«Мой театр кочует за мной по всему миру»

 
Скоро во Франции будет проходить Шестая международная неделя русскоязычного детского театра в рамках проекта «Русское слово, русская душа». Организатором и вдохновите лем этих мероприятий стала Людмила Дробич, руководитель детского театра «Апрелик», который недавно отметил свое 10-летие.
— Людмила Тиграновна, в одном из интервью я прочитала, что театру «Апрелик» 35 лет, а накануне нашей беседы вы сказали, что 10. Так все-таки сколько лет существует театр?

— Я не ошиблась. «Апрелику», организованному в Париже, только 10 лет. А 35 лет назад в азербайджанском Кировабаде появился «Апрель», детский театр, который я создала при Доме офицеров, вернувшись в родной город после института. Назвала так, потому что моим дипломным спектаклем был «Де­вочка и апрель». Этот спектакль подарил название театру, а моим ученикам звание «апрелевцы», которое они носят с гордостью до сих пор, став уже бабушками и дедушками.

Театр «Апрель» пережил очень трудную судьбу, потому что в 1988 году в нашем городе случилась война, военный конфликт между Азербайджаном и Арменией. Это было очень страшно, и об этом не хочется говорить. Но ситуация в городе так сложилась, что нам, армянам, нужно было срочно уезжать. Люди бросали всё — дома, квартиры, имущество. Не удалось забрать даже самое необходимое, потому что бежать надо было незамедлительно. Ваша жизнь и судьба ваших детей решалась в доли секунды.

— Вы бежали в Армению?

— Меня с моими детьми эвакуировали в Спитак. И буквально на второй день город подвергся мощнейшему землетрясению. Пришлось пережить и это. Но я даже не могу сказать, что было страшнее — землетрясение или жуткая резня армян в Кировабаде. Слава богу, после этих ужасных событий все мои родственники живы и здоровы. Но не только я пережила это, вместе со мной пострадали миллионы моих соотечественников.

— И ваших студийцев разбросало по разным городам и странам?

— Они сейчас живут по всему миру. Уже будучи в Париже, я выступила в программе «Жди меня» и попросила моих учеников отозваться. Они отозвались, и меня пригласили на Первый канал на встречу с ними. Но в то время я как раз родила младшую дочку и, к сожалению, не смогла поехать в Москву. И тогда весь мой театр снял автобус и приехал в Париж. Мы провели удивительную встречу, было много слез, песен, воспоминаний. Они познакомились с ребятами из парижского театра, и получилась встреча поколений, на которой старшие рассказали маленьким «апрельчикам» об основных принципах театра, которые были в нем заложены — это театр добра, театр, который воспитывает. Наш главный девиз — а ему уже 36 лет — любить, творить, дарить. И теперь уже стало традицией, когда мои первые ученики приезжают к моим маленьким ребятам из «Апрелика». После Спитака я оказалась в Ростове-на-Дону и там тоже организовала свой «Апрель», который просуществовал десять лет. Это был переходный этап между Кировабадом и Парижем. Мой театр там, где я, он за мной кочует по всему миру. Вот такая у него судьба. И то, что нам удалось сохранить наш театр, я считаю самым главным достижением.

— Удивительно, как при таком стечении неблагоприятных обстоятельств вам удалось не растратить творческую энергию...

— Думаю, она во мне живет и помогает бороться с трудностями. А их и сегодня хватает… У театра до сих пор нет постоянного помещения. Декорации и костюмы раскиданы по домам, и собрать спектакль для показа требует огромных усилий. К тому же декорации, в которые вложено большое количество денег, без должного хранения пропадают, гниют. Нам все пытаются как-то помочь, но это всё разовая помощь. Мне очень нужна поддержка от СТД?России.

— В апреле ваши воспитанники высту­пили на сцене московского театра «Бемби» в спектакле «Красная Шапочка». Рас­ска­жите, что это за проект?

— Он интересен тем, что в одном спектакле с профессионалами играют не просто маленькие дети, а дети двуязычные, для которых русский язык такой же родной, как и французский. И которым надо было сначала все объяснить на французском языке, а потом перевести текст на русский. Наталья Сер­геевна Бондарчук, руководитель театра «Бемби», прислала мне видео спектакля, который идет у них уже 15 лет, и мы, находясь в Париже, начали виртуальные репетиции. А потом я привезла детей в Москву, и за три дня они были введены в спектакль. Это сложно. Тем более если учесть, что юным артистам по 8–10 лет. Мы сначала представили детей зрителям, и они о себе рассказали на французском и на русском языке. И зал понял, что эти дети только наполовину русские, и с интересом следил за тем, как они работают. Атмосфера была потрясающей, а для наших детей участие в спектакле стало прекрасной школой и замечательной мотивацией для более глубокого изучения русского языка, потому что они поняли, что могут на нем свободно общаться. Все сложилось прекрасно, и мы признательны Наталье Бондарчук и правительству Москвы за то, что у наших ребят появилась возможность играть в одном спектакле с профессиональными артистами. Этот проект получил продолжение — в июне к нам приезжают артисты театра «Бемби» во главе с Натальей Сергеевной и мы сыграем два спектакля в Париже. Посольство России во Франции обещало нас поддержать.

— Сколько у вас сейчас воспитанников?

— На сегодняшний день у меня около 150 детей, это 15 театральных студий — целый театральный центр, это уникальное явление для зарубежных русских театров. Я построила трехступенчатую программу — русский язык, литература и два часа театра, обязательного для всех.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Это наша общая проблема»

    Русскому театральному центру «Апрелик» (Париж) в наступающем году исполнится 15 лет. За это время коллектив объехал множество стран, неоднократно становился лауреатом и обладателем Гран-при на всевозможных конкурсах, организовал целый ряд международных проектов (Неделя русскоязычного детского театра в Париже, Школа русского языка и театра в Болгарии, форум «Территория русского языка»). ...
  • Сто шагов от Бродвея

    В редакцию журнала «Театрал» начали поступать заявки на участие в IV Международном фестивале «Мир русского театра», который пройдет в июне 2020 года. Одним из его претендентов может стать театр русских актеров ТРАКТ из Нью-Йорка. ...
  • Русский театр из Ашхабада готовится к «Большим гастролям» в Россию

    Русский драматический театр им. Пушкина из Ашхабада (Туркменистан) впервые отправляется с «Большими гастролями» в Россию. Коллектив представит свои лучшие спектакли в Волгограде (23 и 24 ноября) и Астрахани (26 и 27 ноября). ...
  • Русский театр Нью-Йорка представил новый спектакль

    Спектакль Ирины Волкович «На Парижской волне», поставленный в нью-йоркском театре «Диалог», создан по мотивам рассказов Бунина «В Париже» и Елены Дубровиной «Репетиция с дождем». Премьера состоялась 16 ноября. ...
Читайте также