«И воздух пахнет смертью»

Дмитрий Крымов поставил роман Эрнеста Хемингуэя

 
В «Школе драматического искусства» вышла премьера спектакля «Последнее свидание в Венеции» по роману «За рекой в тени деревьев» Хемингуэя. Дмитрий Крымов вместе со сценографом Александром Боровским выстроил в атриуме ШДИ образ самого прекрасного города на свете. А Александр Филиппенко сыграл американского полковника, приехавшего проститься с любимыми и умереть.

Как у многих «За рекой в тени деревьев» был любимым романом в старших школьных классах. Покалеченный, обреченный, не сдающийся неотразимый американский полковник. 19-летняя красавица – графиня – венецианка Рената. Их обреченность друг другу. Квадратные изумруды от пра-пра-пра-пра-пра-бабушки, которые она дарит возлюбленному, чтобы он иногда их трогал израненной рукой. Последнее свидание, последнее «прощай». Образ любви, которую автор сравнивает с венецианским мостом – две половинки намертво соединены цепями, но не касаются друг друга.

…Спектакль Дмитрия Крымова начинается в пустом атриуме, на черном полу которого разбросаны поломанные зонтики, скомканная бумага, обрывки полиэтилена и веточки красных гвоздик. Несколько серьезных юношей и девушек в белых куртках, вооружившись современными воздуходуйками, аккуратно чистят площадку (она же венецианская площадь), над которой звучит томительное «Casta diva». Роскошная женщина в бигудях, шелковом халате и с огуречной маской на лице выводит рулады и советует уборщикам поторопиться с возведением трибун и установкой стульев. Венеция оказывается городом и женщиной одновременно. Последним любимым городом и последней любимой женщиной.

Под «Casta diva» мы и рассаживаемся на помосте и оказываемся напротив ресторанного окна, где полковник Ричард-Александр Филиппенко пьет свой утренний аперитив. 

Невольные соглядатаи, мы жадно вглядываемся в заоконное пространство. И не сразу понимаем, что перед нами не окна, а огромные линзы. Квадратные линзы-створки играют с пространством и людьми, искажая и меняя пропорции не хуже венецианских вод. 

Именно они становятся главным маркером места действия, а отнюдь не проекции Гран-канала. И даже не лаковая гондола, и не венецианская карнавальная маска. И не сияющие разноцветными лампочками макеты дворцов, проплывающие вдоль окна, когда Ричард рассказывает Ренате о своих венецианских друзьях.

Венеция – не фон, но равноправное действующее лицо.

Рената сидит напротив за столиком – белокурая в красном платье и в туфлях на каблуках. Она болтает ногой в лаковой туфельке и старается быть веселой: и тогда, когда Ричард падает, сметая со стола скатерть и посуду. И когда он мрачнеет, уходя в свои воспоминания: «Мы будем веселыми! Мы уже веселимся!»

Счастливые любовники любят заглядывать в будущее. Рената и Ричард говорят только о прошлом. Или точнее говорит Ричард. Говорит о войнах, где он сражался сержантом, капитаном, генералом. Где он редко допускал ошибки, но каждая стоила десятков жизней. Рассказывает о поле, где похоронены его друзья и его коленная чашечка. О солдате, который лежал прямо на проезжей части дороги, и машины ехали прямо по его телу. И как странно было на ощупь это сплющенное тело, когда его Ричард с помощниками подняли, чтобы похоронить. О немецкой собаке, которая ела тело фрица, поджаренное бомбардировками.

Нацепив клоунский красный нос, Ричард-Филиппенко говорит об ужасах войны легким тоном. Но отчетливо видишь тело солдата, которое лежит на дороге, и грузовики, которые по нему проезжают. Видишь глазами Ричарда и ощущаешь его сердечный спазм. Разве от воспоминаний поможет нитроглицерин?!

Дмитрий Крымов отдал роль Ренаты трем артисткам – Марии Смольниковой, Кристине Пивневой, Алине Ходжевановой. Белокурые красотки в красных платьях с рукавами-колокольчиками меняются почти незаметно. Но каждая играет свою фазу любовной истории. 

Нежная, растворяющаяся в Ричарде Рената – Мария Смольникова настроена на любимого как сверхчуткий прибор. Она реагирует на каждое его слово, интонацию, жест (Смольникова, действительно, умеет жить «в собеседнике» на сцене как мало кто). 

Но в любви полное растворение в другом редко бывает долгим. Последний день оказывается таким длинным, что можно успеть прожить самые разные фазы страсти: поглощенность друг другом – отчуждение – неприязнь – возвращение к нежной игре. 

Рената меняется. Становится и старше, и грубее, и требовательнее. Меняются милые черты, по-другому звучит голос. Она уже может капризничать, настаивать, допрашивать. 

Вот она пытается выяснить: действительно ли Ричард никогда не вспоминает о бросившей его жене? А на скатерти стола поет и подмигивает женское изображение и его никак ни смахнуть, ни изгнать. А скоро и сама певица в концертном платье усядется на авансцене во всем блеске женской цветущей плоти: «это я давно для тебя умерла? Ну-ну?».

На медицинском осмотре врач советует держаться подальше от любой искры, чтобы не вспыхнул нитроглицерин, которым нашпигован полковник. А потом надев белокурый парик, ироничный Доктор-Максим Маминов легко окарикатурит все интонации «собирательной Ренаты».

Последний день подходит к концу, отступают шероховатости и шумы. Над Сан-Марко плывет музыка. Ричард и Рената танцуют на площади. Ричард уходит. И оставшись одна, белокурая бестия сбрасывает каблуки и отдается ритму, отчаянно пытаясь выплеснуть боль и растворяясь в этой боли.

Звук выстрела. Стекло окрашивается кровью и солнечными лучами.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • «Доверия ей мы оказать не можем»

    На пресс-конференции, которая состоялась в понедельник, 5 августа, в ТАСС, худрук театра «У Никитских ворот» Марк Розовский ответил на вопрос о дальнейшей работе в его театре бухгалтера Нины Масляевой, обвиняемой по делу «Седьмой студии». ...
Читайте также


Читайте также

  • В Северной столице немцы представят «Утопию»

    В рамках Театральной олимпиады 7, 8 и 14 сентября в Санкт-Петербурге состоится премьера нового променад-спектакля «Утополис Петербург» от всемирно известной немецкой театральной компании Rimini Protokoll. Ранее проект был представлен только жителям Манчестера под названием Utopolis Manchester. ...
  • Выходит в свет сентябрьский «Театрал»

    На страницах первого осеннего номера (см. подписка) вы прочтете: - какая роль стала для Елизаветы Боярской настоящим испытанием; - что думает Иван Вырыпаев о закулисном мире шоу-бизнеса; - почему в Год театра директора уходят со своих постов; - какие впечатления остались у Марка Розовского после работы в Авиньоне; - какой сюрприз готовит зрителям Дмитрий Крымов; - чем опасен театр: внучка Чарли Чаплина в спецпроекта «Театрала»; - когда в Москву привезут лучшие спектакли русскоязычных театров Европы и США; - почему классика всегда современна: колонка Дмитрия Трубочкина; - как на государственном уровне будет отмечаться столетие Театра им. ...
  • Нестрашный Вий

    В петербургском театре «Приют комедианта» 33-й сезон открылся премьерным спектаклем режиссера Василия Сенина «Вий».   Притча Гоголя «Вий» всегда ассоциировалась с ужасом, наваждением, жутью. Этакая страшилка, которая, однако, почему-то нужна людям и, прежде всего, детям, чтобы вновь и вновь переживать страх. ...
  • «Дети у власти» откроют сезон в Александринке

    В день открытия сезона, 3 сентября, на Новой сцене Александринского театра состоится премьера спектакля «Дети у власти» по пьесе французского поэта, драматурга Роже Витрака (1899 – 1952). Над постановкой работает Николай Рощин в соавторстве с Андреем Калининым и, по их замыслу,  это произведение – «искреннее признание театру в любви и верности». ...
Читайте также