Больше, чем художник

 
В Москве с большим успехом проходит выставка Резо Габриадзе. Если быть точным, это вообще-то не выставка, а мультимедийное шоу с экранами, какое мы не раз наблюдали на примерах Ван Гога или Микеланджело. Никто не спорит: сын художника Лео Габриадзе, занимавшийся экспозицией, постарался изобретательно и остроумно воспроизвести на стенах Провиантских складов эскизы и картины отца.


Здесь все работает на эффект погружения – и точно «подогнанные» фрагменты живописи, и анимированная графика, и звуки улиц (особенно когда возникают образы старого Кутаиси и Подмосковья), и даже воссозданная с помощью модного мэппинга знаменитая башня Театра марионеток.

Однако эти дизайнерские ухищрения не стоили бы серьезного разговора, и только ради них отправляться в Музей Москвы, по мне, нет особого смысла. Но всплывающие на стенах картины и переезжающий с одного стенда на другой рисованный паровозик являются лишь интродукцией к спектаклям, идущим в специально устроенном зале. 

Вот тут и начинается то, чему сложно подобрать определение: это, конечно, театр, если смотреть глазами театроведа, но на взгляд арт-критика – художественная инсталляция. Короче, искусство.

С моей точки зрения, самые пронзительные сцены, созданные Габриадзе в его Театре марионеток, – это такие трехмерные картины, оживающие скульптуры, которые сродни скульптурам изобретательных и виртуозных ренессансных вертепов и алтарей – они тоже иногда приводились в движение. Когда видишь, как из обычного металлического ведра получается мчащийся на всех парах поезд и как умирает кукла-марионетка, у которой по одной отпускают управляющие ниточки (спектакль «Сталинград»), или как действует на зрителей песчаная пустыня, озаряемая вспышками огненных зарниц, понимаешь, что все это мог создать только художник. Смена мизансцен происходит в темноте – и самое сильное впечатление возникает, как только загорается свет. Ты окидываешь взглядом весь набор предметов и кукол – и несколько секунд сидишь в завороженном оцепенении. Описывать все приемы и находки Габриадзе можно бесконечно – благо театральные критики это все уже сделали. И тут возникает давний вопрос о границах искусств. Сегодня уже нет «чистого» театра, танца или художественной выставки. Все смешалось и переплелось. Помню, как я безуспешно пытался доказать театральным коллегам, что их любимые Кастеллуччи и Фабр – это современные художники, которые перебрались на театральную территорию и совершают перформансы для публики, не стоящей кружком в галерее, а сидящей в зале за отдельные деньги. Точно так же и Резо Габриадзе иронично описывает свое пришествие в театр: главный архитектор Тбилиси в какой-то момент (когда работы в кино не было) предложил ему подумать о реконструкции центра, и Резо решил для красоты открыть Театр марионеток – совершенно неведомое для себя дело. Такие профессиональные метаморфозы происходили во все переломные века: вспомнить хотя бы, что почти все художники Раннего Возрождения по образованию были ювелиры, но переключились на написание алтарей, и к тому же ставили рождественские мистерии в церквях.

Сегодня в художественных школах, институтах и академиях учатся тысячи (если не миллионы) будущих художников. Но в том и парадокс времени: если они собираются быть художниками, а не декораторами и украшателями гостиных, после всех натурных штудий и натюрмортов им придется искать совсем другие пути развития и приложения таланта. Что это будет? Театр, как у Дмитрия Крымова, или анимация, или танец, или еще какое новое направление – время покажет. Картины же превращаются в проекции на стены, готовящие к чему-то другому. Из смешанных браков, как известно, рождаются самые здоровые дети. И я, кстати, ничего не имею против того, чтобы знаменитые режиссеры или актеры занялись живописью и скульптурой – некоторым это даже очень пойдет на пользу.
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Прекрасная женщина, которая находится в тяжелом состоянии»

    На торжественном приеме Союза театральных деятелей, приуроченном, по традиции, к началу Масленицы, председатель СТД Александр Калягин объявил, что председательской Премией в нынешнем году награждается директор РАМТа Софья Апфельбаум, находящаяся ныне под домашним арестом. ...
  • На 44-м году жизни умер артист Дмитрий Соловьев

    В понедельник, 12 февраля, стало известно, что накануне ушел из жизни сын кинорежиссера Сергея Соловьева – Дмитрий Соловьев. По словам друзей актера, предполагаемой причиной смерти стало осложнение после воспаления легких. ...
  • Умерла мать Кирилла Серебренникова

    Мать Кирилла Серебренникова Ирина Александровна Литвин умерла 17 февраля после тяжелой болезни в Ростове-на-Дону. В понедельник, 19 февраля, состоялась кремация.   «Ее кремировали полчаса назад. Мать умерла после тяжелой болезни, была парализована. ...
  • На кинофоруме в Роттердаме раздали награды

    Кинофестиваль в Роттердаме, показавший 267 полнометражных фильмов, среди которых 60 мировых и 35 международных премьер, зафиксировал 329 тысяч посещений.  Форум привлек в залы публику со всей Голландии. Это было особенно заметно в последний – воскресный – день, когда уже объявили призы нескольких конкурсов и призовые фильмы крутили целый день в кинотеатрах города, и от вокзала с утра к ним тянулись людские ручейки. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москву привезут Пикассо

    В понедельник, 19 февраля, в Мультимедиа Арт Музее откроется выставка: «Гастроли. Музей Людвига – собрание Русского музея в МАММ».   В Москве представят 38 произведений всемирно известных художников ХХ века. В частности, Пабло Пикассо, Энди Уорхола, Джеффа Кунса, Роберта Раушенберга, Йозефа Бойса, Джонатана Борофски, Джеймса Розенквиста, Герхарда Рихтера, Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Дмитрия Пригова, Михаила Рогинского, Игоря Макаревича, Виктора Пивоварова, Эдуарда Штейнберга. ...
  • Дом актера поддержал детей больных раком

    14 февраля в Доме актера имени Яблочкиной открылась фотовыставка «Снимаю шляпу!» благотворительного фонда «Шередарь», приуроченная к Международному дню детей, больных раком. В проекте по приглашению фонда, занимающегося реабилитацией детей после тяжелых заболеваний, приняли участие актеры, режиссеры, художники. ...
  • Выставку «Где мой дом?» продлили в музее Цветаевой

    Выставка, открытую в доме-музее Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке к 125- летию поэта продлена до 1 мая, об этом сообщили сотрудники музея.   «По многочисленным просьбам посетителей мы продлеваем выставку «Где мой дом?» до 1 мая 2018 года», - заявили организаторы. ...
  • В Москве открывается выставка, посвященная Рильке

    Международный научно-выставочный проект «Рильке и Россия», посвященный выдающемуся поэту ХХ века Райнеру Мария Рильке откроется в Москве, в Государственном музее истории российской литературы имени Даля (Дом Остроухова в Трубниках). ...
Читайте также