Классика и авангард

Какие балеты нельзя пропустить на «Золотой маске»

 
Балетная программа «Золотой маски» разнообразна: классика и неоклассика, спектакли повествовательные и бессюжетные, старинные и современные, сделанные российскими авторами и знаменитостями из Европы. «Театрал» составил обзор балетов, которые можно увидеть на фестивале с февраля по апрель.
«Оранго» (Пермь). Фото: Антон Завьялов «Оранго» и «Условно убитый» (Пермь)
Диптих Пермского театра оперы и балета. В нем и поют, и танцуют. Спектакль  примечателен эксцентричной музыкой  Шостаковича, ноты которой несколько лет назад обнаружили в архивах. Недописанный молодым композитором театральный заказ был приурочен к юбилею революции, о достижениях которой задумывалось поведать. Нетривиальные для  музыкального театра сюжеты (искусственное создание человека из обезьяны и массовые учения гражданской обороны) у постановщика Алексея Мирошниченко  обернулись  смакованием ранней советской эстетики. Сцена оформлена по эскизам художников русского авангарда, а комические танцы «под классику»  сочинены в блоке с физкультпарадом и популярными в ту эпоху «танцами машин». За  пультом – Теодор Курензис.
Где: на сцене театра «Новая опера»
Когда: 23 февраля
 
«Татьяна» (Москва)«Татьяна» (Москва)
К  нашему «Евгению Онегину» обратился Джон Ноймайер,  именитый хореограф из Гамбурга. Но сделал акцент не на Онегине,  а на Татьяне, которую считает  главной  пружиной пушкинского романа в стихах. Ноймайер воплотил в спектакле свои  литературные знания и собирательные представления о прошлом и настоящем России. Балет наполнен метафорами и иносказаниями, повод к ним дает музыка современного композитора Леры Ауэрбах, созданная специально по заказу Гамбурского балета. В спектакле Ноймайера Ленский стал композитором. В воображении Татьяны и на глазах зрителей оживают персонажи  книг, которые она читает, Евгений меняет облик от дэнди пушкинских времен до щеголя наших дней. Дядю честных правил на глазах публики провожают в последний путь. Кордебалет танцует в ушанках и гимнастерках.
Где: Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
Когда:7 и 8 марта
 
«Осторожной поступью» (Екатеринбург). Фото: Елена Лехова«Осторожной поступью». «Занавес» (Екатеринбург)
Два одноактных балета в одной программе. «Осторожной поступью» Екатеринбургский театр оперы и балета обозначил горячее стремление освоить малознакомые пластические горизонты: ведь танцовщики в наших театрах все еще  ученики в сфере танца двадцатого века. Балет Пола Лайтфута и Соль Леон (знаменитые европейские мастера из Нидерландов) поставлен на народные болгарские хоры и – с помощью босоногих плясок шести танцовщиков – посвящен древним ночным ритуалам. «Занавес» Вячеслава Самодурова (глава екатеринбургского балета) остается в сфере пуантного танца. Балет пластически изобретательно вникает в психологию танцующей балерины, которую мы видим как бы из-за кулис. Роль созидающей примы исполняет прима Большого театра Мария Александрова.
Где: на сцене Большого театра
Когда: 16 марта
 
«Тщетная предосторожность» (Екатеринбург). Фото: Елена Лехова«Тщетная предосторожность» (Екатеринбург)
Балет на музыку Гертеля – сугубо классический, но одновременно экспериментальный. Постановщик, реставратор старинных спектаклей и знаток балетного прошлого Сергей Вихарев, досконально изучил театральные архивы. И постарался максимально приблизить свой вариант к петербургской версии девятнадцатого века,  к типу балета, процветавшего на императорской балетной сцене. Получилось изящное ретро, дополненное аккуратными стилизованными вставками Вихарева.  С другой стороны, герои спектакля, пасторальные крестьяне с юга Франции, одеты в костюмы и декорации по мотивам живописи Ван Гога. Комический балет, соединивший безмятежность фабулы, многообразие классического танца  и тревожность вангоговской палитры,  ошеломляет буйной яркостью красок. 
Где: на сцене Большого театра
Когда: 17 марта
 
«Стальной скок» (Саратов). Фото: Юрий Кабанов«Стальной скок». Саратов. «Минос» (Москва)
«Стальной скок» – современный балет с долгой предысторией. Когда-то великий организатор искусства Сергей Дягилев заказал молодому композитору Прокофьеву партитуру с таким названием. В  своей  европейской труппе  Дягилев пожелал иметь спектакль о только что появившейся на карте мира советской России. Речь шла о «красных» реалиях времени. Хореограф Кирилл Симонов обратился  к этой же музыке, но для Саратовского оперного театра придумал иной сюжет. Действие происходит в наши дни, а неоклассический танец посвящен выяснению отношений в современном офисе.
В тот же  вечер можно посмотреть «Минос», предлагаемый  хореографом из Голландии Хуанхо Архесом. Спектакль создан для Голландского Национального балета в 2010 году и перенесен – в расширенном и переработанном виде – в труппу «Балета Москва». Бессюжетный опус навеян мифами о древнегреческом царе, имеющем отношении к знаменитому Лабиринту, в котором герой Тезей победил Минотавра. Хореограф утверждает, что «траектории неоклассических движений и пересечения танцующих тел – это и есть лабиринт, в котором легко потеряться».
Где: на сцене Большого театра
Когда: 18 марта
 
«Герой нашего времени» (Москва). Фото: Дамир Юсупов«Герой нашего времени» (Москва)
Совместный проект хореографа Юрия Посохова и  Кирилла Серебренникова, который снабдил достаточно традиционный танец  нетривиальными режиссерскими  озарениями.  Это эксклюзивный спектакль Большого театра. Музыку к балету по прозе Лермонтова написал молодой композитор Илья Демуцкий. На сцене появятся воинственные горцы, вороватые контрабандисты и светское  общество на водах. Образ Печорина в буквальном смысле собирательный: в трех эпизодах спектакля («Бэла», «Тамань» и «Княжна Мери»)  главного героя танцуют разные солисты. Несколько балерин и премьеров в «Герое» заслуженно выдвинуты на «Маску» в номинации «лучшая роль». В спектакле участвуют инвалиды-колясочники,  чемпионы России по спортивным танцам.
Где: Большой театр
Когда: 23 -27 марта
 
«Моцарт и Сальери» (Международный Проект Сергея Даниляна). Фото: Стас Левшин«Моцарт и Сальери».  Zeitgeist. (Международный Проект Сергея Даниляна)
Это возможность увидеть любимцев публики Наталью Осипову и Ивана Васильева в новых, неожиданных ролях. Осипова в Zeitgeist солирует среди танцовщиков Королевского балета Ковент-Гарден. В одноактном опусе Алистера Марриота, не имеющем сюжета, но обладающем сильной эмоцией, она – под музыку скрипичного концерта Гласса – становится королевой для партнера и мужского кордебалета. Лучезарно-мужественный, Васильев в паре с Владимиром Варнавой (хореограф балета и убедительно мерзкий Сальери) танцует дурашливого Моцарта. Пока угрюмая  бездарность корчами «испускает» зависть, «гуляка праздный»  играет  в беспечного гения,  из «недр» которого льется божественная музыка.
Где: на сцене Театра Моссовета
Когда: 26 марта
 
«Когда падал снег» (Пермь). Фото: Антон Завьялов«Когда падал снег» (Пермь)
Одна из  трех самостоятельных  частей  спектакля Пермского театра  оперы и балета – под  общим названием «Зимние грезы». Хореограф Даглас Ли придумал ночной призрачный мир под снежной пеленой,  в котором, кажется, действуют законы английской готики.  Используя саундтреки к кинофильму «451 градус по Фаренгейту» и сериалу «Сумеречная зона», Ли добился удивительного эффекта: он назвал его «калейдоскопом оживающих картинок или фотокадров» в котором «танцовщики будут иногда подобны застывшим скульптурам, порой они будут более очеловеченные. Это похоже на то, что мы можем увидеть, когда крутим в своих руках стеклянные шары со снегом или слушаем мелодию играющей музыкальной шкатулки».
Где: на сцене «Театриума на Серпуховке»
Когда: 4 апреля
  • Нравится

Самое читаемое

  • Алла Демидова: «Это мы виноваты...»

    Вечером в воскресенье, 15 апреля, на вручении национальной театральной премии «Золотая маска» самую пронзительную речь произнесла, несомненно, Алла Демидова, получившая награду за моноспектакль «Ахматова. Поэма без героя» («Гоголь-центр») в номинации «Лучшая женская роль в драме». ...
  • Юрий Бутусов: «Агрессивное меньшинство сильнее»

    Увольнение Юрия Бутусова из Театра Ленсовета, где он проработал более двадцати лет (в том числе семь лет – в должности главного режиссера), стало для театрального мира настоящим потрясением. За Бутусова вступились и зрители, и критики. ...
  • Владимир Машков: «Выхода у нас нет»

    Утром 6 апреля в Театре Олега Табакова состоялся сбор труппы, на котором объявили имя нового художественного руководителя. Как и ожидалось, им стал ученик Олега Павловича Владимир Машков. После церемонии он ответил на вопросы журналистов. ...
  • Владимир Машков стал худруком Театра Табакова

    Утром в пятницу, 6 апреля, заммэра Москвы Леонид Печатников объявил имя нового художественного руководителя Театра Табакова. Как и ожидалось, им стал народный артист России Владимир Машков.   Напомним, что соответствующее предложение актер получил еще 23 марта на специальном заседании в Министерстве культуры, где решался вопрос о последующем руководстве МХТ, «Табакерки» и Театрального колледжа Олега Табакова. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москве открываются «Нуреевские сезоны»

    В субботу, 17 марта, когда поклонники балета во всем мире отмечают 80-летие со дня рождения легендарного танцовщика и балетмейстера Рудольфа Нуреева, в столице стартует Международный проект «Нуреевский сезоны». Первым мероприятием фестиваля станет показ фильма «Мятежный демон» в «Филармонии-2». ...
  • «Француз, ставший русским»

    Гала-концерт из фрагментов балетов Мариуса Петипа состоялся 13 марта на Новой сцене Большого театра. Событие стало финальной точкой Фестиваля российских балетных школ «Посвящение Мариусу Петипа», организованного Московской академии хореографии к 200-летию со дня рождения выдающегося балетмейстера и педагога. ...
  • Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко возобновляет балет Макмиллана

    Трехактный балет «Манон», созданный классиком британской хореографии Кеннетом Макмилланом, 11 февраля после длительного перерыва, возвращается в репертуар МАМТа. В связи с этим художественный руководитель балетной труппы театра Лоран Илер написал обращение к зрителям: – «Манон» Макмиллана – настоящий шедевр и одна из самых красивых историй любви, поставленная когда-либо на балетной сцене. ...
  • Премьера балета «Онегин» состоялась в Осло

    В субботу, 27 января, в Норвежском оперном театре в Осло представили премьеру балета «Онегин» на музыку Чайковского. Партии Татьяны Лариной и Евгения Онегина исполнили кубинка Йоланда Корреа и канадец Джейсон Райлли. ...
Читайте также

http://transit.red-torch.ru