«Ты – благо гибельного шага»

В «Глобусе» сыграли премьеру «Первой любви» Тургенева

 
Ирина Керученко выбрала для своей первой работы на Малой сцене «Глобуса» самую известную повесть Ивана Тургенева, которую сам писатель называл автобиографической. Своей главной задачей режиссер назвала поиск баланса «между словом писателя и моими представлениями о том, как это должно звучать и выглядеть». Главную роль – Вольдемара –сыграл Никита Зайцев.
Постоянный соавтор режиссера сценограф Мария Утробина выстроила на сцене своего рода деревянный абрис помещичьего летнего дома – серые стропила, высокие парадные двери, лестничные пролеты и завешенные гардинами окна. В финале матушка Вольдемара (Светлана Прутис) будет яростно срывать занавески, не оправдавшие надежд на безмятежный отдых. В углу стоит кровать героя, и степенный дворецкий Федор (Владилен Кондрашов), обходя дом, аккуратно поправит под кроватью фарфоровый ночной горшок. По центру сцены – деревянный стол со стульями. Когда действие разворачивается в парадной гостиной семьи Вольдемара, он застелен белоснежной крахмальной скатертью. Когда события переносятся в неказистый флигель княгини Засекиной – скатерть сменяется стареньким вязаным покрывалом. Расшалившаяся Зинаида иногда заворачивается в него, как в шаль.

Актриса Екатерина Аникина ведет сложный рисунок роли княжны на постепенно нарастающем внутреннем напряжении. Ее Зинаида откликается на любые колебания воздуха и сама тормошит всех окружающих, не давая опомниться никому из плотного кольца обступивших ее влюбленных мужчин. Актриса играет не столько реальную девушку, сколько юношескую грезу мальчика-поэта.

Вольдемар (Никита Зайцев) – главное открытие многонаселенного и ансамблевого спектакля, его первая скрипка и его камертон. Его герой участвует в действии и его комментирует. Вот он переживает первую встречу с поразившей девушкой и тут же, обратясь в зрительный зал, комментирует свои переживания и чувства. Вот граф Малевский (Алексей Кучинский) просит продать ему счастливый фант за сто рублей, и, весь вспыхнув, Вольдемар категорически отказывается. Вот пылкий красавец-гусар Беловзоров (Нияз Осламбаев) в своем сине-красном мундире с кивером в руках склоняется поцеловать ручку Зинаиде, и Вольдемар с трудом удерживает дрожь ревности. А вот Зинаида, испугавшись за его жизнь, слушает его сердце, и сладкая истома звучит в голосе героя, который рассказывает нам, как бы теперь хотелось вздохнуть всей грудью последний раз и перестать дышать. Все равно уже ничего лучше в жизни не будет.

Одна из лучших учениц Камы Гинкаса – Ирина Керученко в этой постановке показала свою близость еще к одной мощной театральной школе – школе Петра Фоменко. Бог весть какими воздушными токами это передается. Но актеры новосибирского «Глобуса» тут показали и воздушную легкость игры с образом, и изящество скольжения в совпадении-стилизации со своим персонажем, считающиеся фирменными приемами «Мастерской». Все как бы понарошку, но и всерьез. Все шутки, свойственные театру, тут никак не мешают и глубине, и точности.

Пожалуй, лучшая сцена – финал первого акта, когда вихрь веселья подхватывает и несет не только всю молодую разношерстную компанию и их прелестную царицу, но вовлекает и степенного лакея Вонифатия (Владимир Алексейцев), и эпикурейски-добродушную княгиню Засекину, сыгранную Тамарой Кочержинской с настоящим комедийным брио. Звенит гитара, несутся в хороводе и поэт Майданов (Алексей Архипов), и темный господин Нирмацкий (Алексей Вольф), и умный доктор Лушин (Денис Васьков), звенит самый воздух сцены. Всё пьяно радостью, молодостью, любовью. И где-то далеко-далеко сторожит отчаяние.

Гордая девушка, ищущая равного по силе, в результате встречает волю более твердую и жестокую, чем ее своеволие. Павел Харин играет отца героя и его соперника в любви человеком незначительным и самодовольным настолько, что начинает казаться, что Зинаида сама выдумала своего демона. Снижение важнейшего образа повести не только идет вразрез с текстом, но и смазывает драматичность внезапного разоблачения тайны.

В повести Тургенева полет первой любви неотделим от ее падений, восторг – от боли и страха, восхищение – от сострадания. Пока в новосибирском спектакле радости первой любви явно перевешивают беды. Недаром ключевая сцена повести не показана на сцене, а только рассказана героем. Вольдемар скороговоркой повествует залу, как случайно стал очевидцем разговора Зинаиды с его отцом. Увидел, как отец, подняв хлыст, ударил им по рукам любимой девушки. Как на ее белой руке выступила полоска крови и как Зинаида поцеловала этот рубец, оставленный обожаемым человеком. Именно этот удар, принятый с восторгом и кротостью, – важнейший итог тургеневской повести о первой любви, навсегда оставившей шрамы в сердце. Первая любовь обрывается высокой нотой боли, грусти, безнадежности.

Дом, в котором все были так счастливы и так несчастны, будет безжалостно разрушен самими обитателями. Со стола сдернут скатерть, с окон – гардины, с кровати – подушки. Разлетится пестрый дачный кружок, потерявший свой центр.

И сухо, почти протокольно, герой, выйдя на авансцену, расскажет о внезапной смерти отца. И о том, что с вышедшей замуж Зинаидой повидаться не успел – умерла родами.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра им. Вахтангова. Об этом в субботу, 15 сентября, сообщил на сборе труппы художественный руководитель театра Римас Туминас.    – Я предложил Юрий Бутусову прийти в наш театр на должность главного режиссера. ...
  • Новый сезон откроет «Васса Железнова»

    В среду, 5 сентября, в преддверии нового театрального сезона состоялся сбор труппы во МХАТе им. Горького, на котором художественный руководитель-директор театра, Народная артистка СССР Татьяна Доронина подвела итоги прошедшего сезона и рассказала о планах на будущее. ...
  • «Начинаю себя ощущать неместным»

    «Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»   Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет. ...
  • Александр Калягин: «Ситуация более чем странная»

    На днях президент РФ подписал указ, согласно которому звания заслуженных артистов получили 18 человек, блестяще зарекомендовавших себя как действительно очень талантливых и трудолюбивых артистов. Однако в кругах руководителей театров эта новость породила новый виток обсуждений старой и наболевшей проблемы. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Кинастон» Евгения Писарева едет в Екатеринбург

    Театр Олега Табакова готовится посетить Екатеринбург: 24 и 25 сентября на сцене Театра юного зрителя будет показана премьера прошлого сезона, постановка Евгения Писарева «Кинастон» с Максимом Матвеевым и Анной Чиповской в главных ролях. ...
  • Финский фестиваль откроет сезон Большого театра на Новой сцене

    Оперный фестиваль в Савонлинна (Финляндия) откроет в пятницу, 14 сентября, 243-й сезон Большого театра на Новой сцене. Фестиваль представит оперу Джузеппе Верди «Отелло» в постановке Надин Дюффо.   История сотрудничества фестиваля в Савонлинна с Большим театром насчитывает более 15 лет. ...
  • В Петербурге открывается фестиваль «Александринский»

    XII международный фестиваль «Александринский» открывается в пятницу, 14 сентября, в Петербурге постановкой «Сирано де Бержерак». По словам художественного руководителям Александринского театра Валерия Фокина, в этом году форум впервые соберет не национальные театры Европы, а экспериментальные театральные проекты. ...
  • Свердловская музкомедия покажет лучшие спектакли в Москве

    На гастроли в Москву, которые состоятся 25 и 26 сентября, Свердловский театр музкомедии привезет хиты своего репертуара – мировую премьеру мюзикла Евгения Загота «Декабристы» и российскую премьеру мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера «Эвита». ...
Читайте также