Над чем в старину смеялись театралы

 
В музее-усадьбе Царицыно проходит масштабная выставка карикатур и эскизов директора императорских театров Ивана Александровича Всеволожского «Тузы, дамы, валеты».
 
Петербургские остряки уверяли, что должность директора театров досталась Всеволожскому за карикатуры, которые он начал рисовать еще на дипломатической службе в Париже. Выставка в Царицыно (куратор – искусствовед Аркадий Ипполитов) убеждает, что карикатуры были не просто увлечением, вельможной причудой, которую Всеволожской распространил на подведомственное ему учреждение. Они были «продолжением» дара – разбираться в людях, без которого он едва ли продержался бы на своем посту без малого 20 лет.
 
Он занял его в 1881 году и сразу приступил к театральной реформе, результатом которой стал «золотой век Императорских театров» и появление произведений, которые до сих пор украшают мировой репертуар: «Спящая красавица», «Иоланта», «Щелкунчик», «Пиковая дама» Чайковского, «Раймонда» Глазунова. В отставку Всеволожской уходит в 1899-м, в смену вех театральной истории: свой первый сезон отыграл Московский Художественный театр.
 
Однако большинство рисунков на выставке датированы 1886 годом и созданы в рязанском имении Алёшня. Отправляясь в отпуск, Всеволожской заключил со своим соратником Владимиром Погожевым шуточное соглашение, по которому обязался все нарисованное «на свободе» передать тому в собственность. Так возникла основа коллекции, представленной в Царицыно вместе с каталогом и первой полной публикаций мемуаров Погожева. За их остроумие и емкость характеристик уместно было бы назвать карикатурами в слове.
 
По карикатурам же Всеволожского можно изучать историю правления Александра III. Тут и министры с советникам, и светские дамы с мужьями, и драматические премьеры всех Императорских трупп, и оперные певцы, и, конечно же, балетные танцовщицы. Ощущению, что эта портретная галерея – гротескный слепок культурной и политической жизни России конца XIX века, немало способствуют подробные аннотации к рисункам.
 

Большинство героев представлены solo. Например, чопорная, с острым каменным лицом знаменитая актриса Мария Савина, ее соперница по Александринской сцене – разгневанная Пелагея Стрепетова, умиротворенно парящий над Москвой драматург А.Н.Островский в образе все постигшего будды и 70-летний балетмейстер Мариус Петипа в виде алой бабочки. К себе Всеволожской относился так же безжалостно, как и к другим. В одном из автошаржей он изображает себя в образе состарившего Онегина и иронизирует над своей барской склонностью к меланхолии, заставлявшей его то и дело бросать дела и сбегать в Алёшню.
 
Но особое впечатление производят даже не шаржи, а карикатуры в классическом, «журнальном» виде. На них герои с сарказмом и художественной ловкостью организованы в символические мизансцены. Судя по ним, высокопоставленный сановник и дворянин, ведущий свой род от Рюриковичей, галломан и гофмейстер Всеволожской приходил в ярость от одиозных начинаний охранителей (например, закона, отлучавшего людей простого звания, «кухаркиных детей», от высшего образования). Так, на карикатуре «Ночной столик Спящей красавицы» бутылочка с морфием, который в то время употреблялся в качестве снотворного, – это министр внутренних дел ДмитрийТолстой; колпачок для гашения свечей – министр просвещения Иван Делянов; колокольчик для вызова прислуги – редактор «Московских новостей» Михаил Катков; закладка в либеральной книге Монтескье «О духе законов» – обер-прокурор Константин Победоносцев. Под спящей же красавицей, представленной только в подписи, имеется в виду сам император Александр III и его оцепеневшее, «подмороженное» царство.
Остроумие Всеволожского проявлялось и в его метких замечаниях. Например, про музыку Римского-Корсакова отзывался так: «Первый раз не поймешь, а второй – не пойдешь», пьесы Островского называл одним словом – la kapusta. Но это никак не сказывалось на его деятельности как руководителя театров. Он был воспитан на французской литературе и при этом оказался упорным проводником русского направления в репертуаре, любил итальянскую оперу и пошел на ее закрытие.
 
Талант гротескно и остроумно изображать неприглядные черты жизни парадоксальным образом соединился во Всеволожском с умением создавать утонченные сценические образы. Его театральное наследие огромно. Устроители выставки, даже если бы захотели, не могли бы обойти его стороной. Из эскизов к 25-ти балетам выбраны знаковые – к «Спящей красавице». На выставке можно вглядеться в сохранившиеся фотографии к исторической премьере «Спящей» в 1890 году, рассмотреть изысканные эскизы и сшитые по ним причудливые костюмы.
 
Барин-интеллигент, директор-художник, безжалостный карикатурист и приветливый, чуткий собеседник, – каким образом все это в нем соединялось, можно попробовать разгадать в Хлебном доме Царицыно до 25 сентября.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Выставка к юбилею Музыкального театра откроется на Страстном бульваре

    Во вторник, 16 октября, на Страстном бульваре откроется выставка «Музыкальный театр. Истоки».   Основой выставки стали эскизы декораций и костюмов, созданные выдающимися художниками, сотрудничавшими с Оперным театром им. ...
  • Третьяковская галерея продлила часы работы выставки Куинджи

    Третьяковская галерея продлила часы работы выставки Архипа Куинджи в связи с ее популярностью. Теперь по воскресеньям экспозиция будет работать до 21.00. Об этом сообщает пресс-служба Министерства культуры. «В связи с большой популярностью выставки «Архип Куинджи», открывшейся для публики 6 октября в Инженерном корпусе, Третьяковская галерея продлевает часы ее работы по воскресеньям до 21:00, вход и кассы работают до 20:00», – говорится в сообщении на сайте ведомства. ...
  • Открывается выставка к 80-летию балета «Ромео и Джульетта»

    Новый выставочный проект «Переписать Шекспира. Версия Прокофьева», приуроченный к 80-летию балета «Ромео и Джульетта», открывается 11 октября в Музее Прокофьева. «Выставка обращается к истории создания и постановки легендарного балета «Ромео и Джульетта», раскрывает новые грани драматургии Шекспира и музыки Прокофьева», – отметили в пресс-службе музея. ...
  • В Москве откроется выставка, посвященная Валерию Левенталю

    В Бахрушинском музее 10 октября открывается выставка, посвященная театральному художнику Валерию Левенталю. В экспозицию вошли живописные работы мастера и эскизы его декораций для спектаклей российских и зарубежных театров. ...
Читайте также