Музы на фронте

Авторская колонка Александра Ширвиндта в «Театрале»

 
Очередная, пусть не круглая, но все равно святая дата - День Победы. Все пустынней скверик у Большого театра. Все меньше головной боли у префектов по поводу поисков достойного жилья для ветеранов, все меньше «белых» пятен у поисковых энтузиастов безымянных захоронений.
 

О войне было столько написано, снято, сыграно, документально придумано, что найти не растиражированную щелочку воспоминаний практически невозможно. Но – артист на фронте. Не артист-солдат, которых тоже было очень много, а артист во фронтовых бригадах. На всех фронтах Великой Отечественной войны «гастролировали» такие бригады. Судьбы их драматичны, а порой и трагичны.

Уникальный театральный деятель прошло века Борис Михайлович Филиппов, возглавлявший в лучшие годы Центральный дом работников искусств, а далее до самой своей кончины курировал Центральный дом литераторов. Он создал некий литературный мемориал артистам-фронтовикам в книге «Музы на фронте». Достаньте, прочтите обязательно. Там скрупулезно, трогательно, а, главное, стопроцентно достоверно описываются «одиссеи» актерских бригад – весь спектр их военных передвижений.

Сам Борис Михайлович руководил одной из таких бригад и с 1942 по 1944 год практически находился на фронте. Актерские бригады были очень мощные по составу и разнообразны жанрово. Например, какая-то бригада целиком состояла из ведущих артистов Большого театра. Ее возглавляла великая Барсова. В составе были Лепешинская, Мессерер и т.д.

Замечательный чтец Сергей Балашов с бригадой дал более 600 концертов на фронте. Кстати, очень поучительно сегодня напомнить современникам, что в те трудные военные времена артисты на свои деньги строили военную технику. Летали самолеты «Леонид Утесов», «Клавдия Шульженко», а танк «Сергей Балашов» дошел до Берлина.

Я говорю об этом не понаслышке. Во-первых, по старости, а во-вторых, потому, что одной из военных бригад руководила моя матушка. В составе бригады были великий Дмитрий Журавлев, замечательная самобытная исполнительница русских песен Лукьянченко, юмористы Тодес и Домогацкая, советско-китайский иллюзионист Ван-Тэн-Тау и мой отец. Филиппов пишет в своей книге: «Одним из музыкантов, связавших свою жизнь с фронтом, был А.Г. Ширвиндт (на фото). Единственное, что его волновало, – это сохранность хрупкого инструмента – скрипки, без которой его пребывание в бригаде теряло бы всякий смысл. При тряских переездах по проселочным дорогам он прижимал футляр со скрипкой к груди как любимого ребенка».
История со скрипкой имела свое продолжение. Папа не только играл во фронтовых концертах, но также, из-за отсутствия фортепиано, аккомпанировал балету и оперной певице Деборе Пантофель-Нечецкой. И вот во время одного из переездов в машину с артистами попал большой осколок и раздробил папину скрипку.

Когда артисты приехали на место концерта, то доложили начальству о возникшей ситуации и невозможности выступления. Армейское начальство (а это оказалось – ни больше ни меньше – ставка Георгия Жукова) сказало подчиненным: «Достать скрипку».

Шел 44-й год, трофеев было уже достаточно. Через некоторое время по приказу Жукова привезли три скрипки, папа выбрал одну и пошел на войну, концертировал после войны, преподавал и играл в оркестре Большого театра. Инструмент был мастера Гобетти с удивительным звуком, что, впрочем, не надо доказывать, слушая Спивакова.

Прошли годы, и папа показал скрипку профессору Янкелевичу, своему приятелю, который определил, что в нижней деке завелся червячок и скрипка погибает, надо срочно что-то делать, если еще не поздно. Скрипка оказалась у Янкелевича. Не знаю, боюсь клеветать на большого мастера, но так или иначе червячка (если он был), очевидно, вывели, и скрипка попала впоследствии в руки ученика Янкелевича – Владимира Спивакова. Папа был бы счастлив, если бы узнал об этом.

И вот в Большом зале консерватории состоялся тысячный концерт «Виртуозов Москвы». За три месяца до этого события мне позвонил Володя Спиваков и сказал, что настало время публично отнять у него скрипку, и как раз подвернулся удачный случай – юбилейный концерт. Мы вышли с незаменимым Державиным на сцену Большого зала, я отнял у Спивакова скрипку, рассказал эту душещипательную историю и в подтверждение своих слов сыграл десять нотных строк из Концерта Вивальди (кульминация моего скрипичного образования) в сопровождении «Виртуозов Москвы», правда, при дирижировании Державина, что несколько снижало серьезность момента.

Бедный мой папа! Мог ли он себе представить, что не пройдет и семидесяти лет и непутевый сын будет играть на его скрипке в Большом зале консерватории в сопровождении «Виртуозов Москвы» перед уникальной по составу аудиторией, в присутствии первого президента России Ельцина и Жванецкого.

Каждый год 9 Мая на даче в Пахре собирался узкий круг фронтовиков. Никогда ни слова о войне. Только переглянуться, чокнуться и выпить. Сегодня 9 Мая на столе будут стоять стопочки водки, покрытые кусочками черного хлеба. Это рюмки моих ушедших друзей-фронтовиков – Зямочки Гердта, Пети Тодоровского, Миши Львовского, Булата Окуджавы, моего любимого брата Бобки. Я с ними чокаюсь и выпиваю.

  • Нравится


Самое читаемое

  • В Грузии устроили протест против гастролей театра «У Никитских ворот»

    В Кутаиси вечером в  субботу, 19 октября, около двух десятков членов неправительственной организации вышли на акцию протеста, стихийно устроенную перед знанием Театра им. Месхишвили. Участники акции показали администрации кутаисского театра и московской труппе «красные карточки», заявив тем самым, что для них неприемлемо нахождение российского театра в Кутаиси. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москве открылись выставки о театре в годы войны

    На Тверском и Чистопрудном бульварах, а также улице Арбат открылись уличные фотовыставки, посвященные театру в период войны. «Посетители могут увидеть архивные фотографии и узнать о роли служителей театра в годы войны, - сообщается на сайте правительства Москвы. ...
  • Александр Калягин: «День Победы – самый святой праздник»

    Председатель СТД Александр Калягин поздравил всех с Днем Победы: «Дорогие коллеги, друзья! Для меня, уверен, что и для всех, День Победы – это самый святой праздник. В этот день мы вспоминаем всех тех героев войны, а их миллионы, кто отдал свои жизни за наше будущее. ...
  • Фронтовые будни

    Когда в советские времена министерство культуры спускало разнарядки, сколько спектаклей на тему войны должно быть в репертуаре, руководители театров относились к этому с известным беспокойством. Трудно было ежегодно искать пьесы, которые художественно точно отражали бы жуткие реалии Великой Отечественной войны с ее блокадой, потерянными жизнями, искалеченными судьбами и осиротевшими семьями… Концерты, чествования фронтовиков, вечера памяти – это одно, а ежегодное художественное высказывание – совершенно другое. ...
  • «Освобожденный Ширвиндт»

    Когда круглогодичного ажиотажа с расширением тротуаров еще не было, а что-то для благоустройства Москвы для наглядности надо было обозначить, перетаскивали Пушкина через улицу Горького туда и обратно. Дорого, бессмысленно, но – деятельность. ...
Читайте также