Больше, чем художник

 
В Москве с большим успехом проходит выставка Резо Габриадзе. Если быть точным, это вообще-то не выставка, а мультимедийное шоу с экранами, какое мы не раз наблюдали на примерах Ван Гога или Микеланджело. Никто не спорит: сын художника Лео Габриадзе, занимавшийся экспозицией, постарался изобретательно и остроумно воспроизвести на стенах Провиантских складов эскизы и картины отца.


Здесь все работает на эффект погружения – и точно «подогнанные» фрагменты живописи, и анимированная графика, и звуки улиц (особенно когда возникают образы старого Кутаиси и Подмосковья), и даже воссозданная с помощью модного мэппинга знаменитая башня Театра марионеток.

Однако эти дизайнерские ухищрения не стоили бы серьезного разговора, и только ради них отправляться в Музей Москвы, по мне, нет особого смысла. Но всплывающие на стенах картины и переезжающий с одного стенда на другой рисованный паровозик являются лишь интродукцией к спектаклям, идущим в специально устроенном зале. 

Вот тут и начинается то, чему сложно подобрать определение: это, конечно, театр, если смотреть глазами театроведа, но на взгляд арт-критика – художественная инсталляция. Короче, искусство.

С моей точки зрения, самые пронзительные сцены, созданные Габриадзе в его Театре марионеток, – это такие трехмерные картины, оживающие скульптуры, которые сродни скульптурам изобретательных и виртуозных ренессансных вертепов и алтарей – они тоже иногда приводились в движение. Когда видишь, как из обычного металлического ведра получается мчащийся на всех парах поезд и как умирает кукла-марионетка, у которой по одной отпускают управляющие ниточки (спектакль «Сталинград»), или как действует на зрителей песчаная пустыня, озаряемая вспышками огненных зарниц, понимаешь, что все это мог создать только художник. Смена мизансцен происходит в темноте – и самое сильное впечатление возникает, как только загорается свет. Ты окидываешь взглядом весь набор предметов и кукол – и несколько секунд сидишь в завороженном оцепенении. Описывать все приемы и находки Габриадзе можно бесконечно – благо театральные критики это все уже сделали. И тут возникает давний вопрос о границах искусств. Сегодня уже нет «чистого» театра, танца или художественной выставки. Все смешалось и переплелось. Помню, как я безуспешно пытался доказать театральным коллегам, что их любимые Кастеллуччи и Фабр – это современные художники, которые перебрались на театральную территорию и совершают перформансы для публики, не стоящей кружком в галерее, а сидящей в зале за отдельные деньги. Точно так же и Резо Габриадзе иронично описывает свое пришествие в театр: главный архитектор Тбилиси в какой-то момент (когда работы в кино не было) предложил ему подумать о реконструкции центра, и Резо решил для красоты открыть Театр марионеток – совершенно неведомое для себя дело. Такие профессиональные метаморфозы происходили во все переломные века: вспомнить хотя бы, что почти все художники Раннего Возрождения по образованию были ювелиры, но переключились на написание алтарей, и к тому же ставили рождественские мистерии в церквях.

Сегодня в художественных школах, институтах и академиях учатся тысячи (если не миллионы) будущих художников. Но в том и парадокс времени: если они собираются быть художниками, а не декораторами и украшателями гостиных, после всех натурных штудий и натюрмортов им придется искать совсем другие пути развития и приложения таланта. Что это будет? Театр, как у Дмитрия Крымова, или анимация, или танец, или еще какое новое направление – время покажет. Картины же превращаются в проекции на стены, готовящие к чему-то другому. Из смешанных браков, как известно, рождаются самые здоровые дети. И я, кстати, ничего не имею против того, чтобы знаменитые режиссеры или актеры занялись живописью и скульптурой – некоторым это даже очень пойдет на пользу.
  • Нравится


Самое читаемое

  • Скоропостижно скончался Дмитрий Брусникин

    Вечером в четверг, 9 августа, пресс-служба МХТ им. Чехова сообщила, что в возрасте 60-ти лет ушел из жизни актер, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин. Обстоятельства скоропостижной смерти неизвестны. Как сообщил «Театралу» источник в администрации МХТ, «причину пока никто не знает. ...
  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Я не ищу новых форм, я их нахожу»

    30 августа в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) откроется выставка-инсталляция «Анатомия кубизма», которая впервые представит историю создания картины Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», положившей начало кубизму. ...
  • «Название пока не говорю, чтобы не сглазить»

    В преддверии юбилея в Театральном музее им. Бахрушина завершается масштабная реконструкция. Корреспондент «Театрала» выяснил у гендиректора музея Дмитрия Родионова, какие сюрпризы ждут посетителей в ближайшее время. ...
  • В Санкт-Петербург привезут работы Рембрандта

    В Эрмитаже в сентябре откроется выставка «Эпоха. Шедевры Лейденской коллекции», на ней будут представлены 80 картин из частных собраний голландской живописи XVII века, а также картины из эрмитажной коллекции. Выставка из Лейденской коллекции будет представлена после того, как ее показ завершится в Москве в ГМИИ им. ...
  • Объявлена тема следующей Венецианской биеннале

    На пресс-конференции, прошедшей в Палаццо Джустиниан в Венеции, была объявлена тема 58-й Венецианской биеннале современного искусства, которая состоится с 11 мая по 24 ноября 2019 года – «May You Live in Interesting Times» («Чтобы ты жил в интересные времена!»). ...
Читайте также