Виктор Рыбальский и Дмитрий Глоба-Михайленко: «Мы уличный балаган!»

Судьба скоморохов в современной России

 
Musica Radicum – это настоящая труппа бродячих артистов. На их выступления можно приводить студентов театральных вузов, чтобы история средневекового театра не превращалась в скупые строчки учебников. «Радикумы» даже живут как средневековые музыканты: почти все время на гастролях, а их репетиционная база находится в древних стенах Выборгского замка.
В их представлениях даже театральной условности нет. О какой условности может идти речь, когда все настоящее – костюмы, инструменты, музыка, сюжеты? Один из основателей Musica Radicum музыкант Виктор Рыбальский рассказывает, что в багаже труппы очень много реконструкций, реплик с исторической одежды. «Все вещи изготовлены по древним технологиям, только из материалов, использовавшихся в ту эпоху, с ручными вышивками. В нашем арсенале вещи на разные исторические эпохи: есть костюмы на «раннятину» – это IX–XI века, и костюмы «на позднятину» – XII– XVI века. Подбираем одежду так, чтобы, совмещая одно с другим, добиться в результате нужного образа. Бывает, что не хватает, и тогда шьем сами. По большей части этим занимается Снежана Автушкова, единственная девушка в музыкальном составе, или наш музыкант Алесь Жура, который, как историк и реконструктор, упорно шьет на руках сам. Свою красную рясу он конструирует ровно столько, сколько с нами играет – уже года три. Начал он в ней работать, когда даже рукава не выкроил: не ряса была, а халат. Обязательный атрибут наших сценических образов – средневековая обувь с загнутыми носами. Ботинки нам шил мастеровой-реконструкор, который целенаправленно занимается исторической обувью».

Характерно, что образы продуманы до мелочей: труппа часто работает в гриме. Идейных гримов немного – один максимум два: «Грим общий для всех, с ним мы похожи на мимов – белый фон и подведенные черным глаза, иногда черепушки – например, грим для мистерии «Танец мертвых». При этом амплуа на сцене у нас вроде бы нет, просто открывается внутреннее содержание каждого, определенные склонности и черты характера, которые проявляются в музыке и костюмах. Мы не играем – мы такие, какие есть. Хотя, может, и придуриваемся немножко».

Тем не менее распределение по театральным амплуа в труппе все же присутствует. Скажем, Снежане Автушковой часто приходится играть всех женщин, а героических персонажей играют Сергей Скородумов и Алесь Жура.

Поддерживая реноме средневековой труппы, «Радикумы» даже работают в маске: черное длинноносое лицо Пульчинеллы трансформировалось тут в зловещий вороний клюв. Такое внимание к реквизиту и антуражу особенно ценно, если учесть, что театральных художников и гримеров в Musica Radicum нет, а участник с актерским образованием только один – иркутянин Евгений Хрусталев.

Средневековые менестрели развлекали публику на городских площадях целыми спектаклями-мистериями. «Радикумы» не отстают от своих предшественников: мистерия о короле Норвегии святом Олафе – одна из главных у труппы. «Наши первые представления проходили в Выборгском замке, где есть башня Олафа, в день, когда вся Скандинавия празднует дни этого святого. И мы так прониклись его историей, рассказанной в «Саге об Олафе святом», что сделали о нем мистерию. А минувшим летом на «Житии святого Олафа», актеров был целый фестиваль! Дело в том, что зрители все в костюмах, внутренний двор замка небольшой, и зачастую публика принимает активное участие в действии. Кстати сказать, равнодушных на наших представлениях вообще никогда не бывает. Часто случается, устроимся на полянке какой-нибудь порепетировать, выходят люди, садятся и слушают – конечно, мы работаем для них. Мы уличный балаган! Другое дело, что публика бывает разная: агрессивные пьяные или бандиты с оружием. Бывают иногда и неадекватные слушатели: играем на улице, подходят и просят исполнить Высоцкого или «Мурку».

Впрочем, говорят участники, иногда и хорошо играть для публики, для которой в иных ситуациях никогда бы не стали работать. «Для полка милиции мы сыграли бы точно! Вот это был бы опыт! Мы были одними из первых, кого забрали в милицию за уличное представление. Причем случилось это перед самым концертом Dead Can Dance. Билеты в руках, а тут такая напасть! Правда, нас быстро отпустили, а концерт задержали на полчаса, так что мы почти не опоздали».

Иначе говоря, в начале XXI века повторилась ситуация века XVII: власти Санкт-Петербурга вслед за царем Алексеем Михайловичем наложили суровый запрет на уличные действа в черте города: еще в 2004 году они заявили, что надо что-то делать с уличными артистами, «оскверняющими своим внешним видом наш европейский город». А ведь во всех европейских городах уличные коллективы – яркая часть культурной жизни. Привлекают скоморохов по статье «незаконное предпринимательство», что само по себе смешно – обогатиться на уличных выступлениях никак нельзя, тем более если в коллективе играет несколько человек. Года три назад уличные музыканты еще пытались протестовать, но услышаны не были, и остается только радоваться, что бродячих артистов не ссылают на Урал или в Сибирь по примеру царя Тишайшего. Впрочем, они ездят туда сами – на гастроли.

То Новосибирск, то Минск, то и вовсе Дни исландского кино. Не только география их путешествий, но и разнообразие скоморошьего репертуара может удивить: они поют на галисийском и на окситанском, на немецком и староанглийском, а «Житие Святого Олафа» и вовсе играют по-русски. Но объясняется это просто, говорит один музыкант «Радикумов» Дмитрий Глоба-Михайленко. «Активное общение между государствами в средние века приводило к тому, что музыка и культура разных стран тесно переплетались. У нас в репертуаре есть и скандинавские, и бретонские, и фламандские сказки. Это естественно для тогдашней ситуации, бытовавшей в Европе. Нет ничего удивительного в том, что рядом с испанскими гайтами соседствуют арабский уд, австралийский диджериду, готическая арфа или тибетский дунчен».

В отличие от своих средневековых предков зимой бродячие труппы жалеют своих преданных зрителей, поэтому с морозных улиц уходят на закрытые площадки. Так что все зимние представления будут играть в пабах и клубах.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Счастье, что стены рушатся!»

    В Италии, на острове Искья состоялась восьмая ежегодная церемония вручения премии имени Иосифа Бродского, по традиции приуроченная ко дню рождения поэта. Лауреатами 2019 года стали ведущие актеры Театра им. Вахтангова Ирина Купченко и Василий Лановой, историк Сергей Никитин и главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков. ...
  • «В театре ты постоянно на вулкане»

    25 мая глава Союза театральных деятелей, художественный руководитель театра Et Cetera Александр Калягин отмечает день рождения. Александр Александрович не раз становился героем интервью «Театрала», по случаю праздника мы собрали самые яркие его высказывания о театре и творческой судьбе. ...
  • Алексей Бородин: «Нам очень не хватает самоиронии»

    РАМТ готовится к открытию пятой по счету площадки – Сцены во дворе. О ближайших проектах в новом театральном пространстве, а также об ожиданиях от Года театра и кадровых изменениях в коллективе, где с начала сезона появился главный режиссер, «Театралу» рассказал художественный руководитель Алексей БОРОДИН. ...
  • «Театр возникает, когда ты полон жизни…»

    В этот день (24 мая 2000 года) ушел из жизни один из выдающихся режиссеров ХХ века, основатель «Современника», реформатор сцены, художественный руководитель МХАТа (в 1970-2000 гг.) Олег ЕФРЕМОВ. В память о нем «Театрал» приводит несколько цитат из интервью режиссера разных лет. ...
Читайте также