Классика и авангард

Какие балеты нельзя пропустить на «Золотой маске»

 
Балетная программа «Золотой маски» разнообразна: классика и неоклассика, спектакли повествовательные и бессюжетные, старинные и современные, сделанные российскими авторами и знаменитостями из Европы. «Театрал» составил обзор балетов, которые можно увидеть на фестивале с февраля по апрель.
«Оранго» (Пермь). Фото: Антон Завьялов «Оранго» и «Условно убитый» (Пермь)
Диптих Пермского театра оперы и балета. В нем и поют, и танцуют. Спектакль  примечателен эксцентричной музыкой  Шостаковича, ноты которой несколько лет назад обнаружили в архивах. Недописанный молодым композитором театральный заказ был приурочен к юбилею революции, о достижениях которой задумывалось поведать. Нетривиальные для  музыкального театра сюжеты (искусственное создание человека из обезьяны и массовые учения гражданской обороны) у постановщика Алексея Мирошниченко  обернулись  смакованием ранней советской эстетики. Сцена оформлена по эскизам художников русского авангарда, а комические танцы «под классику»  сочинены в блоке с физкультпарадом и популярными в ту эпоху «танцами машин». За  пультом – Теодор Курензис.
Где: на сцене театра «Новая опера»
Когда: 23 февраля
 
«Татьяна» (Москва)«Татьяна» (Москва)
К  нашему «Евгению Онегину» обратился Джон Ноймайер,  именитый хореограф из Гамбурга. Но сделал акцент не на Онегине,  а на Татьяне, которую считает  главной  пружиной пушкинского романа в стихах. Ноймайер воплотил в спектакле свои  литературные знания и собирательные представления о прошлом и настоящем России. Балет наполнен метафорами и иносказаниями, повод к ним дает музыка современного композитора Леры Ауэрбах, созданная специально по заказу Гамбурского балета. В спектакле Ноймайера Ленский стал композитором. В воображении Татьяны и на глазах зрителей оживают персонажи  книг, которые она читает, Евгений меняет облик от дэнди пушкинских времен до щеголя наших дней. Дядю честных правил на глазах публики провожают в последний путь. Кордебалет танцует в ушанках и гимнастерках.
Где: Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
Когда:7 и 8 марта
 
«Осторожной поступью» (Екатеринбург). Фото: Елена Лехова«Осторожной поступью». «Занавес» (Екатеринбург)
Два одноактных балета в одной программе. «Осторожной поступью» Екатеринбургский театр оперы и балета обозначил горячее стремление освоить малознакомые пластические горизонты: ведь танцовщики в наших театрах все еще  ученики в сфере танца двадцатого века. Балет Пола Лайтфута и Соль Леон (знаменитые европейские мастера из Нидерландов) поставлен на народные болгарские хоры и – с помощью босоногих плясок шести танцовщиков – посвящен древним ночным ритуалам. «Занавес» Вячеслава Самодурова (глава екатеринбургского балета) остается в сфере пуантного танца. Балет пластически изобретательно вникает в психологию танцующей балерины, которую мы видим как бы из-за кулис. Роль созидающей примы исполняет прима Большого театра Мария Александрова.
Где: на сцене Большого театра
Когда: 16 марта
 
«Тщетная предосторожность» (Екатеринбург). Фото: Елена Лехова«Тщетная предосторожность» (Екатеринбург)
Балет на музыку Гертеля – сугубо классический, но одновременно экспериментальный. Постановщик, реставратор старинных спектаклей и знаток балетного прошлого Сергей Вихарев, досконально изучил театральные архивы. И постарался максимально приблизить свой вариант к петербургской версии девятнадцатого века,  к типу балета, процветавшего на императорской балетной сцене. Получилось изящное ретро, дополненное аккуратными стилизованными вставками Вихарева.  С другой стороны, герои спектакля, пасторальные крестьяне с юга Франции, одеты в костюмы и декорации по мотивам живописи Ван Гога. Комический балет, соединивший безмятежность фабулы, многообразие классического танца  и тревожность вангоговской палитры,  ошеломляет буйной яркостью красок. 
Где: на сцене Большого театра
Когда: 17 марта
 
«Стальной скок» (Саратов). Фото: Юрий Кабанов«Стальной скок». Саратов. «Минос» (Москва)
«Стальной скок» – современный балет с долгой предысторией. Когда-то великий организатор искусства Сергей Дягилев заказал молодому композитору Прокофьеву партитуру с таким названием. В  своей  европейской труппе  Дягилев пожелал иметь спектакль о только что появившейся на карте мира советской России. Речь шла о «красных» реалиях времени. Хореограф Кирилл Симонов обратился  к этой же музыке, но для Саратовского оперного театра придумал иной сюжет. Действие происходит в наши дни, а неоклассический танец посвящен выяснению отношений в современном офисе.
В тот же  вечер можно посмотреть «Минос», предлагаемый  хореографом из Голландии Хуанхо Архесом. Спектакль создан для Голландского Национального балета в 2010 году и перенесен – в расширенном и переработанном виде – в труппу «Балета Москва». Бессюжетный опус навеян мифами о древнегреческом царе, имеющем отношении к знаменитому Лабиринту, в котором герой Тезей победил Минотавра. Хореограф утверждает, что «траектории неоклассических движений и пересечения танцующих тел – это и есть лабиринт, в котором легко потеряться».
Где: на сцене Большого театра
Когда: 18 марта
 
«Герой нашего времени» (Москва). Фото: Дамир Юсупов«Герой нашего времени» (Москва)
Совместный проект хореографа Юрия Посохова и  Кирилла Серебренникова, который снабдил достаточно традиционный танец  нетривиальными режиссерскими  озарениями.  Это эксклюзивный спектакль Большого театра. Музыку к балету по прозе Лермонтова написал молодой композитор Илья Демуцкий. На сцене появятся воинственные горцы, вороватые контрабандисты и светское  общество на водах. Образ Печорина в буквальном смысле собирательный: в трех эпизодах спектакля («Бэла», «Тамань» и «Княжна Мери»)  главного героя танцуют разные солисты. Несколько балерин и премьеров в «Герое» заслуженно выдвинуты на «Маску» в номинации «лучшая роль». В спектакле участвуют инвалиды-колясочники,  чемпионы России по спортивным танцам.
Где: Большой театр
Когда: 23 -27 марта
 
«Моцарт и Сальери» (Международный Проект Сергея Даниляна). Фото: Стас Левшин«Моцарт и Сальери».  Zeitgeist. (Международный Проект Сергея Даниляна)
Это возможность увидеть любимцев публики Наталью Осипову и Ивана Васильева в новых, неожиданных ролях. Осипова в Zeitgeist солирует среди танцовщиков Королевского балета Ковент-Гарден. В одноактном опусе Алистера Марриота, не имеющем сюжета, но обладающем сильной эмоцией, она – под музыку скрипичного концерта Гласса – становится королевой для партнера и мужского кордебалета. Лучезарно-мужественный, Васильев в паре с Владимиром Варнавой (хореограф балета и убедительно мерзкий Сальери) танцует дурашливого Моцарта. Пока угрюмая  бездарность корчами «испускает» зависть, «гуляка праздный»  играет  в беспечного гения,  из «недр» которого льется божественная музыка.
Где: на сцене Театра Моссовета
Когда: 26 марта
 
«Когда падал снег» (Пермь). Фото: Антон Завьялов«Когда падал снег» (Пермь)
Одна из  трех самостоятельных  частей  спектакля Пермского театра  оперы и балета – под  общим названием «Зимние грезы». Хореограф Даглас Ли придумал ночной призрачный мир под снежной пеленой,  в котором, кажется, действуют законы английской готики.  Используя саундтреки к кинофильму «451 градус по Фаренгейту» и сериалу «Сумеречная зона», Ли добился удивительного эффекта: он назвал его «калейдоскопом оживающих картинок или фотокадров» в котором «танцовщики будут иногда подобны застывшим скульптурам, порой они будут более очеловеченные. Это похоже на то, что мы можем увидеть, когда крутим в своих руках стеклянные шары со снегом или слушаем мелодию играющей музыкальной шкатулки».
Где: на сцене «Театриума на Серпуховке»
Когда: 4 апреля

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • Иржи Килиан получит почетный приз Benois de la dansе

    Номинанты XXVII Международного балетного приза Benois de la dansе, известного в творческих кругах как балетный «Оскар», объявлены в четверг в Большом театре.   Объявление победителей состоится 21 мая на Исторической сцене Большого театра. ...
  • Солист Большого театра Лантратов повредил ногу

    Премьер Большого театра Владислав Лантратов не будет выступать в этом сезоне в связи с травмой ноги, полученной во время спектакля «Зимняя сказка».   «К сожалению, выбыл из строя до конца сезона. Но вернусь, обещаю, и мы еще зажжем. ...
  • Академия Вагановой отметит 110-летие первых балетов «Русских сезонов»

    Международная научно-практическая конференция «Дягилев: искусство продюсирования. Вчера, сегодня, завтра!» пройдет в Академии русского балета им. Вагановой. Встреча приурочена ко дню рождения Сергея Дягилева и 110-летию первых балетов «Русских сезонов», им организованных. ...
  • Во МХАТе им. Горького покажут балет

    Этой весной во МХАТе им. Горького покажут премьеру балетной постановки Артура Питы с участием Натальи Осиповой. Спектакль поставлен по малоизвестной сказке Андерсена «История одной матери». «Идея постановки родилась у знаменитого британского хореографа Артура Питы после того, как в руки ему попала книга рисунков итальянского художника AkaB к «Истории одной матери», - сообщается на сайте МХАТа. ...
Читайте также