Бегство от благополучия

«Правдивейшая легенда одного квартала» в Театре им. Вахтангова

 
Спектакль посвящен 80-летию Михаила Александровича Ульянова – это последняя из постановок Театра им. Евг. Вахтангова, которую благословил на сценическую жизнь его многолетний художественный руководитель. Принцип инсценировки вполне традиционен: диалоги чередуются с прозаическими отрывками, а герои время от времени превращаются в рассказчиков. Что же касается жанра представленного действа (постановка Владимира Иванова), то он, казалось бы, четко определен уже в программке: «драматическое представление с музыкой, песнями и танцами».
Однако вышеперечисленные компоненты спектакля так и не соединяются в нечто целое, а существуют скорее параллельно. Действие периодически прерывается музыкальными перебивками, которые, несмотря на зажигательное исполнение, остаются только вставными номерами.

А вот появление в названии слова «легенда» выглядит в общем контексте постановки вполне уместно. Поскольку история о приключениях друзей из бедного квартала воспринимается именно как некая обобщенно-условная фантазия. Наряженные в абстрактно-нищенские, хотя и не лишенные элегантности лохмотья, герои скорее похожи на веселых вольных романтиков, живущих вне времени и пространства. Да и место их пребывания тоже весьма условно. На авансцене располагается лунообразно изогнутая каменная мостовая с фонарными столбами и зарешеченными канализационными люками. А за раздвигающейся стеной возвышается странный объект – то ли свалка металлических отходов, то ли покореженное бомбежкой здание (сценография и костюмы Евгения Иванова). О реальном калифорнийском городке напоминает лишь американский флаг да вывеска задрипанной таверны.

К сильным сторонам спектакля можно отнести прежде всего актерские работы. В частности, и эпизодическую роль непосредственной, блаженно наивной сеньоры Тересины Кортес, сыгранную Нонной Гришаевой с трогательным лиризмом и сочным вахтанговским юмором. Но прежде всего, радует не часто встречающаяся ныне слаженность ансамбля исполнителей центральных ролей. Впрочем, и сила самих героев в их единстве. Озорной, хитрый и азартный Пилон (Виктор Добронравов) ловко втягивает в свои лихие авантюры друзей: простодушного, забавно-непосредственного Пабло Санчеса (Евгений Косырев); открытого, поэтически настроенного Хусуса Марию Коркорана (Алексей Завьялов); напористого, энергичного Большого Джо Португальца (Сергей Епишев). И даже грубовато-волевой Дэнни (Владимир Вдовиченков) – прирожденный лидер, ставший легендарным кумиром этой неунывающей компании, – тоже один из них. Лишь неожиданно свалившееся наследство превращается для человека, жаждущего свободы и приключений, в тяжелое бремя, от которого он добровольно освобождается.

Однако стремление к личной свободе и чувство долга перед другими не всегда легко совместить. Между тем бесшабашные ловкачи, не обходящиеся без хитрости и мелкого жульничества, оказываются способными на благородные поступки. Ради помощи искреннему добродушному Пирату (Алексей Маслов) они трепетно сберегают деньги, которые намеревались прокутить. Добрые дела становятся символом их братства и свидетельством того, что человеческое достоинство можно сберечь в любой ситуации. В мире, существующем по весьма жестоким законам, понятия о справедливости просты и безыскусны: здесь бьют за предательство и любят за верность, умеют вместе радоваться удачам и горевать об утратах. Потеряв друга, о нем не плачут, а сочиняют красивую легенду и без сожаления сжигают дом, бывший свидетелем их светлой дружбы, а теперь утративший этот символический смысл. Всегда остающиеся оптимистами и философами, далеко не идеальные герои спектакля умеют жить весело, свободно и счастливо, при любых обстоятельствах сохраняя честь и достоинство, верность своим принципам и друг другу. Однако иронический оттенок в названии спектакля вполне оправдан. «Правдивейшая легенда» о людях, бросивших вызов респектабельному обществу и добровольно отказавшихся от благополучия, ныне воспринимается скорее как утопия, весьма далекая от реальной действительности.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Встретимся на мосту...

    Под стенами Кремля, в Манеже открылся Московский культурный форум. За три дня там можно увидеть и услышать очень много чего - интересного. Из жизни театров, кино, музеев, выставок... И встретить многих известных режиссеров, актеров, художников. ...
  • Выпускники Щукинского института сочинили «Комедию о вдове»

    В понедельник, 25 марта на Симоновской сцене Театра им. Евгения Вахтангова состоится пресс-показ спектакля «Комедия о вдове» (сочинение единомышленников по пьесе Гольдони «Валенсианская вдова»). Авторы и создатели спектакля - выпускники Театрального института имени Бориса Щукина, курс режиссёра Александра Коручекова. ...
  • «Свидетельские показания» дадут на Другой сцене «Современника»

    В рамках проекта «Поиск» на Другой сцене Московского театра «Современник» состоялся предпремьерный показ спектакля режиссера Андрея Маника «Свидетельские показания» по пьесе Дмитрия Данилова. Премьера спектакля намечена  на 18 апреля. ...
  • Анна Нахапетова выйдет на сцену Театра на Перовской

    В пятницу, 22 марта, в Театре на Перовской состоится премьера спектакля «Отцы и дети» по одноименному роману Тургенева в инсценировке Гульнары Галавинской.   Свой взгляд на классическое произведение представит режиссер, а с этого года и художественный руководитель Театра на Перовской Гульнара Галавинская. ...
Читайте также