В Петербурге проходит выставка, посвященная театральным стульям

 
В Театральном музее Санкт-Петербурга открылась экспозиция «Тринадцать стульев», посвященная малозаметному, но незаменимому предмету в театре.
 
Стулья на сцене не только стоят: их ломают, по ним ходят, с их помощью организуют пространство. Стул может быть акробатическим снарядом, оружием, собеседником. Их трансформации в спектаклях одного режиссера или художника позволяют наглядно проследить смену театральных эпох, изменения художественного языка.
 
Взять, к примеру, роскошные стулья из «Маскарада» Всеволода Мейерхольда 1917 года и конструктивистский стул-аттракцион из его же «Смерти Тарелкина» 1922 года. Между спектаклями прошло всего лишь 5 лет, но в жизни страны поменялось многое. Или вот рисунок Николая Акимова, на котором изображено «сказочное» кресло: бархатное сиденье, золотые завитки. Это 1924 год, время надежд, небывалый взлет театрального искусства. И тут же на экспозиции –  акимовский стул из знаменитого спектакля «Страх» 1931 года: обезличенный, аскетичный, вписанный в жесткое геометрическое пространство.
 
Почетное место на выставке занимают стулья из легендарных постановок: трон, придуманный Натаном Альтманом для спектакля «Гамлет» в Театре драмы им. Пушкина, и стул из «Ревизора» Георгия Товстоногова в БДТ (он сделан по образцам мебели, распространенной в эпоху Николая I: в нем ясность формы и внешняя строгость), а также стул (на фото) из квартиры Федора Ивановича Шаляпина, свидетель и участник богемной жизни Серебряного века. 
 
Театры и музеи хранят настоящие стулья, но есть экспозиции и их миниатюрные собратья: именно такие стоят в макетах декораций. А кто-то собирает стулья-сувениры: стул-шкатулка, стулья из металла, фарфора и пластмассы также можно отыскать на выставке.
 
Среди экспонатов, конечно, «венский» стул. Фотографии знаменитых артистов с венским стулом из собрания Театрального музея доказывают, насколько органичен этот предмет в любом интерьере.
 
На выставке есть стулья, словно представленныеиз разных сословий: стулья-аристократы – отреставрированные, блещущие золотом, с новой обивкой, сделанной по старинным образцам, а рядом – никому не известные «трудяги», сыгравшие сотни спектаклей, сломанные, с протертым сиденьем, с облупившимися украшениями. Есть и стул, на котором сидят зрители. К нему особые требования: он должен быть не слишком жестким, не слишком мягким, соответствовать интерьеру, но не слишком нарядным.
 


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скоропостижно скончался Дмитрий Брусникин

    Вечером в четверг, 9 августа, пресс-служба МХТ им. Чехова сообщила, что в возрасте 60-ти лет ушел из жизни актер, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин. Обстоятельства скоропостижной смерти неизвестны. Как сообщил «Театралу» источник в администрации МХТ, «причину пока никто не знает. ...
  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Я не ищу новых форм, я их нахожу»

    30 августа в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) откроется выставка-инсталляция «Анатомия кубизма», которая впервые представит историю создания картины Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», положившей начало кубизму. ...
  • «Название пока не говорю, чтобы не сглазить»

    В преддверии юбилея в Театральном музее им. Бахрушина завершается масштабная реконструкция. Корреспондент «Театрала» выяснил у гендиректора музея Дмитрия Родионова, какие сюрпризы ждут посетителей в ближайшее время. ...
  • В Санкт-Петербург привезут работы Рембрандта

    В Эрмитаже в сентябре откроется выставка «Эпоха. Шедевры Лейденской коллекции», на ней будут представлены 80 картин из частных собраний голландской живописи XVII века, а также картины из эрмитажной коллекции. Выставка из Лейденской коллекции будет представлена после того, как ее показ завершится в Москве в ГМИИ им. ...
  • Объявлена тема следующей Венецианской биеннале

    На пресс-конференции, прошедшей в Палаццо Джустиниан в Венеции, была объявлена тема 58-й Венецианской биеннале современного искусства, которая состоится с 11 мая по 24 ноября 2019 года – «May You Live in Interesting Times» («Чтобы ты жил в интересные времена!»). ...
Читайте также