Итоги сезона глазами критиков. Часть 4

 
По традиции летом «Театрал» просит экспертов выделить главные направления текущего процесса:
1. События.
2. Разочарования.
3. Тенденции.
Первые опросы респондентов читайте в выпусках от 7 июля, 12 июля и 19 июля. Перед вами - следующая часть.
 
Лейла Гучмазова, независимый критик
1. Среди важных событий прошедшего сезона – 90-летний юбилей Майи Плисецкой на сцене Большого, в подготовке которого она успела принять участие. Третий фестиваль Context Дианы Вишневой, представивший три важных события – конкурс молодых российских хореографов, гастроли легендарной труппы Марты Грэм, премьеру живого классика Ханса ван Манена с Дианой Вишневой. По-прежнему держат планку международные фестивали Санкт-Петербурга: уже 15 лет радует профессионалов и публику Dance open, вводит балет в широкие культурные контексты Дягилев PS, активно развивается фестиваль современного танца Open Look.
 
2. Разочарования: все без исключения театры и фестивали тревожатся о финансовой сторонне своих проектов. С бюджетами скверно, меценатство по-прежнему не поддержано законом. Художественных прорывов до весны не запланировано: во флагмане Большом будут до последнего снега возобновлять балеты советского времени ради фестиваля 90-летнего юбиляра Юрия Григоровича.
 
3. Тенденции: активность вернувшейся в свои стены «Геликон-оперы» и давно расширившего целевую аудиторию Детского музыкального театра имени Сац. В музыкальных театрах важные административные сдвиги. С переходом Антона Гетьмана из Большого в МАМТ на пост директора театр будет как-то обновляться. А появление в Большом балете Махарбека Вазиева, прервавшего ради Москвы долгосрочный контракт с «Ла Скала», внушает оптимизм и уже приносит плоды: в спектакли вводится новое поколение артистов, перспективных планов громадье.  
 
Майя Крылова, обозреватель «Театрала»:
1. События. Опера и музыка
Сезон был богат на значимые музыкальные  события. Тон задал Михаил Плетнев и традиционный осенний фестиваль  Российского национального оркестра в московской Филармонии (в частности, отменные концертные исполнения опер «Кащей Бессмертный» и  «Семирамида»). Плюс крайне редкая на филармонических подмостках оратория Шумана «Рай и Пери», исполненная РНО в Консерватории.
 
Опера «Милосердие Тита» в  Концертном зале им. Чайковского прозвучала  в рамках абонемента «Оперные шедевры» и была исполнена именно как шедевр.  Оркестр «Музыка Вива» должен быть отмечен за  цикл «Шедевры и премьеры»,  в котором не  первый год возвращает в российский обиход редко исполняемые и несправедливо забытые произведения. Великолепен просветительский цикл Владимира Юровского и оркестра им. Светланова,  в этом  году посвященный музыке в театре и кино. Традиционный январский фестиваль «Возвращение» прошел в девятнадцатый (!)  раз, несмотря на то, что средства на мероприятие высокого класса пришлось собирать с помощью краундфандинга.       
 
Большой театр  выпустил оперу Генделя «Роделинда», на высоком вокально-музыкальном уровне, с качественной европейской режиссурой. Заметна «Саломея» в «Новой опере» - взгляд из двадцать первого века на декаденство начала прошлого столетия.

Из гастрольных программ запомнились аутентичный ансамбль Филиппа Херревеге  и его космический Бах, а также знаменитый певец Рене Папе с Вагнером. Похвалы критики собрал показ оперы «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска». Незабываем Пласидо Доминго в опере «Симон Бокканегра» на фестивале  «Звезды белых ночей» в Мариинском театре. И вообще весь петербургский фестиваль, с участием многих выдающихся певцов и музыкантов.
 
В свет вышел последний, третий том капитальной энциклопедии Михаила  Мугинштейна «Хроника мировой оперы». Невозможно не отметить капитальный труд,  когда,  создавая «Хронику» и комментарии к операм четырех столетий, один человек фактически проделал работу целого научного института. 
 
События. Балет
«Совсем недолго вместе»  Пола Лайтфута и Соль Леон в Большом театре. Современный балет из Нидерландов, перенесенный на российскую почву. Спектакль хореографически тонкий и эмоционально человечный. После премьеры думалось: если бы труппа всё так танцевала, в Большой хотелось бы ходить каждый день.
 
«Ромео и Джульетта»  в постановке Вячеслава  Самодурова в Екатеринбурге. Толково использованный прием «театра в театре»,  нетривиальная хореография, умелая режиссура, позволяющая держать на плаву  большой сюжетный балет.
 
Гастроли труппы Марты Грэм на фестивале современного танца «Контекст» - первый приезд в Россию знаменитой американской компании,  исполняющей балеты одной из великих основательниц модерн-данса.
 
Остроумный спектакль «Торобака» на фестивале «Dance Inversion» дал возможность увидеть двух выдающихся танцовщиков наших дней -  мастера фламенко Исраэля Гальвана и Акрама Хана, британского хореографа, специалиста по катхаку.
 
2.  Разочаровала опера «Паяцы» в театре «Геликон». Вот здесь прием «театра в театре» не сработал, оставшись декларацией, хотя хорошие  певцы во многом спасли премьеру. 
Та же история с «Богемой» в «Новой опере»: прекрасно спето,  но не очень внятно поставлено. К сожалению, не удалась «Иоланта» (постановка Сергея Женовача) в Большом театре. Режиссер не услышал музыку.
Не очень повезло в этом сезоне Мариинскому театру. Что опера  «Самсон и Далила», что  балет  советского наследия «Медный всадник» художественную погоду не сделали.
 
3. К счастью, не произошло ничего похожего на историю с «Тангейзером».  В этом сезоне  дискуссии вокруг музыкальных событий не выходили за пределы  газетных статей и баталий в Фейсбуке. И не приобретали политического оттенка с «оргвыводами».   Хочется верить, что это – тенденция.
 
Практика Большого театра приглашать режиссеров драмы на оперные постановки – вновь заставила  серьезно задуматься о плюсах и минусах такого решения.   
По-прежнему остро стоит проблема с отечественными хореографами. Ждем появления  большого молодого таланта.  Хотя (и это радует!) налицо признаки всесторонней поддержки: мастерские молодых хореографов в Большом, Мариинском и московском Музыкальном театрах. Все ищут.
 
Огорчает агрессивная консервативность части публики и части критики музыкальных театров. Зачастую излишняя самоуверенность в оценке современной оперной режиссуры и современной музыки.  Если тебе что-то не нравится – не слушай и не смотри. Но не объявляй людей с иными, чем у тебя, вкусами, с иным пониманием искусства, шарлатанами и бездарями. Рискуешь крупно ошибиться. Подожди с приговорами – их может вынести только время.
 
«Театрал» благодарит экспертов за участие в опросе. А для того, чтобы узнать, каким был сезон, по мнению зрителей (самого массового жюри), заходите на страницу премии «Звезда Театрала».
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только залогиненные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Умер 37-летний солист Мариинского театра

    Бас-баритон оперной труппы Мариинского театра Эдуард Цанга скончался сегодня, 14 января, почувствовав резкое недомогание. По сведениям Life.ru, накануне скорая помощь увезла артиста прямо с репетиции. Однако проведя обследование вскоре солиста отпустили домой. ...
  • Режиссер Эймунтас Някрошюс

    В восстановленном имении Станиславского, подмосковной «Любимовке», Эймунтас Някрошюс начал репетиции «Божественной комедии» Данте (совместный проект литовского театра «Meno Fortas» и Фонда Станиславского), параллельно с которыми впервые в России проходит его режиссерская лаборатория со студентами лучших российских школ – учениками Льва Додина, Сергея Женовача, Олега Кудряшова. ...
  • Выходит в свет февральский «Театрал»

    На страницах свежего выпуска (см. где купить и подписка) вы прочтете: - что общего у Станислава Бондаренко с древнеримским тираном; - чем гордится Вера Алентова; - кто заставляет Ольгу Кабо волноваться во время спектакля; - с каким настроением театр вступает в 2017 год; - кто из артистов вдохновил Евгения Евтушенко на создание поэтической рубрики; - где снимается Максим Матвеев; - как меняется язык и мы вместе с ним: наблюдения педагога Театра Калягина; - какие секреты хранит закулисье Электротеатра Станиславский; - куда сходить и что посмотреть в феврале. ...
  • Полина Агуреева: «Я никогда не была отличницей»

    Полина АГУРЕЕВА снова и снова повторяет своим оппонентам: «Мы должны играть для людей». Актриса «Мастерской Петра Фоменко» рассказала «Театралу», почему не хочет поддакивать времени и хранит верность непопулярным ценностям. ...
Читайте также


Читайте также

  • На Украине запретили «Привет, дуралеи» Эльдара Рязанова

    Глава Госагентства Украины по вопросам кино Филипп Ильенко на своей странице в Facebook опубликовал список картин, которые запрещаются к показу, так как они являют собой «угрозу национальной безопасности». В их числе «Тихие омуты» и «Привет, дуралеи» Рязанова, а также «Две судьбы» Краснопольского и Ускова. ...
  • «Как можно делить искусство на «свое» и «чужое»?»

    Предложение председателя Общественного совета при Минкульте РФ Павла Пожигайло, решившего ограничить работу иностранных цирков в России и фактически ввести против них санкции, вызвало недвусмысленную реакцию представителей зарубежных цирковых компаний и, прежде всего, гендиректора Cirque du Soleil в России Натальи Романовой. ...
  • «Не вижу в «Щелкунчике» антирелигиозного действа»

    Правительство Новосибирской области предложило обсудить на круглом столе ситуацию вокруг постановки «Щелкунчик» Новосибирского театра оперы и балета. Конфликт вокруг спектакля разгорелся после того, как митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, по чьей инициативе с репертуара театра была снята опера Вагнера «Тангейзер», назвал балет, традиционно идущий во время рождественских каникул, «оккультной постановкой». ...
  • Создатели «Шерлока» отменили мастер-класс в Москве

    Сценарист сериала «Шерлок» Стивен Моффат и продюсер Сью Верчью на неопределенный срок перенесли мастер-класс, который планировали провести в Москве 16 января. Как сообщают СМИ   Это произошло в связи с утечкой серии «Последнее дело», попавшей в интернет накануне премьеры. ...
Читайте также