Лев Додин: «Классики тоже вызывали раздражение»

 
В День России в Кремле состоялось вручение госпремий в области литературы и искусства. Среди лауреатов этого года художественный руководитель Малого драматического театра – Театра Европы Лев Додин, который в момент награждения произнес злободневную речь. Приводим ее полностью.
 
– Сегодня, несмотря на множество проблем в мире, много говорят и спорят об искусстве. В России тоже много говорят и спорят об искусстве. Особенно почему-то в последние годы сосредоточились на театре. Это хорошо, потому что когда театр ругают, о театре спорят – это значит, театр скорее жив, чем мертв. Когда о нем молчат, значит, он начинает умирать.

Сегодня одни упрекают других в архаике, в скучной традиционности – в том, что эта традиционность не способна отражать современную жизнь. Другие обвиняют театр в бескрайнем новаторстве и даже хулиганстве. Меньше всего говорят сегодня о засилии коммерческого искусства и коммерческого театра. Видимо, все-таки в глубине души он всем приятен. И тихо нравится, потому что он развлекает, отвлекает и успокаивает. А что касается серьезного искусства, серьезного театра, то здесь часто ссылаются на классиков – особенно на наших великих русских классиков, которые, дескать, сумели добиться гармоничного баланса. Мне кажется, мы забываем, что классики – они сегодня классики. А вчера, позавчера и тогда, когда они творили, они были современными писателями и, в основном, вызывали, особенно в начале своего творчества, и раздражение, и неприятие, и непонимание общества, читателей, зрителей и особенно, конечно, специалистов в области искусства.

Достаточно вспомнить, как был не понят великий роман Федора Михайловича Достоевского «Бесы», который радикальные демократы назвали грязным пасквилем, радикальные консерваторы назвали жалким памфлетом, а книга до сих пор предсказывает не только то, что происходит, но и то, что может происходить.

Достаточно вспомнить, как не принимали в течение всей жизни (кроме, может быть, последних лет, когда стало понятно, что его скоро не будет) Чехова. Как критиковали его за безыдейность, за очернительство русского крестьянина и русской интеллигенции, за скуку. И вообще за бескрайний пессимизм. Я думаю, что все это происходит потому, что искусство – это инструмент воли, инструмент сострадания человеку, которому всегда во всех общественных формациях живется очень трудно. Который всегда находится в драматических взаимоотношениях с обществом, с другим человеком и в самых трагических, драматических отношениях с самим собой.

Это всегда тревожит. Это часто бывает печально. Не даром в русском языке слово «печаловать» означало и думать. Слово «жалеть» означало любить. Так вот искусство жалеет человека, любит человека, через искусство говорит правда, подчас очень жестокая. Правда, которая ставит перед нами все более сложные и сложные вопросы, на которые не всегда, а, возможно, и никогда нельзя найти ответа.

Я говорю об этом не в просветительских целях, а только потому, что на протяжении всей своей сознательной жизни я хотел, мне мечталось на расстоянии каких-то световых лет приблизиться к этому недостижимому идеалу. И когда государство, твое государство, признает твои скромные опыты, поддерживает тебя и тем самым поддерживает твое понимание искусства, твое понимание того, что требует дело, которому ты стараешься служить, разделяет это твое понимание, это, конечно, придает силы, укрепляет надежду и усиливает энергию, которая еще пока есть, но которой всегда, как вы знаете, не хватает. За это огромное спасибо, Владимир Владимирович, спасибо и тем, кто решил меня наградить.

И отдельно хочу сказать спасибо в связи с еще одним событием, которое началось недавно. Я имею в виду строительство Малой сцены Малого драматического театра. Честно говоря, мне казалось, что я до этого дела не доживу, хотя сравнительно молод, как мне кажется. Но вот случилось... Если удастся дожить и до открытия, это будет вообще гениально.

Я знаю и понимаю, что это не могло состояться без решительных решений руководства государства и без очень активных действий, полных энтузиазма, и, если хотите даже страсти, с которой пытается осуществить этот проект Министерство культуры и министр культуры России. Вы понимаете, что в серьезной речи нельзя не сказать добрых слов в адрес прямого начальства, но в данном случае это правда. А поскольку я говорил о правде, я не могу и об этом умолчать. И, конечно, большое спасибо моим учителям, нашему театру и моей жене, прекрасной актрисе Татьяне Шестаковой. Я очень взволнован. Я говорю всем большое спасибо. 

От редакции
Среди других лауреатов нынешнего года — режиссер Сергей Урсуляк, руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко и худрук Мариинского театра Валерий Гергиев.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «Мы очень зависим друг от друга»

    Театр Олега Табакова представил публике новую редакцию спектакля Сергея Газарова «Ревизор». Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина», это будет возвращение на сцену «Табакерки» легендарной постановки прошлых лет. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
  • Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно»

    Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Осветить темную жизнь бедного человечества»

    Накануне юбилея Московского Художественного театра «Театрал» побеседовал об этой дате с историком театра Инной Соловьевой. - 20 лет тому назад Олег Николаевич Ефремов, который тогда возглавлял МХАТ, очень спокойно и очень серьезно сказал: «Мы справляем вовсе не столетие существования одного и того же театра, поскольку театры не живут так долго, оставаясь сами собой. ...
  • «На этой сцене творил мой отец!»

    Незадолго до празднования юбилея Московского художественного театра «Театрал» побеседовал с дочерью Иннокентия Смоктуновского, которая поздравила театр со знаменательной датой. - В октябре исполняется 120 лет Московскому художественному театру им. ...
  • Александр Калягин: «Страшная беда»

    Случилась трагедия, с которой невозможно смириться, которую трудно пережить. Я читаю фамилии погибших, и мне кажется, что каждого из них я знал лично, и такой болью отзывается в моем сердце каждое имя.   И совсем невыносимо для меня, что погиб Антон Николаевич Губанков, с которым столько лет нас связывали и сотрудничество, и добрая дружба. ...
  • Доводилось ли вам уходить со спектакля?

    На вопрос «Театрала» отвечают «зрители первого ряда» – то есть известные люди, не связанные с театром профессионально, но любящие его всей душой.   Юрий ВЯЗЕМСКИЙ, зав. кафедрой Мировой литературы и культуры МГИМО: – Я бы никогда себе не позволил этого, потому что – невежливо. ...
Читайте также