«Каждую встречу мы начинаем при свечах»

 
«Театрал» продолжает рассказывать о русских театрах за рубежом и отправляется к северному соседу – в Финляндию, чтобы познакомиться с театральной студией «Арт-Мастер» и ее художественным руководителем Кирой Мирутенко.
– Кира, скажите, что привело вас в Финляндию?
– Я переехала в 2008 году, чтобы моя старшая дочь, которой тогда было шесть лет, могла пойти в школу в Финляндии. К этому времени я поработала в Москве в системе дошкольного, школьного и высшего образования и отчетливо понимала проблемы системы изнутри. Много слышала о финской школе хорошего – и она меня не разочаровала.
 – Наверное, в первое время вы испытывали трудности в общении, ведь финский язык не самый легкий…
У меня хороший английский, этого долгое время было достаточно. Но финский я начала учить еще в Москве. Сейчас мой финский далек от совершенства, конечно, но я уже не перехожу на английский и даже мастер-классы пытаюсь вести на финском.
– Почему при выборе места жительства остановились не на столице?
– Близкие друзья много лет живут в Ювяскюля, я часто здесь бывала до переезда, влюбилась в город, а кроме того, после Москвы очень хотелось избежать всех издержек столичной жизни. В этом смысле Ювяскюля – идеальное место – университетский город с насыщенной культурными событиями жизнью, но при этом место, где очень гармонично сочетается природа и городской комфорт.
– По образованию вы педагог и актриса, наверное поэтому, переехав в Финляндию,  организовали театральную студию…
– Театр возник не вдруг, а как продолжение курса по истории русской культуры, который я читала в университете. Курс предполагал инсценировку небольших отрывков из классической драматургии. У нас со слушателями курса сложились очень доверительные, творческие отношения, и мы решили продолжить совместные занятия театром после окончания семестра. К студентам присоединились люди самых разных возрастов и профессий, увлеченные театром, ищущие возможность самореализации.
Помните, когда впервые выступили перед зрителями?
– Конечно. 27 марта в Международный день театра состоялась премьера спектакля «Кто мы? или Сны Ильи Ильича», который мы поставили со студийцами. Он был тепло принят зрителями, актеры получили самые восторженные отзывы. И тогда мы окончательно поняли, что родился театр.
 Вернее – так участники команды  нашли друг друга. А театр родился вместе с первыми спектаклями, первыми аплодисментами зрителей, многочасовыми репетициями и первыми творческими удачами.
– С какого года ведете отсчет существования театра?
– С 2010-го. В этом году театру исполнилось шесть лет.
Что такое театр «Арт-Мастер» сегодня?
– Прежде всего, это неравнодушные, думающие, творческие люди. Люди, объединенные общей любовью к театру, к русской культуре, общим желанием поговорить со зрителем о Главном.  
   В арсенале «Арт-Мастера» сегодня драматические спектакли для взрослых и детей, кукольные представления, концертные программы: «Поминальная молитва» Григория Горина, «Очень простая история» Марии Ладо, «Люди, милые люди, здравствуйте!» по рассказам Василия Шукшина, «Флорентийские ночи» по поэзии Марины Цветаевой, «Память сердца» (это спектакль-концерт, посвященный Дню Победы), «Свободная пара» Дарио Фо, «Анютин сон» по сказкам Корнея Чуковского, «Вечер русского романса» и многие другие. Сейчас полным ходом идут репетиции двух новых спектаклей: «Осада» Евгения Гришковца (первая постановка этой пьесы в Финляндии) и «Девочки» по роману Лоры Каннингем.
– Принимаете ли вы участие в фестивалях русскоязычных театров?
– Театр активно участвует в фестивалях и форумах русскоязычных театров за рубежом, показывает свои спектакли в разных городах Финляндии. А в марте этого года «Арт-Мастер» провел Первый международный фестиваль русскоязычных детских театров и театров для детей «Сампо – мельница счастья».
– Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее…
– Идея проведения Международного фестиваля русскоязычных детских театров и театров для детей уже давно зрела, мы искали финансирование, но тщетно, к сожалению. И, в конце концов, решили, что справимся своими силами. Мы назвали фестиваль «Сампо – мельница счастья». Сампо – волшебная мельница, приносившая счастье, из карело-финского эпоса «Калевала». И наш фестиваль – это действительно несколько веселых счастливых сумасшедших дней, наполненных радостью творчества, новыми знакомствами и, конечно, яркими театральными впечатлениями. При театре есть детская студия «Балаганчик», которая начала свою историю еще в 2005 году. Сейчас на счету юных артистов уже 20 премьер, и наш фестиваль – это отличная возможность для студийцев показать свои спектакли новому зрителю, поучиться у гостей мастерству, пообщаться с русскоязычными ровесниками из разных стран мира. 
Главная цель фестиваля – внести в русскоязычный сегмент театральной жизни Европы новое яркое событие, которое не только позволяет детским коллективам «на других посмотреть и себя показать», не только дает возможность театральным педагогам поделиться опытом, наладить новые контакты, но и помогает сделать русский язык необходимым инструментом творческого общения для ребят, помочь сохранить и расширить языковой запас. Кроме того, ощущение острой нехватки вне России русскоязычных детских спектаклей, которые создают взрослые коллективы, подсказало нам идею приглашать на фестиваль гостей, которые привозят драматические и кукольные представления для ребят разных возрастов. На Первый фестиваль приехали наши друзья из Парижа. Это детский центр «Апрелик» под руководством Людмилы Дробич. Ребята показали спектакль «Сказка о глупом мышонке» и отрывки из спектакля «Приключения Буратино». Наши гости из Тампере – кукольный театр Русского клуба – привезли на фестиваль спектакль «Госпожа Метелица». Кроме того, в программе фестиваля было два наших спектакля: детская студия показала сказку «Зачем нужны цветы?», а взрослые артисты вместе с молодежной студией представили зрителям спектакль «Анютин сон» по сказке Чуковского «Доктор Айболит».
– Дети какого возраста занимаются в вашей студии?
– От 2 до 18 лет. Они с энтузиазмом занимаются ритмопластикой, артикуляционной гимнастикой, учатся держаться на сцене, работать с партнерами. У малышей главное – это театральные игры на развитие воображения и фантазии. Каждые полгода у нас новая премьера. Старшие студийцы уже участвуют во «взрослых» спектаклях. Еженедельные тренинги и репетиции – это еще не всё. Каждая встреча в студии начинается с доверительного разговора при свечах. Ребята имеют уникальную возможность поговорить о своих проблемах и радостях, найти ответы на трудные вопросы. Но главная цель – сохранять и развивать русский язык, сделать его необходимым инструментом общения.
– Что для Вас театр?
– Сейчас будут громкие слова. Театр – это моя вера, моя свобода, моя жизнь. Это мой способ общения с миром, способ познания этого мира и себя в нем. С помощью театра «насаждаю вокруг себя жизнь», пытаюсь бороться с мраком и энтропией за человеческое сердце…
Наш театр растет, ищет свой собственный путь. Верю, что впереди новые премьеры, гастроли, фестивали, муки творчества и новые победы!
   Сумасшедшие ритмы современной жизни, суррогатное интернет-общение редко дают нам шанс остановиться, подумать о Важном, действительно существенном, несуетном: о Любви, о Правде, о Человечности, о Жизни и Смерти, о Дружбе, о Памяти. «Арт-Мастер» приглашает зрителя к диалогу. У театра нет готовых универсальных ответов на «вечные» вопросы, но мы предлагаем зрителю стать участниками поиска этих ответов. Остановиться и почувствовать, что есть еще что-то за ежедневной суетой, за информационной лавиной СМИ, за однообразием будней.
 Я счастлива, что «Арт-Мастер» стал настоящим культурным центром для русскоязычных жителей Центральной Финляндии. У нас есть свой преданный зритель, театр расширяет свою «географию» – каждый год на карте наших гастролей появляются новые города, новые фестивали. Но главное мое приобретение в театре – это команда единомышленников и друзей. Я всегда была приверженцем идеи Театра-дома, и нам удалось его создать в Ювяскюля.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Наш мозг с детства нафарширован стереотипами»

    В Русском драматическом театре Литвы  идет работа над постановкой мюзикла Стефана Сондгейма Into the Woods («Ждет тебя лес»). Премьерные показы состоятся 29 и 30 ноября. «Главная мысль мюзикла в том, что все сказки начинаются с желаний и мечтаний героев, но никто из нас не знает и никогда не задумывался, чем же заканчивается сказка после исполнения этих желаний, - рассказал режиссер Вилюс Малинаускас. ...
  • В Нью-Йорке ставят пьесу о жизни русских актеров

    Русско-американский режиссер и драматург, художественный руководитель театра STEPS (Нью-Йорк) Слава Степнов написал новую пьесу о жизни русских актеров в США. Премьера спектакля состоится весной 2020 года. «Театрал» узнал все подробности из первых уст. ...
  • У Бостонского русского театра «Круг» появился свой дом

    Не каждому режиссёру удаётся создать свой театр и уж совсем единицы могут гордиться, что смогли построить для него дом. Почти четверть века назад в США, в Бостоне Юрий Рубенчик создал русский театр «Круг». Все эти годы коллектив скитался по репетиционным помещениям, снимал для показа спектаклей порой не очень пригодные для этой цели залы, но всё это время постоянно выпускались премьеры, которые пользовались у зрителя неизменным успехом. ...
  • «Русское слово и тот самый русский дух»

    С 18 по 28 октября Тбилисский государственный русский драматический театр им. Грибоедова покажет спектакли «Холстомер. История лошади» и «Шинель» в четырех российских городах – Казани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде и Владимире. ...
Читайте также