Авторская колонка Александра Ширвиндта

Уйти, чтобы остаться

 
8 марта 2016 года исполняется (исполнилось бы) 75 лет Андрею Миронову. Не вливаясь в поток сомнительных глянцево-случайных «воспоминателей» этого уникального актера, хочется на страницах журнала, название которого определяет сущность существования (это не тавтология, а изящество слога), поразмыслить о бренности нашего пребывания на планете и перспективах чего-то дальнейшего.
Когда-то мой искрометный друг Валентин Иосифович Гафт откликнулся на пьесу под названием «Уйти, чтобы остаться»:

Ему б вообще не приходить,
Ему б вообще не появляться…
А он мечтает так уйти,
Чтобы при этом и остаться.
Забвение!

В вечно точном словаре Даля «забвение — забытое, запамятование». Какие же временные и качественные параметры незабвенности? Во-первых, крайне индивидуальные. Во-вторых, безнадзорно вкусовые. В наше прагматично-документальное время смешно и наивно купаться в сентиментальных волнах. Надо, наступив на горло ностальгической эмоции, постараться быть реалистом.

Попросил своих сотрудников, взяв в руки камеру и микрофон, пройтись по улицам мокрой зимней Москвы и опросить прохожих в возрасте от 0 до 25 лет: кто такой Андрей Миронов? Интересно было понять, что знает о нем поколение, возникшее уже после его смерти. Было опрошено 87 человек. Вот выдержка наиболее типичных ответов.

Мальчик и девочка в ярких шапочках, лет 10-12:
— Понятия не имеем!

Девушка в сером берете, лет 25:
— Это мой главный бухгалтер.

Школьница с рюкзаком, лет 13:
— Это актер. «Трое в лодке…», «Брил­лиан­то­вая рука»… Не помню, как называются остальные фильмы.

Девушка в элегантном терракотовом шарфе, лет 27:
— Андрей Миронов? Это один из избирателей, как я понимаю?! За которого нужно голосовать!

Милая девочка, лет 13:
— Актер замечательный!

Молодой человек, идущий в сторону метро с новой лопатой, лет 18:
— Это политик, если я не ошибаюсь.

Интеллигентной наружности молодой человек, в костюме и галстуке, лет 23:
— Миронов, если я не ошибаюсь, какой-то депутат. Да. Что-то такое типа того.

Пообщались около Театрального института имени Щукина.

Студент первого курса режиссерского факультета:
— Андрей Миронов — это актер, который учился в Щукинском институте, который работал в театре «Ленком» у Марка Захарова, ой, извините, в Театре сатиры он работал и снимался в замечательных фильмах у замечательных режиссеров. Прекрасно поющий, хотя и имеющий проблемы с вокалом. Всё. Да! Актер, который дает для многих начинающих и не начинающих актеров пример того, как стать выдающимся человеком, актером.

Студентка актерского факультета (очень симпатичная):
— Андрей Миронов! Известная личность, актер, который, как известно, не умел танцевать и петь, но при этом вся страна думала, что он гениальный танцор и гениальный певец.

Два мальчика, лет 9-10, прогуливающихся по Арбату.

Первый:
— Не знаю.

Второй:
— Знаю. Это кино «Бриллиантовая рука». Я посмотрел его первый раз, когда сам сломал руку. Понравился, да. Интересно. Забавно. Мне захотелось, чтобы у меня так же было, когда я еще раз, если будет такое, ну… случится если… чтобы мне тоже так замотали. С бриллиантами. Да.

Алкаш с уставшими глазами, лет 28:
— Андрей Миронов? Я знаю, кто это такой. Это сын у великого актера.

Сэндвич-мэн (ходячая реклама), лет 20:
— Андрей Миронов? Актер, который снимался в фильме «Бриллиантовая рука». И также есть версия, что он был разведчиком. У него было несколько заданий, он ездил за границу от имени нашей страны.

Гастарбайтер (таджик) не старше 25 лет:
— Не знаю. Симонова знаю. Минорова (именно МиНОрова. — «Т») не знаю, кто такой.

Парень в ушанке, лет 28:
— Это великий поэт.

Юноша, лет 18, в стильной рубахе в клет­ку, курящий у «Макдоналдса»:
— Хороший вопрос! Не знаю… Но вопрос хороший!

Парень, года 24, в подземном переходе, внешне с трудноопределимым родом занятий:
— Ой, честно, я вообще-то вам не подскажу. Я сам не местный.

Молодой человек с модной стрижкой в стильном клетчатом пальто, лет 27:
— Ой, Боже ты мой! Это актер, который?! На самом деле, я режиссер. Приехал из Молдавии снимать кино тут игровое. Я очень плохо знаком с российскими актерами. Знаю, что актер. А насколько хороший — я не знаком с его творчеством.

Активно жующий жевательную резинку, явно намекающий на то, что он «крутой пацан», гость столицы, лет 24:
— Миронов? Не знаю, не помню. Еще вопросы есть? Нормальные тока.

Студент, лет 23:
— Кто-кто? Еще раз? Миронов? Ну, я только знаю одного политического деятеля. Как бы… Если это историческая личность, то я, может быть, забыл… А!.. Политическая партия «Спра­ведливая Россия»! Депутат Государственной Думы!!!

Два парня у кафе на Тверской, одеты стиль­но и дорого, лет по 26–28:

Первый:
— Андрей Миронов — это актер.

Второй:
— Скорее всего, — да!

Молодой человек в модной спортивной куртке, лет 25:
— Неее… Такого я не знаю… Я не знаю!

Если бы в печатном издании можно было бы подкрепить эти ответы изображениями, поверьте, зрелище получилось бы еще безрадостней. Вот так. Грустновато, но факт. Наверняка аналогичный опрос среди читателей «Театрала» выявил бы иную картину. Но тем не менее:

В жизни есть закон могучий:
Кто слуга — кто господин!
Но рожденье — это случай,
Все решает ум один!
Повелитель сверхмогучий
Обращается во прах,
А Вольтер живет в веках.

Это финальные куплеты из спектакля Театра сатиры «Безумный день, или Женитьба Фигаро», которые не успел допеть Андрей Миронов в Рижском оперном театре 14 августа 1987 года.




  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
  • Юрий Шерлинг уволен из Театра им. Образцова

    Заместитель директора Театра кукол им. Образцова Юрий Шерлинг был уволен днем в пятницу, 14 июня. Приказ о его увольнении подписал директор театра Владимир Бакулев.   «Я рассмотрел обращение коллектива и, разобравшись по существу высказанных претензий к первому заму, прекратил действие трудового договора с Юрием Борисовичем Шерлингом», – цитирует РИА слова директора театра. ...
Читайте также


Читайте также

  • Трагик и комедиант

    Народный артист России Сергей Степаненко 18 июня отмечает юбилей. Ведущего актера «Ленкома» поздравляют коллеги.   Александр Лазарев: – Для меня Серёга, Сергей Юрьевич Степанченко, он же Серёжка, он же Степан – невероятно близкий человек в театре и в жизни. ...
  • Франко Дзеффирелли: «Моду на страдание изобрели русские»

    Франко Дзеффирелли, скончавшийся в ночь на 15 июня в Италии на 96-м году жизни, в 2008 году дал интервью «Театралу». В память о маэстро напомним этот материал читателям. – Вы считаете себя большим художником? – Человек, который думает о себе «я большой художник» – кретин. ...
  • «Бутусов дает почувствовать себя свободным»

    С актрисой Московского драматического театра им. Пушкина Александрой Урсуляк мы встречаемся поздно вечером, после спектакля «Гедда Габлер», когда монтировщики сцены разбирают декорации. – Александра, вы только что отыграли спектакль, на который, судя по всему, приходит довольно разнообразная публика. ...
  • Сергей Голомазов набирает актерский курс в Риге

    Экс-худрук Театра на Малой Бронной, режиссер Сергей Голомазов открывает в Латвийской академии культуры мастерскую и набирает актерский курс на базе Рижского русского театра им. Михаила Чехова, которым Сергей Анатольевич руководит с 1 октября 2018 года. ...
Читайте также