Откупори шампанского бутылку иль посмотри на сцене «Тодасе»

На «Мелиховской весне» прошел спектакль севастопольского Театра им. Луначарского

 
Семнадцатый фестиваль «Мелиховская весна» собрал в программе чеховские постановки России и зарубежья. Среди фаворитов – воронежский «Дядя Ваня» Михаила Бычкова, постановка «Чайки» Владимиром Байчером в «Мелиховской студии. Открытием фестиваля стал спектакль впервые приехавшего в Мелихово севастопольского Театра им. Луначарского – «#Тодасе» Никиты Гриншпуна.
 
В своем письме К.С.Станиславскому, написанному после посещения репетиций «Мертвых душ», Михаил Булгаков среди прочего дал красивую формулу высокого комедийного спектакля: «Я не боюсь относительно Гоголя, когда Вы на репетиции. Он придет через Вас. Он придет в первых картинах представления в смехе, а в последней уйдет, подернутый пеплом больших раздумий».

Совмещение смеха (а кто как не Булгаков ценил смех зрительного зала, переходящий в «бру-га-га», от которого дрожат огоньки осветительных приборов) и «пепла больших раздумий - действительно, высший театральный пилотаж.

Комедия – не частый гость на русской сцене, а умная комедия, заставляющая думать о главном – и вовсе редкость несказанная.
Никита Гриншпун дебютировал «Шведской спичкой» по рассказам Чехова (спектакль уже девять лет собирает залы в Театре Наций). И как-то сразу стало понятно, что в профессию пришел сложившийся и ни на кого не похожий Режиссер. Наделенный редким чувством композиции, музыкальностью, умением самым сложным авторским мыслям находить яркую театральную форму, с чувством литературного стиля, даром легкого юмора и едкого сарказма.

Для постановки в севастопольском Театре им.Луначарского Никита Гриншпун выбрал шесть чеховских рассказов: «Средство от запоя», «Который из трех», «Налим», «Скорая помощь», «Хористка», «Недобрая ночь». Сплел их в тугой узел повествования о нескладной, нелепой, трогательной и ужасающей русской провинциальной жизни. Хештег «Тодасе» точно передает это смешение поступков низких и возвышенных, глупых и самоотверженных.

Носится по сцене толпа, во что бы то ни стало желающая опробовать на выуженном из воды мужичке все средства спасения: «в рогожу заверни»! «давай его щекотать!», «перьями, жженными перьями надо!».

«Ловят» суженых-ряженых на рыболовные удилища разряженные барышни-невесты.
Рассказ «Налим» играют крепкие мужики в цирковых трико начала века а ля Иван Поддубный. Они сплетаются в немыслимых акробатических фигурах, и зрители стонут от смеха, когда бритый и гладкий Налим-Александр Порываев сурово замечает одному из рыбаков: «слева ко мне заходите, послушай, что тебе люди советуют!»

На авансцене за клавесином сидит чинная мадам, точно сошедшая с иллюстраций модных журналов начала века. Хористки (здесь их целый букет) сопровождают-комментируют действие рассказа чувствительными романсами. А в финале, когда растроганная хористка Паша-Нателла Абелева срывает с себя не только украшения, но и модное платье, и все отдает разоренной жене своего обожателя, - ее подруги повторяют широкий жест доброты. И вот нагруженная платьями, довольно пыхтящая просительница-вымогательница – Ирина Демидкина с огромным узлом «добычи» торжествующе покидает сцену.
Чеховские рассказы остроумно сплетены режиссером и на редкость певуче оркестрованы. Диалоги звучат как речитативы. Монологи идут с музыкальным комментарием. Внешняя скупость оформления прекрасно контрастирует с богатой акустической средой спектакля. Звуковой чеховский мир провинциального города с его толпой, трактирными песнями, романсами в гостиных, уличными звуками телег, колясок, шаркающих ног передан с остроумной изобретательностью.

Заканчивается спектакль сценой-этюдом «Недобрая ночь», в котором барыня и ее дворня наблюдают за горящим вдалеке селом. Ленивое существование и жадное любопытство к чужим несчастьям, вялое сострадание и непременное желание подо все подвести высокую мораль, полное отсутствие инициативы помощи при самом горячем желании поприсуствовать.

 Собравшись поехать на пожарище дворня с барыней усаживается в импровизированный тарантас, который мягко подхватывает огромная сеть – вот они выловленные острым писательским взглядом Антоши Чехонте «антики» русской жизни.
И просмеявшись почти два часа, ты резюмируешь увиденное пушкинским: «Боже, как грустна наша Россия»… 
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Это путь к гибели театра»

    Юрий Бутусов разделяет тревогу Константина Райкина по поводу строительства нового здания Российского государственного театра «Сатирикон». Об этом режиссер сказал «Театралу» во вторник, 14 ноября, комментируя заявление, которое худрук «Сатирикона» сделал накануне вечером. ...
  • Александр Калягин: «Нас хотят выкинуть за обочину общественной жизни»

    Вечером в среду, 8 ноября, в СТД завершилось заседание, на котором Александр Калягин, худруки и директора столичных театров (в их числе Алексей Бородин, Олег Табаков, Марк Захаров, Кама Гинкас, Мария Ревякина, Евгений Писарев) призвали пересмотреть законы, регулирующие творческие процессы. ...
  • «Развернута кампания по дискредитации культурной сферы»

    В среду, 8 ноября, состоялась большое чрезвычайное заседание расширенного секретариата Союза театральных  деятелей, об итогах  которого руководство СТД  сообщило на пресс-конференции. Председатель СТД Александр Калягин так объяснил собравшимся журналистам  важность сегодняшней встречи: «Речь идет о человеческом достоинстве, речь идет о личностях, речь идет о страхе, речь идет о том, что правомерно и неправомерно». ...
  • «Я несколько лет жизни потерял на этом судебном заседании»

    Целый ряд существенных заявлений, которые 8 ноября Александр Калягин сделал на чрезвычайном заседании СТД, касались прежде всего несовершенства правовой системы. По мнению председателя Союза, в стране развернута «кампания по дискредитации культурной сферы», которая «ведется по нескольким направлениям». ...
Читайте также


Читайте также

  • В «АпАРТе» готовят перфоманс о Цветаевой

    27 ноября в Московском драматическом театре «АпАРТе» состоится единственный показ медиа-перфоманса, посвященный 125-летию Марины Цветаевой. – Почему перфоманс? Хотелось нестандартно подойти к такой интересной и волнующей теме, – говорит автор и режиссер спектакля Наталья Рябочкина. ...
  • Алексей Ратманский выпускает «Ромео и Джульетту»

    С 22 по 26 ноября на Новой сцене ГАБТа пройдут премьерные показы балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Алексея Ратманского, сообщает пресс-служба театра. В прошлом художественный руководитель Большого, а сегодня – хореограф Американского театра балета, Ратманский создал свой новый спектакль в классической манере: артисты будут танцевать на пуантах. ...
  • Леонид Хейфец выпускает «Пигмалиона»

    Комедия Бернарда Шоу «Пигмалион» о превращении простушки Элизы Дулитл в светскую даму появится в репертуаре Театра им. Маяковского в ближайшее время. Первые показы спектакля состоятся 8 и 9 декабря на Основной сцене. ...
  • Et Cetera объявил премьеру «Декамерона»

    Даты первых показов спектакля «Декамерон» в постановке Александра Морфова названы на официальном сайте театра Et Cetera п/р Александра Калягина. Премьера состоится 2, 16 и 17 января, однако предпремьерные показы пройдут чуть раньше: 20, 21, 30 и 31 декабря. ...
Читайте также