Зона безумия

«Сталкер» Андрея Калинина рискует стать последним спектаклем театра «А.Р.Т.О.»

 
Первое, что видит зритель в полуподвальном помещении театра «А.Р.Т.О.» на Сретенском бульваре, – красно-белые оградительные ленты. Ими же огорожена зона в фойе, ступать на которую опасно из-за угрозы обрушения. Листы А4 на стенах извещают: «Уважаемые зрители! Театр находится в состоянии прерванного ремонта. Приносим извинения за обстановку! Это не наш стиль – это вынужденная реальность». Из этой реальности естественно и непринужденно переходишь в поджидающую за стеной реальность братьев Стругацких.
В «Сталкере» молодой режиссер Андрей Калинин необычно работает с пространством. Начиная стилизацию под Зону еще в фойе, он стирает границы между миром нормальным и аномальным. Камерная сцена, пустая и очень глубокая, вмещает их оба, не разделяя на монохром и цвет, как в фильме Андрея Тарковского, а позволяя смешаться. Глубина пространства делится на воображаемые узкие зоны, в их границах разворачиваются мизансцены.

Каждую следующую локацию ограничивают любимые в «А.Р.Т.О.» металлические конструкции (дрезина, барная стойка и т.д.) и свет художника Артема Приходова. В дальнем левом углу сидит автор и исполнитель музыки Егор Павлов. Его эмбиент, извлекаемый из электронной гитары, обволакивает густым маревом звуков, напоминающим саундтрек Нила Янга к фильму «Мертвец».

Андрей Калинин и не претендует на лавры великого предшественника, что, однако, не мешает ему задаваться теми же вопросами о вере и смысле человека на запретной территории трансцендентного. Как и всегда, в «А.Р.Т.О.» царит гротеск, абсурд и черный юмор – атрибуты горькой самоиронии в отношении поиска истины.

Не стоит ждать от премьеры сдержанной медитации Тарковского. Режиссер, наоборот, ставит задачу десакрализации Зоны. Злой черный юмор и вычитан, и дополнительно вклеен в инсценировку – его здесь много. Смех в спектакле истеричен, он вырывается кашлем, им заходятся, словно лаем. Никаких цитат из Апокалипсиса от здешнего Сталкера (Игорь Булгаков) не услышишь. Человек в боевом трико, мастер восточных единоборств, он смешон в непомерном пафосе веры, но в нем живет и тайное знание о мире аномалий. Сталкер – плоть от плоти безумия. На привале из гайки сквозь него прорастает металлическое дерево, которое потом самому же приходится от себя отпиливать.
 
Андрей Калинин сам себе сценограф и бутафор. Всех героев он скрывает под масками из папье-маше, чем задает гротескную манеру игры: заламывание рук, статические позы... В маске Сталкера смутно отражаются черты Чингачгука, маске Профессора – Эйнштейна. Именно эти имена дает безымянным попутчикам внутри Зоны Писатель. А сам он, с длинными патлами, с глазами пьяницы, «пустыми и выпуклыми», становится резонером и главным героем этой истории.

Писатель в исполнении актера Бориса Перцеля, как и у Александра Кайдановского, – романтик, переродившийся за давностью лет в циника. Режиссер оставил ему все философские пассажи: и про мир, управляемый железными законами, и про гнилость душ. Но главное – про грамотную публику, постоянно «требующую жрать». Последнее наиболее важно в контексте происходящего с «А.Р.Т.О.».

Артист буквально захлебывается в ненависти к мироустройству, где творческого человека ломают и приспосабливают, используют, а затем выкидывают на помойку. Свой монолог Писатель произносит, раскручиваясь в жерле главной ловушки, «Мясорубки», выход из которой, по словам Сталкера, равносилен самоубийству. Смелый шаг вызван отчаянием. Писатель обрушивается на систему, где художник вынужден подстраиваться под вкусы толпы, постоянно требующей новых развлечений. Додумываешь про себя: где бесконечная череда премьер – лишь примета рыночной экономики, а не духовного возрождения. И где живой театр можно задушить лишь потому, что его эстетическая программа не соответствует взглядам чиновников на искусство. Что печально, логику рынка, применяемую к искусству, разделяет и молчаливое большинство, не чувствуя в ней никаких противоречий.

Зона безумия выплеснулась за границы снов и захватила реальность. Как результат, основатель «А.Р.Т.О.» Николай Рощин вместе с соратниками пока ставит в Александринском театре: в сентябре там выпустили спектакль «Ворон», который в апреле привезут на «Золотую маску». Андрей Калинин совместно с Рощиным готовится к постановке в петербургском ТЮЗе им. Брянцева «Носорогов» Эжена Ионеско. Ну а будущее московского театра «А.Р.Т.О.» туманно, как поля Зоны.
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Названа причина смерти Дмитрия Марьянова

    Скоропостижный уход из жизни Дмитрия Марьянова медэкспертиза связывает с оторвавшимся тромбом. Такие сведения появились на лентах информагентств в ночь на понедельник, 16 октября, через несколько часов после гибели актера. ...
  • «Нам объявлена война»

    Басманный суд Москвы продлил арест фигурантам дела «Седьмой студии». До 19 января основатель студии, худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, бывший гендиректор студии Юрий Итин и бывший главный бухгалтер Нина Масляева останутся под домашним арестом, бывший генеральный продюсер Алексей Малобродский – в СИЗО. ...
  • Актер Дмитрий Марьянов скончался на 48-м году жизни

    Вечером в воскресенье, 15 октября, по дороге в лобненскую больницу, скончался актер Дмитрий Марьянов. По сведениям «Интерфакса», Дмитрий Юрьевич, почувствовал резкое недомогание. Его доставили в больницу города Лобня, однако медикам спасти жизнь артиста не удалось. ...
  • Римас Туминас: «Поставлю что-нибудь хулиганское»

    Художественный руководитель Театра им. Вахтангова на днях вернулся из Германии, куда ездил на лечение, и уже приступил к следующим работам. – В ноябре Симоновскую сцену открываем, – сказал он «Театралу». – Поэтому мысли сейчас только об этом. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков: «Современные драматурги готовы поразмышлять на эту тему»

    Спектакль «Восемь» по пьесе современного драматурга Владимира Зуева представляет к 100-летию Октябрьской революции Московский губернский театр. Над постановкой работала режиссер Анна Горушкина, премьера состоится 20 октября. ...
  • Вениамин Смехов поставил спектакль о революции

    Актер театра и кино Вениамин Смехов поставил спектакль по документальной пьесе «Прошу слова! Год 1917». Постановка приурочена к 100-летию Октябрьской революции и будет показана в Санкт-Петербурге на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича лишь дважды – 11 и 12 ноября. ...
  • Театр «МОСТ» начинает сезон с «Молитвы»

    «Поминальная молитва» Григория Горина станет первой премьерой нового сезона в театре «МОСТ». Спектакль выпускает Георгий Долмазян. По словам режиссера, для него это знаковая постановка, поскольку посвятить свою жизнь театру он решил именно благодаря тому, что побывал в 1993 году на знаменитом спектакле Марка Захарова в «Ленкоме». ...
  • Александр Морфов приступил к репетициям «Декамерона»

    Спектакль по произведению Бокаччо «Декамерон» пополнит репертуар театра Et Cetera уже в декабре. На днях режиссер Александр Морфов (на фото – слева) приступил к репетициям, а во вторник, 17 октября, он вместе со сценографом Александром Горенштейном представил руководству театра макет будущего спектакля. ...
Читайте также