Игры с классиком

Фестиваль камерных спектаклей по произведениям Федора Достоевского

 
В Великом Новгороде и Старой Руссе в 19-й раз прошел международный театральный фестиваль, посвященный творчеству одного из самых читаемых писателей мира.
Недавно Старая Русса отметила свое тысячелетие. Здесь регулярно проходят фестивали классической музыки, приезжают известные коллективы и исполнители, есть фестивали ремесел, да и много чего еще. Так что зритель этого маленького городка весьма подготовлен для восприятия как музыкального, так и театрального искусства, даже если сюда привозятся не слишком традиционные и классические его образцы.

Конечно, с каждым годом проводить фестиваль становится труднее и по финансовым, и по различным бюрократическим причинам. Тем более что этот форум имеет статус международного. И кто только в разные годы не играл здесь спектакли по произведениям Достоевского – от финнов до японцев, от сербов до азербайджанцев. Да и российская география охвачена довольно плотно, хотя все прекрасно понимают, как трудно привезти театр из отдаленных регионов. Но проблемы все равно решаются, и фестиваль продолжает жить, готовясь к своему не двадцатилетию, но 20-му порядковому номеру. На самом деле, лет ему гораздо больше: он родился еще в 1992-м, просто первое время проходил раз в два года.
«...Злой спектакль...». ТЮЗ Дилижанс (г. Тольятти)В 19-м фестивале приняли участие девять спектаклей из России (Петрозаводск, Самара, Санкт-Петербург, Владимир, Тольятти), а также из Беларуси и Литвы. Причем были они очень разными: классическими и экспериментальными, пластическими и литературными, камерными и вполне масштабными, с участием одного актера или большой команды исполнителей. Спектакли большой формы обычно открывают этот фестиваль на сцене Новгородского академического театра драмы имени Достоевского. В этом году (впрочем, как и в прошлом) открывал форум в Великом Новгороде театр драмы Республики Карелия «Творческая мастерская». В прошлом году зрители увидели спектакль по «Идиоту», в этом – «Сны…», в котором режиссер и автор инсценировки Андрей Тупикин любопытно сочетал фрагменты из разных произведений писателя – «Записок из подполья», «Сна смешного человека» и «Бобка». Связующим звеном и центральной фигурой постановки стал актер Владимир Мойковский, чей персонаж вызывал к жизни свои сны и фантастические видения, меняя настроения и эмоциональные регистры.

Сразу три спектакля приехали на фестиваль из Санкт-Петербурга. На «Свидание в белую ночь» пригласил старорусскую публику камерный театр «Алые паруса», представив практически бенефис Екатерины Лесовой, которая выступила в качестве режиссера, автора инсценировки, сценографа, художника по костюмам и исполнительницы роли Настеньки. Ее партнером, выступившим в роли Мечтателя, стал актер Андрей Арсеньев. История была прочитана темпераментно и живо, в традиционном ключе. Весьма любопытный  музыкально-литературный перформанс «Город туманов и снов» был представлен независимым проектом петербургских актеров. Соединение классической русской поэзии и фрагментов из произведений Достоевского (автор литературной композиции – Ольга Павлова) было наложено на оригинальную музыку, сочиненную и исполненную исполнительским трио: Леонид Левин (бас), Николай Рубанов (саксофон) и Михаил Коловский (туба). Восточные музыкальные мотивы сопровождались актерской пластической импровизации тоже в восточном ключе. И все это звучало как некий перевод с русского на фантазийно японский или китайский, оставляя каждому зрителю пространство для собственного понимания происходящего. Более традиционный вариант литературной композиции «Среди миров…» показал Классический театр, также объединяющий актеров разных петербургских трупп: Юрия Лазарева, Ирину Балай, Евгения Баранова, Татьяну Каретину и Инессу Перелыгину-Владимирову. Причем исполнялась эта композиция в оригинальном пространстве: на крутой лестнице старинного особняка в Старой Руссе (в котором находится сейчас Научно-культурный центр имени Достоевского).

Владимирский академический областной драматический театр, наоборот, представил попытку осовременить один из самых известных романов писателя – «Преступление и наказание». Режиссер, сценограф и автор музыкального оформления Владимир Кузнецов радикально сократил количество персонажей, сюжетных линий и сосредоточился на знаменитых идеях Раскольникова и их печально знаменитой реализации. Причем действие было перенесено из Петербурга позапрошлого века в некое условное пространство с портретами вождей-тиранов и образом снятого с креста Иисуса. Правда, камерного пространства, в котором играется спектакль на своей сцене, здесь не было, пришлось играть на большой зал Культурного центра «Русич». Быть может, поэтому, молодые актеры нещадно форсировали голоса и интонации, а игра с топором порой казалась опасной для зрителей первых рядов. Но стремление услышать в классическом произведении ноты, интересные современникам, причем молодым, заслуживает уважения.
«Кроткая». Театр «Самарская площадь» (г. Самара)Зато молодой актер театра «Дилижанс» из Тольятти Петр Зубарев, отважившийся поставить и сыграть «Злой спектакль» по весьма своеобразной и трудной для исполнения и восприятия пьесе Клима, был на высоте и с легкостью установил контакт со старорусской публикой. Он нашел очень точные интонации, решив весь спектакль именно в нервном, но без надрывов, голосовом ключе, почти не двигаясь с места. А зал между тем был захвачен его страстной и действительно злой историей Иуды. Петру Зубареву и достался приз за лучшую мужскую роль.

Явным фаворитом фестиваля стал спектакль Ирины Керученко «Кроткая», который показал театр «Самарская площадь». Он и получил Гран-при фестиваля, а также приз за лучшую режиссуру. Это был образец качественного и высокопрофессионального психологического театра, который мы совсем не утратили, а наоборот, можем наблюдать как в столицах, так и в регионах. Без надрывов и заламывания рук, без истерических вскриков и беспорядочных метаний по сцене, но с тихими и точнейшими эмоциями, ненавязчивыми, но виртуозными режиссерскими ходами, с прекрасными актерскими работами Владимира Лоркина, Екатерины Репиной и Виктории Просвириной. А зрители аплодировали стоя, долго не отпуская самарских артистов со сцены.

Другую «Кроткую», в пластическом варианте, предложил театр танца «Альтана» из Минска (режиссер – Елена Медякова). Причем в нем принимали участие не профессиональные танцовщики, а студенты-любители, ничуть не уступавшие, впрочем, мастерам. И только Она – Евгения Николайчук, как выяснилось, была балериной. Тонкая, изящная, нежная и страстная, актриса без единого слова смогла создать цельный характер, по-своему прочитав повесть Достоевского и выразив свое к ней отношение.

Обладательница же приза за лучшую женскую роль литовская актриса Бируте Мар специально к этому фестивалю подготовила этюдную композицию «Ангелы Достоевского», включив в нее фрагменты известных произведений писателя, посвященные детям. Этот по-хорошему сентиментальный и чистый спектакль стал достойным заключительным аккордом 19-го фестиваля.
«Сны...». Театр драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» (г. Петрозаводск)У этого форума на сей раз оказалась удивительно богатая офф-программа, в которую вошли семинары и творческие встречи, лекции и видео-показы. Также впервые в Старой Руссе был опробован формат «живых чтений», когда местные старшеклассники по очереди брали в руки роман «Братья Карамазовы» и на несколько минут становились актерами-чтецами, что им самим очень понравилось.

А Федор Достоевский в который раз продемонстрировал, что он абсолютно готов к диалогу с современным читателем и зрителем – в разных форматах, по известным или заново изобретаемым правилам, со звучащими знаменитыми монологами или вовсе без слов. Устроители же фестиваля уже начали подготовку к 20-му, юбилейному форуму, который состоится через год, в ноябре 2016 года.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Ростовский театр вновь строит мост

    В субботу, 13 октября, спектаклем «Картофельный суп» бельгийского театра Agora в Ростове-на-Дону открылся старейший международный фестиваль для детей и молодежи «Минифест».   Ведущий организатор нынешнего форума – главный режиссер Ростовского молодежного тетра Михаил Заец – любит подчеркивать, что «Минифест» старше «Золотой маски»: его история началась еще в Советском Союзе в 1989 году. ...
  • Большой театр подарит «Богему» Уралу

    Оперная труппа, хор и оркестр Большого театра впервые отправляются на гастроли в Челябинск: 17 и 18 октября театр покажет одну из самых известных опер Пуччини «Богема» на сцене Челябинского театра оперы и балета им. ...
  • В центре Парижа состоялся театрализованный парад ретро-автомобилей

    В преддверии открытия юбилейного 120-го Парижского автосалона, который проходит в столице Франции до 14 октября, на площади Конкорд состоялся театрализованный парад старинных автомобилей.   На одной из центральных площадей города собрались владельцы раритетных авто, чтобы представить парижанам и туристам свои уникальные машины. ...
  • В Лондоне представят пьесу о Михаиле Угарове и Елене Греминой

    19 октября в Пушкинском доме в Лондоне состоится читка новой пьесы Театра.doc «Миша и Лена», посвященной основателям театра Михаилу Угарову и Елене Греминой.   Пьесу представят режиссер Зарема Заудинова и культуролог, театральный критик, журналист и переводчик Джон Фридман, она будет прочитана на русском и английском языках, сообщается на  сайте Пушкинского дома. ...
Читайте также