Почти Шекспир

Санкт-Петербургский 3-й курс РАТИ (ГИТИС) показал в Москве «ИГРАЕМ СНЕЖНУЮ КОРОЛЕВУ»

 
Основатель и руководитель Санкт-Петербургского государственного детского драматического театра «На Неве» Татьяна Савенкова привезла в Москву учебный спектакль своих студентов – третьекурсников РАТИ, занимающихся в мастерской при театре. В скором времени курс вольется в состав труппы «На Неве», а спектакль войдет в репертуар для старшеклассников.
Спектакль «Играем снежную королеву» – не только о дружбе и ее отсутствии – безразличии, он еще и о любви: первой, настоящей, той самой, которая не боится препятствий и даже смерти. Поэтому в финале Кай и Герда застынут в долгом нежном поцелуе, Шварцем не предусмотренном. Это режиссерский произвол Савенковой, но именно он заставляет зал замереть от восторга. В сущности, «Играем снежную королеву» – это детский вариант «Ромео и Джульетты», только с хорошим концом.

Он сделан эффектно и стильно при минимуме выразительных средств. Вместо декораций – «черный кабинет» с ширмами, из-за которых то и дело высовывается участливая массовка. Вместо костюмов – черная униформа театральных вузов (на девочках купальники и лосины, на мальчиках рубашки и брюки). При добавлении двух-трех деталей происходят сказочные превращения: белые перчатки, шарфы, цилиндры «делают» свиту Советника, короны и перья – двор Принца, а накладные части тела, ножи и пистолеты – банду разбойников. Слово «играем» – в названии ключевое. Перевоплощаясь в лес, горы, льдинки, студенты-актеры не забывают, что спектакль учебный. В прологе под песню «Учат в школе» они демонстрируют все то, чему научились у педагогов: пластику, растяжку, акробатику, вокал, дикцию. Даже заклинание щварцевского сказочника «Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре» не произносится просто так, а становится еще одним групповым упражнением по сценречи.

Что всегда подкупает в студенческих спектаклях, так это молодость и физическая форма исполнителей. Кажется, они умеют все: крутить сальто, садиться на шпагат, танцевать на пуантах… Кстати, главное волшебство в спектакле – это роза, та самая, которую бабушка отказалась продавать за любые деньги. В версии Савенковой эту роль без единого слова сыграла Евгения Сигова, выпускница Пермского балетного училища. Нежный, отзывчивый, красивый цветок на пуантах – здесь противоположность Снежной королевы, соблазн для Советника и повод для объявления войны. Изящные па юной балерины делают зримой и несомненной победу добра над злом.

Постановщики спектакля – Татьяна Савенкова, Вячеслав Вавилов и Светлана Давыдова – провели грамотный «кастинг». Типажи актеров укладываются в детские представления о персонажах Андерсена и Шварца. И вместе с тем в персонажах можно увидеть новые краски: в Герде узнать маленькую Офелию или Джульетту, в Кае – Гамлета, решающего главный вопрос: каким человеком быть? Громогласная атаманша, король-паникер, привидения и вороны – эти образы сделаны по-мультяшному гротескно и забавно. А если внимательно вглядываться и прислушиваться, то во «вражеском лагере» можно уловить зловещий фашистский колорит, не случайный, если вспомнить, что пьеса написана в 1938 году, ровно шестьдесят лет назад. Властный Советник, его дрессированная свита и Снежная королева, уступающая первенство Советнику, – эти образы вышли совсем из другой сказочки: жуткой и правдивой. О ней написано в учебниках истории.

Впрочем, эти намеки скорее разглядят взрослые, а для детей это просто красивая сказка про почти шекспировскую любовь. Сказка с приключениями, атмосферной музыкой и колоритными героями. Без всякого моралите и занудства. Савенкова убеждена, что сегодняшним детям ничего не нужно разжевывать. Текст Шварца сокращен до полутора часов действа – студенты играют словами, словно мячиками в пинг-понге. Зрителям некогда отвлечься. На спектакле в РАТИ дети пританцовывали и смеялись, роняли из рук кока-колу и забывали шуршать чипсами. А этих «спецэффектов» не так уж просто добиться.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Почти весь Някрошюс

    На осенних фестивалях есть шанс увидеть несколько спектаклей Эймунтаса Някрошюса, уход которого год назад стал потрясением для всего театрального мира. «Сукины дети»: литовский дух Клайпедский драматический театр (Литва) Постановка литовского романа «Сукины дети» возвращает в 18 век, когда маленькая Литва была частью Пруссии, и соединяет историческое прошлое с отголосками древних языческих мифов. ...
  • Театр наций продолжает гастроли в Лондоне

    В рамках своего первого гастрольного тура в Лондон Театр наций представил британской публике одну из знаковых постановок репертуара – работу всемирного известного режиссера Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина». ...
  • Et Cetera везет «Ревизора» в Берлин

    Гастроли Et Cetera под руководством Александра Калягина пройдут 12 и 13 октября в Театре на Потсдамской площади. Зрители увидят спектакль «Ревизор. Версия» в постановке Роберта Стуруа. Спектакли будут показаны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также