Время в упражнениях

Большой театр снова осваивает современную хореографию

 
Премьера трех одноактных балетов из Голландии состоялась в Большом театре. Это «Вариации на тему Франка Бриджа» Ханса ван Манена, «Совсем недолго вместе» Соль Леон с Полом Лайтфутом и «Симфония псалмов» Иржи Килиана. Все – выдающиеся хореографы современности.

Композитор Бриттен написал «Вариации на тему Франка Бриджа» для струнного оркестра в 1937 году, переработав музыку своего учителя («Идиллия для струнного квартета»). Это жанрово переменчивая мозаика на 24 минуты, составленная из небольших фрагментов (от одной до трех минут, финал – чуть больше семи). Бриттен путешествует от «Марша» и «Романса» до «Итальянской арии» и «Венского вальса». И взывает к истории музыки: можно услышать отзвуки чего угодно – от испанских мотивов и бельканто до Малера и Баха. Все покрывается мощной индивидуальностью автора, который, варьируя источники, снабдил партитуру амбивалентным настроением, от серьезности к пародии и обратно. А заодно экспериментировал над понятием идиллии.

Эти колебания прекрасно уловил патриарх современного балета Ханс ван Манен, когда ставил балет в 2005 году. Комбинации для двух пар и «окружения» из шести человек он снабдил сложным подтекстом. Все зашифровано в графике остро согнутых в коленях или широко расставленных в приседании ног. В полукругах нарочито склоненных спин. В дуализме взаимных наклонных арабесков и во внезапных прикосновениях ладоней к полу, даже в таинственной траурной проходке по сцене. Босые танцовщики в разноцветных трико-унисекс должны проделывать па, не перебарщивая в «изобразительности» предполагаемых эмоций. Лучше всего это удалось Артуру Мкртчяну, с его ощущением углов в «круглых» движениях, четким ракурсом распахнутых рук и легкой телесной переменчивостью. Хуже всего – немузыкальному Денису Родькину, который ничем не смог похвастаться, кроме природной «милоты» и вложенных в неклассический танец стандартных манер балетного принца, здесь, разумеется, неуместных. Екатерина Шипулина «перетанцевала» другую солистку, Викторию Якушеву, в передаче фирменных ван Маненовских сплетений: в них – при желании – можно найти рассказ о некой тревожной любви или неких тайных церемониях, а можно – кинетику геометрических структур в сопряжении с музыкой.

Утонченной «Симфонии псалмов» Иржи Килиана на музыку Стравинского в Большом театре не везет второй раз. Возобновленный балет (рецензию на него см. в «НИ» от 26.07.2011) прошел не то чтобы совсем плохо, но как-то безлико, без порывов к сакральной музыке и понимания принципов авторской пластичности. Без того посыла, о котором сам Килиан говорил: «жест как «единственное желание артиста». Это самый старый балет программы – ему почти сорок лет. Но что поделать, если Россия успешно проморгала большой художественный период – то, что называется модерн-дансом, отчего наши классические исполнители плохо сопрягаются с нужной координацией и необходимым чувством стиля. Парадокс, но более поздние спектакли, где концепция управляет танцем больше музыки, нашим артистам часто даются легче. И вот пример.

«Совсем недолго вместе» – остроумное, смешливое и печальное сочинение Пола Лайтфута и Соль Леон – руководителей Нидерландского театра танца, сменивших в 2012 году на этом посту Килиана. По версии Леон, это балет о быстротечности времени, но Лайтфут говорит о грезах пожилого балетного артиста по былой силе тела. Учитывая скоротечность жизни в профессии, подходят оба варианта. В любом случае старость тут вспоминает о молодости, когда трава была зеленей, а девушки юношей и юноши девушек любили изо всех сил, и огненный танец что на сцене, что в жизни было легко станцевать. Для тихого настоящего подошли топанье голой стопы и музыка Макса Рихтера (точечные аккорды и звук дождя), для отвязной ностальгии – бурный Бетховен и пуанты. С экрана на заднике в зал смотрят мудрые глаза старика, из-за его спины выглядывает юная девушка. На сцене черный цвет кулис (возраст) сменяется красным (молодость), замедленные корчи с оттенком жалости к себе – ярыми всплесками телесной свободы, как будто классические танцовщики отрываются на рок-концерте. Тут ползучий гротеск с гимнастикой, негромкий, но искренний пафос, сдобренный горестью, молодая прямая осанка и старческая согбенность, быстрая игра мускулов и долгий рапид. И поверх всего – громадная человечность. Исполнители (все до единого) станцевали на уровне репутации балетной труппы Большого как одной из лучших в мире. Некоторые, как Нина Капцова, открылись с неожиданной стороны. Она выдала такую отчаянно-эротическую браваду-трагикомедию, что может праздновать день премьеры как день рождения нового уровня творчества. Что сказать о Екатерине Крысановой, с ее великолепным танцем раненой птицы (ипостась старости?) О человеке в черном (Владислав Лантратов) и «парном» к нему человеке в сером (Денис Савин) – то ли сопернике, то ли тени и втором «я»? Только километры комплиментов, адресованных еще и Игорю Цвирко, Семену Чудину и Дмитрию Дорохову. Если б труппа всё так танцевала, в Большой хотелось бы ходить каждый день.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
  • Дмитрий Быков доставлен в московскую клинику

    Самолет, транспортировавший из Уфы Дмитрия Быкова, прибыл в Москву, после чего медики сопроводили писателя в клинику. «В Москве. В клинике. Все штатно», - написала на своей странице  в Facebook жена писателя, Ирина Лукьянова. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Вахтангова выходит премьера «Новая квартира»

    Премьера спектакля итальянского режиссера Джорджио Сангати по пьесе Карло Гольдони «Новая квартира» состоится 24 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра.   «В этой пьесе нет места маскам и уличным сценам комедии дель арте: действие переместилось с площадей в квартиры венецианцев, – рассказал режиссер накануне премьеры, его слова цитирует пресс-служба. ...
  • «Каждый может сотворить чудо»

    В четверг вечером, 18 апреля, на сцене детской театральной студии «Маленькая Луна» (при «Театре Луны») состоялась премьера музыкального спектакля «Алые паруса». Режиссер и актриса «Театра Луны» Алена Захарова поставила нежную и романтическую историю о дружбе и первой любви. ...
  • Зрители «Сферы» увидят «Гиперболоид инженера Гарина»

    28 апреля 2019 года в 18. 00 на Основной сцене театра «Сфера» пройдет премьера спектакля «Гиперболоид инженера Гарина» в постановке режиссера Глеба Черепанова по одноименному роману Алексея Толстого. Художник-постановщик спектакля - Ольга Хлебникова. ...
  • Атлантида, которая никак не хочет затонуть

    Практически одновременно в РАМТе и в Губернском театре появились постановки, воскрешающие быт и атмосферу застойных 1970 – 1980-х годов. Сергей Безруков выпустил спектакль-караоке по повести Василия Шукшина «Энергичные люди» (отметив в премьерном интервью, что давнюю идею подстегнул и актуализировал 90-летний юбилей писателя). ...
Читайте также