«Мой театр кочует за мной по всему миру»

 
Скоро во Франции будет проходить Шестая международная  неделя русскоязычного детского театра в рамках проекта «Русское слово, русская душа». Организатором и вдохновителем этих мероприятий стала Людмила Дробич, руководитель детского театра «Апрелик», который недавно отметил свое 10-летие. Но его история началась гораздо раньше.

– Людмила Тиграновна, вы говорили, что вашему театру уже 35 лет, а отмечаете его 10-летие…
– Да, «Апрелику» только 10 лет, а 35 лет назад в азербайджанском Кировабаде, а для меня это Гянджа, появился «Апрель», детский театр, который я создала при Доме офицеров, вернувшись в родной город после института. Назвала так, потому что моим дипломным спектаклем был «Девочка и апрель». Этот спектакль подарил название театру, а моим ученикам звание «апрелевцы», которое они носят с гордостью до сих пор, став уже бабушками и дедушками.
      Театр «Апрель» пережил очень трудную судьбу, потому что в 1988 году в нашем городе случилась война, военный конфликт между Азербайджаном и Арменией. Это было очень страшно и об этом не хочется говорить. Но ситуация в городе так сложилась, что нам, армянам, нужно было срочно уезжать. Люди бросали всё – дома, квартиры, имущество. Не удалось забрать даже самое необходимое, потому что бежать надо было незамедлительно. Ваша жизнь и судьба ваших детей решалась в доли секунды.
– Вы бежали в Армению?
– Меня с моими детьми эвакуировали в Спитак. И буквально на второй день город подвергся мощнейшему землетрясению. Пришлось пережить и это. Но я даже не могу сказать, что было страшнее – землетрясения, или жуткая резня армян в Гяндже. Слава богу, после этих ужасных событий все мои родственники живы и здоровы. Но не только я пережила это, вместе со мной пострадали миллионы моих соотечественников.
– И ваших студийцев разбросало по разным городам и странам?
 – Они сейчас живут по всему миру. Уже будучи в Париже, я выступила в программе «Жди меня» и попросила моих учеников отозваться. Они  отозвались и меня пригласили на 1 канал на встречу с ними. Но в то время я как раз родила младшую дочку и, к сожалению, не смогла поехать в Москву. И тогда весь мой театр снял автобус и приехал в Париж. Мы провели удивительную встречу, было много слез, песен, воспоминаний. Они познакомились с ребятами из парижского театра, и получилась встреча поколений, на которой старшие рассказали маленьким «апрельчикам» об основных  принципах театра, которые были в нем заложены – это театр добра, театр, который воспитывает. Наш главный девиз, а ему уже 36 лет, – любить, творить, дарить. И теперь уже стало традицией, когда мои первые ученики приезжают к моим маленьким ребятам из «Апрелика». После Спитака я оказалась в Ростове-на-Дону и там тоже организовала свой «Апрель», который просуществовал десять лет.  Это был переходный этап между Кировабадом и Парижем. Мой театр там, где я, он за мной кочует по всему миру. Вот такая у него судьба. И то, что нам удалось сохранить наш театр, я считаю самым главным достижением.
– Просто удивительно, как при таком стечении неблагоприятных обстоятельств вам удалось не растратить творческую энергию...
- Думаю, она во мне живет и помогает бороться с трудностями. А их и сегодня хватает… У театра до сих пор нет постоянного помещения. Декорации и костюмы раскиданы по домам, и собрать спектакль для показа требует огромных усилий. К тому же декорации, в которые вложено большое количество денег, без должного хранения пропадают, гниют. Нам все пытаются как-то помочь, но это всё разовая помощь. Мне очень нужна поддержка от СТД России. Правда, мы уже договорились насчет приезда в международный летний лагерь в Звенигород, но хотелось, чтобы нам помогали и кадрами. Например, прислали хорошего студента театрального вуза, чтобы он мог провести с ребятами мастер-класс. Или режиссера столичного театра, который поставил бы с ребятами спектакль.
У нас уже был проект «Сказка о мертвой царевне», который ставила Екатерина Медведева, режиссер детского театра при музее Пушкина в Москве. Она приехала с профессиональными актерами, и мои дети играли с ними в одном спектакле. Это было удивительное единение, в результате которого получился замечательный спектакль.
– В апреле ваши воспитанники выступили на сцене московского театра «Бемби» в спектакле «Красная Шапочка». Расскажите, что это за проект?
– Он интересен тем, что в одном спектакле с профессионалами играют не просто маленькие дети, а дети двуязычные, для которых русский язык такой же родной, как и французский. И которым надо было сначала все объяснить на французском языке, а потом перевести текст на русский. Наталья Сергеевна Бондарчук, руководитель театра «Бемби», прислала мне видео спектакля, который идет у них уже 15 лет и мы, находясь в Париже, начали виртуальные репетиции. А потом я привезла детей в Москву и за три дня они были введены в спектакль. Это сложно. Тем более, если учесть, что юным артистам по 8-10 лет. Мы сначала представили детей зрителям, и они о себе рассказали на французском и на русском языке. И зал понял, что эти дети только наполовину русские, и с интересом следил за тем, как они работают. Атмосфера была потрясающей, а для наших детей участие в спектакле стало прекрасной школой и замечательной мотивацией для более глубокого изучения русского языка, потому что они поняли, что могут на нем свободно общаться. Все сложилось прекрасно и мы признательны Наталье Бондарчук и правительству Москвы за то, что у наших ребят появилась возможность играть в одном спектакле с профессиональными артистами. Этот проект получил продолжение - в июне к нам приезжают артисты театра «Бемби» во главе с Натальей Сергеевной и мы сыграем два спектакля в Париже. Посольство России во Франции обещало нас поддержать.  
– Сколько у вас сейчас воспитанников?
 – На сегодняшний день у меня около 150 детей, это 15 театральных студий – целый театральный центр, это уникальное явление для зарубежных русских театров. Я построила трехступенчатую программу – русский язык, литература и два часа театра, обязательно для всех. Получилась школа дополнительного образования с театральным уклоном, в которой русский язык изучается через театральную дисциплину. Стараемся проводить занятия так, чтобы изучение языка сопровождалось только позитивными эмоциями. И, наверное, поэтому дети знают русский язык и актерское мастерство на очень хорошем уровне, и играючи могут переходить с одного языка на другой даже в процессе спектакля.  Добиться этого – очень большой труд, но усилия того стоят: ни одно участие нашего театра в международных фестивалях не обходилось без наград, в том числе – самых высоких.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театрал» создал безвизовую зону

    В начале сентября москвичи и гости столицы получат уникальный шанс – принять участие в международном театральном путешествии. Всего за четыре дня поклонники сцены смогут побывать в русских театрах Нью-Йорка, Тель-Авива и Варшавы, не потратив при этом ни копейки на авиабилеты, и даже не воспользовавшись заграничным паспортом. ...
  • «Фестиваль стал «точкой сборки»

    В Берлине прошел уже ставший традиционным III Международный фестиваль «Мир русского театра», организованный журналом «Театрал». Восемь театральных коллективов  из разных стран  съехались в столицу Германии, где с 6 по 9 июня представили свои спектакли. ...
  • В Берлине завершился фестиваль «Мир русского театра»

    В воскресенье, 9 июня, в Берлине закончился lll фестиваль «Мир русского театра».  Все коллективы, принявшие участие в форуме, получили почетные дипломы и подарки от журнала «Театрал».   Заключительный, четвертый, день фестиваля начался с показа спектакля финского театра «Арт-Мастер» по пьесе современного автора Елены Исаевой «Про мою маму и меня» в постановке  Екатерины Пастуховой. ...
  • «Сцена – это территория свободы»

    Третий день фестиваля «Мир русского театра», можно сказать, стал «Днем защиты детей». Утренний спектакль показал детский театральный коллектив «Апрелик», а вечером в творческом вечере актрисы Вахтанговского театра Ольги Тумайкиной приняла участие ее дочка Маша. ...
Читайте также