Андрей Дрознин

«Что мы наделали с телом!»

 
Андрей ДРОЗНИН – признанный специалист по пластике. Как приглашенный режиссер по пластике, он ставит спектакли в ведущих театрах столицы. Не только в Москве, не только в России, но и в других странах мастер-классы Дрознина пользуются бешеной популярностью. Среди учеников Андрея Борисовича множество звезд. Невозможно поверить, что в феврале ему исполнилось 70.
Судьба привела Дрознина в Щукинское училище сложным путем: «Я оканчивал Львовский политехнический институт по специальности инженер-строитель и был создателем молодежного эстрадного театра, где занимался пластикой. И когда увидел афишу, гласящую, что во Львов приезжает «Эктемим», который создал Александр Румнев, актер и педагог по пластике таировского Камерного театра, я понял, что должен пойти. Тренингом в «Эктемиме» занимался Зосима Злобин. Так получилось, что Злобин приехал раньше всей труппы: я его водил по Львову, а потом в парке посадил на скамеечку и показывал свои импровизации. Он спросил: как вы тренируетесь? В основном танцую импровизации, ответил я, иду за звуком. И стал танцевать то, что слышал – ветер, шелест листвы, репродуктор. Тогда он сказал – бросьте инженерию, ваше будущее – пластика».

Сейчас Дрознин ставит спектакли, пишет книги о культуре и теории сценического движения и преподает в Щукинском. Состояние здоровья студентов – главная головная боль педагога: «Образ жизни мешает. Половина моей новой книги посвящена тому, что мы наделали с телом. Не поняв этого, невозможно создать серьезную систему подготовки современного актера. Раньше ситуация была такая: предполагалось, что есть некий человек, нормальный: в детстве бегавший, лазавший по деревьям, игравший в догонялки, занимавшийся спортом. Потом он приходил в театральную школу, где его учили более совершенным формам владения телом, выводящим его на иной уровень пластической выразительности. Сейчас же приходит все больше молодых людей, у которых разрушен этот базовый природный уровень. И вопрос в том, чтобы восстановить их тела в самом что ни на есть клиническом смысле – мы сейчас все работаем немножко по программе лечебной физкультуры».

И дело не только в детстве, проведенном за компьютером, сокрушается Дрознин: «Все сделано, чтобы человек стал инвалидом. Одни парты в школах чего стоят! Детство без подвижных игр. Я собираю досье о состоянии здоровья детей, и по этим данным нет ни одного идеально здорового выпускника школы. Сейчас вопрос не стоит – можно ли в каждом развить высочайшую пластическую культуру. Сейчас мы усмиряем свой творческий раж, чтобы восстановить все потерянное. Точнее говоря, делаем то, о чем говорил Станиславский: «Надо доразвить и подготовить наш телесный аппарат воплощения так, чтобы все его части отвечали предназначенному им природой делу». Но, к сожалению, далеко не всех можно вытащить на этот уровень. Если сравнивать день сегодняшний с тем временем, когда я с Константином Райкиным ставил «Маугли» в Театре-студии Олега Табакова – небо и земля. За эти тридцать пять лет мир рухнул в смысле физической оснащенности человека. В науке такое состояние называется точкой невозврата. Тело невостребовано, оно никому не нужно, и Бог бы с ним, если б эти люди шли в кулинарный техникум. А получается, что эмоция и чувство в актере светятся, но могут и не пробиться через это тело».

Со взрослыми актерами несколько проще, говорит Дрознин, у них гораздо больше готовности, но физический аппарат уже начинает увядать, если это не гении: «Актеры от бога, одаренные врожденной формой, – это Леонов, это Евстигнеев. Но есть и второй тип: работник, который занимается собой. Они трудятся, держат форму. Посмотрите на 90-летнего Зельдина! Это люди, которые понимают значимость внешней формы и собственной телесности, которые взяли на себя ответственность, им не нужен репетитор с кнутом и пряником».

Оказывается, Дрознин не делает никаких секретных упражнений, чтобы поддерживать себя в форме, а просто с утра до ночи работает: «Я все время должен быть готов к показу. У меня был случай, когда артист, который должен был перенести с места на место актрису, сказал: «Вам хорошо трепаться, а делать надо мне». И я, обхватив одной рукой актрису, приподнял ее и, держа на весу, говорил, пока этот актер не извинился. Не обязательно мочь все, но к провокационному вызову надо быть готовым всегда. Дело в том, что я люблю свою работу, и хочется делать ее как можно дольше!»

Дрознин периодически исполняет лишь серию упражнений для позвоночника – при резких нагрузках, особенно страховках, бывают проблемы, а в остальном для поддержания физической формы шести уроков в день достаточно. Иногда Дрознину случается работать и с не театральными людьми, мастер утверждает, что этот его опыт в ближайшие годы будет востребован социумом, иначе нас ждет катастрофа: «Нужен уже не стрейчинг или шейпинг, а усилия, чтобы почувствовать свое тело. Для этого нужно прежде всего понять необходимость этого, а потом искать педагога. Я сейчас работаю над созданием как раз такого центра, куда может прийти человек с улицы. Мы работаем над восстановлением многих утерянных качеств, скажем, суставно-мышечного чувства, ведь в любом движении участвует огромное количество мышц и суставов, и большинство людей не задумывается об этом. Большую часть жизни мы проводим в состоянии анабиоза, в состоянии беспамятства, а главное – бесчувствия. Когда я студенту даю упражнение на рапид – через десять минут его уже тошнит от своего тела, оттого, что он все время должен быть включенным, концентрируясь на замедленном движении».

Конечно, бывают и сложности: то студентка рыдает, боясь сделать сальто назад, то и просто не получается какое-то движение: «Нужно понимать, что человек всегда имеет право на ошибку. И вместо того, чтоб истерить, когда что-то не получается – надо эту энергию потратить на обучение».

Но самое главное, говорит Дрознин, не останавливаться: «Как только вы перестаете делать новые движения, то ваш мозг перестает решать новые задачи. В этом заключен феномен консерватизма старых людей: тело перестает работать, а вслед за ним и мозг. Отсюда, следовательно, интерес долгожителей к нагрузкам – чтобы держать мозги в порядке, а не ради физического здоровья».


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также