Мы парковались как могли

Почему театры потеряли часть своих зрителей

 
«В последнее время наблюдаю нелепую картину: покупая билеты на спектакли, зрители интересуются не только тем, кто занят в главных ролях, но и можно ли припарковать машину возле театра, — говорит «Театралу» сотрудница одной из центральных касс. — И если с парковкой явная беда, то зрители могут изменить свое решение»
— Вот буквально сегодня подошел мужчина средних лет, — продолжает кассир. — Долго мялся. У них с женой лишь один совместный выходной, но провести его они хотят в театре. Репертуар не особенно беспокоил. Главное, как он выразился, «что-нибудь со звездами». Привлекли его МХТ, «Ленком» и Театр сатиры, но в конечном итоге он взял билеты в «Сов­ре­менник». Театр сейчас на реконструкции: труппа играет во Дворце на Яузе и там вечером припарковаться значительно легче, чем на тех же Чистых Прудах.

«Чиновники обо мне забыли»

Москва с ее бесконечными нововведениями, обстоятельствами и условиями чинит все больше препятствий на пути автомобилиста, мчащегося навстречу с искусством. Говорят об этом много и давно. Но с каждым годом ситуация лишь усугубляется.

Худруки, подавив в себе гордость и человеколюбие, в свободное от репетиций время пишут письма «наверх» — просят выделить театру место под парковку, организовать поблизости автостоянку, пересмотреть дорожную развязку… Вот только мудрость мировой драматургии, веками выстраданный опыт, который составляет ткань театральной культуры, разбивается о суровые реалии нашей жизни.

Один знаменитый режиссер на правах анонимности рассказал «Театралу», как долго искал подходящего повода поговорить с чиновниками о парковке возле театра — ходил на светские рауты, добивался личной встречи. Наконец, когда проблема была изложена с глазу на глаз, ему сообщили, что вопрос действительно требует решения, но по сравнению с целым рядом других проблем, стоящих перед городскими властями, он несрочный.

— И чем, вы думаете, кончилась эта история?! — в сердцах говорит режиссер. — Я поверил, что чиновники меня услышали и со временем помогут, а обо мне попросту забыли. И уже через год от близлежащей территории отрезали те несчастные несколько мест, которые находились обычно в распоряжении зрителей.

«Некоторые приезжают за час до спектакля»

Театр и парковки — тема болезненная для многих столиц мира. Однако в Европе и в США, где центральные учреждения культуры тоже расположены в самом сердце города, поездка в театр на авто не доставляет зрителям столько дискомфорта, как в Москве.

С развитием автомобилизации даже в старинных кварталах появлялись перехватывающие парковки, подземные автостоянки. О комфорте своих сограждан чиновники побеспокоились заблаговременно, предвосхищая научно-технический прогресс. В итоге, на нынешний день в США приходится 809 автомобилей на 1000 человек населения, в Италии  — 690, в Канаде — 620, в Испании — 615, во Франции — 580, в Германии — 540, в Польше — 495, но нигде нет такой абсурдной картины, как в Москве. Кстати, по сравнению с развитыми странами в российской столице не так много автомобилей на тысячу человек — всего лишь 338, но попробуйте на машине поехать в театр.

— В районе нашего театра, вдоль Тверского бульвара, не наберется и двадцати парковочных мест, — сказал «Театралу» директор Театра им. Пушкина Артем Мазур. — Все они платные, причем расположены не слишком близко от нас — на полпути к метро. Непосредственно возле театра парковки не найти, а возле служебного входа в переулке, как и со стороны Большой Бронной, оставлять машины запрещено. Получается, люди, приехавшие в театр на машине, смогут занять только платные места на Тверском бульваре. Учитывая то, что на противоположной стороне находится МХАТ им. Горького, куда зрители приезжают на спектакли в то же время, что и к нам, поиск места для автомобиля — не самая простая задача. Остальные стоянки находятся довольно далеко.

Зрители пытаются разобраться с неудобствами самостоятельно. Некоторые приезжают за час до спектакля и нарезают круги возле театра в надежде найти свободное место, другие пользуются услугами такси. Сегодня существуют дешевые сервисы, выполняющие заказы в пределах Садового кольца при­бли­зительно за 250 рублей. Но, сложив стоимость поездки туда и обратно, зритель получает сумму, неприятно увеличивающую стоимость билета в театр.

После театра — за решетку

Относительно благополучная ситуация на Театральной площади. Здесь действует недорогая муниципальная стоянка, но если на ней все места заняты, то зрители паркуются на подземных паркингах отелей Four Seasons или Ritz –Carlton. Главное приехать заранее, чтобы успеть, припарковавшись, добежать до театра.

Совершенно иная картина у располо­женных не так далеко от Большого театра «Московской оперетты» и МХТ им. Чехова. Пос­тоянные зрители этих театров знают, что сюда лучше всего приезжать на метро…

— Без театра я свою жизнь не мыслю, но так сложилось, что передвигаюсь я в инвалидном кресле и потому не могу пользоваться метро, — рассказала «Театралу» Ольга Нефагина. — Однажды с другом, который также передвигается на коляске, мы поехали в «Московскую оперетту». Возле здания припарковаться не получилось, и мы стали кружить в поисках дворика, где можно было бы оставить машину. Проблема в том, что заезды на парковку часто неочевидны: редко где висит указатель. После нескольких кругов отыскали местечко во дворе какого-то бизнес-центра. До театра было неблизко, но куда деваться.

После спектакля мы отправились за своим автомобилем. Но тут обнаружили, что двор закрыт металлической решеткой, а наша машина осталась внутри! Возле ворот оказалась кнопка звонка, на который откликнулся недовольный мужской голос. Мы объяснили ситуацию, но охранник не проявил чуткости и дал нам грубую отповедь: мол, сами виноваты. После чего добавил, что ворота будут закрыты до утра и предложил ехать домой на метро… Минут двадцать мы крутились возле решетки, не зная, как вызволить свой транспорт. Была поздняя осень, и я ужасно замерзла. Нас выручил второй охранник, у которого, в отличие от первого, была совесть, и он открыл-таки ворота.

«С нами никто не советовался»

Каждый вечер на Триумфальной площади зажигается свет рампы Театра сатиры, Театра им. Моссовета и Концертного зала им. Чай­ковского. В совокупности это 4 тыс. мест. Даже если представить, что на машинах приедет треть зрителей, оставить их будет попросту негде. После реконструкции на площади ликвидировали стоянку, а припарковать автомобиль можно лишь заплатив 500 рублей одному из парковщиков возле Мин­эко­ном­развития. Нет денег — ищи свободное место на соседних улицах. И зрители ищут, порой опаздывая к началу спектакля. Причем такая ситуация не только на Триумфальной. То же самое происходит и еще в одном театральном анклаве Москвы — возле Никитской площади, вокруг которой сосредоточились Театр Маяковского, «Геликон-опера», театр «У Никитских Ворот» и Театр на Малой Бронной.

— Наши администраторы посчитали однажды, что из-за поиска парковки на спектакль опаздывает обычно от 20 до 30 зрителей, — говорит художественный руководитель Театра на Малой Бронной Сергей Голомазов. — Зная об этом, мы вынуждены хотя бы на 5–10 минут задерживать начало спектакля. Другого выхода я просто не вижу.

Причем ситуация все больше напоминает абсурд. Рядом с нашим театром есть небольшая парковка для сотрудников, но на ней можно разместить от силы 8 машин.

Вообще, расстановка приоритетов иногда выглядит странно. Вот, например, Малую Брон­ную делают улицей с односторонним движением, после чего автостоянки на ней исчезают вовсе. И вдруг возле какого-нибудь ресторана появляется несколько парковочных мест. Не знаю, кто «дарит» парковку ресторану на 20 столиков, забывая при этом о нуждах драматического театра на 800 мест, но такая логика действий мне непонятна.

Сокращение парковок в центре укладывается в градостроительные планы. Удивляет только то, что с театрами никто не посоветовался. А ведь у театра есть свои обстоятельства, и можно было хотя бы узнать о них, прежде чем опутывать центр сетью велодорожек.

Есть ли выход?

Деятели культуры в один голос говорят о том, что проблема вряд ли будет решена в ближайшее время…

— Можно сколько угодно возмущаться, но как-то развернуть ситуацию, на мой взгляд, не получится, так как власти города приняли решение таким образом бороться с пробками в центре. В районах улиц, которые подверглись реконструкции, город ставит другие задачи, — пояснил «Театралу» директор Театра им. Мая­ков­ского Леонид Ошарин.

А история с парковками так и остается законсервированной.

— В одно время планировали выделить театрам по два-три служебных места, — говорит Артем Мазур, — чтобы можно было припарковать хотя бы автобус со зрителями, но планы так и остались планами…


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • Жан-Кристоф Гуэрри приглашает на репетицию балета

    В преддверии премьеры «Баланчин / Тейлор / Гарнье / Экман» Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко объявил открытую репетицию балета Жака Гарнье «Онис». Мероприятие, участниками которого могут стать все желающие, состоится на Малой сцене 28 октября в 15 часов. ...
  • На памятник Сергею Бодрову не хватает средств

    Открытие памятника Сергею Бодрову-младшему перенесено на лето 2018 года. Об этом на пресс-конференции в ТАСС сообщил координатор проекта Роман Сергеев. «Мы планировали возвести памятник в этом году, но в силу определенных трудностей реализовать его в этом году не получится. ...
  • Старообрядцы претендуют на здание театра кукол

    Не успел отгреметь скандал в Ростове-на-Дону, где здание театра кукол передали в собственность РПЦ, как начали приходить вести из Пскова. Здесь на историческую постройку на берегу реки Великой, являющуюся памятником федерального значения, претендуют старообрядцы. ...
  • В Смоленске запретили к показу фильм «Тряпичный союз»

    В минувший уикенд в центральном парке Смоленска был отменен запланированный открытый показ картины Михаила Местецкого «Тряпичный союз». Об отмене показа фильма режиссер сообщил  на своей странице в Facebook:  «Комические новости. ...
Читайте также