О братьях и сестрах

Театры Новосибирска обратились к семейным историям

 
Пришедшие в Новосибирск метели подняли температуру с минус 20 до 0. Дороги встали в пробках (снег здесь, похоже, не чистят принципиально). Главным бонмо зимы стало высказывание чина из городской администрации «снег снова выпал неожиданно». Однако, не взирая на погодные условия и полегчавшие кошельки, зрители спешат в театры. Залы полны и в «Старом доме», и в «Красном факеле». «Сиротливый Запад» МакДонаха в постановке Сергея Федотова и «Три сестры» Чехова у Тимофея Кулябина – спектакли разные по стилистике, приемам, постановочным задачам, по масштабу. Но в обеих премьерах сезона главным героем сцены стал разрушающийся дом, в котором разбиваются сердца и семьи.
Когда-то Русалочка Андерсена пожертвовала голосом за пару человеческих ног. Тимофей Кулябин лишил своих актеров речи, переведя текст Чехова на язык глухонемых, для обретения зазора между словами и действиями, эмоциями и их словесным выражением. Музыкальные чеховские фразы висят написанными на планшете над головами персонажей. А герои «Трех сестер» отчаянно жестикулируют, мычат, экспансивно теребят друг друга, чтобы собеседник не отвлекался, а следил за обращенной к нему речью. 

Дом Прозоровых, выстроенный на сцене «Красного факела» сценографом Олегом Головко, лишен стен, и зритель видит происходящее во всех его углах и закутках. Комнаты маленькие (похоже, постановщик изучил мелиховский дом Чехова). Наташа (Клавдия Кучусова) делает педикюр перед свиданием с Протопоповым, поставив ногу на спинку кроватки Бобика. В сцене пожара матрасы для погорельцев и добровольцев занимают всю гостиную. Детские игрушки валяются в самых неподходящих местах.

Спертость пространства при конденсированном выражении чувств дает особый накал происходящему. Все агрессивно требуют внимания, толкают друг друга, любое несогласие перерастает в скандал. Воздух дома буквально раскален бурлящей лавой чувств его обитателей. «Как все нервны!» – мог бы констатировать доктор Дорн. Чувства корчатся, безъязыкие. Какие там полутона и чувства, нежные, как цветы! 

Чеховские герои беззвучно кричат друг другу и миру. Но безжалостная жизнь заглушает не только трех сестер Прозоровых, но и всех обитателей дома. В истории развала и распада самой интеллигентной семьи города акценты расставлены неожиданно и убедительно. Вот в сумасшедшей ночи пожара Маша (Дарья Емельянова) посылает sms Вершинину: «Трам-там-там». И он отвечает: «Тра-та-та». И оба, накинув пальто на ночные рубашки, убегают в темноту… Вот Андрей (Илья Музыко) раскрывает душу Ферапонту (Сергей Новиков), который не понимает языка глухонемых и переспрашивает: «Что-с?» Актеры «Красного факела» играют отважно и точно, особенно хороши Ирина (Линда Ахметзянова), Ольга (Ирина Кривонос) и Тузенбах (Антон Войналович). Пылкая Ирина уходит от Тузенбаха, напрасно пытающегося в последний раз задержать внимание любимой женщины… И, потухнув лицом, обреченно уйти навстречу смерти. 

В финале на пустой сцене бьются в беззвучном крике три женщины – птицы-подранки, но никто не откликается на их зов…

Сергей Федотов уже не раз воспроизводил интерьеры домов ирландской деревушки Линен, излюбленного места действия пьес Мартина МакДонаха. На сцене «Старого дома» – дом осиротевших братьев выстроен с добротной основательностью, забит солидными шкафами, полками для посуды. Из рукомойника капает вода, светится нетронутой белизной газовая плита, в которой старший братец Коулмен (Тимофей Мамлин) сожжет коллекцию пластиковых святых младшего Вэлина. Возле двери висит распятие, рядом – ружье, из которого Вэлин (Анатолий Григорьев) будет стрелять вслед убегающему старшему. 

МакДонаха часто воспринимают как сценический аналог Тарантино, сплетающего в эффектных сюжетах ужасы триллера и черный юмор. Сергей Федотов ценит в ирландском классике не нагнетание абсурдистских ужастиков, но материю жизни, более сложную и более страшную, чем любые придумки. Два прекрасных актера «Старого дома» Тимофей Мамлин и Анатолий Григорьев подхватили и развили заданную режиссером стилистику спектакля. 

Дуэт двух братьев-балбесов завораживает яркой клоунадой (с эффектным набором гэгов и трюков) и пугает драмой одиноких душ убийцы и вымогателя. «Прекратите немедленно!» – кричит приходской священник отец Уэлш (Василий Байтенгер), для которого открытие, что Коумэн убил отца намеренно, становится последней каплей отчаяния. «На вас, тупых идиотов, он поставил свою бессмертную душу!» – увещевает их красотка Гелин (Яна Сигида)… Коулмен и Вэлин вряд ли когда-либо задумывались о наличии у себя души. Но дорогого стоят внезапные содрогания совести и шевеления братской любви в искореженных ирландских братках. В этих шершавых душах моменты просветления наступают ненадолго, но ведь бывают же! 

Тема разрыва семейных связей, распада родственных отношений, развала дома стала главной в подходящем к экватору сезоне 2015/2016. И театр здесь только отражает ситуацию нашей с вами жизни, где рвутся кровные связи, рассыпаются давние и прочные отношения, а надышанные поколениями дома отчуждаются и пустеют…

  • Нравится


Самое читаемое

  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Мариинский театр летит на Тайвань

    Балетная труппа и Симфонический оркестр Мариинского театра проведут серию спектаклей на сцене Национального театра Тайбэя, главной театральной площадки Тайваня. С 18 по 20 июля коллектив четырежды покажет здесь балет Чайковского «Лебединое озеро» в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова (1895) в редакции Константина Сергеева (1950). ...
  • «Мастерская Григория Козлова» уезжает в Китай

    «Мастерская Григория Козлова» собирается на гастроли в Китай: 23 и 25 августа постановку художественного руководителя театра «Тихий Дон» труппа представит в Пекине, а 30 августа и 1 сентября – в Шанхае. В конце ноября – начале декабря коллектив также привезет в Китай спектакль «Зори здесь тихие» по мотивам повести Бориса Васильева в постановке Полины Неведомской. ...
  • «Лучший способ победить дракона – иметь своего собственного»

    В июле в Малом театре прошли ставшие уже традиционными гастроли Санкт-Петербургского Театра комедии им. Акимова. Столичные зрители увидели четыре спектакля в постановке художественного руководителя театра Татьяны Казаковой: «Хитрая вдова» Гольдони, «Дракон» Шварца, «Визит дамы» Дюрренматта и «Бешеные деньги» Островского. ...
  • «Тайгер Лиллиз» обыграли «Гамлета»

    На Чеховском фестивале на сцене Театра Моссовета триумфально прошли гастроли копенгагенского Театра Републик, но аплодировали зрители в первую очередь группе «Тайгер Лиллиз», которая переписала шекспировского «Гамлета» на свой собственный мрачно-гротескный лад. ...
Читайте также