Голая правда

В «Гоголь-Центре» заработала «Машина Мюллер»

 
Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль».
 
Словно наверстывая упущенное, Кирилл Серебренников попытался поставить «всего Мюллера», собирая его портрет из отрывков пьес, рассказов и других произведений. Но, пожалуй, открытием стали не эти тексты, все же трудно усваиваемые на слух, и не медийные персоны на сцене, а работа режиссера с актерами, телесностью и зрительским восприятием.  

Основой спектакля стал «Квартет» – одно из самых репертуарных, но стоящих особняком произведений социалиста и левака Мюллера. Это постмодернистская игра в маньеризм по мотивам романа Лакло «Опасные связи», где герои, одержимые сражениями на любовном фронте, постоянно меняются ролями и даже полами, так что вечный, казалось бы, конфликт мужского и женского оказывается доведен до абсурда и отменен. (В спектакле это стирание пола подчеркивает контратенор Артур Васильев, выходящий то в мужском костюме, то в фантастических платьях и париках, и исполняющий Генри Перселла, Рихарда Штрауса и Майкла Наймана в аранжировках Алексея Сысоева.)

Материал этот – почти бенефисный. Кто только не играл восхитительно-отвратительную пару великосветских циников, включая Аллу Демидову и Дмитрия Певцова в давней постановке Теодора Терзопулоса. Но Кирилл Серебренников пригласил на главные роли не актеров, которые, по его словам, не могли осилить больше четырех строчек этого текста, а современных интеллектуалов, людей, «способных мыслить на сцене». Ими оказались известная телеведущая Сати Спивакова и скандальный режиссер Константин Богомолов. Сочетание впечатляющее. Как говорил Александр Сергеевич, «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». Посмотреть на поединок популяризатора нескучной классики и признанного разрушителя театральных основ было бы очень интересно. Но режиссер почему-то решил их использовать не как «реди-мейд» персонажей, а как актеров, причем, актеров характерных.

Сам Хайнер Мюллер считал «Квартет» комедией, отмечая, что там внутри, на самом деле, «Тетка Чарлея». Достать эту тетку, то есть комедийное начало, из полного непристойностей, но в то же время невероятно высокопарного текста оказалось сложно. Иронизируя над пошлостью пафоса, Серебренников то ставил Богомолова на котурны в виде черепов, то привязывал к его причинному месту пропеллер.. А Сати Спивакову, когда она перевоплощалась в Вальмона, переодевал в бейсбольные щитки – самую банальную униформу брутальности.  Исполнители помогали режиссеру, как могли. Но госпожа Спивакова, обворожительная в роли стервозной маркизы де Мертей, в комедийных эпизодах явно терялась. А увлеченное лицедейство Константина Богомолова слишком напоминало его недавнее выступление на церемонии «Гвоздь сезона», где он на пару с Сергеем Епишевым изображал театральных критикесс.
Фальшь театральной игры как таковой, помноженная на заложенную в пьесе имитацию, подделку человеческих отношений, не просто выделялась, но прямо-таки бросалась в глаза рядом с подлинностью и естественностью обнаженных человеческих тел. Призвав на сцену атлетически сложенных, пластичных перформеров, которых хореограф Евгений Кулагин превратил в идеально работающую команду, Кирилл Серебренников подложил бомбу под свой спектакль, но в то же время – спас его.   

Наверное, впервые в практике нашего театра на сцену не просто выводят раздетых людей, но работают с наготой столь содержательно, исследуя все её семантические возможности. Нагота может означать унижение и потерю индивидуальности – и в первых эпизодах актеры выходят на сцену с лицами, закрытыми черными балаклавами, и становятся чуть ли не мебелью для «привилегированных» одетых героев. Нагота, напротив, может быть выражением красоты и гармонии человеческого тела – и это случается, когда перформеры застывают в скульптурных позах, словно античные статуи. Обнаженное тело может выступать в роли жертвы, пушечного мяса – и в одной из сцен толпу беззащитных людей загоняют в металлические решетки. Однако, чаще всего в потребительском обществе оно служит сексуальным объектом – поэтому, наверное, для этой ипостаси выбрана такая лобовая метафора как размазывание йогурта по голому телу.

Но, пожалуй, главной функцией или даже миссией обнаженной натуры здесь становится демонстрация человеческой подлинности и победительной свободы. Той подлинности, какая бывает у детей и животных, которых, как известно, в театре переиграть невозможно. И той свободы от условностей, табу, страхов и навязанных самим себе запретов, о которой в нашем обществе фактически не приходится говорить.

Искателем и поборником этой свободы в спектакле становится еще один персонаж – современный Гамлет, бесстрашно сыгранный молодым актером Седьмой студии Александром Горчилиным. Гамлет-анархист, Гамлет-разрушитель, он не принимает современного мира и не желает, как все, закрывать глаза на его гнусность и играть в его игры. Он пробивает дыры в стене с огромным портретом Хайнера Мюллера, и оттуда, изнутри, вдруг проникает свет. И хотя сам немецкий драматург был пессимистом и не верил в прогресс человечества, ни эволюционный, ни революционный, новый спектакль «Гоголь-центра», как ни странно, внушает надежду. Надежду на революцию сознания – хотя бы в одном отдельно взятом театре.     

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • Павла Устинова освободили из-под ареста

    Мосгорсуд отпустил из-под ареста актера Павла Устинова, приговоренного ранее к 3,5 годам колонии за применение насилия в отношении сотрудника Росгвардии на несогласованной акции 3 августа в Москве. Об этом сообщает телеканал «Дождь». ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Образцова открыли новый сезон

    В пятницу вечером, 20 сентября, спектаклем «Необыкновенный концерт» в Театре кукол им. Образцова открылся новый, 89-й по счету, сезон. А накануне здесь состоялся традиционный сбор труппы, на котором были озвучены планы на предстоящий творческий год. ...
  • Театр на Юго-Западе представил первую премьеру сезона

    В «Театре на Юго-Западе» состоялась премьера спектакля «Примадонны (ПрямоДонны)» по пьесе Кена Людвига. Комедия положений, комедия с переодеваниями, главный посыл которой – любовь. Любовь, заставляющая людей меняться и совершать невероятные поступки. ...
  • Юрий Грымов: «Молчание может быть громким»

    Художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов представил свой новый спектакль «Nirvana», посвященный лидеру легендарной рок-группы, культовому музыканту Курту Кобейну. Премьерный показ состоялся в среду, 18 сентября (подробнее читайте в материале «Театрала»), а накануне режиссер ответил на вопросы журналистов. ...
  • Юрий Грымов: «Наркотики не спрашивают, хочешь ты их или нет»

    В среду, 18 сентября, Московский театр «Модерн» открыл 32-й сезон премьерой художественного руководителя Юрия Грымова «Nirvana». Спектакль посвящен судьбе культового рок-музыканта Курта Кобейна. Накануне вечером в театре состоялся закрытый показ для прессы, на котором творческая группа рассказала о новой работе. ...
Читайте также