Портрет Светланы Враговой в стиле «модернъ»

Двадцать лет одного театра

 
Когда Врагова входит в помещение, что-то меняется в воздухе – и это не пустые слова. Стекла начинают звенеть от напряжения, идущего от этой женщины с разметанными по плечам волосами. Кажется, прикоснись к ней – и ударит током. Она физически меняет пространство вокруг себя настолько, что не возникает вопроса, каким образом ей удалось создать свой собственный театр. И не просто создать, а держать его уже 20 лет.
Сначала, в 1989 году, она убеждала чиновников в том, что Москве нужен еще один театр-студия. И убедила: из курса Щепкинского училища возник театр-студия «На Спартаковской». Потом, в 1995-м, убеждала, что театр «На Спартаковской» давно уже перешел в иное качество и требует нового имени –и появился «Модернъ» (именно так, с вычурной буквой «Ъ» на конце!). За это время Врагова убедила Москву в том, что можно ежевечерне собирать полный зал в таком нетеатральном месте, как м. «Бауманская». И, самое главное, она убедила всех вокруг в том, что женщина может заниматься традиционно мужской профессией – режиссурой и занимать традиционно мужской пост – быть худруком театра.

Светлана Врагова: «Режиссер – это зеркало, отражающее индивидуальность актера, человек, понимающий содержание актерской профессии и умеющий организовать весь процесс в целом. Этот дар по своей сути композиторский, архитектурный, живописный. А еще для меня очень важно философское начало в режиссуре, способность осмыслять время и мир. В общем, режиссер в театре – это многоликий бог. Стиль, который я выбрала для себя, – это модерн, изящество и красота, я художник-экспрессионист, существующий в отражениях. Абсолютный индивидуалист».

Руководство театром – тяжелая работа, выполнять которую может не всякий. Слишком много ответственности, слишком много требований к человеку на этом посту – и слишком маленькая отдача. Сегодня мало кто готов на эту каторгу пойти добровольно. Хлопот, забот, бед, предательств, трагедий – хоть отбавляй. Каждый день, регулярно, но всегда неожиданно, вдруг – валятся они на голову худрука. Отдачи же – почти никакой, по сравнению с затратами. Радости в этой работе – редки, немногочисленны и своеобразны. Казалось бы, сам факт долгого руководства театра женщиной и полные залы возглавляемого ею театра говорят за себя. Однако доказывать свою состоятельность все равно приходится, и чем дальше, тем больше – и чиновникам, выбивая деньги на зарплаты, ремонт, декорации, гастроли и т.п., и своим актерам – на каждой репетиции, и сотрудникам своего театра, разруливая очередную административно-организационную проблему.

Светлана Врагова: «Я не люблю женщин-режиссеров, которые запущены, плохо одеты, мужеподобны, много курят, да и на женщин не похожи. Я бы с такими режиссершами работать не стала. Если я работаю с мужчиной- режиссером, то это должен быть настоящий Мужчина, а если я работаю с женщиной-режиссером, то это должна быть настоящая Женщина».

Театр Светланы Враговой – совершенно женский. И в этом определении нет ничего дискриминирующего или уничижительного. Женский, то есть женщиной, для женщин и про женщин созданный. Обращающийся к сердцевине женской сути – мятущейся, романтической, жаждущей любви, свечей и легких занавесей, за мгновение страсти готовой расплачиваться своей тихой, ровной и благополучной жизнью. Театр, где женщина вспоминает, что она – богиня, что она – опасна. Что она причудлива и изменчива, как вода или огонь. Театр, где женщина может помечтать о себе – какой героиней и в какой пьесе она была бы? И интерьеры театра, и его репертуар очень таким мечтам способствуют.

Не случайно центральным, знаковым спектаклем театра Враговой уже много лет является «Катерина Ивановна» Леонида Андреева с роскошной Аленой Яковлевой в главной роли.

Пьеса начала века – о тайне и опасности Женщины с большой буквы, о несвободе и неискренности, принятой за норму в «цивилизованном» обществе, о страсти, выжигающей вокруг себя все «цивилизованное», поставлена Светланой Враговой о вечном конфликте между свободой и пусть золотой, но клеткой. По словам критика А. Свободина, спектакль Враговой «служит красоте, показывая и героиню, и среду ее обитания как категории вечные».

Именно в театре Враговой родилась «звезда» Оксаны Мысиной. В жесткой перестроечной пьесе «Дорогая Елена Сергеевна» в безжалостной, на разрыв аорты, режиссуре Враговой Мысина сыграла отчаянно, каждый раз – будто в последний (как и учила своих актеров Врагова – «отдавая спектаклю жизнь»). Потому, наверное, и она сама, и спектакль вошли в историю постсоветского театра, и о нем до сих пор рассказывают как о легенде.

В театр Враговой пришла Елена Стародуб – лучшая актриса Театра на Покровке Сергея Арцыбашева, для которой Врагова поставила «Петлю» Ибрагимбекова – пьесу об эмиграции, разломе, муке и неизбывной тоске о родине. «Эффектный сюжет, восходящий к Ивану Бунину, истинно театральная интрига в интерьерах модерна, ностальгический аромат эмигрантского прошлого... Личное и всеобщее воссоединяются в человеке и замыкают эту историко-трагическую фантазию театра», – писали об этом спектакле.

В центре театра и мира Враговой – всегда женщина, женское начало в самых разных своих проявлениях – от опасной бездны, определяющий тон в «Катерине Ивановне», до нежной и лиричной ноты «Маленького принца».

Светлана Врагова: «Не хочется себя повторять. Я не так часто ставлю. Я не из тех режиссеров, которые на «хвосте» одного успешного спектакля ставят еще четыре аналогичных. Мне нужны свежие идеи».

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также