В российской столице растет число безработных молодых актеров

Москва слезам не верит

 
Согласно данным Министерства образования и науки, сегодня 85 % выпускников столичных театральных вузов трудоустраиваются по специальности.

Но это «лукавая цифра», ведь «работа по специальности» отнюдь не означает, что артист играет спектакли. По сведениям «Театрала», работу в театре находят не больше 25% выпускников, остальные идут в смежные профессии, так или иначе связанные со сферой досуга и развлечений.

Официант с актерским дипломом

— Если до кризиса выпускники активно стучались во все театры и показывались худрукам, то сейчас это стремление заметно угасло, — поясняет зам. председателя СТД?Дмит­рий Мозговой. — Кризис. Все понимают, что даже если тебя возьмут в труппу, то долгое время ты будешь играть маленькие роли и оплата труда будет соответствующей. Кроме того, работать придется ежедневно, лишая себя возможности зарабатывать на стороне, в разовых проектах. Так что молодежь предпочитает свободу. Иначе никак не прожить.

Александра Макарская в 2013 году окончила Институт имени Щепкина. Работала в «Сод­ру­жестве актеров Таганки», но из театра ушла — не сложилось. По ее словам, музыкальная группа, которую она основала, открывает перед ней гораздо больше возможностей — не только творческих, но и финансовых. Кроме того, у артистки остается время на кастинги и подработку в кино.

— Нам еще повезло, — говорит Александра «Театралу». — У нас хоть шанс был попробоваться в театры. Мои знакомые, которые заканчивают «театралку» сейчас, говорят, что даже по связям не могут пробиться на прослушивание. И дело не в том, что худруки к нам равнодушны: просто в Москве талантливых ребят всегда очень много, а мест в репертуарных театрах мало. Я сама восемь театров обошла и везде слышала один ответ: «У вас с актерским мастерством все отлично, но… мест нет». В таком случае, я задавалась вопросом: зачем худрук потратил на меня время? Оказалось, что меня бы взяли, если бы я обладала каким-то редким типажом, которого не хватает тому или иному коллективу.

Сегодня с нашего курса из 23-х человек в репертуарном театре работают лишь четверо. И, знаете, очень обидно видеть, когда талантливый актер, который был лучшим на курсе, трудится официантом.

Неповоротная бюрократическая машина

В России два десятка государственных вузов, где есть актерские факультеты. Каждую весну порядка 500–600 дипломированных артистов пополняют ряды соискателей. Если прибавить сюда все коммерческие вузы, различные экспериментальные мастерские, студии актерского мастерства, открытые чуть ли не в каждом институте культуры, то подсчитать реальную цифру практически невозможно.

— В этом и заключается достаточно острая тема современного театра, — продолжает Дмитрий Мозговой. — Иногда кажется, что наш репертуарный театр — неповоротная бюрократическая машина. Законодательно мы так и не добились того, чтобы перевести артистов с бессрочных договоров на срочные. Таким образом, они «прописываются» в театре чуть ли не навсегда. Естественно, для нового поколения уже не остается места. Подчеркиваю: я говорю не о корифеях труппы и не о пенсионерах, посвятивших театру всю свою жизнь. За бессрочные договора держатся тысячи артистов среднего возраста. Хорошо, если они заняты в репертуаре и много играют. Но ведь в любом театре есть так называемый «балласт»: артисты, которые отказываются от новых ролей и не хотят играть то, что предлагает им режиссер. В соответствии с законом они имеют на это полное право. Но на деле получается, что они занимают «рабочее место» и никем заменить их нельзя. Прежде всего страдает от этого провинция. Со всей страны молодежь едет в Москву, но выясняется, что и здесь ситуация не лучше.

Автор этих строк несколько лет назад окончил Саратовский театральный институт. В Москве много ходил по кастингам, но постоянной работы так и не нашел. И, надо полагать, таких же безработных артистов здесь сотни.

Однажды через интернет заказывал себе кеды. Приехал курьер лет 25-ти. Встретились у подъезда (в этот момент я беседовал по телефону с худруком одного из театров). Курьер внимательно следил за нашим разговором и вдруг спросил:

— Простите, а вы телефоном худрука не поделитесь?

Оказалось, что курьер год назад перебрался в столицу. Пробовал сниматься в массовке. По ночам работал в клубе кальянщиком, днем — аниматором на детских праздниках. В провинцию возвращаться не хочет: по-прежнему надеется, что однажды его заметят.

<>«Не можем найти молодого героя»


Недавно «Театрал» на своем сайте открыл новую рубрику «Театральная биржа», предложив всем желающим присылать свои резюме. В неделю редакция получает несколько десятков писем от соискателей, но больше всего резюме поступает, понятно, из провинции. Артисты согласны приезжать в Москву даже для «разовых подработок» — как на своеобразную вахту, поскольку в регионах трудно найти работу даже в смежных с актерством профессиях.

— При этом нельзя сказать, будто провинция не нуждается в артистах, — говорит Дмитрий Мозговой. — В СТД постоянно обращаются худруки региональных театров: «Нужна актриса для детских спектаклей»; «Не можем найти молодого героя»… Но беда в том, что из Москвы редко кто едет в глубинку. СТД попытался повлиять на этот процесс, предложив сто стипендий для молодых артистов. Но, увы, такая инициатива мало что изменила.

Могу привести и такой пример: за последние пять лет из Дальнего Востока на стажировку в Москву (в рамках целевой программы) приехало большое количество ребят. Однако никто из них назад не вернулся.

«Я боюсь репертуарного театра»

В условиях жесткой конкуренции даже яркий успех в кино не всегда является гарантией хорошей карьеры. Так, выпускник Щукинского театрального училища Василий Степанов, еще будучи студентом, снялся в картине Федора Бондарчука «Обитаемый остров». Красавца-актера нарекли чуть ли не новым секс-символом. Однако снявшись еще в нескольких картинах, Василий с экранов пропал. Сегодня он наряду с остальными артистами мотается по кастингам. В театр он тоже устроиться не смог.

Актерский путь — вещь крайне непредсказуемая. В истории театра десятки примеров того, как артист, не имея специального образования, достигал высот театрального успеха (Фаина Раневская, Татьяна Пельтцер, Ия?Сав­вина, Алла Демидова и многие другие). Но в то же время надеяться на волю случая тоже нельзя. Об этом в интервью «Театралу» говорила Юлия Пересильд:

— Я боюсь репертуарного театра. В его труппу попадают актеры разных школ и поколений, объединенные не общими взглядами и стремлениями, а юридическими обязательствами. Хотя на самом деле любой артист репертуарного театра становится заложником своего положения, поскольку ничего не может противопоставить воле худрука — у них перед ним одни только обязанности.

Сегодня Юлия Пересильд работает на разовых контрактах в Театре наций и Театре на Малой Бронной. Говорит, что такой путь относительной независимости считает наиболее оптимальным.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Сергей Женовач: «Будем развивать собственную труппу»

    В понедельник, 2 сентября, премьерным спектаклем Сергея Женовача «Бег» в Московском Художественном театре открылся 122-й сезон. Накануне днем состоялся традиционный сбор труппы, на котором художественный руководитель рассказал о творческих планах, а после ответил на вопросы журналистов. ...
  • «Я хотел закрыть театр на три дня»

    Вечером, 6 сентября, Театр им. Вахтангова открывает 99-й сезон премьерой спектакля Юрия Бутусова «Пер Гюнт», для которого, по словам Римаса Туминаса, нужно будет сделать другую афишу. Сейчас там изображен молодой человек с заклеенным ртом и глазами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Жан-Кристоф Гуэрри приглашает на репетицию балета

    В преддверии премьеры «Баланчин / Тейлор / Гарнье / Экман» Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко объявил открытую репетицию балета Жака Гарнье «Онис». Мероприятие, участниками которого могут стать все желающие, состоится на Малой сцене 28 октября в 15 часов. ...
  • На памятник Сергею Бодрову не хватает средств

    Открытие памятника Сергею Бодрову-младшему перенесено на лето 2018 года. Об этом на пресс-конференции в ТАСС сообщил координатор проекта Роман Сергеев. «Мы планировали возвести памятник в этом году, но в силу определенных трудностей реализовать его в этом году не получится. ...
  • Старообрядцы претендуют на здание театра кукол

    Не успел отгреметь скандал в Ростове-на-Дону, где здание театра кукол передали в собственность РПЦ, как начали приходить вести из Пскова. Здесь на историческую постройку на берегу реки Великой, являющуюся памятником федерального значения, претендуют старообрядцы. ...
  • В Смоленске запретили к показу фильм «Тряпичный союз»

    В минувший уикенд в центральном парке Смоленска был отменен запланированный открытый показ картины Михаила Местецкого «Тряпичный союз». Об отмене показа фильма режиссер сообщил  на своей странице в Facebook:  «Комические новости. ...
Читайте также