Итоги сезона глазами критиков. Часть 4

 
По традиции летом «Театрал» просит экспертов выделить главные направления текущего процесса:
1. События.
2. Разочарования.
3. Тенденции.
Первые опросы респондентов читайте в выпусках от 7 июля, 12 июля и 19 июля. Перед вами - следующая часть.
 
Лейла Гучмазова, независимый критик
1. Среди важных событий прошедшего сезона – 90-летний юбилей Майи Плисецкой на сцене Большого, в подготовке которого она успела принять участие. Третий фестиваль Context Дианы Вишневой, представивший три важных события – конкурс молодых российских хореографов, гастроли легендарной труппы Марты Грэм, премьеру живого классика Ханса ван Манена с Дианой Вишневой. По-прежнему держат планку международные фестивали Санкт-Петербурга: уже 15 лет радует профессионалов и публику Dance open, вводит балет в широкие культурные контексты Дягилев PS, активно развивается фестиваль современного танца Open Look.
 
2. Разочарования: все без исключения театры и фестивали тревожатся о финансовой сторонне своих проектов. С бюджетами скверно, меценатство по-прежнему не поддержано законом. Художественных прорывов до весны не запланировано: во флагмане Большом будут до последнего снега возобновлять балеты советского времени ради фестиваля 90-летнего юбиляра Юрия Григоровича.
 
3. Тенденции: активность вернувшейся в свои стены «Геликон-оперы» и давно расширившего целевую аудиторию Детского музыкального театра имени Сац. В музыкальных театрах важные административные сдвиги. С переходом Антона Гетьмана из Большого в МАМТ на пост директора театр будет как-то обновляться. А появление в Большом балете Махарбека Вазиева, прервавшего ради Москвы долгосрочный контракт с «Ла Скала», внушает оптимизм и уже приносит плоды: в спектакли вводится новое поколение артистов, перспективных планов громадье.  
 
Майя Крылова, обозреватель «Театрала»:
1. События. Опера и музыка
Сезон был богат на значимые музыкальные  события. Тон задал Михаил Плетнев и традиционный осенний фестиваль  Российского национального оркестра в московской Филармонии (в частности, отменные концертные исполнения опер «Кащей Бессмертный» и  «Семирамида»). Плюс крайне редкая на филармонических подмостках оратория Шумана «Рай и Пери», исполненная РНО в Консерватории.
 
Опера «Милосердие Тита» в  Концертном зале им. Чайковского прозвучала  в рамках абонемента «Оперные шедевры» и была исполнена именно как шедевр.  Оркестр «Музыка Вива» должен быть отмечен за  цикл «Шедевры и премьеры»,  в котором не  первый год возвращает в российский обиход редко исполняемые и несправедливо забытые произведения. Великолепен просветительский цикл Владимира Юровского и оркестра им. Светланова,  в этом  году посвященный музыке в театре и кино. Традиционный январский фестиваль «Возвращение» прошел в девятнадцатый (!)  раз, несмотря на то, что средства на мероприятие высокого класса пришлось собирать с помощью краундфандинга.       
 
Большой театр  выпустил оперу Генделя «Роделинда», на высоком вокально-музыкальном уровне, с качественной европейской режиссурой. Заметна «Саломея» в «Новой опере» - взгляд из двадцать первого века на декаденство начала прошлого столетия.

Из гастрольных программ запомнились аутентичный ансамбль Филиппа Херревеге  и его космический Бах, а также знаменитый певец Рене Папе с Вагнером. Похвалы критики собрал показ оперы «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска». Незабываем Пласидо Доминго в опере «Симон Бокканегра» на фестивале  «Звезды белых ночей» в Мариинском театре. И вообще весь петербургский фестиваль, с участием многих выдающихся певцов и музыкантов.
 
В свет вышел последний, третий том капитальной энциклопедии Михаила  Мугинштейна «Хроника мировой оперы». Невозможно не отметить капитальный труд,  когда,  создавая «Хронику» и комментарии к операм четырех столетий, один человек фактически проделал работу целого научного института. 
 
События. Балет
«Совсем недолго вместе»  Пола Лайтфута и Соль Леон в Большом театре. Современный балет из Нидерландов, перенесенный на российскую почву. Спектакль хореографически тонкий и эмоционально человечный. После премьеры думалось: если бы труппа всё так танцевала, в Большой хотелось бы ходить каждый день.
 
«Ромео и Джульетта»  в постановке Вячеслава  Самодурова в Екатеринбурге. Толково использованный прием «театра в театре»,  нетривиальная хореография, умелая режиссура, позволяющая держать на плаву  большой сюжетный балет.
 
Гастроли труппы Марты Грэм на фестивале современного танца «Контекст» - первый приезд в Россию знаменитой американской компании,  исполняющей балеты одной из великих основательниц модерн-данса.
 
Остроумный спектакль «Торобака» на фестивале «Dance Inversion» дал возможность увидеть двух выдающихся танцовщиков наших дней -  мастера фламенко Исраэля Гальвана и Акрама Хана, британского хореографа, специалиста по катхаку.
 
2.  Разочаровала опера «Паяцы» в театре «Геликон». Вот здесь прием «театра в театре» не сработал, оставшись декларацией, хотя хорошие  певцы во многом спасли премьеру. 
Та же история с «Богемой» в «Новой опере»: прекрасно спето,  но не очень внятно поставлено. К сожалению, не удалась «Иоланта» (постановка Сергея Женовача) в Большом театре. Режиссер не услышал музыку.
Не очень повезло в этом сезоне Мариинскому театру. Что опера  «Самсон и Далила», что  балет  советского наследия «Медный всадник» художественную погоду не сделали.
 
3. К счастью, не произошло ничего похожего на историю с «Тангейзером».  В этом сезоне  дискуссии вокруг музыкальных событий не выходили за пределы  газетных статей и баталий в Фейсбуке. И не приобретали политического оттенка с «оргвыводами».   Хочется верить, что это – тенденция.
 
Практика Большого театра приглашать режиссеров драмы на оперные постановки – вновь заставила  серьезно задуматься о плюсах и минусах такого решения.   
По-прежнему остро стоит проблема с отечественными хореографами. Ждем появления  большого молодого таланта.  Хотя (и это радует!) налицо признаки всесторонней поддержки: мастерские молодых хореографов в Большом, Мариинском и московском Музыкальном театрах. Все ищут.
 
Огорчает агрессивная консервативность части публики и части критики музыкальных театров. Зачастую излишняя самоуверенность в оценке современной оперной режиссуры и современной музыки.  Если тебе что-то не нравится – не слушай и не смотри. Но не объявляй людей с иными, чем у тебя, вкусами, с иным пониманием искусства, шарлатанами и бездарями. Рискуешь крупно ошибиться. Подожди с приговорами – их может вынести только время.
 
«Театрал» благодарит экспертов за участие в опросе. А для того, чтобы узнать, каким был сезон, по мнению зрителей (самого массового жюри), заходите на страницу премии «Звезда Театрала».
  • Нравится

Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Артисты врут насчёт любви»

    Вечером в понедельник, 4 декабря, на большой торжественной церемонии в Театре им. Вахтангова состоится чествование художественного руководителя Театра сатиры Александра ШИРВИНДТА, который в нынешнем году стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в самой почетной номинации «Легенда сцены». ...
  • «Звезда Театрала»-2017: победители названы!

    Вечером в понедельник, 4 декабря, в Театре им. Вахтангова состоялась десятая юбилейная церемония вручения премии зрительских симпатий «Звезда Театрала».   В нынешнем году голосование по лонг-листу, а затем и по шорт-листу проходило с 10 июня по 30 ноября. ...
  • «Сатирикон» отверг обвинения

    Российский государственный театр «Сатирикон» опубликовал официальное письмо, в котором отверг все обвинения в финансовых нарушениях.   Поводом для публикации письма послужила дискуссия, разгоревшаяся в СМИ после выступления худрука театра Константина Райкина в эфире телеканала «Дождь». ...
  • Данила Козловский: «Она такая одна»

    К юбилею актрисы, чья жизнь трагически оборвалась в октябре 2012 года, в фойе МХТ им. Чехова открывается выставка «Незабываемая Марина Голуб». В экспозиции будут представлены фотографии из семейного архива и музея МХАТ. ...
Читайте также


Читайте также

  • Деятели культуры обеспокоены ситуацией вокруг «Сатирикона»

    Деятели культуры выразили беспокойство в связи с ситуацией, возникшей вокруг Российского государственного театра «Сатирикон». Напомним, ранее худрук «Сатирикона» Константин Райкин сообщил, что за последний год в театре прошло шесть прокурорских проверок. ...
  • СТД выступил за изменения законодательства в сфере культуры

    Союз театральных деятелей опубликовал аналитическую записку, призывающую внести изменения в ряд законодательных и нормативных актов, регулирующих отношения в сфере культуры. Документ был подготовлен Рабочей группой, сформированной 8 ноября по итогам чрезвычайного совещания СТД. ...
  • Мосгорсуд не изменил меру пресечения фигурантам дела «Седьмой студии»

    Под домашним арестом остаются Кирилл Серебренников и Юрий Итин,  Алексей Малобродский – в СИЗО. Мосгорсуд в понедельник, 4 декабря, признал законным продление срока домашнего ареста режиссера Кирилла Серебренникова, обвиняемого в хищении средств, выделенных на реализацию проекта «Платформа», - сообщает ТАСС. ...
  • Кехман стал худруком Новосибирского театра оперы и балета

    Владимир Кехман покинул пост гендиректора Новосибирского театра оперы и балета. Напомним, на эту должность скандально известный предприниматель был назначен в 2015 году после увольнения Бориса Мездрича. Однако уход Кехмана не является радикальным: он занял должность художественного руководителя театра. ...
Читайте также