«Слишком уж густо и наваристо их либеральное лобио»

Богомолов и Епишев в очередной раз забили «Гвоздь сезона»

 
Ежегодная премия Союза театральных деятелей, подводящая итог прошлому сезону, прошла, по традиции, при полном аншлаге. Билеты на «Гвоздь сезона» не продаются. В зале – только деятели сцены, а потому по части шуток и острот она не имеет равных. Никакой цензуры. Что называется, свои – для своих.
 
Ведущими 14-й церемонии стали Константин Богомолов и Сергей Епишев. Как сказал, открывая мероприятие, зам. председателя СТД Евгений Стеблов: «Сегодня у нас одиннадцатая по счету церемония, которую ведут эти артисты и первая с того момента, как они с нами попрощались».

В прошлом году Богомолов и Епишев действительно заявили о своем уходе. По их словам, десять лет – вполне оптимальный срок для того, чтобы «публике поднадоесть и СТД смог убедиться, наконец, что «Гвоздь сезона» должны вести другие люди». Тогда же, прощаясь со зрителями, Константин Богомолов еще раз подчеркнул, что место ведущих отныне вакантно.

Интрига держалась на протяжении целого года. Театральные деятели гадали, кто мог бы заменить Богомолова и Епишева, чья известная смелость по части шуток давно заслужила успех.
Наконец, за пару дней до 14-й церемонии Москву облетела новость: Богомолов и Епишев остались. (Другая версия: председатель СТД Александр Калягин смог их уговорить.)
Театральные деятели вновь собрались на Страстном – в ожидании соленых шуток и… своего дождались. Капустник длился почти два часа. Артисты хлестко прошлись по многим наболевшим проблемам, но стержневой темой вечера стало известное противостояние академического театроведения и современной режиссуры. Проще говоря – неприятие некоторыми критиками творчества Константина Богомолова.

Поэтому, когда Богомолов и Епишев вышли на сцену в платьях и париках и представились – Марина Рюмашева и Ольга Огогошина, – зал взорвался хохотом и овациями.

«СТД и лично Сан Саныч приняли решение о сан-санации премии «Гвоздь сезона», – сказали они, подражая женскому голосу. – СТД оратировало состав ведущих этого «Гвоздя». Сан Саныч вызвал нас к себе и сказал: кто если не вы? Мы, конечно, пожеманились, пококетничали. Но согласились. И даже придумали нашу первую шутку: было два мальчика, стало две девочки».

Сцену оформили в розовых тонах, что, по словам критикесс, несет весьма конкретный смысл: «Розовый – цвет женской талии, цвет спелого граната и… цвет щечек Миндаугаса Карбаускиса», – сказали они для разогрева.

Не упустили возможности посетовать и на свою женскую долю: «Все думают, что мы железные леди – бескомпромиссные и мужественные грабли, пропалывающие огород русского театра, чтобы настоящие огурцы пупырились и зеленели на радость гурманам театрального искусства. Однако сегодня у нас тоже праздник – мы не пишем рецензий, мы пишем историю русского театра».

В этом году к истории театра «Гвоздь сезона» приколотил спектакли: «Нюрнберг» (РАМТ, режиссер Алексей Бородин), «Юбилей ювелира» (МХТ им. Чехова, Константин Богомолов), «Мефисто» (МХТ им. Чехова, Адольф Шапиро), «Бег» (Театр им. Вахтангова, Юрий Бутусов) и «Герой нашего времени». (Большой театр, Кирилл Серебренников). СТД сообщил об этом заранее, однако по традиции оставил главную интригу – кому достанется гран-при держалось в секрете, но всячески обшучивалось ведущими-критикессами: «Что если Богомолову достанется главный гвоздь»?

С каждой минутой комизм, граничащий с «фантастическим реализмом», нарастал. Чего нельзя отнять у режиссера, так это его самоиронии. Недаром, согласно сценарию, критикессы неоднократно подчеркивали, не скрывая высокомерия: «Так пошутили бы Богомолов с Епишевым». А, переходя к награждению спектакля «Юбилей ювелира», сказали: «Нас спросят: а как же наличие в списке спектаклей Богомолова и Серебренникова? С этим уже ничего нельзя поделать. Слишком уж густо и наваристо их либеральное лобио.

В конце концов убогие все равно останутся убогими. А вырожденцы вырожденцами. Ты только подумай: у вырожденцев тоже есть право быть услышанными. Пускай выходят на сцену бездарные выродки получать незаслуженные награды. Слышите, упыри, мы протянем вам луковку мира».

Впрочем, миром дело так и не кончилось. Марина Рюмашева уйдет за кулисы («не могу видеть Богомолова»), на сцене появится сам режиссер, но вторая критикесса прибьет его подушкой. Богомолов упадет замертво, потом воскреснет и, представ перед публикой в чем мать родила, споет: «Я поднимаю свой бокал». Впрочем, чтобы окончательно не шокировать свистящую от восторга публику, Богомолов прикроется газетой «Культура» и стопкой бумаг, озаглавленных «Основы государственной культурной политики».

«Эту песню я хотел посвятить Вере Анатольевне Максимовой, но ее сегодня нет», – сказал режиссер, вспомнив еще одну критикессу, которая давно «неравнодушна» к его творчеству.

Наконец, главная интрига вечера была раскрыта. Гран-при («нашу хрустальную гвоздессу», как назвал ее Богомолов) получил спектакль Алексея Бородина «Нюрнберг». «Вы знаете, когда попадаешь в такую компанию номинантов, находясь среди Адольфа Шапиро и тремя этими молодцами, которые очень внятно ворвались в театральный мир, чувствуешь, что все делаешь не зря, – сказал Бородин. – Вообще все относительно, кто первый, кто второй. Счастье, когда творческий замысел становится заметен».
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Пусть удача всегда будет рядом!»

    Многоуважаемая, дорогая Валентина Илларионовна! Сегодня поздравления с юбилеем Вы получаете отовсюду: руководители государства, политические деятели, Ваши коллеги, друзья, родные и близкие спешат поздравить Вас, и это вполне естественно, ведь Вы – прекрасная актриса, которую знают и любят в нашей стране абсолютно все: люди всех поколений, домохозяйки и академики, высокие чины и обыкновенные зрители. ...
  • Сергей Гармаш: «Считаю это подарком судьбы»

    «Современник» выпускает спектакль «Папа». Пьеса француза Флориана Зеллера простая сюжетно и бездонная по сути говорит о вещах фатальных и неизбежных. Главный герой Андрэ  - пожилой человек, постепенно теряющий рассудок и превращающийся в беспомощного ребенка. ...
  • Валентина Талызина отмечает юбилей

    Зрители присвоили звание народной актрисе Валентине Талызиной задолго до того, как она получила это звание официально. Трудно представить наш кинематограф и спектакли театра Моссовета без Талызиной. В работе она так азартна и энергична, что увлекает в процесс репетиций коллег. ...
  • Ольга Любимова: «Все удачи – это удачи режиссеров, все неудачи – это неудачи чиновников»

    Вечером во вторник, 21 января, министром культуры РФ назначена Ольга Любимова, журналист, театровед, шеф-редактор более 80-ти документальных фильмов, которая начиная с января 2018 года возглавляла департамент кинематографии Минкультуры РФ. ...
Читайте также