Нас пугают, и нам страшно

 
«Двойное непостоянство», постановка Дмитрия Чернякова
Театральный фестиваль «Сезон Станиславского», который проводит Фонд К.С.Станиславского, стартовал 22 октября и продлится в декабре, ровно полтора месяца. Первые три фестивальные недели преподнесли зрителю знакомство с болгарским режиссером Явором Гырдевым, показавшим спектакль «Человек-подушка» М.Макдоны (Драматический театр имени Стояна Бычварова, Варна), и вторичную возможность увидеть в Москве постановку Дмитрия Чернякова «Двойное непостоянство» П.Мариво (театр «Глобус», Новосибирск).
Свое литературное творчество Пьер Карле де Шамблен Мариво, француз, отделенный от нас почти тремя столетиями, характеризовал сдержанно: «тщета, более или менее остроумная». Интрига его ранней пьесы «Двойное непостоянство» строится на выверенной последовательности изощренных манипуляций человеческими чувствами.

О драматургических завоеваниях нашего тридцатитрехлетнего современника ирландского происхождения Мартина Макдоны (родился, вырос, живет и творит на лондонской почве) в России известно пока немного: его постмодернистские мелодрамы и черные комедии кровавы, дразнящи и будоражащи. Судя по отзывам английской прессы, Кафке впору начинать вертеться в гробу, разумеется, от зависти к перещеголявшему его в нагнетании мрака и ужасов Макдоне. Да и количество призов и премий, которыми уже увенчан Макдона, Кафке явно не снилось.

Кафку, однако, в сторону – речь об очень разных Мариво и Макдоне. Их персонажи волею режиссеров оказываются замкнуты в схожие пространства комнатного застеколья. Светски изысканные апартаменты («Двойное непостоянство») и офисно-безличное помещение («Человек-подушка») роднит одно: зрители, находящиеся вне сцены-комнаты, недоступны глазу ее узников и их конвоиров, в каком бы обличье они ни были, тогда как для стороннего наблюдателя все подробности застекольных территорий – как на ладони.

В странном, тревожном мире пьесы Мариво простодушных влюбленных Сильвию и Арлекина (Ольга Цинк и Илья Паньков) разлучают, доставляют поодиночке во дворец Принца – первое и последнее насилие в пьесе, а затем, умело задевая струны души, подводят к мысли, что расстояние между «да» и «нет», так же как между любовью и равнодушием, иногда не столь велико. Когда «да» и «нет» все-таки меняются местами, выясняется (уже не по Мариво, а по Чернякову), что лихо провернутая любовная рокировка – всего лишь сокрушительное по степени безнравственности reality-шоу, морально растаптывающее его горе-участников. Современная цивилизация с ее циничными развлечениями таит подчас серьезную опасность для душевного равновесия и психического здоровья.

Отлично выстроенную, с несколькими совершенно непредсказуемыми сюжетными поворотами, черным юмором и ощущением явного нравственного тупика, пьесу Макдоны, кажется, интереснее было бы читать глазами. Возможно, даже не в драматургической, а в романной форме.

Двое следователей ведут допрос молодого писателя Катуряна (Пенко Господинов): в городе совершена серия убийств детей; каждое выполнено по схеме, описанной в том или ином рассказе задержанного литератора. Подозрения усиливает тот факт, что большинство рассказов не опубликовано. Государство неведомо, но очевидно тоталитарно, представители правосудия подчеркнуто безразличны и жестоки.

«Китами», поддерживающими пьесу, являются отталкивающе-чернушные рассказы Катуряна; один из них ернически-ласково назван «Человек-подушка». В результате оказывается, что преступному вымыслу не так уж трудно воплотиться в страшную реальность, а его автору – получить мешок на голову и пулю в затылок. Без суда и с минимумом следствия.

Невеселые дела творятся за стеклом. Но повествуют об этом спектакли очень высокого уровня.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Первый российско-британский оркестр назовут в честь Бриттена и Шостаковича

    На Фото: Ян Латам-Кёниг, председатель художественно-творческой коллегии театра «Новая опера»  Первый в истории фестивальный российско-британский оркестр назовут в честь композиторов Бенджамина Бриттена и Дмитрия Шостаковича, премьерная серия концертов пройдет в городах России и Великобритании в сентябре. ...
  • Кириллу Серебренникову присвоено звание доктора

    Режиссеру Кириллу Серебренникову присвоили звание почетного доктора французского Университета Париж – Нантер. Об этом сообщили организаторы Авиньонского фестиваля, на котором состоялась премьера спектакля Серебренникова «Outside», передает ТАСС. ...
  • «Театр Луны» отметит День рождения Маяковского

    В пятницу, 19 июля, московский Театр Луны в 30-й раз сыграет мюзикл «Маяковский», показ пройдет в честь дня рождения поэта. Об этом сообщает пресс-служба театра.  Музыкально-драматический спектакль, в основу которого легли стихотворения Владимира Маяковского, – это история о поэте, который не принимал все устоявшееся, признанное, но в итоге стал классиком. ...
  • Олег Леушин встретится со зрителями

    Театр на Юго-Западе приглашает на традиционную встречу с художественным руководителем Олегом Леушиным. Событие состоится 19 июля, вход будет бесплатным: вместо билета зрителям предлагается принести с собой развернутый письменный вопрос. ...
Читайте также