«И воздух пахнет смертью»

Дмитрий Крымов поставил роман Эрнеста Хемингуэя

 
В «Школе драматического искусства» вышла премьера спектакля «Последнее свидание в Венеции» по роману «За рекой в тени деревьев» Хемингуэя. Дмитрий Крымов вместе со сценографом Александром Боровским выстроил в атриуме ШДИ образ самого прекрасного города на свете. А Александр Филиппенко сыграл американского полковника, приехавшего проститься с любимыми и умереть.

Как у многих «За рекой в тени деревьев» был любимым романом в старших школьных классах. Покалеченный, обреченный, не сдающийся неотразимый американский полковник. 19-летняя красавица – графиня – венецианка Рената. Их обреченность друг другу. Квадратные изумруды от пра-пра-пра-пра-пра-бабушки, которые она дарит возлюбленному, чтобы он иногда их трогал израненной рукой. Последнее свидание, последнее «прощай». Образ любви, которую автор сравнивает с венецианским мостом – две половинки намертво соединены цепями, но не касаются друг друга.

…Спектакль Дмитрия Крымова начинается в пустом атриуме, на черном полу которого разбросаны поломанные зонтики, скомканная бумага, обрывки полиэтилена и веточки красных гвоздик. Несколько серьезных юношей и девушек в белых куртках, вооружившись современными воздуходуйками, аккуратно чистят площадку (она же венецианская площадь), над которой звучит томительное «Casta diva». Роскошная женщина в бигудях, шелковом халате и с огуречной маской на лице выводит рулады и советует уборщикам поторопиться с возведением трибун и установкой стульев. Венеция оказывается городом и женщиной одновременно. Последним любимым городом и последней любимой женщиной.

Под «Casta diva» мы и рассаживаемся на помосте и оказываемся напротив ресторанного окна, где полковник Ричард-Александр Филиппенко пьет свой утренний аперитив. 

Невольные соглядатаи, мы жадно вглядываемся в заоконное пространство. И не сразу понимаем, что перед нами не окна, а огромные линзы. Квадратные линзы-створки играют с пространством и людьми, искажая и меняя пропорции не хуже венецианских вод. 

Именно они становятся главным маркером места действия, а отнюдь не проекции Гран-канала. И даже не лаковая гондола, и не венецианская карнавальная маска. И не сияющие разноцветными лампочками макеты дворцов, проплывающие вдоль окна, когда Ричард рассказывает Ренате о своих венецианских друзьях.

Венеция – не фон, но равноправное действующее лицо.

Рената сидит напротив за столиком – белокурая в красном платье и в туфлях на каблуках. Она болтает ногой в лаковой туфельке и старается быть веселой: и тогда, когда Ричард падает, сметая со стола скатерть и посуду. И когда он мрачнеет, уходя в свои воспоминания: «Мы будем веселыми! Мы уже веселимся!»

Счастливые любовники любят заглядывать в будущее. Рената и Ричард говорят только о прошлом. Или точнее говорит Ричард. Говорит о войнах, где он сражался сержантом, капитаном, генералом. Где он редко допускал ошибки, но каждая стоила десятков жизней. Рассказывает о поле, где похоронены его друзья и его коленная чашечка. О солдате, который лежал прямо на проезжей части дороги, и машины ехали прямо по его телу. И как странно было на ощупь это сплющенное тело, когда его Ричард с помощниками подняли, чтобы похоронить. О немецкой собаке, которая ела тело фрица, поджаренное бомбардировками.

Нацепив клоунский красный нос, Ричард-Филиппенко говорит об ужасах войны легким тоном. Но отчетливо видишь тело солдата, которое лежит на дороге, и грузовики, которые по нему проезжают. Видишь глазами Ричарда и ощущаешь его сердечный спазм. Разве от воспоминаний поможет нитроглицерин?!

Дмитрий Крымов отдал роль Ренаты трем артисткам – Марии Смольниковой, Кристине Пивневой, Алине Ходжевановой. Белокурые красотки в красных платьях с рукавами-колокольчиками меняются почти незаметно. Но каждая играет свою фазу любовной истории. 

Нежная, растворяющаяся в Ричарде Рената – Мария Смольникова настроена на любимого как сверхчуткий прибор. Она реагирует на каждое его слово, интонацию, жест (Смольникова, действительно, умеет жить «в собеседнике» на сцене как мало кто). 

Но в любви полное растворение в другом редко бывает долгим. Последний день оказывается таким длинным, что можно успеть прожить самые разные фазы страсти: поглощенность друг другом – отчуждение – неприязнь – возвращение к нежной игре. 

Рената меняется. Становится и старше, и грубее, и требовательнее. Меняются милые черты, по-другому звучит голос. Она уже может капризничать, настаивать, допрашивать. 

Вот она пытается выяснить: действительно ли Ричард никогда не вспоминает о бросившей его жене? А на скатерти стола поет и подмигивает женское изображение и его никак ни смахнуть, ни изгнать. А скоро и сама певица в концертном платье усядется на авансцене во всем блеске женской цветущей плоти: «это я давно для тебя умерла? Ну-ну?».

На медицинском осмотре врач советует держаться подальше от любой искры, чтобы не вспыхнул нитроглицерин, которым нашпигован полковник. А потом надев белокурый парик, ироничный Доктор-Максим Маминов легко окарикатурит все интонации «собирательной Ренаты».

Последний день подходит к концу, отступают шероховатости и шумы. Над Сан-Марко плывет музыка. Ричард и Рената танцуют на площади. Ричард уходит. И оставшись одна, белокурая бестия сбрасывает каблуки и отдается ритму, отчаянно пытаясь выплеснуть боль и растворяясь в этой боли.

Звук выстрела. Стекло окрашивается кровью и солнечными лучами.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Вахтангова выходит премьера «Новая квартира»

    Премьера спектакля итальянского режиссера Джорджио Сангати по пьесе Карло Гольдони «Новая квартира» состоится 24 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра.   «В этой пьесе нет места маскам и уличным сценам комедии дель арте: действие переместилось с площадей в квартиры венецианцев, – рассказал режиссер накануне премьеры, его слова цитирует пресс-служба. ...
  • «Каждый может сотворить чудо»

    В четверг вечером, 18 апреля, на сцене детской театральной студии «Маленькая Луна» (при «Театре Луны») состоялась премьера музыкального спектакля «Алые паруса». Режиссер и актриса «Театра Луны» Алена Захарова поставила нежную и романтическую историю о дружбе и первой любви. ...
  • Зрители «Сферы» увидят «Гиперболоид инженера Гарина»

    28 апреля 2019 года в 18. 00 на Основной сцене театра «Сфера» пройдет премьера спектакля «Гиперболоид инженера Гарина» в постановке режиссера Глеба Черепанова по одноименному роману Алексея Толстого. Художник-постановщик спектакля - Ольга Хлебникова. ...
  • Атлантида, которая никак не хочет затонуть

    Практически одновременно в РАМТе и в Губернском театре появились постановки, воскрешающие быт и атмосферу застойных 1970 – 1980-х годов. Сергей Безруков выпустил спектакль-караоке по повести Василия Шукшина «Энергичные люди» (отметив в премьерном интервью, что давнюю идею подстегнул и актуализировал 90-летний юбилей писателя). ...
Читайте также