«Артисту для счастья нужно понимание»

Константин Хабенский

 
11 января один из самых популярных артистов Константин Хабенский отмечает день рождения. По этому случаю Художественный театр преподнес ему подарок, поставив на вечер в афишу моноспектакль «Контрабас», в котором актер виртуозно играет музыканта. А что может быть лучше для артиста, как ни встреча со своими зрителями? «Театрал» присоединяется к поздравлениям и публикует интервью из архива редакции.
Константин, когда читаешь интервью с артистами Художественного театра, то непременно заходит речь об Олеге Табакове. Поэтому и я решил не изменять традиции: лично вам чем дорог Олег Павлович?
– Дорог тем, что он сам актер. Он понимает актерские проблемы и не только финансовые проблемы, но и проблемы актерского роста, что, на мой взгляд, очень важно. Это проявляется не только по отношению ко мне, подтверждается делами и предложениями…  Это самая главная черта –внимание к росту актера.
Судя по тому, что ваше творчество в МХТ развивается от одной большой роли к другой, вы чувствуете себя в этом театре достаточно свободно. А у вас бывает разочарование после спектакля: дескать, сегодня неправильно что-то пошло?
– Спектакль на то и спектакль, чтобы его продолжать играть и продолжать разбираться в герое. Если ты сыграл и разобрался в нем полностью, спектакль нужно закрывать. Вот и всё.
Спектакль – это не кино, поэтому каждый раз, каждый новый спектакль нужно открывать какие-то новые, новые грани и сантиметр за сантиметром ползти и углубляться в то, что внутри у человека находится – не только у твоего персонажа, но и у тебя самого лично на нынешний день. В этом и заключается сегодняшность, сиюминутность и неповторимость любого спектакля.
В спектакле «Контрабас» (© Екатерина Цветкова) Это не самоедство, это просто желание того, чтобы спектакль был свежим, интересным и зрителям, и тебе самому. Вот и всё.
– Ваш виртуозный «Контрабас» идет в репертуаре не первый сезон и билетов на него не достать. А что подтолкнуло вас к этой работе?
– На данном этапе я понял, что это тот материал, который могу попробовать, скажем так, пройти. Материал, с которым можно побороться и который можно примерить на себя.
– Вопрос наивный, но все же… Зачем «бороться»?
– Мне просто интересно. Мне интересно копаться в этом ворохе проблем. Это же трагифарсовая история у нас получилась. Трагифарс для меня доминирующий жанр. Я надеюсь… Я пытаюсь быть характерным актером, не только героем-любовником или просто героем. Поэтому копаться и будоражить зрителя этим материалом мне интересно. Пока зритель будет откликаться, пока он будет реагировать на эту историю, значит, она будет живой…
– Но если вдруг перестанет реагировать, вы скажете себе «нет»?
– Я надеюсь.
А такое уже бывало?
– Да, конечно. И в Художественном театре в том числе.
Константин Хабенский - Мэкки-нож в спектакле «Трехгрошовая опера» (© Екатерина Цветкова)Этот процесс для вас мучительный?
– Мучительный, но потом наступает облегчение и простор для того, чтобы впитывать какие-то новые идеи и предложения. Тяжело всегда отказываться от материи, в которой тебе так удобно, и «переодеваться» в новую одежду, и разнашивать новые сапоги, но ведь надо – это жизненный  процесс…
Что вы делаете для того, чтобы планка востребованности все время росла?
– (Задумывается.)
– Спрашиваю, поскольку более титулованного актера я не знаю…
– Покопайтесь, есть наверняка. Я не знаю… Нет никакого конкретного способа и рецепта. Мне кажется, тут всё очень просто: должно быть интересно и ново то, что ты делаешь. Пускай даже это будет в противовес сложившимся тенденциям. Пускай это будет противоречить общественному мнению. Но это должно быть, в первую очередь, интересно и ново…
– А если публика к подобным новшествам не готова… У вас бывали, скажем, поединки со зрителями?
– Постоянно. Может быть, в Московском Художественном театре зритель в большей степени мой, поскольку следит за репертуаром и за творчеством, но на гастролях эти поединки происходят бесконечно, поскольку там публика знает меня преимущественно по телевизионным работам. И это абсолютно нормально. Я не буду утверждать, что всегда выхожу победителем в этом поединке и заставляю зрителя поверить в то, что я еще и характерный актер…
–  Но вообще ощущение победы вам знакомо или вы об этом не задумываетесь?
– Нет. Есть ощущение хорошего спектакля. Есть ощущение понимания, взаимодействия со зрителем. Это самое главное.
Побеждать? Все-таки у нас не лазерное шоу, у нас человеческое общение. Поэтому либо налажен контакт со зрительным залом – тогда это победа, либо не налажен. И вот если он не налажен, то можно сколько угодно говорить о том, что я гениален и постановка у нас гениальная, и тексты гениальные, а зритель тупой. Значит, не было человеческого контакта.
– Режиссеры разные, работаете вы очень много. А часто вам приходится ломать себя для того, чтобы соответствовать той или иной сценической форме?
– Я считаю, что с любым режиссером, который больше, интереснее, глубже, чем ты, приходится себя «ломать». Или даже не ломать, а приходится вползать в тот рисунок мысли, который предлагает режиссер, и в ту форму, которую предлагает режиссер. Но если ты понимаешь в профессии чуть больше режиссера, то ничего ломать не приходится. Случается и такое.
–  В кино, как правило?
–  Ну, да. Бывает... Там задача сложная вдвойне, потому что при том безумном иногда темпе, в котором мы работаем, надо успевать думать.
Но судя по вашим многогранным ролям, вы это успеваете…
– О себе трудно судить… Нужно просто находить время и задумываться иногда. Вечером перед сьемками либо во время сьемок, либо между дублями. Это нормально, тут ничего противоестественного нет.
Время на отдых остается?
– К сожалению, мало. Надо брать где-то силы, согласен.
– Особенно если учесть, что вы основали в регионах множество студий творческого развития. Их, кажется, восемь у вас?
– Восемь городов. Недавно девятую студию открыли в Нижнем Новгороде. 
Зачем?
– Интересно.
– Следите за судьбами своих воспитанников?
– Нет, у нас другая ситуация. Я же не готовлю ребят к актерской профессии и потому не могу следить за судьбами всех, кто встречается на моем пути. В наших студиях через наши актерские дисциплины мы просто пытаемся больше развить человека, раскрыть его творческий потенциал, индивидуальность мышления, научить красиво, оригинально высказывать собственное мнение для того, чтобы потом, когда ребята выйдут из стен школы, с ними было интересно общаться.
Занятия в студиях идут достаточно плотно. Это не просто пришли, поиграли в мяч и разошлись. Программа составлена на уровне второго-третьего курса театральных институтов. Поэтому очень у многих слетают розовые очки, и уже на берегу они отказываются от этой профессии, понимая, что их ждет впереди.
– Отчислять приходится?
– У нас отчисление идет по очень простым критериям. Занятия в студиях бесплатны, но при этом, обязательны. Главное, заниматься с желанием и соблюдать дисциплину. Вот и всё.
Студии творческого развития существуют на деньги вашего благотворительного фонда?
– Нет, они существовали все это время и продолжают существовать на деньги фонда Михаила Прохорова. Финансовая поддержка идет от него. А новые города вписываются в нашу историю (как например, Нижний Новгород) уже за собственный счет. То есть студия финансируется администрацией города.
В планах расширение остается?
– Думаю, что да. Что касается совмещения, соединения студий творческого развития и благотворительного фонда, этим летом мы сделали серьезную заявку. 

В благотворительном проекте «Поколение Маугли»
В Казани мы выпустили с ребятами-студийцами большой музыкальный спектакль «Поколение Маугли» (художник-декоратор Николай Симонов). Алексей Кортнев и его команда писали музыку и тексты. Николай Реутов ставил хореографию. Айнур Сафиуллин (выпускник Женовача) был режиссером, а я стал художественным руководителем этой постановки. История получилась яркая. Такой современный Маугли, только не в африканских джунглях, а в каменных, в большом городе, не важно в каком.
Там были хорошие песни, и все исполнялось вживую, и хореография прекрасная… Четыре спектакля мы отыграли на тысячный зал. 72 студийца одновременно находились на сцене, а вместе с ними – пять профессиональных актеров, например, Гоша Куценко, Тимур Родригез, ваш покорный слуга…
Премьера совпала с открытием фестиваля всех наших студий «Оперение 2014» – это уже третий фестиваль, куда съезжаются учащиеся со всех городов. И все сборы от этих спектаклей мы перечислили на лечение детей, страдающих заболеваниями головного мозга. Для нас это очень важно. Мы хотим, чтобы ребята участвовали в благотворительности не просто посредством sms, а своей кожей, своим потом, нервами, душой почувствовали, что это такое. И то, как они будут к этому подходить, с какой энергетикой будут отдавать свои силы благотворительности, от этого зависит, придет зритель на спектакль или нет.
– А есть ли ревность со стороны местных педагогов: мол, вы оттягиваете у нас талантливых ребят?
– Ревности я не заметил. Не все так просто, конечно. Но мы изначально понимали, что нужно подобрать правильную команду, а, кроме того, нужно еще родителям, детям и тем же педагогам, объяснять, чем мы занимаемся, что это не только игра, но к этой игре прицеплены еще и серьезные занятия. Что этим занимаются еще и в других городах, а потом мы все собираемся на фестивале, ставим какие-то планки, новые задания, новые импровизации... Наш главный девиз: «Не навреди», то есть не преврати ребенка в актера в плохом смысле этого слова, а сделай так, чтобы он раскрылся и стал самим собой, не боялся, не стеснялся, был естественен, был интересен… И это получается.
Директора и учителя местных школ не раз нам говорили о том, что ребята, которые ходят в студию, совсем по-другому отвечают у доски. Совсем по-другому ведут общение с педагогами в том смысле, что они не стесняются выражать собственное мнение и не всегда соглашаются с теми канонами, которые прописаны в учебниках. У них начинает работать фантазия, которая никогда нигде не запрещена, которая только приветствуется.
– Вы часто бываете на экзаменах, на занятиях?
– Нет, я не могу уделить этому много времени, но у меня есть объезды по всем городам. Скажем так, раз в полгода я навещаю ребят. Помимо меня наведываются к ним и мои коллеги, которые гастролируют по городам. Для этого кураторы студий присылают мне список гастролей (кто будет у них и когда), а я договариваюсь с теми или иными не безызвестными вам актерами о том, чтобы они уделили час времени и провели, например, мастер-класс.
Я уверен, что ни разу, никто не отказал?
– Не было ни одного отказа, действительно.
Вы построили некую альтернативную систему нашему российскому образованию…
– Театральные студии в регионах были, конечно, и без нас, но все они платные. А мы собрали команду, которая на сегодняшний день состоит из 130 человек. И занятия проходят бесплатно…
Как правило, ребят обучают местные педагоги?
– Местные педагоги, актеры, режиссеры… По дисциплинам это и пластика, и художественное слово, и актерская фантазия… К этому еще присоединяется кукольный театр, телевидение и кино, и анимация, и духовые инструменты. В каждом городе по-разному, но все основные дисциплины в занятия включены.
Бываете довольны результатом?
– Я очень доволен был результатом этого фестиваля. У нас фестиваль проходит ежегодно в последнюю неделю июня. И задания были достаточно сложные для всех, но ребята справились.
Часто бывает, что дальше город становится тесен талантливому человеку и выход один уезжать…
– Нет, об этом ни я, ни наши педагоги на занятиях речи не ведут. В городах у всех есть свои достижения, у всех есть свои проблемы. Просто, мне кажется, что город, в котором существует наша студия, он должен этим дорожить и стараться помочь. А уж там как сложится.
– Вам, как актеру, что нужно для счастья?
– Понимания.
– Я все же думал, вы скажете – много работы…
– Само собой. Понимание складывается из того, что ты делаешь и, главное, знаешь зачем.
Интервью было опубликовано в «Театрале» в ноябре 2014 г.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Иногда две строчки открывают мир»

    Крылатая фраза «Поэт в России – больше, чем поэт…» Евтушенко более десяти лет назад стала названием литературно-поэтической рубрики, которую неизменно вел в нашей редакции сам Евгений Александрович. После ухода Евтушенко мы решили закрыть его авторскую рубрику. ...
  • «На выбор профессии повлияла атмосфера в семье»

    В рубрике «Дети закулисья» мы представляем актера, главного режиссер театра «Сфера», Александра Коршунова, продолжателя известной актерской династии – сына актрисы Екатерины Еланской, создавшей театр «Сфера», и звезды Малого театра Виктора Коршунова, внука легендарных мхатовцев Клавдии Еланской и Ильи Судакова. ...
  • «Я живу сегодняшним днем»

    В понедельник, 15 апреля, отмечает юбилей член общественного совета Премии зрительских симпатий «Звезда Театрала», народная артистка СССР Алла Пугачева. Пугачева – звезда яркая и недостижимая, но однажды корреспонденту «Театрала» удалось взять у нее интервью, оно было сделано в студии «Радио Алла» в связи с прошлым юбилеем певицы. ...
  • «Генератор энергии»

    15 апреля одной из самых харизматичных и неподражаемых актрис театра и кино Ольге Волковой исполняется 80 лет.   Вадим Дубровицкий, продюсер, режиссёр:  – Она человек парадоксальный, с ней всегда надо держать ухо востро. ...
Читайте также