С намеком на Катрин Денёв

Опера «Манон» появилась на столичных подмостках

 
Спектакль придумал режиссер из Риги Андрейс Жагарс. За пультом музыкального театра имени Станиславского и немировича-данченко стоял дирижер Феликс Коробов.
История легкомысленной Манон и верного де Грие (в 1731 году ее написал аббат Прево) понравилась музыкальному театру следующих эпох. Возникла череда сочинений на этот сюжет, оперных и балетных. Московский музы­кальный театр сперва включил в афишу балет «Манон», а теперь — добавил оперу «Манон». Оба спектакля на музыку Массне, правда, разную. Зрителям, чтобы не спутать, придется внимательней читать афишу.

О музыке Массне с ее четко рассчитанным половодьем чувств (а красота на грани красотищи, но грань железно держится и никогда не переступается) точно сказали его соотечественники. В буклете приводится отзыв Де­бюсси: «Любовь к музыке Массне — традиция, которую женщины будут передавать еще очень долго из поколения в поколение. Этого, право, достаточно для славы человека». И слова Лало: «Все в нем, как и в его искусстве, хотело нравиться и нравилось». К опере про Манон подходят обе цитаты.

Пригласив режиссера Жагарса второй раз (первым был его «Тангейзер»), музыкальный театр получил мастера, если можно так выразиться, по добротным спектаклям. Продукция Жагарса не будет суперпродвинутой, но нафталинной тоже не будет. Она не вызовет раздражения, но и зрительских потрясений (со знаком плюс), скорей всего, не случится. При этом довольны будут все — и широкая публика, получившая представление о европейском оперном зрелище, и дирекция, у которой не заболит голова от плохой посещаемости.

Жагарс, похоже, вдохновлялся фильмом «Манон-70», где главную роль сыграла Катрин Денев. Действие оперы перенесено во Францию конца шестидесятых: в последнем акте есть намек на недавно прошедшие волнения 1968 года (небрежно брошенные в кучу плакаты с вольнодумными лозунгами). Манон (Евгения Афанасьева) в спектакле носит белокурую прическу под «Денев» и слегка копирует ее инфантильные манеры. Хотя массовые эпизоды с кокетливо приплясывающими девицами и коллективным распиванием вина вполне традиционны: практически все показанное (ну, или почти все) можно было делать в пиджаках или камзолах, в кринолинах или в мини-юбках. Разве что Манон в старину не могла увидеть себя на обложке глянцевого журнала. И откровенность любовных объятий на сцене, конечно, из нашего времени. При всей простоте изложения «специальное послание» режиссера публике, честно говоря, прочесть нелегко. Что стоит за пересказом фабулы? Но помогут слова самого Жагарса: «В своих постановках я стараюсь добиться того, чтобы зрители эмоционально воспринимали сюжет, могли узнать в героях оперы себя или своих знакомых».

Все главное в картинке создано художником по костюмам Кристине Пастернака. Эти «говорящие» платья разбогатевшей Манон, у которой сильна простодушная тяга к золотому блеску. И вообще — к блеску. Зеленые туфли и розовые чулки модниц. Яркие мужские пиджаки и немыслимые женские шляпы. Черное — цвет консерватизма и смирения. Пестрота толпы — с яркими анилиновыми вкрап­­лениями — нигде не режет глаз. Одежды с узнаваемым кроем эпохи даже не так привязаны к конкретному времени, как к образу и мифу «прекрасной Франции», с его, мифа, тягой к сиюминутным радостям. В зале провинциального вокзала, где народ бродит между стойкой с журналами и баром. В квартире де Грие с роскошным панорамным видом на Париж и Эйфелеву башню. На рынке в Кур?ла?Рен: гостям продают ювелирные украшения со столиков и цветы с грузовика, в кузове которого Манон споет гедонистическую арию. И в казино с круглыми столами, вечерними туалетами и цинично-добродушным картежником Леско (Антон Зараев). Везде царит настроение из песни Манон — «любить, утопая в цветах», хотя жизнерадостная «пьянящая волна» не мешает драме и трагедии развиваться, так сказать, параллельно. Или на фоне. Ведь всеобщему «о-ля-ля» есть подсказки и в либретто, и в музыке. Даже в эпизоде в церкви, куда очень нарядные богомолки приходят послушать проповеди красивого священника де Грие. Только смущает мелочь: если католический священник крестится, как ему и положено, слева направо, то прихожанки — кто во что горазд, некоторые и справа налево. Подобный конфуз, помнится, случился у другого постановщика, на спектакле «Царская невеста» в Большом театре. И вот опять.

Два фактора поднимают планку спектакля на высокий уровень. Во-первых, игра оркестра. Он у Феликса Коробова звучит конгениально музыке (в которой сделаны традиционные купюры), точно передавая оттенки весьма сладкой композиторской мелодрамы с гавотами и менуэтами. Звук был каким надо — плотным, чувственным, эффектным, но без перебора. Кстати, опера полна речитативов, придающих действию психологическую достоверность — как и быстрые диалоги героев, с короткими фразами, в духе французских бульварных романов девятнадцатого века.

И захватило пение приглашенного солиста Липарита Аветисяна (де Грие). Коллега автора этих строк в антракте радостно сравнила певца со знаменитым Роландо Виллазоном, несколько лет назад певшим де Грие в берлинской постановке. Независимо от сравнений Аветисян был на высоте в прямом и переносном смысле: его подвижный, богатый тембрами тенор одинаково успешно (но, что важно, эмоционально по-разному) взлетал к небесам или падал в пропасть, выражая любовный экстаз и тьму отчаяния. Особенно в финале, когда Манон поет о раскаянии, тяжело опираясь на партнера, и умирает на руках де Грие в холодном пустом ангаре. Правда, у Жагарса не совсем ясно, отчего скончалась эта вполне здоровая с виду девица. От тюремных тягот? Не похоже. От душевного слома? Но это, увы, не поставлено. Вопрос «отчего умерла?» зрители не раз задавали в очереди за пальто в гардеробе. Что ж, эта загадка — повод прийти на спектакль еще раз.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • Брусникинцы расскажут об Оттепели

    Новый спектакль Мастерской Брусникина и Центра Вознесенского «В.Е.Р.А.»  из современности обращается к эпохе «больших надежд» — советской Оттепели. Спектакль в жанре поэтического вербатима создан поэтами Екатериной Троепольской и Андреем Родионовым и режиссером Сергеем Карабанем на основе документальных материалов эпохи 1960-х годов. ...
  • В Большом театре появятся шедевры Баланчина и Бежара

    В четверг, 13 июня, на Новой сцене Большого театра состоится премьера двух одноактных балетов – «Симфония до мажор» Джорджа Баланчина и «Парижское веселье» Мориса Бежара. Большой театр впервые обращается к творчеству Мориса Бежара – легенде современного балета – и представляет одну из его самых радостных постановок, балет «Парижское веселье» – яркое балетное попурри на музыку Жака Оффенбаха и Манюеля Розенталя. ...
  • «Сатирикон» готовит премьеру

    Под занавес театрального года «Сатирикон» представит заключительную премьеру в сезоне «Мой папа – Питер Пэн» по современной пьесе Керен Климовски, отмеченной главной наградой конкурса «В поисках новой пьесы» (РАМТ, 2018). ...
  • Во МХАТе Горького поставят спектакль о леди Гамильтон

    Премьера исторической  драмы Александра Дмитриева по пьесе британского драматурга Теренса Реттигена «Леди Гамильтон» состоится 16 июня на сцене МХАТа им. Горького. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. ...
Читайте также