«Мой театр кочует за мной по всему миру»

 
Скоро во Франции будет проходить Шестая международная  неделя русскоязычного детского театра в рамках проекта «Русское слово, русская душа». Организатором и вдохновителем этих мероприятий стала Людмила Дробич, руководитель детского театра «Апрелик», который недавно отметил свое 10-летие. Но его история началась гораздо раньше.

– Людмила Тиграновна, вы говорили, что вашему театру уже 35 лет, а отмечаете его 10-летие…
– Да, «Апрелику» только 10 лет, а 35 лет назад в азербайджанском Кировабаде, а для меня это Гянджа, появился «Апрель», детский театр, который я создала при Доме офицеров, вернувшись в родной город после института. Назвала так, потому что моим дипломным спектаклем был «Девочка и апрель». Этот спектакль подарил название театру, а моим ученикам звание «апрелевцы», которое они носят с гордостью до сих пор, став уже бабушками и дедушками.
      Театр «Апрель» пережил очень трудную судьбу, потому что в 1988 году в нашем городе случилась война, военный конфликт между Азербайджаном и Арменией. Это было очень страшно и об этом не хочется говорить. Но ситуация в городе так сложилась, что нам, армянам, нужно было срочно уезжать. Люди бросали всё – дома, квартиры, имущество. Не удалось забрать даже самое необходимое, потому что бежать надо было незамедлительно. Ваша жизнь и судьба ваших детей решалась в доли секунды.
– Вы бежали в Армению?
– Меня с моими детьми эвакуировали в Спитак. И буквально на второй день город подвергся мощнейшему землетрясению. Пришлось пережить и это. Но я даже не могу сказать, что было страшнее – землетрясения, или жуткая резня армян в Гяндже. Слава богу, после этих ужасных событий все мои родственники живы и здоровы. Но не только я пережила это, вместе со мной пострадали миллионы моих соотечественников.
– И ваших студийцев разбросало по разным городам и странам?
 – Они сейчас живут по всему миру. Уже будучи в Париже, я выступила в программе «Жди меня» и попросила моих учеников отозваться. Они  отозвались и меня пригласили на 1 канал на встречу с ними. Но в то время я как раз родила младшую дочку и, к сожалению, не смогла поехать в Москву. И тогда весь мой театр снял автобус и приехал в Париж. Мы провели удивительную встречу, было много слез, песен, воспоминаний. Они познакомились с ребятами из парижского театра, и получилась встреча поколений, на которой старшие рассказали маленьким «апрельчикам» об основных  принципах театра, которые были в нем заложены – это театр добра, театр, который воспитывает. Наш главный девиз, а ему уже 36 лет, – любить, творить, дарить. И теперь уже стало традицией, когда мои первые ученики приезжают к моим маленьким ребятам из «Апрелика». После Спитака я оказалась в Ростове-на-Дону и там тоже организовала свой «Апрель», который просуществовал десять лет.  Это был переходный этап между Кировабадом и Парижем. Мой театр там, где я, он за мной кочует по всему миру. Вот такая у него судьба. И то, что нам удалось сохранить наш театр, я считаю самым главным достижением.
– Просто удивительно, как при таком стечении неблагоприятных обстоятельств вам удалось не растратить творческую энергию...
- Думаю, она во мне живет и помогает бороться с трудностями. А их и сегодня хватает… У театра до сих пор нет постоянного помещения. Декорации и костюмы раскиданы по домам, и собрать спектакль для показа требует огромных усилий. К тому же декорации, в которые вложено большое количество денег, без должного хранения пропадают, гниют. Нам все пытаются как-то помочь, но это всё разовая помощь. Мне очень нужна поддержка от СТД России. Правда, мы уже договорились насчет приезда в международный летний лагерь в Звенигород, но хотелось, чтобы нам помогали и кадрами. Например, прислали хорошего студента театрального вуза, чтобы он мог провести с ребятами мастер-класс. Или режиссера столичного театра, который поставил бы с ребятами спектакль.
У нас уже был проект «Сказка о мертвой царевне», который ставила Екатерина Медведева, режиссер детского театра при музее Пушкина в Москве. Она приехала с профессиональными актерами, и мои дети играли с ними в одном спектакле. Это было удивительное единение, в результате которого получился замечательный спектакль.
– В апреле ваши воспитанники выступили на сцене московского театра «Бемби» в спектакле «Красная Шапочка». Расскажите, что это за проект?
– Он интересен тем, что в одном спектакле с профессионалами играют не просто маленькие дети, а дети двуязычные, для которых русский язык такой же родной, как и французский. И которым надо было сначала все объяснить на французском языке, а потом перевести текст на русский. Наталья Сергеевна Бондарчук, руководитель театра «Бемби», прислала мне видео спектакля, который идет у них уже 15 лет и мы, находясь в Париже, начали виртуальные репетиции. А потом я привезла детей в Москву и за три дня они были введены в спектакль. Это сложно. Тем более, если учесть, что юным артистам по 8-10 лет. Мы сначала представили детей зрителям, и они о себе рассказали на французском и на русском языке. И зал понял, что эти дети только наполовину русские, и с интересом следил за тем, как они работают. Атмосфера была потрясающей, а для наших детей участие в спектакле стало прекрасной школой и замечательной мотивацией для более глубокого изучения русского языка, потому что они поняли, что могут на нем свободно общаться. Все сложилось прекрасно и мы признательны Наталье Бондарчук и правительству Москвы за то, что у наших ребят появилась возможность играть в одном спектакле с профессиональными артистами. Этот проект получил продолжение - в июне к нам приезжают артисты театра «Бемби» во главе с Натальей Сергеевной и мы сыграем два спектакля в Париже. Посольство России во Франции обещало нас поддержать.  
– Сколько у вас сейчас воспитанников?
 – На сегодняшний день у меня около 150 детей, это 15 театральных студий – целый театральный центр, это уникальное явление для зарубежных русских театров. Я построила трехступенчатую программу – русский язык, литература и два часа театра, обязательно для всех. Получилась школа дополнительного образования с театральным уклоном, в которой русский язык изучается через театральную дисциплину. Стараемся проводить занятия так, чтобы изучение языка сопровождалось только позитивными эмоциями. И, наверное, поэтому дети знают русский язык и актерское мастерство на очень хорошем уровне, и играючи могут переходить с одного языка на другой даже в процессе спектакля.  Добиться этого – очень большой труд, но усилия того стоят: ни одно участие нашего театра в международных фестивалях не обходилось без наград, в том числе – самых высоких.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр «Арт-мастер» готовит много премьер

    Русскоязычный театр «Арт-мастер» из финского города Ювяскюля открыл юбилейный, 10-й по счету, сезон. По просьбе «Театрала» руководитель коллектива Кира Мирутенко рассказала о планах на предстоящий творческий год. ...
  • «На Парижской волне»

    После успешных гастролей в Москве, прошедших в сентябре в рамках фестиваля «Мир русского театра», театр «Диалог» (Нью-Йорк) готовится представить на Бродвее новую постановку. На сей раз основатель и художественный руководитель коллектива Ирина Волкович работает над спектаклем по рассказам Ивана Бунина и современного писателя Елены Дубровиной. ...
  • «Это всегда экзамен для театра»

    Национальный академический театр им. Горького (Минск) – частый гость в России. В этом году коллектив вновь принимает участие в программе «Большие гастроли». На карте – Кемерово, Томск и Барнаул. О предстоящем выступлении в интервью «Театралу» рассказал художественный руководитель труппы, заслуженный деятель искусств Белоруссии Сергей КОВАЛЬЧИК. ...
  • Лондонский «Хамелеон» поставил спектакль про Пеппи

    Русский театр «Хамелеон» поставил в Лондоне новый спектакль по мотивам повести Астрид Лингрен «Пеппи Длинныйчулок». Премьера состоится 27 октября.  «Это спектакль-кукарямба для всей семьи, – рассказала «Театралу» художественный руководитель и основатель театра Влада Лемешевская. ...
Читайте также