Театральные скрепы

Социальные проекты как способ гражданского объединения

 
За последние полгода в Москве открылась новая инклюзивная театральная школа «Со-единение» для людей с инвалидностью, в Центре Мейерхольда прошел Международный фестиваль особых театров, а БДТ имени Товстоногова выпустил спектакль «Язык птиц» с участием аутистов. Какие еще социальные проекты появились в российских театрах и с чем связан рост их популярности — рассказывает «Театрал».
У премии «Звезда Театрала» три года назад появилась новая номинация — «Лучший социальный проект». Ее лауреатами становились Нелли Уварова с проектом «Наивно? Очень!», благотворительный фонд «Доктор клоун» и пермская «Театральная неотложка». За последние годы количество социальных проектов в театрах значительно возросло, вовлекая в свою орбиту все больше известных актеров, режиссеров и драматургов.

С чем это связано? Видимо, в ситуации нестабильности и разлада в обществе художники почувствовали уязвимость и неустойчивость положения башни из слоновой кости, где занимаются высоким искусством, не ­нисходя до мелких нужд окружающих. Театр ощутил потребность стать не только «храмом» или даже гражданской трибуной, с которой говорят о важных актуальных проблемах, но социальным институтом, объеди­ня­ющим разные слои общества — состоятельных и бедных, здоровых и больных, успешных и маргиналов. Театр постепенно стал брать на себя миссию социальной адаптации уязвимых групп — мигрантов, инвалидов, стариков, трудных подростков и т.д., которыми государство заниматься не хочет.

Театр равных возможностей

На этом добровольном фронте множество направлений. Условно их можно разделить на две группы: работа со зрителями и работа с участниками спектакля. К первой относится адаптация театральных постановок для людей с нарушениями слуха и зрения. Пока даже в Москве театров, доступных для незрячих и слабослышащих, ничтожно мало. Так в «Мастерской Петра Фоменко» разработана система титрования спектаклей для глухих зрителей. В Губернском театре под руководством Сергея Безрукова работает единственная в России система тифлокомментариев для слепых (недавно подобный проект начал внедрять и театр «У Никитских Ворот»). А в Московском театре кукол создаются специальные постановки «с закрытыми глазами», основанные на звуковых и тактильных ощущениях.

Другое важное направление работы со зрителем — выезд летучих театральных бригад в коррекционные школы, приюты и интернаты, к детям из неблагополучных семей, которые не имеют возможности ходить в театр. Этим занималась, например, команда «Театра.doc» в рамках программы Ми­нистерства культуры «Театр + общество», где независимые коллективы получали государственную поддержку в обмен на социальное волонтерство. В этой программе участвовали также «Диалог-данс» из Костромы, московский Liquid Theatre и театр танца ЦЕХ, «КнАм» из Комсомольска-на-Амуре, екатеринбургский Центр новой драматургии, челябинский театр «Манекен».

Играем в театр

Вторая большая группа проектов использует театр как средство терапии, реабилитации и социальной адаптации людей из уязвимых групп через их участие в создании спектакля. Это могут быть свидетельские документальные постановки, где на сцену выходят не актеры, а сами герои — например, наркозависимые подростки в спектакле Руслана Маликова «Бросить легко» или таджикские гастарбайтеры в «Акын-опере» Всеволода Лисовского, получившего за этот проект «Золотую маску». Иногда режиссеры и драматурги отправляются в тюрьмы и колонии, где заключенные под их руководством пишут и разыгрывают небольшие пьески. После такого театрального приключения жизнь многих из них меняется: так прирожденная актриса Марина Клещева после освобождения стала играть в «Театре.doc».

Похожие лаборатории проводятся в детских домах и просто школах с участием трудных подростков по разработанной в Шот­ландии системе Class Act. Сначала участники с помощью драматургов пишут коротенькие пьесы, а потом настоящие режиссеры ставят их на большой сцене с профессиональными артистами. Эффект получается оглушительный: дети впервые испытывают такой интерес и внимание к себе, учатся понимать себя, выражать свои чувства и мысли...

Иногда подростки выходят на сцену и сами. Так, осенью в Театре им. Пушкина прошел фестиваль «Я не один»: молодые режиссеры поставили пять спектаклей с воспитанниками детдомов Москвы и Подмосковья. Но все это, как правило, разовые проекты. Гораздо ценнее и эффективнее, когда театральная работа ведется на постоянной основе, как например, в петербургском «Упсала-цирке», где так называемые трудные подростки, завсегдатаи детских комнат милиции, выступают бок о бок с ребятами с ограниченными возможностями. Или в БДТ им. Товстоногова, где в 2014 году был запущен экспериментальный проект «Встречи» с участием воспитанников центра «Антон тут рядом». Тут профессиональные артисты и люди с аутизмом пытаются найти новый художественный язык, чтобы лучше понимать друг друга. Первым результатом их совместной работы стал спектакль Бориса Павловича «Язык птиц».

Особый театр

Спектакли с участием артистов с ОВЗ (огра­ниченными возможностями здоровья) — пожалуй, самое трудное для театра испытание.

Особые театры у нас есть, но они находятся в изоляции, на периферии общественного внимания. Это и театр неслышащих «Недо­слов», и Театр простодушных, где играют артисты с синдромом Дауна, и интегрированная театральная студия «Круг» для людей с нарушениями психофизического развития и другие.

Раз в три года лучшие постановки особых театров собираются в Москве на фестивале «Протеатр», но о нем тоже мало кто знает. В последние годы в дело включился Центр Мейерхольда и стал проводить дочерний фестиваль «Протеатр. Международные встречи», знакомящий зрителей с опытом иностранных инклюзивных коллективов.

Постепенно особый театр стал завоевывать место под солнцем и на обычных фестивалях, в том числе и на «Золотой маске»: по-европейски стильный спектакль Андрея Афонина «Отдаленная близость» (по пьесам людей с особенностями развития) стал лауреатом в конкурсе «эксперимент» 2014 года, а постановка фонда «Со-единение» и Театра наций «Прикасаемые» — номинантом 2015?го.

В этом проекте впервые участвовали как профессиональные артисты, так и слепоглухие люди, чьи жизненные истории легли в основу спектакля. Евгению Миронову удалось привлечь к участию в проекте медийных звезд — Ингеборгу Дапкунайте, Егора Беро­ева, Евгения Цыганова, Данилу Козловского, Чулпан Хаматову и других, а премьера состоялась в рамках международного фестиваля «Территория», так что прозвучала она весьма громко.

Следующим шагом фонда «Со-единение» стала лаборатория инклюзивного театра, в которой приняли участие три театральные школы — ГИТИС, Школа-студия МХАТ и Щу­кин­ское училище. Каждая группа подготовила эскиз спектакля с участием инвалидов: команда Олега Кудряшова выбрала «Же­нитьбу» Гоголя, мастерская Дмитрия Брус­никина показала чеховскую «Чайку», а группа Михаила Борисова — пластическую зарисовку по «Кармен». Экспертный совет выше всего оценил «Женитьбу», и спустя четыре месяца она была представлена на Малой сцене Театра наций как полноценный спектакль под названием «Совершенно невероятное событие».

Полный Гоголь

В постановке Михаила Фейгина наряду с профессионалами участвуют самые разные актеры — глухие, с синдромом Дауна, инвалиды с детства. Правда, назвать их людьми с ограниченными возможностями язык не поворачивается. Ну как можно назвать инвалидом человека, который трижды поднимался на Килиманджаро на протезах и закончил Суриковское училище без кистей рук? Но этот спектакль не про подвиг и преодоление, он не давит на жалость и не вызывает у зрителя чувство неловкости. Потому что мы видим на сцене не обездоленных людей, а гоголевских персонажей. Тут особенности исполнителей используются как краски для создания ярких, гротескных образов. Помимо прочего, в спектакле интересная сценография, отличное звуковое оформление с народными песнями в исполнении музыкантов из ансамбля Покровского и модные костюмы от Вячеслава Зайцева. Так что публика много смеется и получает удовольствие, как от обычного спектакля. А изобретательная система дубляжа, когда сурдоперевод становится частью действия, делает его понятным для всех категорий зрителей. И, пожалуй, вот это умение и желание находить общий язык — главное, чем ценен этот спектакль в нашем разобщенном социуме.

Важно, что теперь эта работа продолжится на постоянной основе в новой инклюзивной театральной школе «Со-единение», куратором которой стал Дмитрий Брусникин. Возможно, она станет не только новой ступенькой в интеграции инвалидов, но и послужит развитию общественного сознания, где люди проявляют не только терпимость и толерантность по отношению к другим, «инаковым», но и чувствуют ответственность за них. А это и есть первый признак гражданского общества.




  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
Читайте также


Читайте также

  • Оперный театр La Scala закрылся из-за короновируса

    Миланский оперный театр принял решительные меры по предотвращению дальнейшего распространения короновируса. Поскольку число случаев заражения в Италии продолжает стремительно расти (как и всеобщая обеспокоенность), в минувшие выходные La Scala приостановил свои выступления на неопределенный срок. ...
  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • АТК собирает подписи по «Делу «Сети»

    Ассоциация театральных критиков (АТК) открыла сбор подписей против так называемого «Дела «Сети» и призывает своих коллег, журналистов, а также режиссеров, актеров, драматургов, художников, менеджеров и всех деятелей театра присоединиться к протесту. ...
Читайте также