Классик в помощь

В «Геликон-опере» опираются на Станиславского

 
Премьера оперы «Евгений Онегин» прошла в театре «Геликон». Спектакль сделан режиссером Дмитрием Бертманом. Театр позиционирует премьеру как воссоздание спектакля 1922 года в постановке Станиславского. На деле это не совсем так.
Облик «Онегина» возник при суровых исторических обстоятельствах. Станиславский вынужденно — по приказу «сверху» — переехал из своего дома в брошенный старый особняк в Леонтьевском переулке, за Константином Сергеевичем перебралась его оперная студия. В зале там стоял «античный» портик с четырьмя ампирными колоннами, словно цитата из архитектуры пушкинских времен. Находчивый режиссер решил: вот декорация для спектакля. В итоге портик поработал на все сто: и на террасе дома Лариных, и в парковой беседке, в которой Евгений учит Татьяну «властвовать собой», и на петербургском балу.

Дмитрий Бертман, который, по его словам, вырос на постановке Станиславского, решил дать спектаклю второе дыхание. Но не ограничился копированием или реставрацией. Среди неизменных колонн режиссер развернул психологически другую историю. Впрочем, первая картина традиционна: Ларина почивает в кресле, играя платочком и лорнетом. Няня примостилась у ее ног. Сестры — Татьяна (вокально яркая Ольга Толкмит) и Ольга (резковатая Ирина Рейнард) — распевают под оркестр с дирижером Валерием Кирьяновым. Но сценическая идиллия разрушится — после двойной «истерики» Лариной и няни, нервно вспоминающих прошлое — еще до появления Ленского (Игорь Морозов) с Онегиным (Алексей Исаев). Кстати, оба, тенор и баритон, поют вполне качественно. Так начнется «Онегин»-2015. Бертман укрупняет (и периодически утрирует) эмоции персонажей, и они, герои, превращаются в лиц из беспощадной пьесы современного автора — с перманентными, почти фрейдистскими неврозами участников, чья психика словно препарируется под увеличительным стеклом. Певцам явно розданы подробнейшие указания о сценическом движении и выражении лиц. И, кстати сказать, это благотворно повлияло на массовые сцены: они разработаны динамично, с юмором, хотя довольно безжалостно, и детали поведения отдельных типажей из «светского общества» можно долго и с ухмылкой разглядывать.

Татьяна в деревне ведет себя как инфантильный, но энергичный подросток в разгар пубертата. Корчит обиженные гримасы, улыбается невпопад, наглядно строит поведение по прочитанным любовным романам. Жаль лишь, что Ольга Толкмит два раза путала слова своей партии. Ольга, ставшая у Бертмана вполне злобной (а вовсе не «шаловливой», как она о себе поет) девицей, с интересом шпыняет сестру, жестко игнорирует вздохи Ленского и мгновенно впадает в истерику. Онегин, декоративный, как петух, сперва похож на неподвижно-слащавого хлыща, а потом, в последнем акте — на экзистенциально корчащегося эгоцентрика. Только Ленский остался традиционным: трепетно-уязвимый клишированный романтик. Но, может, в этом и есть насмешка режиссера?

Детали спектакля то и дело иронически «отстраняют» действие. К примеру, Трике после куплетов подписывает протянутые к нему бумажки, как приглашенный артист: конечно же, это типично, чтобы дворяне пушкинских времен брали автографы у актеришки. И костюмы. Станиславский тоже в свое время поиграл с одеждами героев, доведя фасоны платьев и пиджаков до современных ему времен. У Бертмана в первых картинах мода ампира, то есть пушкинской эпохи, в сцене бала — прыжок в начало XX века. И некая дама декадентского облика, как символ времени, закурив сигарету, фланирует между гостями. А Гремин (уверенный бас Алексея Тихомирова) — записной ревнивец: стучит кулаком по столу, гневно размахивает руками и сверлит Онегина бешеным взглядом.

История перманентной невстречи двух людей (как и музыка в оркестре) возвращается к истокам, словно брошенный бумеранг: Онегин пишет письмо Татьяне за таким же круглым столиком. Последняя мизансцена (объяснение) — тоже бумеранг: Татьяна выполнила приказ Онегина, научилась властвовать собою. И когда неудачливый любовник споет финальное «позор, тоска, о жалкий жребий мой» — мы понимаем: в старости этот герой салонов будет (как прежде старшая Ларина с няней) меланхолически напевать «привычка свыше нам дана, замена счастию она».


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Быть краской на палитре Дмитрия Крымова очень интересно»

    В Музее Москвы состоялась пресс-конференция перед премьерой спектакля «Борис» по мотивам драмы Пушкина «Борис Годунов». С журналистами встретились – продюсер проекта Леонид Роберман, режиссер Дмитрий Крымов, директор Музея Москвы Анна Трапкова, актеры Михаил Филиппов и Паулина Андреева. ...
  • Большой театр объявил прослушивание для мальчиков

    Конкурсный набор мальчиков 6-12 лет для участия в спектакле «Пиковая дама» состоится 9 ноября в Большом театре. Об этом сообщается на официальном сайте ГАБТа.  Требования к конкурсантам: наличие хорошего музыкального слуха и голоса. ...
  • В Театре на Литейном ждут миссис Сэвидж

    Бенефис народной артистки России Татьяны Ткач отметят в Санкт-Петербургском Театре на Литейном 18 октября. В этот день здесь состоится премьера спектакля «Странная миссис Сэвидж».  «Наш спектакль – добрая сказка для взрослых, – говорит режиссер Александр Кузин. ...
  • «Любой переживший травму сможет узнать себя»

    В Центре им. Мейерхольда вышла премьера «За белым кроликом». Наполненная аллюзиями на сказку «Алиса в Стране Чудес» история рассказывает о реальной трагедии убийства в Подмосковье двух девушек. Многосюжетная пьеса Марии Огневой  разворачивается в трех пространственных и временных измерениях, где две девушки ночью садятся в попутку к незнакомцу (а в другом представлении – прыгают в Нору за Белым Кроликом), где их матери расследуют преступление, а близкая подруга, главная героиня истории, никак не может пережить травму, изменившую ее мироощущение и жизнь. ...
Читайте также