«Сидит перед вами легенда…»

Калягин устроил прием в честь Этуша

 
Начало Масленицы в Союзе театральных деятелей отметили традиционным «Приемом председателя», на который Александр Калягин пригласил руководителей и артистов столичных театров. По традиции, главным событием вечера стало вручение персональной премии, которой в нынешнем году Калягин наградил президента Щукинского театрального училища Владимира Этуша.
 
Свой выбор Александр Александрович объяснил, не скрывая ностальгических чувств:
– Владимир Абрамович мой учитель в прямом смысле этого слова. Я попал к нему, как студент курса Веры Константиновны Львовой. Какие мы все были нескладные! И какие замечательные педагоги нас окружали: Шихматов, Ремезова, Орочко...
И вот, не помню, на каком курсе, я должен был играть в отрывке из «Мертвых душ» (сцена Чичикова и Коробочки). Владимир Абрамович взялся меня учить.

Отрывок, честно говоря, мало получился. По-моему, он вообще не получился. Ругали нас: дескать, Калягин не схватил, Калягин не сумел… и так далее.

Родные мои, вы прекрасно знаете, как трудно «ухватить» мастера, как трудно схватить острый рисунок. А я по своей натуре всегда медленно вхожу в роль, но… я прошел школу Этуша. Собственно говоря, и профессию я начал всерьез познавать благодаря той работе над гоголевским отрывком. Владимир Абрамович подтолкнул меня к этому. А дальше – больше. Сколько бы времени ни проходило со дня окончания Щукинского училища, его выпускники мне всегда говорили: «Этуш – это очень серьезно. Талант великий и очень серьезный. Суровый талант».

Я все это испытал на собственной шкуре. Сказать, что я видел на лице Владимира Абрамовича счастье, когда я репетировал, я не могу. Видимо, он мучился. Я тоже.

Но, короче говоря, вы сами знаете природу нашей профессии: поражение тоже чему-то учит (и даже в большей степени, чем победа). Наверное, у нас не было такого уж явного поражения (мы старались и все-таки щадили профессора Этуша), но эта работа многому меня научила.

Чудо заключается в том, что я сегодня, в прием председателя, вручаю премию и говорю эти слова человеку, который одним из первых подарил мне профессию. Обучил меня этой профессии. И это – почти зазеркалье. Сидит перед вами легенда, великий актер, потрясающий человек, а я стою и… немею от счастья.
Здоровья, конечно, желают всегда. Я хочу чтобы у вас побольше было оптимизма. В последнее время жизнь не дарит оптимистическими нотами, но что делать – мы не жалуемся.
 
В этот момент раздался голос Этуша:
 
– Можно я вас поцелую?
 
Следом к микрофону вышел зам. председателя СТД Евгений Стеблов:
– Я тоже учился у Владимира Абрамовича, но только на курс младше. Вспоминается такой бытовой случай: мы, студенты, брали в столовой винегрет. 10 копеек он стоил. И пока ели, обсуждали наши текущие дела. Дело было в середине дня. Вдруг, на пороге после утренней репетиции, появляется уставший Владимир Абрамович, направляется к студентам и со словами: «Нет, не так ты ешь!» – садится за наш стол и… съедает винегрет. В этом было столько обаяния и артистизма, что я и передать вам не могу.

Я стал рано сниматься в кино. Но мы с Владимиром Абрамовичем в разном кино снимались. По молодости это воспринималось так, что, дескать, «Я шагаю по Москве» и «До свидания, мальчики» – это большое кино, а фильмы Гайдая – кино несерьезное. Разумеется, мы думали так ошибочно, поскольку история доказала, что комедии Гайдая – золотая страница кинематографа.

После того, как Этуш сыграл в «Председателе» человека сталинской закалки, я на одной из репетиций с досады сказал ему: «Вы эти свои сталинские замашки бросьте». Владимир Абрамович это запомнил, и вот прошло много-много лет, мы встретились во МХАТе в фойе на спектакле Петера Штайна «Три сестры». Он мне говорит: «А помнишь, как ты меня сталинистом называл?»
Я опешил, но продолжение было неожиданным: Этуш пригласил меня преподавать. Между прочим, это тоже признак большого дарования: я ведь в его глазах мальчишкой был, он мог обидеться, а его, наоборот, это очень заинтересовало.
 
Владимир Этуш, с интересом слушавший речь, вдруг перебил Стеблова:
– И обижался.
 
Раздался смех и овации. Стеблов продолжил:
– Финал этой истории был такой. Я согласился и стал работать педагогом в Щукинском училище. Поскольку студентов я не знал, то ни капли не подозревал, что педагоги подсунут мне тех, с кем они сами намучились. Что называется, на тебе боже, что мне негоже. Мы делали отрывок из «Братьев Карамазовых». Был большой показ, после которого последовал разбор на кафедре (кафедру тогда возглавлял Катин-Ярцев).

И вдруг меня начинают дегтем мазать. Один педагог, второй, третий. Отрывок им явно не понравился.
Вдруг раздается голос Владимира Абрамовича: «Можно я теперь скажу?» И говорит: «Мне кажется, мы должны быть благодарны одному из ведущих отечественных артистов, нашему выпускнику Евгению Юрьевичу Стеблову за то, что он нашел силы и время сделать эту работу...»

Повисла пауза. И после паузы педагоги зашумели: «Да нет, вы нас не так поняли!» И те, кто еще пять минут назад меня ругали, вдруг начали хвалить. Настолько высок авторитет Владимира Абрамовича. Это талант, который не требует доказательств. А самое главное, уникальная доброта, поскольку для того чтобы стать педагогом и  учить таких оболтусов, нужно много доброты иметь. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «Мы очень зависим друг от друга»

    Театр Олега Табакова представил публике новую редакцию спектакля Сергея Газарова «Ревизор». Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина», это будет возвращение на сцену «Табакерки» легендарной постановки прошлых лет. ...
  • В Кургане ищут директора Театра кукол

    Конкурс на должность руководителя Театра кукол «Гулливер» объявлен Управлением культуры Курганской области 20 ноября. Сообщается, что кандидаты должны иметь высшее образование в сфере культуры или образование по специальности «государственное и муниципальное управление», а также стаж работы по специальности не меньше пяти лет. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • Марк Розовский: «Достоевский нас предупреждал»

    В «Театре у Никитских ворот» премьера – спектакль «Убивец» по роману Достоевского «Преступление и наказание». Режиссер спектакля Марк Розовский рассказал «Театралу» о своей новой работе. ...
  • Владимир Машков: «Мы очень зависим друг от друга»

    Театр Олега Табакова представил публике новую редакцию спектакля Сергея Газарова «Ревизор». Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина», это будет возвращение на сцену «Табакерки» легендарной постановки прошлых лет. ...
  • «Ваша музыка звучит на протяжении многих десятилетий»

    Многоуважаемая, дорогая, любимая Александра Николаевна! Сегодня у Вас красивый, яркий, прекрасный юбилей!   Сегодня, впрочем, как и всегда, в Ваш адрес звучит великое множество добрых и теплых пожеланий. Уверен, Вас спешат поздравить артисты, певцы, государственные деятели, политики, и каждый старается найти самые главные слова, чтобы выразить свое уважение, почтение, благодарность за Вашу музыку, за талант, рассказать о своей любви и восхищении. ...
  • Катрин Денев поправляется после госпитализации

    Здоровье известной французской актрисы Катрин Денев постепенно приходит в норму после перенесенного малого ишемического инсульта, сообщил 9 ноября телеканал BMF, ссылаясь на окружение знаменитости. «Как и было объявлено ранее, никаких нарушений в двигательной активности нет. ...
Читайте также