Взаимное притяжение

 
«Фантомные боли» Василия Сигарева, режиссура Ирины Керученко, мастерская Камы Гинкаса
Одновременно с «Деловой программой» «Форума» работали режиссерская биржа и Всероссийская творческая мастерская «Молодая режиссура и профессиональный театр». На протяжении трех дней дипломники Школы-студии МХАТ, Санкт-Петербургской и Российской театральных академий представляли свои работы – отрывки минут по двадцать, поставленные с артистами Екатеринбургского ТЮЗа.
Сложность состояла прежде всего в том, что ребята ехали на встречу с неожиданностями: никто из них и в глаза не видел тех актеров, с которыми предстояло работать. Правда, они везли в столицу Урала основательно размятый материал: большинство опробовало его в институтах, а некоторые ставили спектакли в настоящих театрах – как столичных, так и периферийных.

Ареопаг собрался нешуточный: названный дружелюбным словом «гости», он состоял сплошь из главрежей, директоров и завлитов российских театров Казани, Челябинска, Красноярска, Омска, Перми. Им предстояло подобрать режиссеров для своих трупп, поскольку сами руководители жалуются на нехватку «свежей крови» в собственных коллективах.

За считанные часы поставить приличный мини-спектакль – задача не из простых, тем паче если артисты местные избалованные знаменитости. Так случилось с режиссером Анастасией Имамовой, ученицей Женовача, и актрисой Светланой Замараевой, сыгравшей Катерину Ивановну в инсценированной десятой главе «Братьев Карамазовых». Имамову застращали еще в Москве: мол, Замараева – заслуженная актриса, много поигравшая, если ей станет неинтересно – пиши пропало. Тем не менее именно «Карамазовы» стали одним из лучших отрывков трехдневной мастерской. Имамова превратила напряженную драматическую сцену чуть ли не в комедию, где разогнанное колесо сюжета внезапно останавливается на самом забавном месте, и действо становится взрывоопасным. В маленьком репетиционном зале ТЮЗа Алеша Карамазов стоял столбом и чаял сквозь землю провалиться, а вокруг него две ведьмы – Катерина и Грушенька – хоровод вели. А потом вдруг замерли обе: недобрая Катерина глядит Грушеньке в глаза и медленно, медленно длинный рукав у нее на руке закатывает, обнажая пальцы, ладонь, запястье… Откровенный эротический арабеск, чрезвычайно вовремя прервал ритм уже начинающего казаться китчевым отрывка. « В своих актеров нужно влюбляться, нужно бесконечно в них верить, – тогда они тоже начинают испытывать доверие к режиссеру. Благодаря этому в спектакле появляется «иголочка», которая «колет» зрителя, не позволяя ему оставаться равнодушным», – объясняет Имамова методику своей работы.

Был еще спектакль «Фантомные боли» режиссера Ирины Керученко, студентки Камы Гинкаса – изящный дуэт двух главных героев. Керученко превратила чернушную пьесу Сигарева в тонкий психологический театр, насытив местами совсем уж неудобоваримый текст разнообразными эмоциями. Нельзя не упомянуть и «Стеклянный зверинец» Натальи Черных. Окончив в этом году курс в Санкт-Петербурге у Тростянецкого, она уже работает на сценах Орла и Петрозаводска, и Уильямс у Натальи получился динамичный и резкий, как гравюра.

Взаимное стремление молодых обрести уверенность в профессии, а художественных руководителей театров найти новые имена и постановки для своих афиш окончательно оформилось не только в кулуарных беседах, но и на режиссерской бирже, которая проходила в Екатеринбургском доме актера. Творческие предложения, среди которых в равной степени присутствовал как классический репертуар, так и современные пьесы Вырыпаева, Курочкина и Архипова, рассматривали главрежи и директора.

Все одиннадцать молодых режиссеров приехали в Екатеринбург, чтобы с помощью мастерской найти работу на периферии. Сейчас центр России, подобно закупоренной пароварке, бурлит дорогостоящими постановками модных и скандальных режиссеров, стрижет купоны на антрепризах, приглашает в столичные театры мировых знаменитостей. А на периферии все иначе: она жадно вбирает в себя любую информацию о новых веяниях в мировой театральной жизни, из-за безденежья ставит спектакли без декораций и откачивает артистов от голодных обмороков на репетициях. Сегодняшние ученики Гинкаса и Женовача, Козлова и Тростянецкого понимают, что российская периферия незаслуженно забыта: на ней, как на мощном постаменте, держались московские и питерские театры. Максим Кальсин, например, работает с модной площадкой ТЕАТР.DOC и вполне востребован в Москве, но поехал в Магнитогорск, чтобы поставить «Полковника Птицу» Христо Бойчева, так что со стороны молодых это не романтическая «поездка на целину», а вполне осознанный профессиональный ход, который они делают со словами: «Именно на периферии можно как следует понять профессию!»


  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Ушел из жизни режиссер Башкирского театра оперы и балета Рустэм Галеев

    В воскресенье, 2 июня, в Уфе после продолжительной болезни скончался один из ведущих театральных деятелей Башкирии – режиссер Рустэм Галеев, ставший постановщиком многих прославленных спектаклей, в числе которых – «Севильский цирюльник», «Мадам Баттерфляй», «Любовный напиток», «Секрет любимых оперетт» и др. ...
Читайте также


Читайте также

  • Станут известны лауреаты фестиваля им. Леонида Филатова

    В понедельник, 17 июня, в Москве в Эфросовском зале театра Et Cetera состоится финал V Всероссийского фестиваля молодой поэзии им. Леонида Филатова «Филатов фест-2019».   Фестиваль молодой поэзии «Филатов-фест», названный в честь поэта и актера Леонида Филатова, был организован в 2014 году поэтом, актером и режиссёром, выходцем из Театра на Таганке Владом Маленко. ...
  • Сергей Безруков открыл «Фабрику Станиславского»

    В Музее-заповеднике «Горки Ленинские» 7 июня состоялось открытие II Летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского». В программе – показы спектаклей из регионов, практические занятия для студентов театральных вузов, лекции и семинары по истории русского театра. ...
  • Приз «Кинотавра» будет носить имя Олега Янковского

    Приз фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль теперь будет носить имя актера Олега Янковского. Об этом сообщил президент кинофестиваля Александр Роднянский. «С этого года приз «Кинотавра» за лучшую мужскую роль будет носить имя Олега Янковского. ...
  • Театр им. Вахтангова отправляется в американское турне

    Участником сразу двух крупнейших фестивалей искусств Luminato в Торонто (9, 10 июня) и «Вишнёвый сад» в Нью-Йорке (13-16 июня) и Бостоне (18, 19 июня) станет спектакль «Маскарад» в постановке Римаса Туминаса. Тем самым Театр им. ...
Читайте также