но на перспективу мы решили, что она откроет детскую театральную студию «Арлекин». Это начало 2004 года…

— Русская диаспора в Бостоне большая…

— Совершенно верно. Детей тоже много. Хотя, когда мы начинали, в студию привели лишь трех ребят. Недавно я узнавал: сейчас у Аланы больше сотни детей занимается. Но это к слову.

Так вот, студия постепенно набирала свою популярность. Мы получили хорошие отзывы, у нас появились друзья. Наконец, в 2009 году ко мне обратились ребята, которые играют в КВН (среди русских в Бостоне он по-прежнему популярен). Ребята просили совета. Я что-то начал подсказывать, и они мне сказали: «Давай, учи нас». Я говорю: «Куда вам учиться, вы взрослые люди уже!» — «Нет, давай». Я говорю: «Ну, хорошо, мне нужно от вас 9 месяцев. Научу, не научу — не знаю, но за 9 месяцев вы что-то поймете». Они согласились.

В ту пору мне было уже 30 лет. И вдруг я узнал, что в Массачусетсе проводится театральный фестиваль. Ребята стали советовать: мол, надо выпустить спектакль и там показать. А мы ведь только начали заниматься, еще рано «выдавать результат». Но деваться было некуда: они слишком настаивали. Я взял Алану, выбрал наиболее сильных ребят, и… мы поставили спектакль «Медведь» по Чехову.

— На русском языке?

— Здесь целая история, потому что начинали репетировать по-русски, потом перешли на английский, но поняли, что язык Чехова на английский не переводится — теряются смыслы, пропадает ирония. Это как новое произведение совершенно.

Я стал мучиться, искать какой-то ход, чтобы действие выглядело органично, и вдруг как осенило: нужна роль «От автора». Мы придумали человека, который сочиняет это произведение. Причем сочиняет его по-английски, а актеры играют по-русски. Они и спорили с ним, и соглашались, и предлагали свои варианты сюжета… Спектакль получался отчасти хулиганским, но очень смешным.

Короче говоря, когда мы приехали на фестиваль, меня стали одолевать технические службы. Мне даже неловко стало, поскольку у постановщиков других спектаклей были и сложнейшая световая партитура, и громоздкие декорации, и насыщенный музыкальный ряд, да мало ли что еще! А у нас — ничего. Типично любительский театр. Поставить свет мне помог Майкл Мактинг, сотрудник фестиваля, с которым мы очень подружились и объездили с тех пор половину Америки.

В общем, выиграли мы тот фестиваль. «Лучшая актерская работа», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», «Лучшая режиссура», «Лучший ансамбль» — почти все номинации взяли, кроме декораций и костюмов, поскольку у нас их не было.

— А какой был бюджет спектакля?

— Не поверите, 500 долларов. Но, как оказалось, для старта этого вполне достаточно. Потом нас направили на региональный фестиваль — там мы выступали уже от Массачусетса.

— И снова выиграли?

— Да. Это беспрецедентный случай. Но здесь мне во многом помог Майкл, который оформил и звук, и свет, и декорации. Он мастер на все руки, совершенно чумовой человек, я таких никогда не встречал. Скажем, когда случилась трагедия в Чернобыле, он из США поехал на Украину строить больницы. Просто купил билет и поехал. Потом он взял под опекунство больного ребенка из России. Говорить о нем могу бесконечно…

Короче, мы и региональный фестиваль выиг­рали почти во всех номинациях. Это невероятно, особенно если учесть, что спектакль идет преимущественно на русском языке. Ничего подобного в истории американского театра еще не случалось. Потом мы поехали на национальный фестиваль, где выступали 15 теат­ров со всей Америки — очень сильные коллективы. Первое место мы уже не заняли, но все равно нас заметили.

Национальная ассоциация американских театров каждые 4 года проводит в Монако международный фестиваль, который очень любил принц Альберт. Нас и туда пригласили. И в итоге нашему театру дали от штата специальный сертификат — он слегка развязал нам руки, открыл новые возможности.

— Просто сказочная история…

— Мне самому порой не верится. Потом было много еще фестивалей, о нас узнали — и не только в США, но и в России, куда мы ездили на гастроли.

Потихоньку мы разрастаемся. Делали спектакль про эмигрантов, ставили «Варшавскую мелодию» и «Поминальную молитву». По-прежнему нашей любовью остается Чехов.

Полную версию интервью читайте на сайте: www.teatral-online.ru


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Андрей Харитонов

    Известный актер театра и кино Андрей Харитонов скончался в воскресенье, 23 июня, на 60-м году жизни, похоронят актера в Киеве.   «Андрея сегодня не стало… Ушел из жизни всеми любимый, талантливый и необыкновенно красивый человек. ...
  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Фестиваль стал «точкой сборки»

    В Берлине прошел уже ставший традиционным III Международный фестиваль «Мир русского театра», организованный журналом «Театрал». Восемь театральных коллективов  из разных стран  съехались в столицу Германии, где с 6 по 9 июня представили свои спектакли. ...
  • В Берлине завершился фестиваль «Мир русского театра»

    В воскресенье, 9 июня, в Берлине закончился lll фестиваль «Мир русского театра».  Все коллективы, принявшие участие в форуме, получили почетные дипломы и подарки от журнала «Театрал».   Заключительный, четвертый, день фестиваля начался с показа спектакля финского театра «Арт-Мастер» по пьесе современного автора Елены Исаевой «Про мою маму и меня» в постановке  Екатерины Пастуховой. ...
  • «Сцена – это территория свободы»

    Третий день фестиваля «Мир русского театра», можно сказать, стал «Днем защиты детей». Утренний спектакль показал детский театральный коллектив «Апрелик», а вечером в творческом вечере актрисы Вахтанговского театра Ольги Тумайкиной приняла участие ее дочка Маша. ...
  • «Мир русского театра». Программа четвертого дня

    9 июня в Берлине завершается III международный фестиваль «Мир русского театра». Впереди заключительный день, однако расставанье будет недолгим: уже в сентябре несколько спектаклей театров русского зарубежья «Театрал» привезет в Москву. ...
Читайте также