«Наша страна – страна дефицита, но это нестрашно»

Андрей Кончаловский представил свою чеховскую трилогию

 
Во время пресс-конференции в Театре им. Моссовета Андрей Кончаловский рассказал о том, как на протяжении восьми лет создавал трилогию по пьесам Чехова «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад» и поделился также своими взглядами на современную культуру. Приводим наиболее яркие фрагменты его выступления.
 
О трилогии
На своем веку не помню, чтобы где-то были поставлены три Чеховские пьесы, объединенные одной идеей и отражающие все этапы жизни России и личные этапы жизни драматурга. Для нас было очень важно создать нечто такое, что давало бы понимание страны через настоящего русского человека.
 
О Чехове
Представление о Чехове на Западе являет собой изящную скорлупу просто в силу того, что существует клише о русском человеке и его загадочной душе вообще. Оттого большинство его текстов играются там скучно и томно. На мой взгляд, на Западе так же сложно понять Чехова, как русским комедию дель арте. Не зря ведь Антон Павлович писал, что переводить его пьесы на другие языки – абсурд. Французы никогда не поймут, о каком таком имении идет речь, только будут скучать. Хотя есть выдающиеся режиссеры – Питер Брук и Джорджо Стрелер, сумевшие сделать интересные прочтения Чехова. Кстати, всё, что ставят в Европе о России, слишком романтично и не соответствует реальности.
 
О зрителях
Лучше русского зрителя в мире нет никого (за исключением, может быть, только латиноамериканцев). Приходя в российский театр, мои заграничные друзья поражаются полному залу, тому, что зрители долго стоят и дарят цветы. Русский зритель – благодарный, чуткий. Мы должны ценить наших зрителей и беречь для них русский театр.
 
О себе
С момента работы над первым «Дядей Ваней» прошло 40 лет. Я стал старше, у меня появилось больше искусственных зубов, многое поставил. Но если бы сегодня я решил снова поставить те же самые проекты, то они были бы другими. Жизнь ведет к развитию, поэтому я не стесняюсь менять свое мнение. Только дурак всегда верит в одно и то же.
 
О России
Наша страна – страна дефицита, но это нестрашно: мы привыкли к нему за многие годы и прекрасно выживаем. Над чем нам еще работать? Чистить зубы по утрам, не писать мимо унитаза. Если говорить серьезно, то нам не хватает уважения друг к другу. У нас в понятие уважения входит либо любовь, либо страх – это неправильно.

 О поколении режиссеров

Сегодня у нас не хватает уважения к автору, то есть искреннего желания понять его замысел. Чаще встречается желание режиссера выразить себя. Как говорил Товстоногов: «Если нет любви – нет и спектакля». Не любви на сцене, а любви к героям и тому чувству, что вкладывал автор.

В этом, собственно, и состоит моя режиссерская задача – понять чувства, подтолкнувшие автора к созданию пьесы. Партитуру написал Чехов, я лишь дирижировал, не меняя музыкальные инструменты на пишущую машинку или унитаз. И не сокращая. Почему-то у нас сегодня появилась такая тенденция. Ведь не вычеркивают ноты из произведений Бетховена? Так вот для меня пьесы Чехова – те же ноты.
 
О мечтах
У меня есть мечта: сыграть в один день все три пьесы. Но это очень тяжело. И для артистов, и для зрителя. Очень важно, чтобы зритель, сидящий в зале, не думал, мол, господи, когда же конец?! Он должен думать: ну же, еще немножко! Почему так рано кончилось?! Мы стараемся делать наши спектакли, как можно короче, но не быстрее, чем нужно. Когда Станиславский репетировал «Вишневый сад», он очень увлекся реализмом. В средине прогона Чехов встал и сказал: «Стоп, занавес! Вот здесь моя пьеса должна кончиться – 2 часа 15 минут». У него в этом отношении было идеальное чувство ритма и времени. Но это сложная задача.
 
Об актуальности
Что касается своевременности появления этой чеховской трилогии…. Когда мне я слышу слово «актуальность», то прихожу в замешательство. Ну, разве могут быть не актуальными Бах или Моцарт?! Мне кажется, если спектакль волнует, значит он актуален. Нет – значит мимо. Можно одеть героев Чехова в гимнастерки, можно пустить голыми по сцене, чтобы они потрясли телесами, но критерий все равно один: волнует или нет. В этом и есть тайна, но как этого добиться, я и сам не могу сказать.
 
Об актерах
Артисты – существа, которым надо дрессировать животную часть организма. Она ленивая, требует сладкого, кофе, сигарет и спать. Я обожаю артистов театра, не очень люблю артистов кино и в упор не вижу тех, кто работает на телевидении.

Те, кто ходит в театр за небольшие деньги, играют одно и тоже множество раз, имеют немыслимую выдержку и настоящую профессию. В кино масса посредственностей, которые в итоге становятся звездами. Но если вы, к примеру, выпустите Тома Круза на театральную сцену в роли Гамлета, то через 15 минут будет понятно, что это полный провал. Понимаете, театр воспитывает профессионала. Актер идет туда не за зарплату. Он внутренне доволен тем подвигом, что совершает каждый день, выходя на сцену.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «Мы очень зависим друг от друга»

    Театр Олега Табакова представил публике новую редакцию спектакля Сергея Газарова «Ревизор». Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина», это будет возвращение на сцену «Табакерки» легендарной постановки прошлых лет. ...
  • В Кургане ищут директора Театра кукол

    Конкурс на должность руководителя Театра кукол «Гулливер» объявлен Управлением культуры Курганской области 20 ноября. Сообщается, что кандидаты должны иметь высшее образование в сфере культуры или образование по специальности «государственное и муниципальное управление», а также стаж работы по специальности не меньше пяти лет. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • «Осветить темную жизнь бедного человечества»

    Накануне юбилея Московского Художественного театра «Театрал» побеседовал об этой дате с историком театра Инной Соловьевой. - 20 лет тому назад Олег Николаевич Ефремов, который тогда возглавлял МХАТ, очень спокойно и очень серьезно сказал: «Мы справляем вовсе не столетие существования одного и того же театра, поскольку театры не живут так долго, оставаясь сами собой. ...
  • «На этой сцене творил мой отец!»

    Незадолго до празднования юбилея Московского художественного театра «Театрал» побеседовал с дочерью Иннокентия Смоктуновского, которая поздравила театр со знаменательной датой. - В октябре исполняется 120 лет Московскому художественному театру им. ...
  • Александр Калягин: «Страшная беда»

    Случилась трагедия, с которой невозможно смириться, которую трудно пережить. Я читаю фамилии погибших, и мне кажется, что каждого из них я знал лично, и такой болью отзывается в моем сердце каждое имя.   И совсем невыносимо для меня, что погиб Антон Николаевич Губанков, с которым столько лет нас связывали и сотрудничество, и добрая дружба. ...
  • Доводилось ли вам уходить со спектакля?

    На вопрос «Театрала» отвечают «зрители первого ряда» – то есть известные люди, не связанные с театром профессионально, но любящие его всей душой.   Юрий ВЯЗЕМСКИЙ, зав. кафедрой Мировой литературы и культуры МГИМО: – Я бы никогда себе не позволил этого, потому что – невежливо. ...
Читайте также