Нас пугают, и нам страшно

 
«Двойное непостоянство», постановка Дмитрия Чернякова
Театральный фестиваль «Сезон Станиславского», который проводит Фонд К.С.Станиславского, стартовал 22 октября и продлится в декабре, ровно полтора месяца. Первые три фестивальные недели преподнесли зрителю знакомство с болгарским режиссером Явором Гырдевым, показавшим спектакль «Человек-подушка» М.Макдоны (Драматический театр имени Стояна Бычварова, Варна), и вторичную возможность увидеть в Москве постановку Дмитрия Чернякова «Двойное непостоянство» П.Мариво (театр «Глобус», Новосибирск).
Свое литературное творчество Пьер Карле де Шамблен Мариво, француз, отделенный от нас почти тремя столетиями, характеризовал сдержанно: «тщета, более или менее остроумная». Интрига его ранней пьесы «Двойное непостоянство» строится на выверенной последовательности изощренных манипуляций человеческими чувствами.

О драматургических завоеваниях нашего тридцатитрехлетнего современника ирландского происхождения Мартина Макдоны (родился, вырос, живет и творит на лондонской почве) в России известно пока немного: его постмодернистские мелодрамы и черные комедии кровавы, дразнящи и будоражащи. Судя по отзывам английской прессы, Кафке впору начинать вертеться в гробу, разумеется, от зависти к перещеголявшему его в нагнетании мрака и ужасов Макдоне. Да и количество призов и премий, которыми уже увенчан Макдона, Кафке явно не снилось.

Кафку, однако, в сторону – речь об очень разных Мариво и Макдоне. Их персонажи волею режиссеров оказываются замкнуты в схожие пространства комнатного застеколья. Светски изысканные апартаменты («Двойное непостоянство») и офисно-безличное помещение («Человек-подушка») роднит одно: зрители, находящиеся вне сцены-комнаты, недоступны глазу ее узников и их конвоиров, в каком бы обличье они ни были, тогда как для стороннего наблюдателя все подробности застекольных территорий – как на ладони.

В странном, тревожном мире пьесы Мариво простодушных влюбленных Сильвию и Арлекина (Ольга Цинк и Илья Паньков) разлучают, доставляют поодиночке во дворец Принца – первое и последнее насилие в пьесе, а затем, умело задевая струны души, подводят к мысли, что расстояние между «да» и «нет», так же как между любовью и равнодушием, иногда не столь велико. Когда «да» и «нет» все-таки меняются местами, выясняется (уже не по Мариво, а по Чернякову), что лихо провернутая любовная рокировка – всего лишь сокрушительное по степени безнравственности reality-шоу, морально растаптывающее его горе-участников. Современная цивилизация с ее циничными развлечениями таит подчас серьезную опасность для душевного равновесия и психического здоровья.

Отлично выстроенную, с несколькими совершенно непредсказуемыми сюжетными поворотами, черным юмором и ощущением явного нравственного тупика, пьесу Макдоны, кажется, интереснее было бы читать глазами. Возможно, даже не в драматургической, а в романной форме.

Двое следователей ведут допрос молодого писателя Катуряна (Пенко Господинов): в городе совершена серия убийств детей; каждое выполнено по схеме, описанной в том или ином рассказе задержанного литератора. Подозрения усиливает тот факт, что большинство рассказов не опубликовано. Государство неведомо, но очевидно тоталитарно, представители правосудия подчеркнуто безразличны и жестоки.

«Китами», поддерживающими пьесу, являются отталкивающе-чернушные рассказы Катуряна; один из них ернически-ласково назван «Человек-подушка». В результате оказывается, что преступному вымыслу не так уж трудно воплотиться в страшную реальность, а его автору – получить мешок на голову и пулю в затылок. Без суда и с минимумом следствия.

Невеселые дела творятся за стеклом. Но повествуют об этом спектакли очень высокого уровня.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москве открыли мемориальную доску Алексею Баталову

    Во вторник, 15 октября, в Москве состоялась церемония открытия мемориальной доски в честь народного артиста СССР Алексея Баталова. Памятный знак установлен на фасаде Дома на набережной, где в течение нескольких десятилетий жил и работал актер. ...
  • Кирилл Серебренников стал командором Ордена искусств и литературы

    Кириллу Серебренникову вручили французский Орден искусств и литературы высшей степени (командора). Церемония награждения состоялась накануне вечером в Москве, в резиденции посла Франции Сильви Берманн. «Вы представляете культуру сегодняшнего и завтрашнего дня. ...
  • Фестиваль Дианы Вишневой стартовал в Гоголь-центре

    9 октября стартовала основная программа фестиваля Context. Diana Vishneva, первым событием которой стал Вечер молодых хореографов в Гоголь-центре.   В первой части вечера состоялся финал конкурса молодых хореографов, на котором были представлены пять работ, созданных специально для фестиваля. ...
  • В Петербурге пройдет Всеобщий музыкальный диктант

    Ежегодная акция по проверке музыкального слуха и теоретических знаний «Всеобщий музыкальный диктант» пройдет 19 октября в Санкт-Петербурге, передает городской Комитет по культуре. Акция проводится по инициативе Студенческого совета РАМ имени Гнесиных, в этом году – во второй раз. ...
Читайте также