«Первый спектакль мы поставили всего за 500 $»

Ученик Сергея Женовача основал русский театр в США

 
В 2010 году Игорь Голяк организовал любительскую актерскую труппу Arlekin Players Theatre, которая вскоре стала жить по законам профессионального драматического театра, завоевав и зрительское признание, и массу наград…
— Игорь, вас, ученика Сергея Женовача, не забыли еще и в Москве, но вы, оказывается, уже шесть лет возглавляете театр в Бостоне. Как говорится, поделитесь секретом: с чего надо начинать?

— На самом деле никаких секретов не знаю. Да и театр организовывать не собирался. Все произошло по воле судьбы.

Я окончил Щукинское театральное училище (курс Юрия Авшарова), работал в театре «У Никитских Ворот», учился в ГИТИСе в магист­ратуре у Женовача — на том самом курсе, из которого потом сложилась «Студия театрального искусства». Там были Саша Коручеков, Сергей Аброскин, Маша Шаш­лова, Андрей Шибаршин…

В США переезжать не собирался (хотя мои родители и жили здесь). В Москве у нас с моей бывшей женой Аланой Кумалаговой родилась дочка, и врачи слишком уж насторожились в отношении ее здоровья. Мы постоянно сдавали анализы, и каждый последующий диагноз был хуже предыдущего. Поэтому, весьма напугавшись, мы решили поехать в Бостон — показать девочку американским врачам. Здесь оказалось, что ничего страшного нет и что мы у себя на родине столкнулись с типичным вымогательством. И действительно, сейчас дочке 10 лет, она у нас красавица, у нее все хорошо.

С чего начинать свою жизнь в США, я не знал. Бегал по разовым работам, продавал «Желтые страницы», потом телефоны, затем ипотеку. Словом, не чурался любой работы, где мог бы использовать навыки шута. Продавать у меня хорошо получалось. Жена временно устроилась в магазин, но на перспективу мы решили, что она откроет детскую театральную студию «Арлекин». Это начало 2004 года…

— Русская диаспора в Бостоне большая…

— Совершенно верно. Детей тоже много. Хотя, когда мы начинали, в студию привели лишь трех ребят. Недавно я узнавал: сейчас у Аланы больше сотни детей занимается. Но это к слову.

Так вот, студия постепенно набирала свою популярность. Мы получили хорошие отзывы, у нас появились друзья. Наконец, в 2009 году ко мне обратились ребята, которые играют в КВН (среди русских в Бостоне он по-прежнему популярен). Ребята просили совета. Я что-то начал подсказывать, и они мне сказали: «Давай, учи нас». Я говорю: «Куда вам учиться, вы взрослые люди уже!» — «Нет, давай». Я говорю: «Ну, хорошо, мне нужно от вас 9 месяцев. Научу, не научу — не знаю, но за 9 месяцев вы что-то поймете». Они согласились.

В ту пору мне было уже 30 лет. И вдруг я узнал, что в Массачусетсе проводится театральный фестиваль. Ребята стали советовать: мол, надо выпустить спектакль и там показать. А мы ведь только начали заниматься, еще рано «выдавать результат». Но деваться было некуда: они слишком настаивали. Я взял Алану, выбрал наиболее сильных ребят, и… мы поставили спектакль «Медведь» по Чехову.

— На русском языке?

— Здесь целая история, потому что начинали репетировать по-русски, потом перешли на английский, но поняли, что язык Чехова на английский не переводится — теряются смыслы, пропадает ирония. Это как новое произведение совершенно.

Я стал мучиться, искать какой-то ход, чтобы действие выглядело органично, и вдруг как осенило: нужна роль «От автора». Мы придумали человека, который сочиняет это произведение. Причем сочиняет его по-английски, а актеры играют по-русски. Они и спорили с ним, и соглашались, и предлагали свои варианты сюжета… Спектакль получался отчасти хулиганским, но очень смешным.

Короче говоря, когда мы приехали на фестиваль, меня стали одолевать технические службы. Мне даже неловко стало, поскольку у постановщиков других спектаклей были и сложнейшая световая партитура, и громоздкие декорации, и насыщенный музыкальный ряд, да мало ли что еще! А у нас — ничего. Типично любительский театр. Поставить свет мне помог Майкл Мактинг, сотрудник фестиваля, с которым мы очень подружились и объездили с тех пор половину Америки.

В общем, выиграли мы тот фестиваль. «Лучшая актерская работа», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», «Лучшая режиссура», «Лучший ансамбль» — почти все номинации взяли, кроме декораций и костюмов, поскольку у нас их не было.

— А какой был бюджет спектакля?

— Не поверите, 500 долларов. Но, как оказалось, для старта этого вполне достаточно. Потом нас направили на региональный фестиваль — там мы выступали уже от Массачусетса.

— И снова выиграли?

— Да. Это беспрецедентный случай. Но здесь мне во многом помог Майкл, который оформил и звук, и свет, и декорации. Он мастер на все руки, совершенно чумовой человек, я таких никогда не встречал. Скажем, когда случилась трагедия в Чернобыле, он из США поехал на Украину строить больницы. Просто купил билет и поехал. Потом он взял под опекунство больного ребенка из России. Говорить о нем могу бесконечно…

Короче, мы и региональный фестиваль выиг­рали почти во всех номинациях. Это невероятно, особенно если учесть, что спектакль идет преимущественно на русском языке. Ничего подобного в истории американского театра еще не случалось. Потом мы поехали на национальный фестиваль, где выступали 15 теат­ров со всей Америки — очень сильные коллективы. Первое место мы уже не заняли, но все равно нас заметили.

Национальная ассоциация американских театров каждые 4 года проводит в Монако международный фестиваль, который очень любил принц Альберт. Нас и туда пригласили. И в итоге нашему театру дали от штата специальный сертификат — он слегка развязал нам руки, открыл новые возможности.

— Просто сказочная история…

— Мне самому порой не верится. Потом было много еще фестивалей, о нас узнали — и не только в США, но и в России, куда мы ездили на гастроли.

Потихоньку мы разрастаемся. Делали спектакль про эмигрантов, ставили «Варшавскую мелодию» и «Поминальную молитву». По-прежнему нашей любовью остается Чехов.

Полную версию интервью читайте на сайте: www.teatral-online.ru


  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Умерла актриса Александра Назарова

    Народная артистка России Александра Назарова умерла 20 августа на 80-м году жизни, об этом сообщили на сайте Театра им. Ермоловой.   «Только что пришло горькое известие: не стало удивительной, прекрасной, уникальной Александры Ивановны Назаровой. ...
Читайте также


Читайте также

  • Началась продажа билетов на лучшие спектакли «Мира русского театра» в Москве

    В начале сентября в Москве состоятся гастроли спектаклей – участников фестиваля «Мир Русского театра». Подробнее об этом событии «Театрал» уже рассказывал читателям. А буквально на днях началась продажа билетов. ...
  • Алексей Лебедев: «Основной наш критерий – зрители»

    Фестиваль «Мир русского театра», организованный журналом «Театрал» в Берлине, в нынешнем году проходил в рамках международного культурного проекта «Русские сезоны». О масштабном проекте, цель которого представлять русскую культуру европейскому зрителю, нам рассказал его генеральный директор Алексей ЛЕБЕДЕВ. ...
  • «Театрал» создал безвизовую зону

    В начале сентября москвичи и гости столицы получат уникальный шанс – принять участие в международном театральном путешествии. Всего за четыре дня поклонники сцены смогут побывать в русских театрах Нью-Йорка, Тель-Авива и Варшавы, не потратив при этом ни копейки на авиабилеты, и даже не воспользовавшись заграничным паспортом. ...
  • «Фестиваль стал «точкой сборки»

    В Берлине прошел уже ставший традиционным III Международный фестиваль «Мир русского театра», организованный журналом «Театрал». Восемь театральных коллективов  из разных стран  съехались в столицу Германии, где с 6 по 9 июня представили свои спектакли. ...
Читайте также