О братьях и сестрах

Театры Новосибирска обратились к семейным историям

 
Пришедшие в Новосибирск метели подняли температуру с минус 20 до 0. Дороги встали в пробках (снег здесь, похоже, не чистят принципиально). Главным бонмо зимы стало высказывание чина из городской администрации «снег снова выпал неожиданно». Однако, не взирая на погодные условия и полегчавшие кошельки, зрители спешат в театры. Залы полны и в «Старом доме», и в «Красном факеле». «Сиротливый Запад» МакДонаха в постановке Сергея Федотова и «Три сестры» Чехова у Тимофея Кулябина – спектакли разные по стилистике, приемам, постановочным задачам, по масштабу. Но в обеих премьерах сезона главным героем сцены стал разрушающийся дом, в котором разбиваются сердца и семьи.
Когда-то Русалочка Андерсена пожертвовала голосом за пару человеческих ног. Тимофей Кулябин лишил своих актеров речи, переведя текст Чехова на язык глухонемых, для обретения зазора между словами и действиями, эмоциями и их словесным выражением. Музыкальные чеховские фразы висят написанными на планшете над головами персонажей. А герои «Трех сестер» отчаянно жестикулируют, мычат, экспансивно теребят друг друга, чтобы собеседник не отвлекался, а следил за обращенной к нему речью. 

Дом Прозоровых, выстроенный на сцене «Красного факела» сценографом Олегом Головко, лишен стен, и зритель видит происходящее во всех его углах и закутках. Комнаты маленькие (похоже, постановщик изучил мелиховский дом Чехова). Наташа (Клавдия Кучусова) делает педикюр перед свиданием с Протопоповым, поставив ногу на спинку кроватки Бобика. В сцене пожара матрасы для погорельцев и добровольцев занимают всю гостиную. Детские игрушки валяются в самых неподходящих местах.

Спертость пространства при конденсированном выражении чувств дает особый накал происходящему. Все агрессивно требуют внимания, толкают друг друга, любое несогласие перерастает в скандал. Воздух дома буквально раскален бурлящей лавой чувств его обитателей. «Как все нервны!» – мог бы констатировать доктор Дорн. Чувства корчатся, безъязыкие. Какие там полутона и чувства, нежные, как цветы! 

Чеховские герои беззвучно кричат друг другу и миру. Но безжалостная жизнь заглушает не только трех сестер Прозоровых, но и всех обитателей дома. В истории развала и распада самой интеллигентной семьи города акценты расставлены неожиданно и убедительно. Вот в сумасшедшей ночи пожара Маша (Дарья Емельянова) посылает sms Вершинину: «Трам-там-там». И он отвечает: «Тра-та-та». И оба, накинув пальто на ночные рубашки, убегают в темноту… Вот Андрей (Илья Музыко) раскрывает душу Ферапонту (Сергей Новиков), который не понимает языка глухонемых и переспрашивает: «Что-с?» Актеры «Красного факела» играют отважно и точно, особенно хороши Ирина (Линда Ахметзянова), Ольга (Ирина Кривонос) и Тузенбах (Антон Войналович). Пылкая Ирина уходит от Тузенбаха, напрасно пытающегося в последний раз задержать внимание любимой женщины… И, потухнув лицом, обреченно уйти навстречу смерти. 

В финале на пустой сцене бьются в беззвучном крике три женщины – птицы-подранки, но никто не откликается на их зов…

Сергей Федотов уже не раз воспроизводил интерьеры домов ирландской деревушки Линен, излюбленного места действия пьес Мартина МакДонаха. На сцене «Старого дома» – дом осиротевших братьев выстроен с добротной основательностью, забит солидными шкафами, полками для посуды. Из рукомойника капает вода, светится нетронутой белизной газовая плита, в которой старший братец Коулмен (Тимофей Мамлин) сожжет коллекцию пластиковых святых младшего Вэлина. Возле двери висит распятие, рядом – ружье, из которого Вэлин (Анатолий Григорьев) будет стрелять вслед убегающему старшему. 

МакДонаха часто воспринимают как сценический аналог Тарантино, сплетающего в эффектных сюжетах ужасы триллера и черный юмор. Сергей Федотов ценит в ирландском классике не нагнетание абсурдистских ужастиков, но материю жизни, более сложную и более страшную, чем любые придумки. Два прекрасных актера «Старого дома» Тимофей Мамлин и Анатолий Григорьев подхватили и развили заданную режиссером стилистику спектакля. 

Дуэт двух братьев-балбесов завораживает яркой клоунадой (с эффектным набором гэгов и трюков) и пугает драмой одиноких душ убийцы и вымогателя. «Прекратите немедленно!» – кричит приходской священник отец Уэлш (Василий Байтенгер), для которого открытие, что Коумэн убил отца намеренно, становится последней каплей отчаяния. «На вас, тупых идиотов, он поставил свою бессмертную душу!» – увещевает их красотка Гелин (Яна Сигида)… Коулмен и Вэлин вряд ли когда-либо задумывались о наличии у себя души. Но дорогого стоят внезапные содрогания совести и шевеления братской любви в искореженных ирландских братках. В этих шершавых душах моменты просветления наступают ненадолго, но ведь бывают же! 

Тема разрыва семейных связей, распада родственных отношений, развала дома стала главной в подходящем к экватору сезоне 2015/2016. И театр здесь только отражает ситуацию нашей с вами жизни, где рвутся кровные связи, рассыпаются давние и прочные отношения, а надышанные поколениями дома отчуждаются и пустеют…
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Театр лучше, чем телевизор, знает о том, чем живет страна»

    «Театрал» по традиции попросил критиков и экспертов подвести итоги сезона, определив успехи, поражения и тенденции. Сегодня – слово Павлу Рудневу, доценту ГИТИСа, зам. худрука МХТ им. Чехова по спецпроектам (мнения других экспертов читайте в ближайшие дни). ...
  • Приснилась Гурченко

    Редеет поколение, уходят друзья и коллеги, всё острее дефицит искренности. Стремительно растёт горечь накопления биографии. Забвение грустное, но… закономерное явление.   Мечты о бессмертии дико дифференцированы. ...
  • Константин Богомолов выпускает «Славу» в БДТ

    Режиссер Константин Богомолов готовит на Основной сцене БДТ им. Товстоногова постановку «Слава». Предпремьерным показом 8 июля театр завершит юбилейный 100-й сезон, премьера состоится осенью. «Слава» стала первой пьесой знаменитого поэта и сценариста Виктора Гусева, напомнили в пресс-службе БДТ. ...
  • Несвободное творчество

    В «Гоголь-центре» завершился сезон – первый сезон, который прошел в слишком тяжелых условиях. В августе 2017 года режиссер Кирилл Серебренников был арестован по подозрению в мошенничестве. Так называемое дело «Седьмой студии» уже стало притчей во языцех, в очередной раз продемонстрировав жестокость отечественной судебной системы. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театр.doc привезли спектакль о блокадном Ленинграде

    Московская премьера постановки о блокадном Ленинграде «67/871» немецкого режиссера Эберхарда Келера состоится в Театре.doc 14 и 15 июля. Спектакль по пьесе бывшего художественного руководителя театра Елены Греминой, которая ушла из жизни в мае 2018 года, основан на воспоминаниях очевидцев войны. ...
  • Самые громкие фестивали лета

    Летом в театре – «мертвый сезон». Правда, это только в России. За рубежом в июле и августе – самый разгар для театральных событий. Буквально в каждой стране проходит свой фестиваль искусств. Назовем лишь несколько. ...
  • В Мариинке вновь увидят «Пульчинеллу»

    Вечером 11 июля в Мариинском театре состоится премьера новой редакции балета «Пульчинелла». Изначально балетная постановка создавалась по заказу Сергея Дягилева для «Русских сезонов». Музыка была написана Игорем Стравинским, а автором декораций и костюмов стал Пабло Пикассо. ...
  • Парижская национальная опера выступит в Новосибирске

    Балетная труппа Парижской Национальной оперы 11 и 12 июля выступит на сцене Новосибирского театра оперы и балета. Об этом сообщает пресс-служба НОВАТа.   «Прославленная европейская балетная труппа представит программу из четырех одноактных балетов, поставленных современными хореографами. ...
Читайте также