Над чем в старину смеялись театралы

 
В музее-усадьбе Царицыно проходит масштабная выставка карикатур и эскизов директора императорских театров Ивана Александровича Всеволожского «Тузы, дамы, валеты».
 
Петербургские остряки уверяли, что должность директора театров досталась Всеволожскому за карикатуры, которые он начал рисовать еще на дипломатической службе в Париже. Выставка в Царицыно (куратор – искусствовед Аркадий Ипполитов) убеждает, что карикатуры были не просто увлечением, вельможной причудой, которую Всеволожской распространил на подведомственное ему учреждение. Они были «продолжением» дара – разбираться в людях, без которого он едва ли продержался бы на своем посту без малого 20 лет.
 
Он занял его в 1881 году и сразу приступил к театральной реформе, результатом которой стал «золотой век Императорских театров» и появление произведений, которые до сих пор украшают мировой репертуар: «Спящая красавица», «Иоланта», «Щелкунчик», «Пиковая дама» Чайковского, «Раймонда» Глазунова. В отставку Всеволожской уходит в 1899-м, в смену вех театральной истории: свой первый сезон отыграл Московский Художественный театр.
 
Однако большинство рисунков на выставке датированы 1886 годом и созданы в рязанском имении Алёшня. Отправляясь в отпуск, Всеволожской заключил со своим соратником Владимиром Погожевым шуточное соглашение, по которому обязался все нарисованное «на свободе» передать тому в собственность. Так возникла основа коллекции, представленной в Царицыно вместе с каталогом и первой полной публикаций мемуаров Погожева. За их остроумие и емкость характеристик уместно было бы назвать карикатурами в слове.
 
По карикатурам же Всеволожского можно изучать историю правления Александра III. Тут и министры с советникам, и светские дамы с мужьями, и драматические премьеры всех Императорских трупп, и оперные певцы, и, конечно же, балетные танцовщицы. Ощущению, что эта портретная галерея – гротескный слепок культурной и политической жизни России конца XIX века, немало способствуют подробные аннотации к рисункам.
 

Большинство героев представлены solo. Например, чопорная, с острым каменным лицом знаменитая актриса Мария Савина, ее соперница по Александринской сцене – разгневанная Пелагея Стрепетова, умиротворенно парящий над Москвой драматург А.Н.Островский в образе все постигшего будды и 70-летний балетмейстер Мариус Петипа в виде алой бабочки. К себе Всеволожской относился так же безжалостно, как и к другим. В одном из автошаржей он изображает себя в образе состарившего Онегина и иронизирует над своей барской склонностью к меланхолии, заставлявшей его то и дело бросать дела и сбегать в Алёшню.
 
Но особое впечатление производят даже не шаржи, а карикатуры в классическом, «журнальном» виде. На них герои с сарказмом и художественной ловкостью организованы в символические мизансцены. Судя по ним, высокопоставленный сановник и дворянин, ведущий свой род от Рюриковичей, галломан и гофмейстер Всеволожской приходил в ярость от одиозных начинаний охранителей (например, закона, отлучавшего людей простого звания, «кухаркиных детей», от высшего образования). Так, на карикатуре «Ночной столик Спящей красавицы» бутылочка с морфием, который в то время употреблялся в качестве снотворного, – это министр внутренних дел ДмитрийТолстой; колпачок для гашения свечей – министр просвещения Иван Делянов; колокольчик для вызова прислуги – редактор «Московских новостей» Михаил Катков; закладка в либеральной книге Монтескье «О духе законов» – обер-прокурор Константин Победоносцев. Под спящей же красавицей, представленной только в подписи, имеется в виду сам император Александр III и его оцепеневшее, «подмороженное» царство.
Остроумие Всеволожского проявлялось и в его метких замечаниях. Например, про музыку Римского-Корсакова отзывался так: «Первый раз не поймешь, а второй – не пойдешь», пьесы Островского называл одним словом – la kapusta. Но это никак не сказывалось на его деятельности как руководителя театров. Он был воспитан на французской литературе и при этом оказался упорным проводником русского направления в репертуаре, любил итальянскую оперу и пошел на ее закрытие.
 
Талант гротескно и остроумно изображать неприглядные черты жизни парадоксальным образом соединился во Всеволожском с умением создавать утонченные сценические образы. Его театральное наследие огромно. Устроители выставки, даже если бы захотели, не могли бы обойти его стороной. Из эскизов к 25-ти балетам выбраны знаковые – к «Спящей красавице». На выставке можно вглядеться в сохранившиеся фотографии к исторической премьере «Спящей» в 1890 году, рассмотреть изысканные эскизы и сшитые по ним причудливые костюмы.
 
Барин-интеллигент, директор-художник, безжалостный карикатурист и приветливый, чуткий собеседник, – каким образом все это в нем соединялось, можно попробовать разгадать в Хлебном доме Царицыно до 25 сентября.

  • Нравится


Самое читаемое

  • В МХТ пройдут бесплатные лекции по истории театра

    МХТ им. Чехова в наступившем году представит цикл лекций по истории Художественного театра. Посетить лекции можно бесплатно, по предварительной записи. Как сообщается на сайте МХТ, перед широкой аудиторией выступят московские и санкт-петербургские театроведы. ...
  • Маргарита Терехова нуждается в помощи

    Семья Маргариты Тереховой на сайте Союза кинематографистов опубликовала просьбу о сборе средств для помощи актрисе. «Уважаемые коллеги, зрители и все, кто знают и ценят творчество народной артистки России Маргариты Тереховой. ...
  • В театре «Сфера» бесплатно покажут кино

    В понедельник, 21 января, в театре «Сфера» пройдет премьерный показ фильма Игоря Калядина «Молога. Между огнем и водой». Документальная лента расскажет о трагедии затопленных в советское время сел и городов. Вход на мероприятие свободный, по предварительной записи на сайте театра. ...
  • БДТ едет на гастроли в Москву

    Сразу несколько спектаклей текущего репертуара БДТ им. Товстоногова представит в российской столице с 19 по 29 января.   В программе – премьера Константина Богомолова «Слава» и спектакли художественного руководителя театра Андрея Могучего, вышедшие относительно недавно и завоевавшие громкий успех. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москве открылась выставка о театре Воркутлага

     В Театральном музее им. Бахрушина открылась выставка «Сверхзадача-выжить». Экспозиция посвящена 75-летию Воркутинского театра, труппа которого состояла из заключенных Воркутлага. «Задача выставки состоит не только в том, чтобы отдать дань памяти театру и людям, невинно пострадавшим, погибшим, прошедшим круги ада, но и в том, чтобы исследовать сам феномен театра заключенных, высоты актерского мастерства и силы человеческого духа», - отметили в пресс-службе Бахрушинского музея. ...
  • В ГМИИ познакомят с искусством Лондонской школы

    В ГМИИ им. Пушкина готовится к открытию выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа». На экспозиции представят более 80 живописных и графических работ британских художников из собрания Галереи Тейт. «У российского зрителя впервые появится возможность по-настоящему и глубоко познакомиться с таким важным явлением мировой истории искусства, как Лондонская школа», - сообщили «Театралу» в пресс-службе музея. ...
  • Коллекция Фаберже представлена в «Новом Иерусалиме»

    В Истре в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» до 24 марта 2019 года проходит выставка «Стиль Фаберже. Превосходство вне времени».   Музей «Новый Иерусалим» находится в уникальном историческом и географическом пространстве, которое называют Русской Палестиной. ...
  • В Москве откроется выставка фотографий Дэвида Боуи

    В пятницу, 11 января, в Москве откроется выставка фотографий «Дэвид Боуи. Человек, который упал на Землю». «Это первая выставка фотографий Боуи в Москве за всю историю. На ней будут представлены работы известного американского фотографа Стива Шапиро, который был был официальным фотографом студии Paramount Pictures, снимал первую леди США Жаклин Кеннеди, художника Энди Уорхола, боксера Мохаммеда Али, политического деятеля Мартина Лютера Кинга и других», - цитирует РИА сообщение пресс-службы Центра фотографии им. ...
Читайте также