Зона безумия

«Сталкер» Андрея Калинина рискует стать последним спектаклем театра «А.Р.Т.О.»

 
Первое, что видит зритель в полуподвальном помещении театра «А.Р.Т.О.» на Сретенском бульваре, – красно-белые оградительные ленты. Ими же огорожена зона в фойе, ступать на которую опасно из-за угрозы обрушения. Листы А4 на стенах извещают: «Уважаемые зрители! Театр находится в состоянии прерванного ремонта. Приносим извинения за обстановку! Это не наш стиль – это вынужденная реальность». Из этой реальности естественно и непринужденно переходишь в поджидающую за стеной реальность братьев Стругацких.
В «Сталкере» молодой режиссер Андрей Калинин необычно работает с пространством. Начиная стилизацию под Зону еще в фойе, он стирает границы между миром нормальным и аномальным. Камерная сцена, пустая и очень глубокая, вмещает их оба, не разделяя на монохром и цвет, как в фильме Андрея Тарковского, а позволяя смешаться. Глубина пространства делится на воображаемые узкие зоны, в их границах разворачиваются мизансцены.

Каждую следующую локацию ограничивают любимые в «А.Р.Т.О.» металлические конструкции (дрезина, барная стойка и т.д.) и свет художника Артема Приходова. В дальнем левом углу сидит автор и исполнитель музыки Егор Павлов. Его эмбиент, извлекаемый из электронной гитары, обволакивает густым маревом звуков, напоминающим саундтрек Нила Янга к фильму «Мертвец».

Андрей Калинин и не претендует на лавры великого предшественника, что, однако, не мешает ему задаваться теми же вопросами о вере и смысле человека на запретной территории трансцендентного. Как и всегда, в «А.Р.Т.О.» царит гротеск, абсурд и черный юмор – атрибуты горькой самоиронии в отношении поиска истины.

Не стоит ждать от премьеры сдержанной медитации Тарковского. Режиссер, наоборот, ставит задачу десакрализации Зоны. Злой черный юмор и вычитан, и дополнительно вклеен в инсценировку – его здесь много. Смех в спектакле истеричен, он вырывается кашлем, им заходятся, словно лаем. Никаких цитат из Апокалипсиса от здешнего Сталкера (Игорь Булгаков) не услышишь. Человек в боевом трико, мастер восточных единоборств, он смешон в непомерном пафосе веры, но в нем живет и тайное знание о мире аномалий. Сталкер – плоть от плоти безумия. На привале из гайки сквозь него прорастает металлическое дерево, которое потом самому же приходится от себя отпиливать.
 
Андрей Калинин сам себе сценограф и бутафор. Всех героев он скрывает под масками из папье-маше, чем задает гротескную манеру игры: заламывание рук, статические позы... В маске Сталкера смутно отражаются черты Чингачгука, маске Профессора – Эйнштейна. Именно эти имена дает безымянным попутчикам внутри Зоны Писатель. А сам он, с длинными патлами, с глазами пьяницы, «пустыми и выпуклыми», становится резонером и главным героем этой истории.

Писатель в исполнении актера Бориса Перцеля, как и у Александра Кайдановского, – романтик, переродившийся за давностью лет в циника. Режиссер оставил ему все философские пассажи: и про мир, управляемый железными законами, и про гнилость душ. Но главное – про грамотную публику, постоянно «требующую жрать». Последнее наиболее важно в контексте происходящего с «А.Р.Т.О.».

Артист буквально захлебывается в ненависти к мироустройству, где творческого человека ломают и приспосабливают, используют, а затем выкидывают на помойку. Свой монолог Писатель произносит, раскручиваясь в жерле главной ловушки, «Мясорубки», выход из которой, по словам Сталкера, равносилен самоубийству. Смелый шаг вызван отчаянием. Писатель обрушивается на систему, где художник вынужден подстраиваться под вкусы толпы, постоянно требующей новых развлечений. Додумываешь про себя: где бесконечная череда премьер – лишь примета рыночной экономики, а не духовного возрождения. И где живой театр можно задушить лишь потому, что его эстетическая программа не соответствует взглядам чиновников на искусство. Что печально, логику рынка, применяемую к искусству, разделяет и молчаливое большинство, не чувствуя в ней никаких противоречий.

Зона безумия выплеснулась за границы снов и захватила реальность. Как результат, основатель «А.Р.Т.О.» Николай Рощин вместе с соратниками пока ставит в Александринском театре: в сентябре там выпустили спектакль «Ворон», который в апреле привезут на «Золотую маску». Андрей Калинин совместно с Рощиным готовится к постановке в петербургском ТЮЗе им. Брянцева «Носорогов» Эжена Ионеско. Ну а будущее московского театра «А.Р.Т.О.» туманно, как поля Зоны.
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Алексей Бородин поставит «Медного всадника»

    Свой новый, 97-й сезон РАМТ откроет 22 сентября спектаклем «Эраст Фандорин» и обещает «придумать и провести множество интересных и познавательных встреч», «расширить географию гастролей», а также регулярно «пересматривать архивные спектакли». ...
  • Без языка

    «Изгнание» Миндаугаса Карбаускиса – это для меня лучшее, что случилось в этом театральном сезоне. Ставя такой исповедальный, интимный спектакль о чужаке, чужестранце, режиссер не может не рассказывать о себе. Строя свой театр эволюционно, переплавляя его медленно, осторожно, как свои грядки бережливый огородник (Карбаускис как-то говорил о неприятии стратегии обнуления, радикальной перемены, чистой перемены «дирекции»), в этом сезоне он нарастил мускулатуру Театра им. ...
  • О свойствах страсти

    В заканчивающемся сезоне Егор Перегудов поставил два спектакля, объединенных общей темой любви, одиночества, созидания и разрушения дома. На сцене «Современника» он выпустил изящную комедию Островского «Поздняя любовь» в белом пространстве Марии Трегубовой. ...
  • «Личностью можно быть и в десять лет»

    С потолка сыплются цветные фотографии, учительница математики отчитывает зал так, что у взрослых людей по спине пробегает давно забытый холодок, а актеры внезапно оказываются сидящими на перилах зрительского балкона – бесстрашно болтают ногами прямо над опешившим партером. ...
Читайте также