«Слишком уж густо и наваристо их либеральное лобио»

Богомолов и Епишев в очередной раз забили «Гвоздь сезона»

 
Ежегодная премия Союза театральных деятелей, подводящая итог прошлому сезону, прошла, по традиции, при полном аншлаге. Билеты на «Гвоздь сезона» не продаются. В зале – только деятели сцены, а потому по части шуток и острот она не имеет равных. Никакой цензуры. Что называется, свои – для своих.
 
Ведущими 14-й церемонии стали Константин Богомолов и Сергей Епишев. Как сказал, открывая мероприятие, зам. председателя СТД Евгений Стеблов: «Сегодня у нас одиннадцатая по счету церемония, которую ведут эти артисты и первая с того момента, как они с нами попрощались».

В прошлом году Богомолов и Епишев действительно заявили о своем уходе. По их словам, десять лет – вполне оптимальный срок для того, чтобы «публике поднадоесть и СТД смог убедиться, наконец, что «Гвоздь сезона» должны вести другие люди». Тогда же, прощаясь со зрителями, Константин Богомолов еще раз подчеркнул, что место ведущих отныне вакантно.

Интрига держалась на протяжении целого года. Театральные деятели гадали, кто мог бы заменить Богомолова и Епишева, чья известная смелость по части шуток давно заслужила успех.
Наконец, за пару дней до 14-й церемонии Москву облетела новость: Богомолов и Епишев остались. (Другая версия: председатель СТД Александр Калягин смог их уговорить.)
Театральные деятели вновь собрались на Страстном – в ожидании соленых шуток и… своего дождались. Капустник длился почти два часа. Артисты хлестко прошлись по многим наболевшим проблемам, но стержневой темой вечера стало известное противостояние академического театроведения и современной режиссуры. Проще говоря – неприятие некоторыми критиками творчества Константина Богомолова.

Поэтому, когда Богомолов и Епишев вышли на сцену в платьях и париках и представились – Марина Рюмашева и Ольга Огогошина, – зал взорвался хохотом и овациями.

«СТД и лично Сан Саныч приняли решение о сан-санации премии «Гвоздь сезона», – сказали они, подражая женскому голосу. – СТД оратировало состав ведущих этого «Гвоздя». Сан Саныч вызвал нас к себе и сказал: кто если не вы? Мы, конечно, пожеманились, пококетничали. Но согласились. И даже придумали нашу первую шутку: было два мальчика, стало две девочки».

Сцену оформили в розовых тонах, что, по словам критикесс, несет весьма конкретный смысл: «Розовый – цвет женской талии, цвет спелого граната и… цвет щечек Миндаугаса Карбаускиса», – сказали они для разогрева.

Не упустили возможности посетовать и на свою женскую долю: «Все думают, что мы железные леди – бескомпромиссные и мужественные грабли, пропалывающие огород русского театра, чтобы настоящие огурцы пупырились и зеленели на радость гурманам театрального искусства. Однако сегодня у нас тоже праздник – мы не пишем рецензий, мы пишем историю русского театра».

В этом году к истории театра «Гвоздь сезона» приколотил спектакли: «Нюрнберг» (РАМТ, режиссер Алексей Бородин), «Юбилей ювелира» (МХТ им. Чехова, Константин Богомолов), «Мефисто» (МХТ им. Чехова, Адольф Шапиро), «Бег» (Театр им. Вахтангова, Юрий Бутусов) и «Герой нашего времени». (Большой театр, Кирилл Серебренников). СТД сообщил об этом заранее, однако по традиции оставил главную интригу – кому достанется гран-при держалось в секрете, но всячески обшучивалось ведущими-критикессами: «Что если Богомолову достанется главный гвоздь»?

С каждой минутой комизм, граничащий с «фантастическим реализмом», нарастал. Чего нельзя отнять у режиссера, так это его самоиронии. Недаром, согласно сценарию, критикессы неоднократно подчеркивали, не скрывая высокомерия: «Так пошутили бы Богомолов с Епишевым». А, переходя к награждению спектакля «Юбилей ювелира», сказали: «Нас спросят: а как же наличие в списке спектаклей Богомолова и Серебренникова? С этим уже ничего нельзя поделать. Слишком уж густо и наваристо их либеральное лобио.

В конце концов убогие все равно останутся убогими. А вырожденцы вырожденцами. Ты только подумай: у вырожденцев тоже есть право быть услышанными. Пускай выходят на сцену бездарные выродки получать незаслуженные награды. Слышите, упыри, мы протянем вам луковку мира».

Впрочем, миром дело так и не кончилось. Марина Рюмашева уйдет за кулисы («не могу видеть Богомолова»), на сцене появится сам режиссер, но вторая критикесса прибьет его подушкой. Богомолов упадет замертво, потом воскреснет и, представ перед публикой в чем мать родила, споет: «Я поднимаю свой бокал». Впрочем, чтобы окончательно не шокировать свистящую от восторга публику, Богомолов прикроется газетой «Культура» и стопкой бумаг, озаглавленных «Основы государственной культурной политики».

«Эту песню я хотел посвятить Вере Анатольевне Максимовой, но ее сегодня нет», – сказал режиссер, вспомнив еще одну критикессу, которая давно «неравнодушна» к его творчеству.

Наконец, главная интрига вечера была раскрыта. Гран-при («нашу хрустальную гвоздессу», как назвал ее Богомолов) получил спектакль Алексея Бородина «Нюрнберг». «Вы знаете, когда попадаешь в такую компанию номинантов, находясь среди Адольфа Шапиро и тремя этими молодцами, которые очень внятно ворвались в театральный мир, чувствуешь, что все делаешь не зря, – сказал Бородин. – Вообще все относительно, кто первый, кто второй. Счастье, когда творческий замысел становится заметен».
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • В новогодние праздники музеи Москвы работают бесплатно

    Несколько десятков музеев москвичи и гости столицы смогут бесплатно посетить в период со 2 по 8 января. Выбор широк – от усадеб и мемориальных квартир до исторических, краеведческих и литературных музеев. Новогодним игрушкам посвящена выставка в Центре Гиляровского. ...
  • Зрители выбрали лучший спектакль сезона

    В номинации зрительской премии «Звезда Театрала» были представлены спектакли «Как важно быть серьезным» Виктора Шамирова (Театр им. Моссовета), «Макбет» Антона Яковлева (Театр на Малой Бронной), «Сережа» Дмитрия Крымова (МХТ им. ...
  • «Я бы хотела, чтоб это был захаровский спектакль»

    В «Ленкоме» – 2 и 3 декабря состоится премьера спектакля «Капкан», вольной сценической фантазии по мотивам сочинений Владимира Сорокина, сценарных разработок Марка Захарова и документальных источников. Накануне премьеры Александра Захарова, которая завершает начатую ее отцом постановку, рассказала о том, как шла работа над этим спектаклем. ...
  • Владимир Машков готовит «Ночь в отеле»

    Первая постановка Владимира Машкова в статусе художественного руководителя Театра Олега Табакова увидит свет 25 декабря (сцена на Чистых прудах). Режиссер выбрал пьесу современного британского драматурга Терри Джонсона Insignificance («Незначительность»), однако спектаклю дали другое название – «Ночь в отеле». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Эта история про время, которое ломает человека»

    Валерию Зазулину 22 года. Это его первое интервью – по поводу первой в его биографии  главной роли. В начале декабря на Малой сцене МХТ им. Чехова прошла премьера спектакля Уланбека Баялиева «Сахарный немец» по роману Сергея Клычкова. ...
  • «Выдающаяся актриса и потрясающий нежный человек»

    Широкая популярность пришла к Алисе Фрейндлих после выхода на экраны фильма «Служебный роман», хотя театралы Ленинграда знали и любили актрису задолго до этого события. Творческий путь начинала в Театре им. Комиссаржевской, затем были Театр им. ...
  • «За жизнью ее героинь можно наблюдать бесконечно»

    У великой Алисы Фрейндлих - юбилей! Обычно я остерегаюсь называть даже самых выдающихся артистов великими — и слово обносилось от частого употребления не по делу, и, на мой взгляд, великих — единицы, даже не единицы, а один или два. ...
  • «Первая скрипка»

    «Первая скрипка» петербургской сцены. Миниатюрная и безупречно «настроенная». Она лицедействовала с малолетства, обустроив первый театр между тремя ножками рояля. Она дирижировала все симфонии и пела все оперы, стоя на табуретке у радиоточки. ...
Читайте также