Откупори шампанского бутылку иль посмотри на сцене «Тодасе»

На «Мелиховской весне» прошел спектакль севастопольского Театра им. Луначарского

 
Семнадцатый фестиваль «Мелиховская весна» собрал в программе чеховские постановки России и зарубежья. Среди фаворитов – воронежский «Дядя Ваня» Михаила Бычкова, постановка «Чайки» Владимиром Байчером в «Мелиховской студии. Открытием фестиваля стал спектакль впервые приехавшего в Мелихово севастопольского Театра им. Луначарского – «#Тодасе» Никиты Гриншпуна.
 
В своем письме К.С.Станиславскому, написанному после посещения репетиций «Мертвых душ», Михаил Булгаков среди прочего дал красивую формулу высокого комедийного спектакля: «Я не боюсь относительно Гоголя, когда Вы на репетиции. Он придет через Вас. Он придет в первых картинах представления в смехе, а в последней уйдет, подернутый пеплом больших раздумий».

Совмещение смеха (а кто как не Булгаков ценил смех зрительного зала, переходящий в «бру-га-га», от которого дрожат огоньки осветительных приборов) и «пепла больших раздумий - действительно, высший театральный пилотаж.

Комедия – не частый гость на русской сцене, а умная комедия, заставляющая думать о главном – и вовсе редкость несказанная.
Никита Гриншпун дебютировал «Шведской спичкой» по рассказам Чехова (спектакль уже девять лет собирает залы в Театре Наций). И как-то сразу стало понятно, что в профессию пришел сложившийся и ни на кого не похожий Режиссер. Наделенный редким чувством композиции, музыкальностью, умением самым сложным авторским мыслям находить яркую театральную форму, с чувством литературного стиля, даром легкого юмора и едкого сарказма.

Для постановки в севастопольском Театре им.Луначарского Никита Гриншпун выбрал шесть чеховских рассказов: «Средство от запоя», «Который из трех», «Налим», «Скорая помощь», «Хористка», «Недобрая ночь». Сплел их в тугой узел повествования о нескладной, нелепой, трогательной и ужасающей русской провинциальной жизни. Хештег «Тодасе» точно передает это смешение поступков низких и возвышенных, глупых и самоотверженных.

Носится по сцене толпа, во что бы то ни стало желающая опробовать на выуженном из воды мужичке все средства спасения: «в рогожу заверни»! «давай его щекотать!», «перьями, жженными перьями надо!».

«Ловят» суженых-ряженых на рыболовные удилища разряженные барышни-невесты.
Рассказ «Налим» играют крепкие мужики в цирковых трико начала века а ля Иван Поддубный. Они сплетаются в немыслимых акробатических фигурах, и зрители стонут от смеха, когда бритый и гладкий Налим-Александр Порываев сурово замечает одному из рыбаков: «слева ко мне заходите, послушай, что тебе люди советуют!»

На авансцене за клавесином сидит чинная мадам, точно сошедшая с иллюстраций модных журналов начала века. Хористки (здесь их целый букет) сопровождают-комментируют действие рассказа чувствительными романсами. А в финале, когда растроганная хористка Паша-Нателла Абелева срывает с себя не только украшения, но и модное платье, и все отдает разоренной жене своего обожателя, - ее подруги повторяют широкий жест доброты. И вот нагруженная платьями, довольно пыхтящая просительница-вымогательница – Ирина Демидкина с огромным узлом «добычи» торжествующе покидает сцену.
Чеховские рассказы остроумно сплетены режиссером и на редкость певуче оркестрованы. Диалоги звучат как речитативы. Монологи идут с музыкальным комментарием. Внешняя скупость оформления прекрасно контрастирует с богатой акустической средой спектакля. Звуковой чеховский мир провинциального города с его толпой, трактирными песнями, романсами в гостиных, уличными звуками телег, колясок, шаркающих ног передан с остроумной изобретательностью.

Заканчивается спектакль сценой-этюдом «Недобрая ночь», в котором барыня и ее дворня наблюдают за горящим вдалеке селом. Ленивое существование и жадное любопытство к чужим несчастьям, вялое сострадание и непременное желание подо все подвести высокую мораль, полное отсутствие инициативы помощи при самом горячем желании поприсуствовать.

 Собравшись поехать на пожарище дворня с барыней усаживается в импровизированный тарантас, который мягко подхватывает огромная сеть – вот они выловленные острым писательским взглядом Антоши Чехонте «антики» русской жизни.
И просмеявшись почти два часа, ты резюмируешь увиденное пушкинским: «Боже, как грустна наша Россия»… 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов: «Сгустился туман запретов и преследований»

    В понедельник, 3 декабря, в Театре им. Вахтангова вручается ежегодная премия зрительских симпатий «Звезда Театрала». Лауреатом в одной из главных номинаций – «Лучший спектакль большой формы» стала работа Юрия Бутусова «Гамлет» в Театре им. ...
  • Римас Туминас: «Никогда не считай себя первым»

    Вечером в пятницу труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин». Постановку сыграли дважды (28 и 29 ноября) на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера. ...
  • Эдуард Бояков назначен худруком МХАТа им. Горького

    Продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем МХАТа имени Горького. Заместителем руководителя театра по творческой работе стал Сергей Пускепалис, а заместителем худрука по литературной части - писатель и публицист Захар Прилепин. ...
  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Выходит в свет январский «Театрал»

    На страницах первого зимнего номера (см. где купить и подписка) вы прочтете: - о чем говорили на церемонии лауреаты премии «Звезда Театрала»-2018; - что тревожит Юрия Бутусова; - перед кем преклоняется Станислав Любшин; - какой была самая неожиданная «минута славы» у Александра Ширвиндта; - почему Ирина Медведева не считает актерство профессией; - какие нововведения готовит Эдуард Бояков для МХАТа им. ...
  • Главный театр Венеции приедет в Москву

    Для московских гастролей Театр Стабиле дель Венето выбрал одну из лучших комедий Карло Гольдони «Кьоджинские перепалки». По сведениям «Театрала», режиссер Паоло Валерио представил произведение Гольдони как многофигурную живописную фреску, многоголосный хор, галерею ярких мужских и женских характеров. ...
  • В «Сфере» поставили «Дядюшкин сон»

    В преддверии новогодних праздников, 23 и 28 декабря на сцене театра «Сфера» пройдут премьерные показы спектакля «Дядюшкин сон». Одноименную повесть Достоевского поставил главный режиссер театра Александр Коршунов. ...
  • В СТИ ставят 9-часовой спектакль

    В субботу, 15 декабря, в Студии театрального искусства состоится премьерный показ спектакля «Один день в Макондо». Это импровизации и этюды, вдохновленные дипломным студенческим спектаклем ГИТИСа «Сто лет одиночества». ...
Читайте также