«И воздух пахнет смертью»

Дмитрий Крымов поставил роман Эрнеста Хемингуэя

 
В «Школе драматического искусства» вышла премьера спектакля «Последнее свидание в Венеции» по роману «За рекой в тени деревьев» Хемингуэя. Дмитрий Крымов вместе со сценографом Александром Боровским выстроил в атриуме ШДИ образ самого прекрасного города на свете. А Александр Филиппенко сыграл американского полковника, приехавшего проститься с любимыми и умереть.

Как у многих «За рекой в тени деревьев» был любимым романом в старших школьных классах. Покалеченный, обреченный, не сдающийся неотразимый американский полковник. 19-летняя красавица – графиня – венецианка Рената. Их обреченность друг другу. Квадратные изумруды от пра-пра-пра-пра-пра-бабушки, которые она дарит возлюбленному, чтобы он иногда их трогал израненной рукой. Последнее свидание, последнее «прощай». Образ любви, которую автор сравнивает с венецианским мостом – две половинки намертво соединены цепями, но не касаются друг друга.

…Спектакль Дмитрия Крымова начинается в пустом атриуме, на черном полу которого разбросаны поломанные зонтики, скомканная бумага, обрывки полиэтилена и веточки красных гвоздик. Несколько серьезных юношей и девушек в белых куртках, вооружившись современными воздуходуйками, аккуратно чистят площадку (она же венецианская площадь), над которой звучит томительное «Casta diva». Роскошная женщина в бигудях, шелковом халате и с огуречной маской на лице выводит рулады и советует уборщикам поторопиться с возведением трибун и установкой стульев. Венеция оказывается городом и женщиной одновременно. Последним любимым городом и последней любимой женщиной.

Под «Casta diva» мы и рассаживаемся на помосте и оказываемся напротив ресторанного окна, где полковник Ричард-Александр Филиппенко пьет свой утренний аперитив. 

Невольные соглядатаи, мы жадно вглядываемся в заоконное пространство. И не сразу понимаем, что перед нами не окна, а огромные линзы. Квадратные линзы-створки играют с пространством и людьми, искажая и меняя пропорции не хуже венецианских вод. 

Именно они становятся главным маркером места действия, а отнюдь не проекции Гран-канала. И даже не лаковая гондола, и не венецианская карнавальная маска. И не сияющие разноцветными лампочками макеты дворцов, проплывающие вдоль окна, когда Ричард рассказывает Ренате о своих венецианских друзьях.

Венеция – не фон, но равноправное действующее лицо.

Рената сидит напротив за столиком – белокурая в красном платье и в туфлях на каблуках. Она болтает ногой в лаковой туфельке и старается быть веселой: и тогда, когда Ричард падает, сметая со стола скатерть и посуду. И когда он мрачнеет, уходя в свои воспоминания: «Мы будем веселыми! Мы уже веселимся!»

Счастливые любовники любят заглядывать в будущее. Рената и Ричард говорят только о прошлом. Или точнее говорит Ричард. Говорит о войнах, где он сражался сержантом, капитаном, генералом. Где он редко допускал ошибки, но каждая стоила десятков жизней. Рассказывает о поле, где похоронены его друзья и его коленная чашечка. О солдате, который лежал прямо на проезжей части дороги, и машины ехали прямо по его телу. И как странно было на ощупь это сплющенное тело, когда его Ричард с помощниками подняли, чтобы похоронить. О немецкой собаке, которая ела тело фрица, поджаренное бомбардировками.

Нацепив клоунский красный нос, Ричард-Филиппенко говорит об ужасах войны легким тоном. Но отчетливо видишь тело солдата, которое лежит на дороге, и грузовики, которые по нему проезжают. Видишь глазами Ричарда и ощущаешь его сердечный спазм. Разве от воспоминаний поможет нитроглицерин?!

Дмитрий Крымов отдал роль Ренаты трем артисткам – Марии Смольниковой, Кристине Пивневой, Алине Ходжевановой. Белокурые красотки в красных платьях с рукавами-колокольчиками меняются почти незаметно. Но каждая играет свою фазу любовной истории. 

Нежная, растворяющаяся в Ричарде Рената – Мария Смольникова настроена на любимого как сверхчуткий прибор. Она реагирует на каждое его слово, интонацию, жест (Смольникова, действительно, умеет жить «в собеседнике» на сцене как мало кто). 

Но в любви полное растворение в другом редко бывает долгим. Последний день оказывается таким длинным, что можно успеть прожить самые разные фазы страсти: поглощенность друг другом – отчуждение – неприязнь – возвращение к нежной игре. 

Рената меняется. Становится и старше, и грубее, и требовательнее. Меняются милые черты, по-другому звучит голос. Она уже может капризничать, настаивать, допрашивать. 

Вот она пытается выяснить: действительно ли Ричард никогда не вспоминает о бросившей его жене? А на скатерти стола поет и подмигивает женское изображение и его никак ни смахнуть, ни изгнать. А скоро и сама певица в концертном платье усядется на авансцене во всем блеске женской цветущей плоти: «это я давно для тебя умерла? Ну-ну?».

На медицинском осмотре врач советует держаться подальше от любой искры, чтобы не вспыхнул нитроглицерин, которым нашпигован полковник. А потом надев белокурый парик, ироничный Доктор-Максим Маминов легко окарикатурит все интонации «собирательной Ренаты».

Последний день подходит к концу, отступают шероховатости и шумы. Над Сан-Марко плывет музыка. Ричард и Рената танцуют на площади. Ричард уходит. И оставшись одна, белокурая бестия сбрасывает каблуки и отдается ритму, отчаянно пытаясь выплеснуть боль и растворяясь в этой боли.

Звук выстрела. Стекло окрашивается кровью и солнечными лучами.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • Брусникинцы расскажут об Оттепели

    Новый спектакль Мастерской Брусникина и Центра Вознесенского «В.Е.Р.А.»  из современности обращается к эпохе «больших надежд» — советской Оттепели. Спектакль в жанре поэтического вербатима создан поэтами Екатериной Троепольской и Андреем Родионовым и режиссером Сергеем Карабанем на основе документальных материалов эпохи 1960-х годов. ...
  • В Большом театре появятся шедевры Баланчина и Бежара

    В четверг, 13 июня, на Новой сцене Большого театра состоится премьера двух одноактных балетов – «Симфония до мажор» Джорджа Баланчина и «Парижское веселье» Мориса Бежара. Большой театр впервые обращается к творчеству Мориса Бежара – легенде современного балета – и представляет одну из его самых радостных постановок, балет «Парижское веселье» – яркое балетное попурри на музыку Жака Оффенбаха и Манюеля Розенталя. ...
  • «Сатирикон» готовит премьеру

    Под занавес театрального года «Сатирикон» представит заключительную премьеру в сезоне «Мой папа – Питер Пэн» по современной пьесе Керен Климовски, отмеченной главной наградой конкурса «В поисках новой пьесы» (РАМТ, 2018). ...
  • Во МХАТе Горького поставят спектакль о леди Гамильтон

    Премьера исторической  драмы Александра Дмитриева по пьесе британского драматурга Теренса Реттигена «Леди Гамильтон» состоится 16 июня на сцене МХАТа им. Горького. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. ...
Читайте также