О братьях и сестрах

Театры Новосибирска обратились к семейным историям

 
Пришедшие в Новосибирск метели подняли температуру с минус 20 до 0. Дороги встали в пробках (снег здесь, похоже, не чистят принципиально). Главным бонмо зимы стало высказывание чина из городской администрации «снег снова выпал неожиданно». Однако, не взирая на погодные условия и полегчавшие кошельки, зрители спешат в театры. Залы полны и в «Старом доме», и в «Красном факеле». «Сиротливый Запад» МакДонаха в постановке Сергея Федотова и «Три сестры» Чехова у Тимофея Кулябина – спектакли разные по стилистике, приемам, постановочным задачам, по масштабу. Но в обеих премьерах сезона главным героем сцены стал разрушающийся дом, в котором разбиваются сердца и семьи.
Когда-то Русалочка Андерсена пожертвовала голосом за пару человеческих ног. Тимофей Кулябин лишил своих актеров речи, переведя текст Чехова на язык глухонемых, для обретения зазора между словами и действиями, эмоциями и их словесным выражением. Музыкальные чеховские фразы висят написанными на планшете над головами персонажей. А герои «Трех сестер» отчаянно жестикулируют, мычат, экспансивно теребят друг друга, чтобы собеседник не отвлекался, а следил за обращенной к нему речью. 

Дом Прозоровых, выстроенный на сцене «Красного факела» сценографом Олегом Головко, лишен стен, и зритель видит происходящее во всех его углах и закутках. Комнаты маленькие (похоже, постановщик изучил мелиховский дом Чехова). Наташа (Клавдия Кучусова) делает педикюр перед свиданием с Протопоповым, поставив ногу на спинку кроватки Бобика. В сцене пожара матрасы для погорельцев и добровольцев занимают всю гостиную. Детские игрушки валяются в самых неподходящих местах.

Спертость пространства при конденсированном выражении чувств дает особый накал происходящему. Все агрессивно требуют внимания, толкают друг друга, любое несогласие перерастает в скандал. Воздух дома буквально раскален бурлящей лавой чувств его обитателей. «Как все нервны!» – мог бы констатировать доктор Дорн. Чувства корчатся, безъязыкие. Какие там полутона и чувства, нежные, как цветы! 

Чеховские герои беззвучно кричат друг другу и миру. Но безжалостная жизнь заглушает не только трех сестер Прозоровых, но и всех обитателей дома. В истории развала и распада самой интеллигентной семьи города акценты расставлены неожиданно и убедительно. Вот в сумасшедшей ночи пожара Маша (Дарья Емельянова) посылает sms Вершинину: «Трам-там-там». И он отвечает: «Тра-та-та». И оба, накинув пальто на ночные рубашки, убегают в темноту… Вот Андрей (Илья Музыко) раскрывает душу Ферапонту (Сергей Новиков), который не понимает языка глухонемых и переспрашивает: «Что-с?» Актеры «Красного факела» играют отважно и точно, особенно хороши Ирина (Линда Ахметзянова), Ольга (Ирина Кривонос) и Тузенбах (Антон Войналович). Пылкая Ирина уходит от Тузенбаха, напрасно пытающегося в последний раз задержать внимание любимой женщины… И, потухнув лицом, обреченно уйти навстречу смерти. 

В финале на пустой сцене бьются в беззвучном крике три женщины – птицы-подранки, но никто не откликается на их зов…

Сергей Федотов уже не раз воспроизводил интерьеры домов ирландской деревушки Линен, излюбленного места действия пьес Мартина МакДонаха. На сцене «Старого дома» – дом осиротевших братьев выстроен с добротной основательностью, забит солидными шкафами, полками для посуды. Из рукомойника капает вода, светится нетронутой белизной газовая плита, в которой старший братец Коулмен (Тимофей Мамлин) сожжет коллекцию пластиковых святых младшего Вэлина. Возле двери висит распятие, рядом – ружье, из которого Вэлин (Анатолий Григорьев) будет стрелять вслед убегающему старшему. 

МакДонаха часто воспринимают как сценический аналог Тарантино, сплетающего в эффектных сюжетах ужасы триллера и черный юмор. Сергей Федотов ценит в ирландском классике не нагнетание абсурдистских ужастиков, но материю жизни, более сложную и более страшную, чем любые придумки. Два прекрасных актера «Старого дома» Тимофей Мамлин и Анатолий Григорьев подхватили и развили заданную режиссером стилистику спектакля. 

Дуэт двух братьев-балбесов завораживает яркой клоунадой (с эффектным набором гэгов и трюков) и пугает драмой одиноких душ убийцы и вымогателя. «Прекратите немедленно!» – кричит приходской священник отец Уэлш (Василий Байтенгер), для которого открытие, что Коумэн убил отца намеренно, становится последней каплей отчаяния. «На вас, тупых идиотов, он поставил свою бессмертную душу!» – увещевает их красотка Гелин (Яна Сигида)… Коулмен и Вэлин вряд ли когда-либо задумывались о наличии у себя души. Но дорогого стоят внезапные содрогания совести и шевеления братской любви в искореженных ирландских братках. В этих шершавых душах моменты просветления наступают ненадолго, но ведь бывают же! 

Тема разрыва семейных связей, распада родственных отношений, развала дома стала главной в подходящем к экватору сезоне 2015/2016. И театр здесь только отражает ситуацию нашей с вами жизни, где рвутся кровные связи, рассыпаются давние и прочные отношения, а надышанные поколениями дома отчуждаются и пустеют…

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
  • «Никто не советовался ни со мной, ни с труппой»

    В театральном сообществе продолжается спор, вызванный внезапным назначением на должность директора Центрального театра кукол им. Образцова Владимира Бакулева, профессионального  спортсмена, теннисиста, экс-президента МФК «Норильский никель», возглавлявшего, правда, в 2012-2013 гг. ...
Читайте также


Читайте также

  • Пятигорскому театру оперетты исполнилось 80 лет

    Основанный в 1939 году в курортном городе, свой первый сезон театр открыл музыкальной комедией Александрова «Свадьба в Малиновке». И сегодня в репертуаре театра – названия, которые завоевали зрительскую любовь. Подробнее о жизни своего коллектива в интервью «Театралу» рассказала директор Светлана КАЛИНСКАЯ. ...
  • Названы даты Фестиваля имени Дмитрия Брусникина

    Первый Фестиваль документального театра имени Дмитрия Брусникина будет проходить в следующем сезоне, с 8 по 17 ноября. Об этом «Театралу» сообщила пресс-секретарь театра «Практика» Мария Никитина. Подробности театр сообщит позднее, а пока представительница пресс-службы рассказала о планах на ближайшие месяцы. ...
  • По китайской традиции...

    Перед своим отъездом в Неаполь, где начинаются репетиции спектакля в память об Эймунтасе Някрошюсе, художественный руководитель Театра им. Вахтангова Римас Туминас сказал артистам: «Сейчас самый сложный период. Вы остаётесь в Пекине, я уезжаю… И следующие спектакли пройдут без моего надзора. ...
  • Театр комедии им. Акимова едет в Москву

    В июле в российской столице состоятся гастроли Санкт-Петербургского театра комедии им. Акимова. На сцене Малого театра коллектив сыграет хиты своего репертуара. Гастроли театр откроет 2 июля программным спектаклем «Дракон» по пьесе Евгения Шварца. ...
Читайте также