Бегство от благополучия

«Правдивейшая легенда одного квартала» в Театре им. Вахтангова

 
Спектакль посвящен 80-летию Михаила Александровича Ульянова – это последняя из постановок Театра им. Евг. Вахтангова, которую благословил на сценическую жизнь его многолетний художественный руководитель. Принцип инсценировки вполне традиционен: диалоги чередуются с прозаическими отрывками, а герои время от времени превращаются в рассказчиков. Что же касается жанра представленного действа (постановка Владимира Иванова), то он, казалось бы, четко определен уже в программке: «драматическое представление с музыкой, песнями и танцами».
Однако вышеперечисленные компоненты спектакля так и не соединяются в нечто целое, а существуют скорее параллельно. Действие периодически прерывается музыкальными перебивками, которые, несмотря на зажигательное исполнение, остаются только вставными номерами.

А вот появление в названии слова «легенда» выглядит в общем контексте постановки вполне уместно. Поскольку история о приключениях друзей из бедного квартала воспринимается именно как некая обобщенно-условная фантазия. Наряженные в абстрактно-нищенские, хотя и не лишенные элегантности лохмотья, герои скорее похожи на веселых вольных романтиков, живущих вне времени и пространства. Да и место их пребывания тоже весьма условно. На авансцене располагается лунообразно изогнутая каменная мостовая с фонарными столбами и зарешеченными канализационными люками. А за раздвигающейся стеной возвышается странный объект – то ли свалка металлических отходов, то ли покореженное бомбежкой здание (сценография и костюмы Евгения Иванова). О реальном калифорнийском городке напоминает лишь американский флаг да вывеска задрипанной таверны.

К сильным сторонам спектакля можно отнести прежде всего актерские работы. В частности, и эпизодическую роль непосредственной, блаженно наивной сеньоры Тересины Кортес, сыгранную Нонной Гришаевой с трогательным лиризмом и сочным вахтанговским юмором. Но прежде всего, радует не часто встречающаяся ныне слаженность ансамбля исполнителей центральных ролей. Впрочем, и сила самих героев в их единстве. Озорной, хитрый и азартный Пилон (Виктор Добронравов) ловко втягивает в свои лихие авантюры друзей: простодушного, забавно-непосредственного Пабло Санчеса (Евгений Косырев); открытого, поэтически настроенного Хусуса Марию Коркорана (Алексей Завьялов); напористого, энергичного Большого Джо Португальца (Сергей Епишев). И даже грубовато-волевой Дэнни (Владимир Вдовиченков) – прирожденный лидер, ставший легендарным кумиром этой неунывающей компании, – тоже один из них. Лишь неожиданно свалившееся наследство превращается для человека, жаждущего свободы и приключений, в тяжелое бремя, от которого он добровольно освобождается.

Однако стремление к личной свободе и чувство долга перед другими не всегда легко совместить. Между тем бесшабашные ловкачи, не обходящиеся без хитрости и мелкого жульничества, оказываются способными на благородные поступки. Ради помощи искреннему добродушному Пирату (Алексей Маслов) они трепетно сберегают деньги, которые намеревались прокутить. Добрые дела становятся символом их братства и свидетельством того, что человеческое достоинство можно сберечь в любой ситуации. В мире, существующем по весьма жестоким законам, понятия о справедливости просты и безыскусны: здесь бьют за предательство и любят за верность, умеют вместе радоваться удачам и горевать об утратах. Потеряв друга, о нем не плачут, а сочиняют красивую легенду и без сожаления сжигают дом, бывший свидетелем их светлой дружбы, а теперь утративший этот символический смысл. Всегда остающиеся оптимистами и философами, далеко не идеальные герои спектакля умеют жить весело, свободно и счастливо, при любых обстоятельствах сохраняя честь и достоинство, верность своим принципам и друг другу. Однако иронический оттенок в названии спектакля вполне оправдан. «Правдивейшая легенда» о людях, бросивших вызов респектабельному обществу и добровольно отказавшихся от благополучия, ныне воспринимается скорее как утопия, весьма далекая от реальной действительности.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Табакова выйдет «Моя прекрасная леди»

    Премьера музыкально-драматического спектакля «Моя прекрасная леди» в постановке Аллы Сигаловой состоится 8 июня в Театре Олега Табакова. Спектакль станет версией классического мюзикла Алана Джей Лернера и Фредерика Лоу по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». ...
  • Мариинский театр впервые представит «Девушку с Запада»

    Кадр из спектакля Премьера оперы Джакомо Пуччини «Девушка с Запада» состоится 24 мая сцене Мариинского-2 в рамках XXVII Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. ...
  • В «Мастерской Фоменко» поставили «Чайку»

    Кирилл Пирогов поставил на Новой сцене «Мастерской П. Фоменко» чеховскую «Чайку». Премьера спектакля состоится 28 мая. «Тонкие кружева взаимоотношений, виртуозное владение диалогом недоговоренности, тоска по совершенству и музыкально настроенный актерский ансамбль - все, благодаря чему Антон Чехов был назван реформатором театра и драматургии, необычайно близко создателям спектакля, - рассказали в театре. ...
  • В Театре им. Комиссаржевской завелась «Женщина-змея»

    После своих недавних премьер в Санкт-Петербургском Театре им. Комиссаржевской («В осколках собственного счастья» по произведениям Жванецкого и «Мизантроп» Мольера) режиссер Григорий Дитятковский ставит спектакль по пьесе Карло Гоцци «Женщина-змея». ...
Читайте также