Игры с классиком

Фестиваль камерных спектаклей по произведениям Федора Достоевского

 
В Великом Новгороде и Старой Руссе в 19-й раз прошел международный театральный фестиваль, посвященный творчеству одного из самых читаемых писателей мира.
Недавно Старая Русса отметила свое тысячелетие. Здесь регулярно проходят фестивали классической музыки, приезжают известные коллективы и исполнители, есть фестивали ремесел, да и много чего еще. Так что зритель этого маленького городка весьма подготовлен для восприятия как музыкального, так и театрального искусства, даже если сюда привозятся не слишком традиционные и классические его образцы.

Конечно, с каждым годом проводить фестиваль становится труднее и по финансовым, и по различным бюрократическим причинам. Тем более что этот форум имеет статус международного. И кто только в разные годы не играл здесь спектакли по произведениям Достоевского – от финнов до японцев, от сербов до азербайджанцев. Да и российская география охвачена довольно плотно, хотя все прекрасно понимают, как трудно привезти театр из отдаленных регионов. Но проблемы все равно решаются, и фестиваль продолжает жить, готовясь к своему не двадцатилетию, но 20-му порядковому номеру. На самом деле, лет ему гораздо больше: он родился еще в 1992-м, просто первое время проходил раз в два года.
«...Злой спектакль...». ТЮЗ Дилижанс (г. Тольятти)В 19-м фестивале приняли участие девять спектаклей из России (Петрозаводск, Самара, Санкт-Петербург, Владимир, Тольятти), а также из Беларуси и Литвы. Причем были они очень разными: классическими и экспериментальными, пластическими и литературными, камерными и вполне масштабными, с участием одного актера или большой команды исполнителей. Спектакли большой формы обычно открывают этот фестиваль на сцене Новгородского академического театра драмы имени Достоевского. В этом году (впрочем, как и в прошлом) открывал форум в Великом Новгороде театр драмы Республики Карелия «Творческая мастерская». В прошлом году зрители увидели спектакль по «Идиоту», в этом – «Сны…», в котором режиссер и автор инсценировки Андрей Тупикин любопытно сочетал фрагменты из разных произведений писателя – «Записок из подполья», «Сна смешного человека» и «Бобка». Связующим звеном и центральной фигурой постановки стал актер Владимир Мойковский, чей персонаж вызывал к жизни свои сны и фантастические видения, меняя настроения и эмоциональные регистры.

Сразу три спектакля приехали на фестиваль из Санкт-Петербурга. На «Свидание в белую ночь» пригласил старорусскую публику камерный театр «Алые паруса», представив практически бенефис Екатерины Лесовой, которая выступила в качестве режиссера, автора инсценировки, сценографа, художника по костюмам и исполнительницы роли Настеньки. Ее партнером, выступившим в роли Мечтателя, стал актер Андрей Арсеньев. История была прочитана темпераментно и живо, в традиционном ключе. Весьма любопытный  музыкально-литературный перформанс «Город туманов и снов» был представлен независимым проектом петербургских актеров. Соединение классической русской поэзии и фрагментов из произведений Достоевского (автор литературной композиции – Ольга Павлова) было наложено на оригинальную музыку, сочиненную и исполненную исполнительским трио: Леонид Левин (бас), Николай Рубанов (саксофон) и Михаил Коловский (туба). Восточные музыкальные мотивы сопровождались актерской пластической импровизации тоже в восточном ключе. И все это звучало как некий перевод с русского на фантазийно японский или китайский, оставляя каждому зрителю пространство для собственного понимания происходящего. Более традиционный вариант литературной композиции «Среди миров…» показал Классический театр, также объединяющий актеров разных петербургских трупп: Юрия Лазарева, Ирину Балай, Евгения Баранова, Татьяну Каретину и Инессу Перелыгину-Владимирову. Причем исполнялась эта композиция в оригинальном пространстве: на крутой лестнице старинного особняка в Старой Руссе (в котором находится сейчас Научно-культурный центр имени Достоевского).

Владимирский академический областной драматический театр, наоборот, представил попытку осовременить один из самых известных романов писателя – «Преступление и наказание». Режиссер, сценограф и автор музыкального оформления Владимир Кузнецов радикально сократил количество персонажей, сюжетных линий и сосредоточился на знаменитых идеях Раскольникова и их печально знаменитой реализации. Причем действие было перенесено из Петербурга позапрошлого века в некое условное пространство с портретами вождей-тиранов и образом снятого с креста Иисуса. Правда, камерного пространства, в котором играется спектакль на своей сцене, здесь не было, пришлось играть на большой зал Культурного центра «Русич». Быть может, поэтому, молодые актеры нещадно форсировали голоса и интонации, а игра с топором порой казалась опасной для зрителей первых рядов. Но стремление услышать в классическом произведении ноты, интересные современникам, причем молодым, заслуживает уважения.
«Кроткая». Театр «Самарская площадь» (г. Самара)Зато молодой актер театра «Дилижанс» из Тольятти Петр Зубарев, отважившийся поставить и сыграть «Злой спектакль» по весьма своеобразной и трудной для исполнения и восприятия пьесе Клима, был на высоте и с легкостью установил контакт со старорусской публикой. Он нашел очень точные интонации, решив весь спектакль именно в нервном, но без надрывов, голосовом ключе, почти не двигаясь с места. А зал между тем был захвачен его страстной и действительно злой историей Иуды. Петру Зубареву и достался приз за лучшую мужскую роль.

Явным фаворитом фестиваля стал спектакль Ирины Керученко «Кроткая», который показал театр «Самарская площадь». Он и получил Гран-при фестиваля, а также приз за лучшую режиссуру. Это был образец качественного и высокопрофессионального психологического театра, который мы совсем не утратили, а наоборот, можем наблюдать как в столицах, так и в регионах. Без надрывов и заламывания рук, без истерических вскриков и беспорядочных метаний по сцене, но с тихими и точнейшими эмоциями, ненавязчивыми, но виртуозными режиссерскими ходами, с прекрасными актерскими работами Владимира Лоркина, Екатерины Репиной и Виктории Просвириной. А зрители аплодировали стоя, долго не отпуская самарских артистов со сцены.

Другую «Кроткую», в пластическом варианте, предложил театр танца «Альтана» из Минска (режиссер – Елена Медякова). Причем в нем принимали участие не профессиональные танцовщики, а студенты-любители, ничуть не уступавшие, впрочем, мастерам. И только Она – Евгения Николайчук, как выяснилось, была балериной. Тонкая, изящная, нежная и страстная, актриса без единого слова смогла создать цельный характер, по-своему прочитав повесть Достоевского и выразив свое к ней отношение.

Обладательница же приза за лучшую женскую роль литовская актриса Бируте Мар специально к этому фестивалю подготовила этюдную композицию «Ангелы Достоевского», включив в нее фрагменты известных произведений писателя, посвященные детям. Этот по-хорошему сентиментальный и чистый спектакль стал достойным заключительным аккордом 19-го фестиваля.
«Сны...». Театр драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» (г. Петрозаводск)У этого форума на сей раз оказалась удивительно богатая офф-программа, в которую вошли семинары и творческие встречи, лекции и видео-показы. Также впервые в Старой Руссе был опробован формат «живых чтений», когда местные старшеклассники по очереди брали в руки роман «Братья Карамазовы» и на несколько минут становились актерами-чтецами, что им самим очень понравилось.

А Федор Достоевский в который раз продемонстрировал, что он абсолютно готов к диалогу с современным читателем и зрителем – в разных форматах, по известным или заново изобретаемым правилам, со звучащими знаменитыми монологами или вовсе без слов. Устроители же фестиваля уже начали подготовку к 20-му, юбилейному форуму, который состоится через год, в ноябре 2016 года.
  • Нравится

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Летят журавли» покажут на Берлинале

    Отреставрированную советскую картину «Летят журавли» покажут на 68-м Берлинском международном кинофестивале, который будет проходить с 15 по 25 февраля, сообщает пресс-служба Министерства культуры. Премьера оцифрованной версии состоится в рамках программы «Классика Берлинале». ...
  • Александринка отправилась в Париж

    Премьерный спектакль «Крум» Ханоха Левина – «комедию с двумя свадьбами и двумя похоронами» – Александринский театр будет играть с 18 по 28 января на сцене Театра Жерара Филиппа в Сен-Дени (северный пригород Парижа). ...
  • В Москве начинается фестиваль «Коляда-Театра»

    Традиционная встреча с «Коляда-театром» в этот раз состоится в Москве с 15 января по 2 февраля. В рамках театрального марафона, помимо 29 репертуарных названий, пройдут читки пьес уральских драматургов, показы фильмов творческой студии «KinoLook», премьеры Центра Современной Драматургии. ...
  • Мариинский театр открывает в Риме «Русские сезоны»

    В четверг, 11 января, Мариинский театр начинает в свои выступления на фестивале Чайковского в Концертном зале Национальной академии Санта-Чечилия в Риме в рамках масштабного культурного проекта «Русские сезоны». Выступления «Мариинки» пройдут с 11 по 16 января. ...
Читайте также