Александр Коршунов в спецпроекте «Театрала»

«Она всегда была молодым человеком»

 
Александр Коршунов принадлежит к знаменитой в России актерской династии. Его дед Илья Судаков и бабушка Клавдия Еланская работали во МХАТе со Станиславским и Немировичем-Данченко. Отец Виктор Коршунов был артистом и директором Малого театра, а мать Екатерина Еланская, замечательная актриса и режиссер, создала театр «Сфера», которым нынче руководит Александр Коршунов.
Лапти в Новый год

— Мама всегда много работала, и я очень скучал по ней. Когда мама еще была актрисой (сначала в Малом театре, потом в Театре Маяковского), летом она уезжала на гастроли. Меня с собой не брали, и я проводил все лето на даче. Там было прекрасно, но был один минус — рядом подолгу не было мамы, а мне так ее не хватало. Я постоянно ее ждал. Хотя знаю, что на первые свои гастроли я отправился нескольких месяцев от роду. Я родился в феврале, а летом Малый театр поехал в Киев и Харьков. Туда мы отправились большим семейством — мама, папа, дедушкина сестра, бабушка Настя и я. Везли с собой всё — даже мою ванночку.

Когда мама с папой приезжали, это был праздник. Собиралась вся семья. У нас был святой для всех день — дедушкин день рождения, 2 августа, Ильин день. Дедушка Илья Яковлевич Судаков, тот самый Фома Стриж из «Театрального романа», все лето проводил на даче, и все старались приехать в этот день. Это был общий семейный праздник. С утра мы, дети, отправлялись в поле собирать для него цветы и дарили огромный букет. Поздравляли, гуляли, шутили…

И еще один праздник мы встречали обязательно дома, в Москве, и все вместе — Новый год. Рассказывали, что один-единственный Новый год семья решила встретить на даче — это был 1941 год. И с тех пор Новый год на даче не праздновался никогда.

Главным организатором и режиссером праздника, конечно же, была мама. Она всегда обязательно придумывала что-нибудь необыкновенное. У нее была чудесная фантазия. У нас дома есть лапти, настоящие, плетенные. Их когда-то подарили отцу. Мама в эти лапти складывала записочки, завернутые вместе с конфетами — такие гостинцы. Все их вынимали по очереди, и надо было выполнить какое-нибудь задание: например, пожать руку «самому мудрому» человеку в этой компании, прочитать стихотворение, придумать рифму, спеть. А еще там было какое-то пожелание или предсказание на будущий год от Деда Мороза и Снегурочки. Сейчас, без нее, я пытаюсь продолжать эту традицию. В этом году все наши дети разъехались кто куда, мы встречали Новый год вдвоем с женой Олей, но лапти с заданиями были. «Надо соблюдать обряды…»

А какие замечательные дни рождения мне устраивала мама! Их обожали все мои одноклассники. Она отменяла свои дела и с упоением занималась подготовкой этого праздника. Покупала кучу разных призов и подарков, придумывала какие-то вопросы, игры, устраивала целые олимпиады. Мы бегали вприпрыжку по всей квартире, устраивали соревнования. Одним словом, это был веселый, замечательный спектакль для нас.

«Меня могли назвать Натаном»

Как ни странно, имея такие театральные корни, закулисным ребенком я вовсе не был. Конечно, ходил на традиционные елки в Малый театр, а на спектакль первый раз пошел только вместе со своим первым классом. Мы смотрели в ТЮЗе «Два клена» Шварца. И еще одно незабываемое детское впечатление — «Синяя птица» во МХАТе. Мы очень дружили с семьей Сергея Владимировича Образцова. Его дочка Наталья Сергеевна была лучшей маминой подругой. Они учились в одном классе и дружили всю жизнь. Еще в детстве они дали друг другу слово, что если у них родятся дочки, то мама назовет свою Наташей, а Наташа — Катей.

У тети Наташи родилась дочка, и она действительно назвала ее Катей, а у мамы — я. Иногда теперь Катя смеется и говорит, что мама должна была назвать меня Натаном. Катя Образцова стала подружкой моего детства. Когда мою бабушку Клавдию Еланскую ввели на роль Бабушки в «Синюю птицу», мы пошли с Катей на спектакль. И нас посадили на места Станиславского и Немировича-Данченко. Там, на деревянных креслах, были такие таблички прикручены с надписями. И было как-то даже неловко на таких местах сидеть. И бабушку я прекрасно помню, как она говорила: «Прощайте, прощайте, пора нам уходить». Красивый был спектакль, завораживающий…

«Папа молод. И мать молода»

Момент, когда из Москвы приезжаешь на дачу, выскакиваешь из машины на зеленую траву — это был момент счастья! Маленьким, я даже зимой жил на даче. А когда начал учиться, на дачу выезжали летом. Дедушка Илюша приезжал раньше всех, в мае, потом бабушка Клавдюша. У нас была огромная семья. На дачу съезжались мамина сестра тетя Ира, замечательный режиссер и педагог с сыном Алешей, папа с мамой, прекрасная наша Марфа Ивановна Кононова — Марфуша, которая всю мою жизнь была и няней, и нашей домработницей, и просто членом нашей семьи, Эсфирь Яковлевна, которая ухаживала за дедушкой, бабушка Настя, Катя Образцова со своей бабушкой Лизой и шофер Анатолий Михайлович со своей женой Верой Алек­сандровной. На даче была бурная и веселая жизнь. Столы порой накрывали на улице. К нам приходили соседи. Мама и папа, совсем молодые, играли в волейбол, гуляли, сражались в теннис. Приобщили к теннису и меня. Года три я занимался теннисом в секции. Мама очень любила солнышко. Правда, долго на даче она не выдерживала. До самых последних лет старалась куда-то вырваться. В последние годы ездила с нашими детьми, Аленой, Степаном и Клавдией. Они с удовольствием составляли ей компанию.

Мама была удивительно молодым человеком всю свою жизнь. Когда я был маленьким, и мы вместе с ней куда-то шли, нас очень часто принимали за брата и сестру. Никто не догадывался, что это моя мама. Ей никогда не давали тот возраст, который был на самом деле. Невозможно было представить, что ей 50, 70 или даже 80 лет.

...Помню, однажды, мне было лет 5, они с папой должны были ехать в заграничную поездку. Вечером собрались уезжать с дачи, и вдруг я так разрыдался, что не мог остановиться — очень не хотелось расставаться с родителями. Пошел провожать их на автобусную остановку, и глаза у меня были на мокром месте. Вдруг мама, уже садясь в автобус, сказала папе: «Все. Мы никуда не едем. Встанем завтра утром и отправимся». Папа растерялся, стал ее уговаривать: «Катя, но нам же завтра улетать. Ничего страшного. Все будет хорошо». — «Нет, я так не могу. Пошли домой!» — решительно ответила мама. Как же я был счастлив, что тот вечер смог провести вместе с ними.

«Где ваш ужасный характер?»

И Клавдия Николаевна, и Екатерина Ильинична были женщинами, безусловно, героического склада характера. В Первую мировую Клавдюша, будучи еще гимназисткой, хотела бежать из дома на фронт, потом работала в госпиталях медсестрой. В Великую Отечественную она убедила своего младшего брата Аркадия, у которого было освобождение от призыва в армию (в детстве он потерял глаз), что тот должен пойти добровольцем. Он пошел в московское ополчение. В первые же дни они попали в окружение, потом в немецкий лагерь, оттуда он бежал, вышел к своим… Его арестовали и отправили в Сибирь. Клавдюша просто «рвала на себе волосы». Слава Богу, ей удалось добиться его возвращения домой!

Такой же самостоятельной, эмоциональной и решительной была мама. Она всю жизнь принимала крутые резкие решения. В семье это не всегда вызывало поддержку. Она, например, собралась уходить из Малого театра, хотя у нее там хорошо складывались дела, к ней прекрасно относился Царев. Она много играла, и роли у нее были замечательные. Но ей были нужны новые горизонты, и она пошла в Театр Маяковского к Охлоп­кову. Проработала там несколько сезонов. Но она всю жизнь спорила с режиссерами. Говорила, что надо играть по-другому, по-другому ставить. Она была достаточно конфликтной, и с ней было непросто. И она ушла от Охлопкова. Решила стать режиссером и поступила в аспирантуру к Марии Осиповне Кнебель.

Я помню, что когда она уходила в Театр Маяковского, то ее и папа, и бабушка отговаривали: «Катя, зачем ты это делаешь? У тебя так все хорошо в Малом театре». Мама возражала: «Мне это неинтересно. Я хочу что-то поменять».

Когда она училась режиссуре, Мария Осиповна ей однажды сказала: «Катя, мне говорили, что у вас ужасный характер. Где же он? Я его не вижу». Мама ей ответила: «Ма­рия Осиповна, с теми, кого я люблю, у меня замечательный характер. А вас я очень люблю».

И первые постановки режиссера Еланской на сценах московских театров были замечательными! Но постепенно маме стало неинтересно и скучно в традиционном театре. Она стала искать естественную сферу существования актеров и зрителей в едином энергетическом поле. Собрала группу актеров, и они играли в музеях, старинных залах, музыкальной школе. Потом стала работать в Лите­ра­турном театре ВТО.?Наконец, мамой целиком овладела идея создания театра «Сфера», где актеры и зрители находятся в едином пространстве, где они не разделены «четвертой стеной», где зрители чувствуют себя участниками происходящего.

В 1981 году театр «Сфера» был создан. Его появление стало большим событием. Маме это стоило огромных сил, нервов, слез, крови. Конечно, она много выстрадала. Папа ее всячески поддерживал и помогал. Можно сказать, у мамы был один единственный ребенок, единственный сын — это я, но у нее еще была любимая дочь, и имя ее — «Сфера». Все свое сердце, весь талант, всю неистовую энергию, любовь и страсть она отдала ей, своей «Сфере». Не каждому режиссеру удается создать Свой театр. Маме это удалось.

Летом 2013 года мамы не стало, а год назад ушел из жизни папа. Теперь в парке «Дружба» мы посадили липовую аллею Екатерины Еланской. А затем вишневый сад Виктора Ивановича Коршунова. Когда мы сажали наш сад, прошел дождь. А потом вдруг вышло солнце и на небе, честное слово, загорелись две радуги.




  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также