Четыреста стульев Александра Стульнева

 
Этот небольшой театр успешно составляет конкуренцию театрам крупным, с гораздо более богатой историей. Возможно, само имя: Театр-студия под руководством Олега Табакова, или «Табакерка», — гарантия успешности. Но немалую роль здесь играет и директор театра Александр Стульнев. Благодаря ему зритель сразу же попадает в атмосферу внимания и безукоризненного порядка.
— Александр Сергеевич, первое, что бросается в глаза в вашем директорском кабинете, — необычная коллекция миниатюрных стульев. Как она создавалась?

— Все возникло спонтанно: как-то друзья решили подшутить и подарили несколько стульев — елочных игрушек. И постепенно собралось уже около четырехсот, есть очень необычные экземпляры.

— А театром вы стали заниматься тоже спонтанно?

— Почти. Я вообще по образованию филолог. Диплом писал по Островскому, затем занимался партийной работой. А потом в родном Саратове меня «бросили», как тогда говорилось, на театр. Театральное дело приходилось постигать на практике.

— Я знаю, что история вашего прихода в Театр Табакова не совсем обычна. Вы ведь являетесь родней Олегу Павловичу?

— Да, это так. Моя покойная супруга была единокровной сестрой Табакова — у них общий отец. Собственно, с Табаковым я познакомился, когда умер Павел Кондратьевич, и мне пришлось его похороны организовывать — я был единственным мужчиной в доме. Но это было гораздо раньше того времени, как Олег Павлович меня пригласил работать.

— Значит, он сначала просто заметил ваши организаторские способности?

— Я с 1983 года работал директором Саратовского академического театра драмы имени Карла Маркса, как он тогда назывался, и Табакову меня порекомендовали. Но?Олег Павлович не хотел брать на серьезные должности родственников — такой у него был принцип.

А в 1991 году меня пригласил в Москву, в Новый драматический театр, Борис Александрович Львов-Анохин Я с ним успешно работал. В 1997 году у Табакова в театре возникла очень непростая ситуация, и он попросил меня помочь. Но я не мог тогда бросить Львова-Анохина, это было бы предательством. Так и пришлось работать в течение трех лет на два фронта.

Как раз в это время, в честь 10-летнего юби­лея «Табакерки», Юрий Михайлович Луж­ков преподнес в качестве подарка постановление правительства Москвы о выделении театру участка земли для строительства нового здания в Фурманном переулке. Архитектурные проработки показали, что участок этот мал для размещения здания. Тогда Лужков отдал нам место на Триумфальной площади, где когда-то был «Современник». Красивая была задумка. Но?Лужков вдруг опомнился и запретил строить театр на Триумфальной.

В итоге нам определили место, где сейчас уже выстроили новое здание — на углу улицы Гиляровского и Садового кольца. Собственно, Табаков и звал меня для освоения задуманного. После смерти Львова-Анохина я перешел окончательно в «Табакерку».

— С какими трудностями вам пришлось здесь столкнуться?

— Трудностей было много, особенно со строительством. Путем сложных договоренностей и обменов небольших кусочков земли мы, в конце концов, построили мастерские, точнее — художественно-производственный комбинат — 8 тысяч кв. метров. И еще Театральную школу на улице Макаренко. Такой мы придумали грандиозный проект.

— Вы все это вместе с Олегом Пав­ло­ви­чем задумывали?

— Без Олега Павловича я бы просто ничего не смог сделать. И никто бы не смог. Ему пришлось в самых высоких кабинетах доказывать необходимость всего, что мы делали. Имя Табакова открывает любые двери.

— Очень важно, что он может на вас полностью положиться. Вы вспоминаете, с чего начинали?

— Первым делом я тогда повез театр на длительные гастроли в родной Саратов. А здесь начал капитальный ремонт. По театру было трудно ходить: ни одного живого места не оставалось, были сняты все окна и двери. Помню, как однажды в разгар ремонта появился Табаков, оглядел всю эту картину и сказал: «Ты разрушил весь театр!»

Но театр наш стал выглядеть помолодевшим. Мы тогда стали практиковать выездные спектакли на средних площадках, вывозить своих «подвальных» артистов осваивать эти пространства. Ездили на гастроли по два раза в месяц. Декорации приходилось возить в Югру, Нижневартовск, Сургут на самолете — полсамолета людей и вторая половина — декорации, потому что по-другому туда не доедешь. Мы стали зарабатывать. И на Большой сцене МХАТа стали играть свои спектакли.

А здесь, в «Подвале», как до сих пор иногда называют наш театр, впервые громко прозвучали имена популярных ныне режиссеров Миндаугаса Карбаускиса и Константина Богомолова.

— С чем сейчас связаны ваши надежды?

— Надеемся, что в марте 2016-го мы вселимся в новое здание, а в старом, на улице Чаплыгина, остается Камерная сцена. Мы теперь так будем называться: «Сцена на Чистых прудах» и «Сцена на Сухаревской». Новое здание выполнено в современном стиле. Зал на 400 мест снабжен самой передовой машинерией. Для режиссеров и художников там будет огромный простор для идей.

— Вот видите как: число мест в новом зале совпадает с числом стульев в вашей коллекции. Остается пожелать, чтобы и дальше их число увеличивалось. Вы сказали, что с 97-го года занимаетесь новым зданием, а само строительство началось в 2001 году. И вам необходимо было следить за всем лично?

— Конечно, дело это совсем непростое. Но надо либо держать все в одних руках, либо это все расползется.

— А как с вопросами актерскими? Известно, что мхатовские актеры играют в ваших спектаклях и наоборот: ваши — в спектаклях МХТ.?Как вы их делите?

— Для Олега Павловича такой градации не существует. Кто творчески подходит к роли, того он и назначает, не считаясь с тем, как мы будем потом разводиться.

— Это тоже ваши трудности?

— Наши и мхатовские. Но справляемся. К тому же мы уже два выпуска Школы Табакова взяли в штат. Молодежи у нас теперь много.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • В Саратове госпитализирован худрук ТЮЗа

    Худрук саратовского ТЮЗа 76-летний Юрий Ошеров упал в оркестровую яму во время репетиции, об этом сообщила пресс-секретарь регионального Минкультуры Ирина Спешилова. Ошерова госпитализировали в областную больницу, так как там есть высококачественное диагностическое оборудование. ...
  • Заседание суда по делу «Седьмой студии» отложили до августа

    Назначенное на 17 июня заседание по делу «Седьмой студии» перенесено на август. Мещанский районный суд Москвы отложил рассмотрение дела до 16 августа.   Прошлое заседание прошло 15 апреля. На нем судья Ирина Аккуратова назначила комплексную экспертизу. ...
  • «ФЭСТ» просит защиты у президента

    Администрация Мытищ отказалась удовлетворить просьбу театра «ФЭСТ» в изменении устава. В ответ художественный руководитель «ФЭСТа» Игорь Шаповалов записал видеообращение к президенту страны, которое появилось в социальных сетях театра 15 июня. ...
  • Юрий Шерлинг уволен из Театра им. Образцова

    Заместитель директора Театра кукол им. Образцова Юрий Шерлинг был уволен днем в пятницу, 14 июня. Приказ о его увольнении подписал директор театра Владимир Бакулев.   «Я рассмотрел обращение коллектива и, разобравшись по существу высказанных претензий к первому заму, прекратил действие трудового договора с Юрием Борисовичем Шерлингом», – цитирует РИА слова директора театра. ...
Читайте также