Четыреста стульев Александра Стульнева

 
Этот небольшой театр успешно составляет конкуренцию театрам крупным, с гораздо более богатой историей. Возможно, само имя: Театр-студия под руководством Олега Табакова, или «Табакерка», — гарантия успешности. Но немалую роль здесь играет и директор театра Александр Стульнев. Благодаря ему зритель сразу же попадает в атмосферу внимания и безукоризненного порядка.
— Александр Сергеевич, первое, что бросается в глаза в вашем директорском кабинете, — необычная коллекция миниатюрных стульев. Как она создавалась?

— Все возникло спонтанно: как-то друзья решили подшутить и подарили несколько стульев — елочных игрушек. И постепенно собралось уже около четырехсот, есть очень необычные экземпляры.

— А театром вы стали заниматься тоже спонтанно?

— Почти. Я вообще по образованию филолог. Диплом писал по Островскому, затем занимался партийной работой. А потом в родном Саратове меня «бросили», как тогда говорилось, на театр. Театральное дело приходилось постигать на практике.

— Я знаю, что история вашего прихода в Театр Табакова не совсем обычна. Вы ведь являетесь родней Олегу Павловичу?

— Да, это так. Моя покойная супруга была единокровной сестрой Табакова — у них общий отец. Собственно, с Табаковым я познакомился, когда умер Павел Кондратьевич, и мне пришлось его похороны организовывать — я был единственным мужчиной в доме. Но это было гораздо раньше того времени, как Олег Павлович меня пригласил работать.

— Значит, он сначала просто заметил ваши организаторские способности?

— Я с 1983 года работал директором Саратовского академического театра драмы имени Карла Маркса, как он тогда назывался, и Табакову меня порекомендовали. Но?Олег Павлович не хотел брать на серьезные должности родственников — такой у него был принцип.

А в 1991 году меня пригласил в Москву, в Новый драматический театр, Борис Александрович Львов-Анохин Я с ним успешно работал. В 1997 году у Табакова в театре возникла очень непростая ситуация, и он попросил меня помочь. Но я не мог тогда бросить Львова-Анохина, это было бы предательством. Так и пришлось работать в течение трех лет на два фронта.

Как раз в это время, в честь 10-летнего юби­лея «Табакерки», Юрий Михайлович Луж­ков преподнес в качестве подарка постановление правительства Москвы о выделении театру участка земли для строительства нового здания в Фурманном переулке. Архитектурные проработки показали, что участок этот мал для размещения здания. Тогда Лужков отдал нам место на Триумфальной площади, где когда-то был «Современник». Красивая была задумка. Но?Лужков вдруг опомнился и запретил строить театр на Триумфальной.

В итоге нам определили место, где сейчас уже выстроили новое здание — на углу улицы Гиляровского и Садового кольца. Собственно, Табаков и звал меня для освоения задуманного. После смерти Львова-Анохина я перешел окончательно в «Табакерку».

— С какими трудностями вам пришлось здесь столкнуться?

— Трудностей было много, особенно со строительством. Путем сложных договоренностей и обменов небольших кусочков земли мы, в конце концов, построили мастерские, точнее — художественно-производственный комбинат — 8 тысяч кв. метров. И еще Театральную школу на улице Макаренко. Такой мы придумали грандиозный проект.

— Вы все это вместе с Олегом Пав­ло­ви­чем задумывали?

— Без Олега Павловича я бы просто ничего не смог сделать. И никто бы не смог. Ему пришлось в самых высоких кабинетах доказывать необходимость всего, что мы делали. Имя Табакова открывает любые двери.

— Очень важно, что он может на вас полностью положиться. Вы вспоминаете, с чего начинали?

— Первым делом я тогда повез театр на длительные гастроли в родной Саратов. А здесь начал капитальный ремонт. По театру было трудно ходить: ни одного живого места не оставалось, были сняты все окна и двери. Помню, как однажды в разгар ремонта появился Табаков, оглядел всю эту картину и сказал: «Ты разрушил весь театр!»

Но театр наш стал выглядеть помолодевшим. Мы тогда стали практиковать выездные спектакли на средних площадках, вывозить своих «подвальных» артистов осваивать эти пространства. Ездили на гастроли по два раза в месяц. Декорации приходилось возить в Югру, Нижневартовск, Сургут на самолете — полсамолета людей и вторая половина — декорации, потому что по-другому туда не доедешь. Мы стали зарабатывать. И на Большой сцене МХАТа стали играть свои спектакли.

А здесь, в «Подвале», как до сих пор иногда называют наш театр, впервые громко прозвучали имена популярных ныне режиссеров Миндаугаса Карбаускиса и Константина Богомолова.

— С чем сейчас связаны ваши надежды?

— Надеемся, что в марте 2016-го мы вселимся в новое здание, а в старом, на улице Чаплыгина, остается Камерная сцена. Мы теперь так будем называться: «Сцена на Чистых прудах» и «Сцена на Сухаревской». Новое здание выполнено в современном стиле. Зал на 400 мест снабжен самой передовой машинерией. Для режиссеров и художников там будет огромный простор для идей.

— Вот видите как: число мест в новом зале совпадает с числом стульев в вашей коллекции. Остается пожелать, чтобы и дальше их число увеличивалось. Вы сказали, что с 97-го года занимаетесь новым зданием, а само строительство началось в 2001 году. И вам необходимо было следить за всем лично?

— Конечно, дело это совсем непростое. Но надо либо держать все в одних руках, либо это все расползется.

— А как с вопросами актерскими? Известно, что мхатовские актеры играют в ваших спектаклях и наоборот: ваши — в спектаклях МХТ.?Как вы их делите?

— Для Олега Павловича такой градации не существует. Кто творчески подходит к роли, того он и назначает, не считаясь с тем, как мы будем потом разводиться.

— Это тоже ваши трудности?

— Наши и мхатовские. Но справляемся. К тому же мы уже два выпуска Школы Табакова взяли в штат. Молодежи у нас теперь много.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • Найдена пропавшая картина Левитана

    Картину «Летний пейзаж. Пашня» обнаружили в день обращения о ее хищении. Обстоятельства выясняются, об этом сообщает столичный главк МВД. С заявлением о пропаже картины Исаака Левитана в полицию обратился директор организации «Научно исследовательская независимая экспертиза имени П. ...
  • В Музыкальном театре им. Станиславского артисты не пострадали

    Руководство Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко опровергло информацию о том, что 17 апреля в результате падения части декораций пострадало 20 человек. «В связи с распространением в СМИ информации о происшествии в театре 17 апреля дирекция Музыкального театра официально сообщает, что в результате падения части декораций серьезно никто не пострадал», - сообщается на сайте театра. ...
  • «Я наблюдал, как разрушают наш театр»

    В Союзе театральных деятелей состоялось совещание с участием председателя Александра Калягина и министра культуры Московской области Нармин Ширалиевой, на котором обсудили ситуацию в Мытищинском театре «ФЭСТ». ...
  • Директора Большого театра кукол отправили в СИЗО на два месяца

    Дзержинский районный суд Петербурга 19 апреля заключил под стражу директора Большого театра кукол Александра Калинина, обвиняемого в получении взятки. «В качестве меры пресечения избрано содержание под стражей сроком до 17 июня», - сообщили в объединенной пресс-службе судов Петербурга. ...
Читайте также