С намеком на Катрин Денёв

Опера «Манон» появилась на столичных подмостках

 
Спектакль придумал режиссер из Риги Андрейс Жагарс. За пультом музыкального театра имени Станиславского и немировича-данченко стоял дирижер Феликс Коробов.
История легкомысленной Манон и верного де Грие (в 1731 году ее написал аббат Прево) понравилась музыкальному театру следующих эпох. Возникла череда сочинений на этот сюжет, оперных и балетных. Московский музы­кальный театр сперва включил в афишу балет «Манон», а теперь — добавил оперу «Манон». Оба спектакля на музыку Массне, правда, разную. Зрителям, чтобы не спутать, придется внимательней читать афишу.

О музыке Массне с ее четко рассчитанным половодьем чувств (а красота на грани красотищи, но грань железно держится и никогда не переступается) точно сказали его соотечественники. В буклете приводится отзыв Де­бюсси: «Любовь к музыке Массне — традиция, которую женщины будут передавать еще очень долго из поколения в поколение. Этого, право, достаточно для славы человека». И слова Лало: «Все в нем, как и в его искусстве, хотело нравиться и нравилось». К опере про Манон подходят обе цитаты.

Пригласив режиссера Жагарса второй раз (первым был его «Тангейзер»), музыкальный театр получил мастера, если можно так выразиться, по добротным спектаклям. Продукция Жагарса не будет суперпродвинутой, но нафталинной тоже не будет. Она не вызовет раздражения, но и зрительских потрясений (со знаком плюс), скорей всего, не случится. При этом довольны будут все — и широкая публика, получившая представление о европейском оперном зрелище, и дирекция, у которой не заболит голова от плохой посещаемости.

Жагарс, похоже, вдохновлялся фильмом «Манон-70», где главную роль сыграла Катрин Денев. Действие оперы перенесено во Францию конца шестидесятых: в последнем акте есть намек на недавно прошедшие волнения 1968 года (небрежно брошенные в кучу плакаты с вольнодумными лозунгами). Манон (Евгения Афанасьева) в спектакле носит белокурую прическу под «Денев» и слегка копирует ее инфантильные манеры. Хотя массовые эпизоды с кокетливо приплясывающими девицами и коллективным распиванием вина вполне традиционны: практически все показанное (ну, или почти все) можно было делать в пиджаках или камзолах, в кринолинах или в мини-юбках. Разве что Манон в старину не могла увидеть себя на обложке глянцевого журнала. И откровенность любовных объятий на сцене, конечно, из нашего времени. При всей простоте изложения «специальное послание» режиссера публике, честно говоря, прочесть нелегко. Что стоит за пересказом фабулы? Но помогут слова самого Жагарса: «В своих постановках я стараюсь добиться того, чтобы зрители эмоционально воспринимали сюжет, могли узнать в героях оперы себя или своих знакомых».

Все главное в картинке создано художником по костюмам Кристине Пастернака. Эти «говорящие» платья разбогатевшей Манон, у которой сильна простодушная тяга к золотому блеску. И вообще — к блеску. Зеленые туфли и розовые чулки модниц. Яркие мужские пиджаки и немыслимые женские шляпы. Черное — цвет консерватизма и смирения. Пестрота толпы — с яркими анилиновыми вкрап­­лениями — нигде не режет глаз. Одежды с узнаваемым кроем эпохи даже не так привязаны к конкретному времени, как к образу и мифу «прекрасной Франции», с его, мифа, тягой к сиюминутным радостям. В зале провинциального вокзала, где народ бродит между стойкой с журналами и баром. В квартире де Грие с роскошным панорамным видом на Париж и Эйфелеву башню. На рынке в Кур?ла?Рен: гостям продают ювелирные украшения со столиков и цветы с грузовика, в кузове которого Манон споет гедонистическую арию. И в казино с круглыми столами, вечерними туалетами и цинично-добродушным картежником Леско (Антон Зараев). Везде царит настроение из песни Манон — «любить, утопая в цветах», хотя жизнерадостная «пьянящая волна» не мешает драме и трагедии развиваться, так сказать, параллельно. Или на фоне. Ведь всеобщему «о-ля-ля» есть подсказки и в либретто, и в музыке. Даже в эпизоде в церкви, куда очень нарядные богомолки приходят послушать проповеди красивого священника де Грие. Только смущает мелочь: если католический священник крестится, как ему и положено, слева направо, то прихожанки — кто во что горазд, некоторые и справа налево. Подобный конфуз, помнится, случился у другого постановщика, на спектакле «Царская невеста» в Большом театре. И вот опять.

Два фактора поднимают планку спектакля на высокий уровень. Во-первых, игра оркестра. Он у Феликса Коробова звучит конгениально музыке (в которой сделаны традиционные купюры), точно передавая оттенки весьма сладкой композиторской мелодрамы с гавотами и менуэтами. Звук был каким надо — плотным, чувственным, эффектным, но без перебора. Кстати, опера полна речитативов, придающих действию психологическую достоверность — как и быстрые диалоги героев, с короткими фразами, в духе французских бульварных романов девятнадцатого века.

И захватило пение приглашенного солиста Липарита Аветисяна (де Грие). Коллега автора этих строк в антракте радостно сравнила певца со знаменитым Роландо Виллазоном, несколько лет назад певшим де Грие в берлинской постановке. Независимо от сравнений Аветисян был на высоте в прямом и переносном смысле: его подвижный, богатый тембрами тенор одинаково успешно (но, что важно, эмоционально по-разному) взлетал к небесам или падал в пропасть, выражая любовный экстаз и тьму отчаяния. Особенно в финале, когда Манон поет о раскаянии, тяжело опираясь на партнера, и умирает на руках де Грие в холодном пустом ангаре. Правда, у Жагарса не совсем ясно, отчего скончалась эта вполне здоровая с виду девица. От тюремных тягот? Не похоже. От душевного слома? Но это, увы, не поставлено. Вопрос «отчего умерла?» зрители не раз задавали в очереди за пальто в гардеробе. Что ж, эта загадка — повод прийти на спектакль еще раз.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Вахтангова выходит премьера «Новая квартира»

    Премьера спектакля итальянского режиссера Джорджио Сангати по пьесе Карло Гольдони «Новая квартира» состоится 24 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра.   «В этой пьесе нет места маскам и уличным сценам комедии дель арте: действие переместилось с площадей в квартиры венецианцев, – рассказал режиссер накануне премьеры, его слова цитирует пресс-служба. ...
  • «Каждый может сотворить чудо»

    В четверг вечером, 18 апреля, на сцене детской театральной студии «Маленькая Луна» (при «Театре Луны») состоялась премьера музыкального спектакля «Алые паруса». Режиссер и актриса «Театра Луны» Алена Захарова поставила нежную и романтическую историю о дружбе и первой любви. ...
  • Зрители «Сферы» увидят «Гиперболоид инженера Гарина»

    28 апреля 2019 года в 18. 00 на Основной сцене театра «Сфера» пройдет премьера спектакля «Гиперболоид инженера Гарина» в постановке режиссера Глеба Черепанова по одноименному роману Алексея Толстого. Художник-постановщик спектакля - Ольга Хлебникова. ...
  • Атлантида, которая никак не хочет затонуть

    Практически одновременно в РАМТе и в Губернском театре появились постановки, воскрешающие быт и атмосферу застойных 1970 – 1980-х годов. Сергей Безруков выпустил спектакль-караоке по повести Василия Шукшина «Энергичные люди» (отметив в премьерном интервью, что давнюю идею подстегнул и актуализировал 90-летний юбилей писателя). ...
Читайте также