Классика и авангард

Какие балеты нельзя пропустить на «Золотой маске»

 
Балетная программа «Золотой маски» разнообразна: классика и неоклассика, спектакли повествовательные и бессюжетные, старинные и современные, сделанные российскими авторами и знаменитостями из Европы. «Театрал» составил обзор балетов, которые можно увидеть на фестивале с февраля по апрель.
«Оранго» (Пермь). Фото: Антон Завьялов «Оранго» и «Условно убитый» (Пермь)
Диптих Пермского театра оперы и балета. В нем и поют, и танцуют. Спектакль  примечателен эксцентричной музыкой  Шостаковича, ноты которой несколько лет назад обнаружили в архивах. Недописанный молодым композитором театральный заказ был приурочен к юбилею революции, о достижениях которой задумывалось поведать. Нетривиальные для  музыкального театра сюжеты (искусственное создание человека из обезьяны и массовые учения гражданской обороны) у постановщика Алексея Мирошниченко  обернулись  смакованием ранней советской эстетики. Сцена оформлена по эскизам художников русского авангарда, а комические танцы «под классику»  сочинены в блоке с физкультпарадом и популярными в ту эпоху «танцами машин». За  пультом – Теодор Курензис.
Где: на сцене театра «Новая опера»
Когда: 23 февраля
 
«Татьяна» (Москва)«Татьяна» (Москва)
К  нашему «Евгению Онегину» обратился Джон Ноймайер,  именитый хореограф из Гамбурга. Но сделал акцент не на Онегине,  а на Татьяне, которую считает  главной  пружиной пушкинского романа в стихах. Ноймайер воплотил в спектакле свои  литературные знания и собирательные представления о прошлом и настоящем России. Балет наполнен метафорами и иносказаниями, повод к ним дает музыка современного композитора Леры Ауэрбах, созданная специально по заказу Гамбурского балета. В спектакле Ноймайера Ленский стал композитором. В воображении Татьяны и на глазах зрителей оживают персонажи  книг, которые она читает, Евгений меняет облик от дэнди пушкинских времен до щеголя наших дней. Дядю честных правил на глазах публики провожают в последний путь. Кордебалет танцует в ушанках и гимнастерках.
Где: Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
Когда:7 и 8 марта
 
«Осторожной поступью» (Екатеринбург). Фото: Елена Лехова«Осторожной поступью». «Занавес» (Екатеринбург)
Два одноактных балета в одной программе. «Осторожной поступью» Екатеринбургский театр оперы и балета обозначил горячее стремление освоить малознакомые пластические горизонты: ведь танцовщики в наших театрах все еще  ученики в сфере танца двадцатого века. Балет Пола Лайтфута и Соль Леон (знаменитые европейские мастера из Нидерландов) поставлен на народные болгарские хоры и – с помощью босоногих плясок шести танцовщиков – посвящен древним ночным ритуалам. «Занавес» Вячеслава Самодурова (глава екатеринбургского балета) остается в сфере пуантного танца. Балет пластически изобретательно вникает в психологию танцующей балерины, которую мы видим как бы из-за кулис. Роль созидающей примы исполняет прима Большого театра Мария Александрова.
Где: на сцене Большого театра
Когда: 16 марта
 
«Тщетная предосторожность» (Екатеринбург). Фото: Елена Лехова«Тщетная предосторожность» (Екатеринбург)
Балет на музыку Гертеля – сугубо классический, но одновременно экспериментальный. Постановщик, реставратор старинных спектаклей и знаток балетного прошлого Сергей Вихарев, досконально изучил театральные архивы. И постарался максимально приблизить свой вариант к петербургской версии девятнадцатого века,  к типу балета, процветавшего на императорской балетной сцене. Получилось изящное ретро, дополненное аккуратными стилизованными вставками Вихарева.  С другой стороны, герои спектакля, пасторальные крестьяне с юга Франции, одеты в костюмы и декорации по мотивам живописи Ван Гога. Комический балет, соединивший безмятежность фабулы, многообразие классического танца  и тревожность вангоговской палитры,  ошеломляет буйной яркостью красок. 
Где: на сцене Большого театра
Когда: 17 марта
 
«Стальной скок» (Саратов). Фото: Юрий Кабанов«Стальной скок». Саратов. «Минос» (Москва)
«Стальной скок» – современный балет с долгой предысторией. Когда-то великий организатор искусства Сергей Дягилев заказал молодому композитору Прокофьеву партитуру с таким названием. В  своей  европейской труппе  Дягилев пожелал иметь спектакль о только что появившейся на карте мира советской России. Речь шла о «красных» реалиях времени. Хореограф Кирилл Симонов обратился  к этой же музыке, но для Саратовского оперного театра придумал иной сюжет. Действие происходит в наши дни, а неоклассический танец посвящен выяснению отношений в современном офисе.
В тот же  вечер можно посмотреть «Минос», предлагаемый  хореографом из Голландии Хуанхо Архесом. Спектакль создан для Голландского Национального балета в 2010 году и перенесен – в расширенном и переработанном виде – в труппу «Балета Москва». Бессюжетный опус навеян мифами о древнегреческом царе, имеющем отношении к знаменитому Лабиринту, в котором герой Тезей победил Минотавра. Хореограф утверждает, что «траектории неоклассических движений и пересечения танцующих тел – это и есть лабиринт, в котором легко потеряться».
Где: на сцене Большого театра
Когда: 18 марта
 
«Герой нашего времени» (Москва). Фото: Дамир Юсупов«Герой нашего времени» (Москва)
Совместный проект хореографа Юрия Посохова и  Кирилла Серебренникова, который снабдил достаточно традиционный танец  нетривиальными режиссерскими  озарениями.  Это эксклюзивный спектакль Большого театра. Музыку к балету по прозе Лермонтова написал молодой композитор Илья Демуцкий. На сцене появятся воинственные горцы, вороватые контрабандисты и светское  общество на водах. Образ Печорина в буквальном смысле собирательный: в трех эпизодах спектакля («Бэла», «Тамань» и «Княжна Мери»)  главного героя танцуют разные солисты. Несколько балерин и премьеров в «Герое» заслуженно выдвинуты на «Маску» в номинации «лучшая роль». В спектакле участвуют инвалиды-колясочники,  чемпионы России по спортивным танцам.
Где: Большой театр
Когда: 23 -27 марта
 
«Моцарт и Сальери» (Международный Проект Сергея Даниляна). Фото: Стас Левшин«Моцарт и Сальери».  Zeitgeist. (Международный Проект Сергея Даниляна)
Это возможность увидеть любимцев публики Наталью Осипову и Ивана Васильева в новых, неожиданных ролях. Осипова в Zeitgeist солирует среди танцовщиков Королевского балета Ковент-Гарден. В одноактном опусе Алистера Марриота, не имеющем сюжета, но обладающем сильной эмоцией, она – под музыку скрипичного концерта Гласса – становится королевой для партнера и мужского кордебалета. Лучезарно-мужественный, Васильев в паре с Владимиром Варнавой (хореограф балета и убедительно мерзкий Сальери) танцует дурашливого Моцарта. Пока угрюмая  бездарность корчами «испускает» зависть, «гуляка праздный»  играет  в беспечного гения,  из «недр» которого льется божественная музыка.
Где: на сцене Театра Моссовета
Когда: 26 марта
 
«Когда падал снег» (Пермь). Фото: Антон Завьялов«Когда падал снег» (Пермь)
Одна из  трех самостоятельных  частей  спектакля Пермского театра  оперы и балета – под  общим названием «Зимние грезы». Хореограф Даглас Ли придумал ночной призрачный мир под снежной пеленой,  в котором, кажется, действуют законы английской готики.  Используя саундтреки к кинофильму «451 градус по Фаренгейту» и сериалу «Сумеречная зона», Ли добился удивительного эффекта: он назвал его «калейдоскопом оживающих картинок или фотокадров» в котором «танцовщики будут иногда подобны застывшим скульптурам, порой они будут более очеловеченные. Это похоже на то, что мы можем увидеть, когда крутим в своих руках стеклянные шары со снегом или слушаем мелодию играющей музыкальной шкатулки».
Где: на сцене «Театриума на Серпуховке»
Когда: 4 апреля

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов: «Сгустился туман запретов и преследований»

    В понедельник, 3 декабря, в Театре им. Вахтангова вручается ежегодная премия зрительских симпатий «Звезда Театрала». Лауреатом в одной из главных номинаций – «Лучший спектакль большой формы» стала работа Юрия Бутусова «Гамлет» в Театре им. ...
  • Римас Туминас: «Никогда не считай себя первым»

    Вечером в пятницу труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин». Постановку сыграли дважды (28 и 29 ноября) на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера. ...
  • Эдуард Бояков назначен худруком МХАТа им. Горького

    Продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем МХАТа имени Горького. Заместителем руководителя театра по творческой работе стал Сергей Пускепалис, а заместителем худрука по литературной части - писатель и публицист Захар Прилепин. ...
  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Чайка» Ноймайера возвращается в Музыкальный театр

    В год столетия Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко художественный руководитель балетной труппы Лоран Илен возобновляет знаковый для театра спектакль – «Чайку», поставленную в 2007 году классиком хореографии Джоном Ноймайером. ...
  • Диана Вишнева провела открытый мастер-класс

    В воскресенье, 11 ноября, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева впервые в своей творческой карьере провела большой мастер-класс «Наследие классического балета» в студии Context Pro в Санкт-Петербурге.   «Диана Вишнева впервые проведет мастер-класс «Наследие классического танца» в формате открытой репетиции на примере одной из самых известных вариаций классического репертуара — Маши из балета «Щелкунчик» (третий акт) в постановке Василия Ивановича Вайнонена», — цитирует РИА сообщение пресс-службы студии. ...
  • Балет Мариинского театра выступит на фестивале Джорджа Баланчина

    Во вторник, 31 октября, в Нью-Йорке открывается Фестиваль балетного искусства Джорджа Баланчина. На сцене New York City Center за период с 31 октября по 4 ноября выступят восемь балетных трупп мира, в числе которых и Мариинский театр. ...
  • Начо Дуато возвращается в Михайловский театр

    Всемирно известный испанский хореограф Начо Дуато завершает работу в должности интенданта Государственного балета Берлина (его правопреемниками на этом посту станут Саша Вальц и Йохан Эман) и в феврале 2019 года вновь возглавит балетную труппу Михайловского театра (занимал эту должность в 2011-2013 гг. ...
Читайте также