Зона безумия

«Сталкер» Андрея Калинина рискует стать последним спектаклем театра «А.Р.Т.О.»

 
Первое, что видит зритель в полуподвальном помещении театра «А.Р.Т.О.» на Сретенском бульваре, – красно-белые оградительные ленты. Ими же огорожена зона в фойе, ступать на которую опасно из-за угрозы обрушения. Листы А4 на стенах извещают: «Уважаемые зрители! Театр находится в состоянии прерванного ремонта. Приносим извинения за обстановку! Это не наш стиль – это вынужденная реальность». Из этой реальности естественно и непринужденно переходишь в поджидающую за стеной реальность братьев Стругацких.
В «Сталкере» молодой режиссер Андрей Калинин необычно работает с пространством. Начиная стилизацию под Зону еще в фойе, он стирает границы между миром нормальным и аномальным. Камерная сцена, пустая и очень глубокая, вмещает их оба, не разделяя на монохром и цвет, как в фильме Андрея Тарковского, а позволяя смешаться. Глубина пространства делится на воображаемые узкие зоны, в их границах разворачиваются мизансцены.

Каждую следующую локацию ограничивают любимые в «А.Р.Т.О.» металлические конструкции (дрезина, барная стойка и т.д.) и свет художника Артема Приходова. В дальнем левом углу сидит автор и исполнитель музыки Егор Павлов. Его эмбиент, извлекаемый из электронной гитары, обволакивает густым маревом звуков, напоминающим саундтрек Нила Янга к фильму «Мертвец».

Андрей Калинин и не претендует на лавры великого предшественника, что, однако, не мешает ему задаваться теми же вопросами о вере и смысле человека на запретной территории трансцендентного. Как и всегда, в «А.Р.Т.О.» царит гротеск, абсурд и черный юмор – атрибуты горькой самоиронии в отношении поиска истины.

Не стоит ждать от премьеры сдержанной медитации Тарковского. Режиссер, наоборот, ставит задачу десакрализации Зоны. Злой черный юмор и вычитан, и дополнительно вклеен в инсценировку – его здесь много. Смех в спектакле истеричен, он вырывается кашлем, им заходятся, словно лаем. Никаких цитат из Апокалипсиса от здешнего Сталкера (Игорь Булгаков) не услышишь. Человек в боевом трико, мастер восточных единоборств, он смешон в непомерном пафосе веры, но в нем живет и тайное знание о мире аномалий. Сталкер – плоть от плоти безумия. На привале из гайки сквозь него прорастает металлическое дерево, которое потом самому же приходится от себя отпиливать.
 
Андрей Калинин сам себе сценограф и бутафор. Всех героев он скрывает под масками из папье-маше, чем задает гротескную манеру игры: заламывание рук, статические позы... В маске Сталкера смутно отражаются черты Чингачгука, маске Профессора – Эйнштейна. Именно эти имена дает безымянным попутчикам внутри Зоны Писатель. А сам он, с длинными патлами, с глазами пьяницы, «пустыми и выпуклыми», становится резонером и главным героем этой истории.

Писатель в исполнении актера Бориса Перцеля, как и у Александра Кайдановского, – романтик, переродившийся за давностью лет в циника. Режиссер оставил ему все философские пассажи: и про мир, управляемый железными законами, и про гнилость душ. Но главное – про грамотную публику, постоянно «требующую жрать». Последнее наиболее важно в контексте происходящего с «А.Р.Т.О.».

Артист буквально захлебывается в ненависти к мироустройству, где творческого человека ломают и приспосабливают, используют, а затем выкидывают на помойку. Свой монолог Писатель произносит, раскручиваясь в жерле главной ловушки, «Мясорубки», выход из которой, по словам Сталкера, равносилен самоубийству. Смелый шаг вызван отчаянием. Писатель обрушивается на систему, где художник вынужден подстраиваться под вкусы толпы, постоянно требующей новых развлечений. Додумываешь про себя: где бесконечная череда премьер – лишь примета рыночной экономики, а не духовного возрождения. И где живой театр можно задушить лишь потому, что его эстетическая программа не соответствует взглядам чиновников на искусство. Что печально, логику рынка, применяемую к искусству, разделяет и молчаливое большинство, не чувствуя в ней никаких противоречий.

Зона безумия выплеснулась за границы снов и захватила реальность. Как результат, основатель «А.Р.Т.О.» Николай Рощин вместе с соратниками пока ставит в Александринском театре: в сентябре там выпустили спектакль «Ворон», который в апреле привезут на «Золотую маску». Андрей Калинин совместно с Рощиным готовится к постановке в петербургском ТЮЗе им. Брянцева «Носорогов» Эжена Ионеско. Ну а будущее московского театра «А.Р.Т.О.» туманно, как поля Зоны.
  • Нравится

Самое читаемое

  • Алла Демидова: «Это мы виноваты...»

    Вечером в воскресенье, 15 апреля, на вручении национальной театральной премии «Золотая маска» самую пронзительную речь произнесла, несомненно, Алла Демидова, получившая награду за моноспектакль «Ахматова. Поэма без героя» («Гоголь-центр») в номинации «Лучшая женская роль в драме». ...
  • Юрий Бутусов: «Агрессивное меньшинство сильнее»

    Увольнение Юрия Бутусова из Театра Ленсовета, где он проработал более двадцати лет (в том числе семь лет – в должности главного режиссера), стало для театрального мира настоящим потрясением. За Бутусова вступились и зрители, и критики. ...
  • Владимир Машков: «Выхода у нас нет»

    Утром 6 апреля в Театре Олега Табакова состоялся сбор труппы, на котором объявили имя нового художественного руководителя. Как и ожидалось, им стал ученик Олега Павловича Владимир Машков. После церемонии он ответил на вопросы журналистов. ...
  • Владимир Машков стал худруком Театра Табакова

    Утром в пятницу, 6 апреля, заммэра Москвы Леонид Печатников объявил имя нового художественного руководителя Театра Табакова. Как и ожидалось, им стал народный артист России Владимир Машков.   Напомним, что соответствующее предложение актер получил еще 23 марта на специальном заседании в Министерстве культуры, где решался вопрос о последующем руководстве МХТ, «Табакерки» и Театрального колледжа Олега Табакова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Премьеры середины весны

    Сезон движется к завершению, однако театры не сбавили темп и приготовили множество новых спектаклей. Напоминаем, что наиболее яркие, интересные премьеры каждый зритель может номинировать на «Звезду Театрала»-2018. Заявки принимаются до конца мая на странице премии. ...
  • Юрский выпускает интеллектуальный триллер

    Во вторник, 17 апреля, на сцене Театра им. Моссовета состоится пресс-показ постановки Сергея Юрского «Reception» по пьесе Игоря Вацетиса. Премьера спектакля, в котором Сергей Юрский выступит в качестве режиссера и исполнителя главной роли, назначена на среду, 18 апреля, сообщает пресс-служба. ...
  • В Театре сатиры появятся «Горгоны»

    Бенефисный спектакль Алёны Яковлевой и Марины Ильиной под занавес сезона (27 мая) пополнит репертуар Театра сатиры: комедию об актрисах-соперницах ставит на Малой сцене («Чердак сатиры») актриса Наталия Фекленко.   «Пьесы американского драматурга Дона Нигро более сорока лет не сходят с подмостков, – поясняет пресс-служба театра. ...
  • Адольф Шапиро начал репетиции в Et Cetera

    Спектакль по пьесе Луиджи Пиранделло «Это так, если вам так кажется» появится в репертуаре театра Et Cetera в конце нынешнего сезона. Читка и первые репетиции пьесы, не имеющей, кстати, своей сценической истории в России, начались здесь на нынешней неделе. ...
Читайте также

http://transit.red-torch.ru