Дидериц со шпицем

«Дама с собачкой» в БДТ им. Товстоногова

 
«Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой», – сюжет для небольшого рассказа. Анатолий Праудин и Наталья Скороход сочинили по чеховским мотивам «драму с антрактом». Спектакль идет на Малой сцене БДТ.
«Госпожа фон Дидериц», – вынуждена представиться блондинка в берете (А.Куликова) на первом же свидании с господином Гуровым (В.Реутов). Знакомство происходит на лютеранском кладбище, где герои прогуливаются, едва встретив друг друга. На одном из надгробных камней Анна Сергеевна обнаруживает фамилию семьи мужа. Сцена на кладбище придумана авторами инсценировки, как и многие другие сцены. А художник Александр Орлов придумал белый дощатый забор, замыкающий камерное пространство. В углу свалены арбузы, их запах заполняет зал. Ялта, лето. Арбузы – символ курорта – на какое-то мгновение превратятся и в холмики на кладбище.

А вот кто именно – Праудин или Орлов – придумал вывезти на сцену тележки, сказать трудно, но находка эта потрясающая. Две обычные сверкающие алюминием тележки, какие сейчас пользуются популярностью в больших строительных супермаркетах. С ними приятно приобретать уют и роскошь, складывать ладные финские коробки с какой-нибудь быстро- сборной мебелью. В БДТ они играют роль вагонов, составленные вместе, они становятся похожи на неловкую кровать первого гостиничного уединения. Жена Гурова качает мужа на тележке, словно ребенка в коляске. Ровная поверхность на колесах станет театральными подмостками. Гуров встречает Анну Сергеевну в театре. По Чехову дают премьеру «Гейши». Праудин превращает этот несущественный спектакль в оперу «Мадам Баттерфляй». Госпожа Гурова с помощью парика, грима и кимоно преображается в японку и выходит на сцену-тележку.

У Гуровой (Т.Аптикеева) в драме Праудина большая роль. Жена все время пытается рассмешить мужа рассказами, почерпнутыми из колонки происшествий. Вот, например, два мальчика бежали в Африку. «А где наши дети?», – в ответ цинично интересуется несчастливый отец, а в зале раздаются смешки. Монотонность бесконечных вечеров передается в рассказе двумя-тремя фразами, одним штрихом, на сцене – несколькими эпизодами. Праудин нарочно подробно останавливается на ощущении только Чеховым понятой тоски. Чета Гуровых проводит вечера, посещая театры и читая газеты. Режиссер тонко чувствует скуку и одиночество двух людей в одной комнате. Рядом с Гуровым суетится господин Иванов (Р.Барабанов), маленький человек без свойств из ранних рассказов, суетится и стесняется. Или немолодой господин Смирнов (Л.Неведомский), «медведь», так и не встретивший на дуэли свою «вдовушку с ямочками на щеках», вечно бубнящий присказку про рогатую кошку, которая встречается в природе чаще постоянной женщины.

Две пожилые театралки в антракте выглядели недовольными и сетовали на неудобные стулья и авангардный взгляд режиссера на хрестоматийную историю. Вероятно, излишняя вольность в обращении с классиком им привиделась в аскетичной декорации, потому что актеры у Праудина играют максимально достоверно, не забывая отыгрывать даже, казалось бы, такие мелочи, как неприятно идти по слякотной дороге, не хочется запачкать брюки. Или как ветер полощет шарф и заглушает голос, и все слова произносятся будто взахлеб. Праудин в «Даме с собачкой» предстает апологетом Станиславского. Может быть, даже слишком рьяным для сегодняшнего дня.

В финале г-н Гуров и г-жа Фон Дидериц сидят на одном стульчике прямо перед первым рядом, и им в отличие от дам из зала на нем удобно. Влюбленные устали быть действующими лицами своей драмы, им очень хочется побыть простыми зрителями. Они внимательно смотрят друг на друга, их волосы усыпаны снегом. «И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая прекрасная жизнь», – этот текст из рассказа в спектакле не звучит. Так же, как не звучат слова: «Мы отдохнем», «Еще немного, и мы узнаем, зачем живем, зачем страдаем». Спектакль заканчивается за секунду до этого знания.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Эстонии покажут лучшие российские спектакли

    Лучшие спектакли последних сезонов смогут увидеть жители Эстонии в рамках 15-го юбилейного фестиваля «Золотой маски», который пройдет с 18 по 30 октября в Таллине и городах Нарва, Кохтла-Ярве и Силламяэ.  «Фестиваль позволяет нам приобщиться к высокому театральному искусству, увидеть лучшие российские спектакли, дает богатую пищу для чувств и размышлений, - цитирует РИА слова мэра Таллина Михаила Кылварта. ...
  • «Русское слово и тот самый русский дух»

    С 18 по 28 октября Тбилисский государственный русский драматический театр им. Грибоедова покажет спектакли «Холстомер. История лошади» и «Шинель» в четырех российских городах – Казани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде и Владимире. ...
  • От комикса до «кукольного балета»

    Сергей Безруков и Губернский театр собрали лучшее, что есть сегодня в театре для детей в Москве, Петербурге и десяти городах за пределами двух столиц. В обширной мультижанровой программе «Театрал» рекомендует не пропустить как минимум пять спектаклей. ...
  • В Германии стартовали гастроли Вахтанговского театра

    Накануне вечером, 16 октября, в Германии начались гастроли Театра им. Вахтангова. Труппа представляет постановку Римаса Туминаса «Дядя Ваня» в трех городах страны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны». ...
Читайте также