Откупори шампанского бутылку иль посмотри на сцене «Тодасе»

На «Мелиховской весне» прошел спектакль севастопольского Театра им. Луначарского

 
Семнадцатый фестиваль «Мелиховская весна» собрал в программе чеховские постановки России и зарубежья. Среди фаворитов – воронежский «Дядя Ваня» Михаила Бычкова, постановка «Чайки» Владимиром Байчером в «Мелиховской студии. Открытием фестиваля стал спектакль впервые приехавшего в Мелихово севастопольского Театра им. Луначарского – «#Тодасе» Никиты Гриншпуна.
 
В своем письме К.С.Станиславскому, написанному после посещения репетиций «Мертвых душ», Михаил Булгаков среди прочего дал красивую формулу высокого комедийного спектакля: «Я не боюсь относительно Гоголя, когда Вы на репетиции. Он придет через Вас. Он придет в первых картинах представления в смехе, а в последней уйдет, подернутый пеплом больших раздумий».

Совмещение смеха (а кто как не Булгаков ценил смех зрительного зала, переходящий в «бру-га-га», от которого дрожат огоньки осветительных приборов) и «пепла больших раздумий - действительно, высший театральный пилотаж.

Комедия – не частый гость на русской сцене, а умная комедия, заставляющая думать о главном – и вовсе редкость несказанная.
Никита Гриншпун дебютировал «Шведской спичкой» по рассказам Чехова (спектакль уже девять лет собирает залы в Театре Наций). И как-то сразу стало понятно, что в профессию пришел сложившийся и ни на кого не похожий Режиссер. Наделенный редким чувством композиции, музыкальностью, умением самым сложным авторским мыслям находить яркую театральную форму, с чувством литературного стиля, даром легкого юмора и едкого сарказма.

Для постановки в севастопольском Театре им.Луначарского Никита Гриншпун выбрал шесть чеховских рассказов: «Средство от запоя», «Который из трех», «Налим», «Скорая помощь», «Хористка», «Недобрая ночь». Сплел их в тугой узел повествования о нескладной, нелепой, трогательной и ужасающей русской провинциальной жизни. Хештег «Тодасе» точно передает это смешение поступков низких и возвышенных, глупых и самоотверженных.

Носится по сцене толпа, во что бы то ни стало желающая опробовать на выуженном из воды мужичке все средства спасения: «в рогожу заверни»! «давай его щекотать!», «перьями, жженными перьями надо!».

«Ловят» суженых-ряженых на рыболовные удилища разряженные барышни-невесты.
Рассказ «Налим» играют крепкие мужики в цирковых трико начала века а ля Иван Поддубный. Они сплетаются в немыслимых акробатических фигурах, и зрители стонут от смеха, когда бритый и гладкий Налим-Александр Порываев сурово замечает одному из рыбаков: «слева ко мне заходите, послушай, что тебе люди советуют!»

На авансцене за клавесином сидит чинная мадам, точно сошедшая с иллюстраций модных журналов начала века. Хористки (здесь их целый букет) сопровождают-комментируют действие рассказа чувствительными романсами. А в финале, когда растроганная хористка Паша-Нателла Абелева срывает с себя не только украшения, но и модное платье, и все отдает разоренной жене своего обожателя, - ее подруги повторяют широкий жест доброты. И вот нагруженная платьями, довольно пыхтящая просительница-вымогательница – Ирина Демидкина с огромным узлом «добычи» торжествующе покидает сцену.
Чеховские рассказы остроумно сплетены режиссером и на редкость певуче оркестрованы. Диалоги звучат как речитативы. Монологи идут с музыкальным комментарием. Внешняя скупость оформления прекрасно контрастирует с богатой акустической средой спектакля. Звуковой чеховский мир провинциального города с его толпой, трактирными песнями, романсами в гостиных, уличными звуками телег, колясок, шаркающих ног передан с остроумной изобретательностью.

Заканчивается спектакль сценой-этюдом «Недобрая ночь», в котором барыня и ее дворня наблюдают за горящим вдалеке селом. Ленивое существование и жадное любопытство к чужим несчастьям, вялое сострадание и непременное желание подо все подвести высокую мораль, полное отсутствие инициативы помощи при самом горячем желании поприсуствовать.

 Собравшись поехать на пожарище дворня с барыней усаживается в импровизированный тарантас, который мягко подхватывает огромная сеть – вот они выловленные острым писательским взглядом Антоши Чехонте «антики» русской жизни.
И просмеявшись почти два часа, ты резюмируешь увиденное пушкинским: «Боже, как грустна наша Россия»… 
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Прекрасная женщина, которая находится в тяжелом состоянии»

    На торжественном приеме Союза театральных деятелей, приуроченном, по традиции, к началу Масленицы, председатель СТД Александр Калягин объявил, что председательской Премией в нынешнем году награждается директор РАМТа Софья Апфельбаум, находящаяся ныне под домашним арестом. ...
  • На 44-м году жизни умер артист Дмитрий Соловьев

    В понедельник, 12 февраля, стало известно, что накануне ушел из жизни сын кинорежиссера Сергея Соловьева – Дмитрий Соловьев. По словам друзей актера, предполагаемой причиной смерти стало осложнение после воспаления легких. ...
  • Умерла мать Кирилла Серебренникова

    Мать Кирилла Серебренникова Ирина Александровна Литвин умерла 17 февраля после тяжелой болезни в Ростове-на-Дону. В понедельник, 19 февраля, состоялась кремация.   «Ее кремировали полчаса назад. Мать умерла после тяжелой болезни, была парализована. ...
  • Лия Ахеджакова: «Живем в диком абсурде»

    В среду, 21 февраля, Мосгорсуд подтвердил решение Басманного суда о продлении меры пресечения троим фигурантам дела «Седьмой  студии». Одним из участников заседания стала Лия Ахеджакова: адвокат Алексея Малобродского Ксения Карпинская заявила ходатайство о допуске Лии Меджидовны в качестве общественного защитника, однако суд Ахеджаковой отказал, сославшись на то, что у нее нет диплома по юриспруденции. ...
Читайте также


Читайте также

  • С деньгами не шутят

    Сюжет «Бешеных денег» удивительно похож на «Бесприданницу» того же Островского: это известный факт, который всегда отмечают литературоведы, это очевидность, что бросается в глаза простому неискушенному зрителю. ...
  • «Наш спектакль должен играться без слов»

    Молодые артисты Театра им. Вахтангова во главе с актером, а теперь и режиссером-дебютантом Валерием УШАКОВЫМ, выпустили спектакль «Маркес. Без слов». После премьеры этой экспериментальной работы, которая состоялась в театре «С. ...
  • Театр им. Образцова выпускает «Турандот»

    В субботу, 24 февраля, на Большой сцене Театра кукол им. Образцова состоится премьера - «Турандот» Карло Гоцци. В спектакле зрителей ждет немало сюрпризов. Например, действие происходит в Китае, но расположен он на воде, под мостом одного из венецианских каналов. ...
  • В Большом театре состоится «Бал-маскарад»

    В апреле в Большом театре итальянский дирижер Джакомо Сагрипанти (на фото) представит оперу Верди «Бал-маскарад», написанную в 1859 году для римского Театро Аполло. Столичной публике Джакомо известен благодаря постановке «Дона Карлоса», премьера которого состоялась в 2013 году. ...
Читайте также