Бегство от благополучия

«Правдивейшая легенда одного квартала» в Театре им. Вахтангова

 
Спектакль посвящен 80-летию Михаила Александровича Ульянова – это последняя из постановок Театра им. Евг. Вахтангова, которую благословил на сценическую жизнь его многолетний художественный руководитель. Принцип инсценировки вполне традиционен: диалоги чередуются с прозаическими отрывками, а герои время от времени превращаются в рассказчиков. Что же касается жанра представленного действа (постановка Владимира Иванова), то он, казалось бы, четко определен уже в программке: «драматическое представление с музыкой, песнями и танцами».
Однако вышеперечисленные компоненты спектакля так и не соединяются в нечто целое, а существуют скорее параллельно. Действие периодически прерывается музыкальными перебивками, которые, несмотря на зажигательное исполнение, остаются только вставными номерами.

А вот появление в названии слова «легенда» выглядит в общем контексте постановки вполне уместно. Поскольку история о приключениях друзей из бедного квартала воспринимается именно как некая обобщенно-условная фантазия. Наряженные в абстрактно-нищенские, хотя и не лишенные элегантности лохмотья, герои скорее похожи на веселых вольных романтиков, живущих вне времени и пространства. Да и место их пребывания тоже весьма условно. На авансцене располагается лунообразно изогнутая каменная мостовая с фонарными столбами и зарешеченными канализационными люками. А за раздвигающейся стеной возвышается странный объект – то ли свалка металлических отходов, то ли покореженное бомбежкой здание (сценография и костюмы Евгения Иванова). О реальном калифорнийском городке напоминает лишь американский флаг да вывеска задрипанной таверны.

К сильным сторонам спектакля можно отнести прежде всего актерские работы. В частности, и эпизодическую роль непосредственной, блаженно наивной сеньоры Тересины Кортес, сыгранную Нонной Гришаевой с трогательным лиризмом и сочным вахтанговским юмором. Но прежде всего, радует не часто встречающаяся ныне слаженность ансамбля исполнителей центральных ролей. Впрочем, и сила самих героев в их единстве. Озорной, хитрый и азартный Пилон (Виктор Добронравов) ловко втягивает в свои лихие авантюры друзей: простодушного, забавно-непосредственного Пабло Санчеса (Евгений Косырев); открытого, поэтически настроенного Хусуса Марию Коркорана (Алексей Завьялов); напористого, энергичного Большого Джо Португальца (Сергей Епишев). И даже грубовато-волевой Дэнни (Владимир Вдовиченков) – прирожденный лидер, ставший легендарным кумиром этой неунывающей компании, – тоже один из них. Лишь неожиданно свалившееся наследство превращается для человека, жаждущего свободы и приключений, в тяжелое бремя, от которого он добровольно освобождается.

Однако стремление к личной свободе и чувство долга перед другими не всегда легко совместить. Между тем бесшабашные ловкачи, не обходящиеся без хитрости и мелкого жульничества, оказываются способными на благородные поступки. Ради помощи искреннему добродушному Пирату (Алексей Маслов) они трепетно сберегают деньги, которые намеревались прокутить. Добрые дела становятся символом их братства и свидетельством того, что человеческое достоинство можно сберечь в любой ситуации. В мире, существующем по весьма жестоким законам, понятия о справедливости просты и безыскусны: здесь бьют за предательство и любят за верность, умеют вместе радоваться удачам и горевать об утратах. Потеряв друга, о нем не плачут, а сочиняют красивую легенду и без сожаления сжигают дом, бывший свидетелем их светлой дружбы, а теперь утративший этот символический смысл. Всегда остающиеся оптимистами и философами, далеко не идеальные герои спектакля умеют жить весело, свободно и счастливо, при любых обстоятельствах сохраняя честь и достоинство, верность своим принципам и друг другу. Однако иронический оттенок в названии спектакля вполне оправдан. «Правдивейшая легенда» о людях, бросивших вызов респектабельному обществу и добровольно отказавшихся от благополучия, ныне воспринимается скорее как утопия, весьма далекая от реальной действительности.


  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В Александринке выходит новая «Баня»

    Вечером в пятницу, 13 декабря, Николай Рощин представит на основной сцене Александринского театра спектакль «Маяковский. Баня». При этом, как отмечает сам режиссер, постановка не является возобновлением спектакля, выпущенного в 2017 году на Новой сцене театра. ...
  • Сайт журнала «Театрал» ищет рулевого

    В Театрал Медиа Групп (ТМГ) появилась завидная вакансия шеф-редактора сайта www.teatral-online.ru, а по сути – главного рулевого наших сетевых ресурсов. Требования к претендентам предельно просты – практический опыт в управлении подобными ресурсами, креативность, умение генерировать идеи и воплощать их в жизнь, способность работать в команде, и, что немаловажно, – любовь к театру. ...
  • Евгений Цыганов и Юлия Снигирь сыграют Пинтера

    Юрий Погребничко выпускает в Театре около дома Станиславского спектакль «Пинтер для всех/ Легкая боль» – «комедию угрозы», где всё смешно до тех пор, пока ужас ситуации не выйдет наружу. Сюжет спектакля строится вокруг диалога мужа (Евгений Цыганов) и жены (Юлия Снегирь). ...
  • Выходит в свет январский «Театрал»

    На страницах январского номера (см. подписка) вы прочтете: зачем Александра Захарова пошла на риск со спектаклем "Капкан" Марка Захарова; что дал театрам и театралам Год театра: интервью с зам. ...
Читайте также