Бегство от благополучия

«Правдивейшая легенда одного квартала» в Театре им. Вахтангова

 
Спектакль посвящен 80-летию Михаила Александровича Ульянова – это последняя из постановок Театра им. Евг. Вахтангова, которую благословил на сценическую жизнь его многолетний художественный руководитель. Принцип инсценировки вполне традиционен: диалоги чередуются с прозаическими отрывками, а герои время от времени превращаются в рассказчиков. Что же касается жанра представленного действа (постановка Владимира Иванова), то он, казалось бы, четко определен уже в программке: «драматическое представление с музыкой, песнями и танцами».
Однако вышеперечисленные компоненты спектакля так и не соединяются в нечто целое, а существуют скорее параллельно. Действие периодически прерывается музыкальными перебивками, которые, несмотря на зажигательное исполнение, остаются только вставными номерами.

А вот появление в названии слова «легенда» выглядит в общем контексте постановки вполне уместно. Поскольку история о приключениях друзей из бедного квартала воспринимается именно как некая обобщенно-условная фантазия. Наряженные в абстрактно-нищенские, хотя и не лишенные элегантности лохмотья, герои скорее похожи на веселых вольных романтиков, живущих вне времени и пространства. Да и место их пребывания тоже весьма условно. На авансцене располагается лунообразно изогнутая каменная мостовая с фонарными столбами и зарешеченными канализационными люками. А за раздвигающейся стеной возвышается странный объект – то ли свалка металлических отходов, то ли покореженное бомбежкой здание (сценография и костюмы Евгения Иванова). О реальном калифорнийском городке напоминает лишь американский флаг да вывеска задрипанной таверны.

К сильным сторонам спектакля можно отнести прежде всего актерские работы. В частности, и эпизодическую роль непосредственной, блаженно наивной сеньоры Тересины Кортес, сыгранную Нонной Гришаевой с трогательным лиризмом и сочным вахтанговским юмором. Но прежде всего, радует не часто встречающаяся ныне слаженность ансамбля исполнителей центральных ролей. Впрочем, и сила самих героев в их единстве. Озорной, хитрый и азартный Пилон (Виктор Добронравов) ловко втягивает в свои лихие авантюры друзей: простодушного, забавно-непосредственного Пабло Санчеса (Евгений Косырев); открытого, поэтически настроенного Хусуса Марию Коркорана (Алексей Завьялов); напористого, энергичного Большого Джо Португальца (Сергей Епишев). И даже грубовато-волевой Дэнни (Владимир Вдовиченков) – прирожденный лидер, ставший легендарным кумиром этой неунывающей компании, – тоже один из них. Лишь неожиданно свалившееся наследство превращается для человека, жаждущего свободы и приключений, в тяжелое бремя, от которого он добровольно освобождается.

Однако стремление к личной свободе и чувство долга перед другими не всегда легко совместить. Между тем бесшабашные ловкачи, не обходящиеся без хитрости и мелкого жульничества, оказываются способными на благородные поступки. Ради помощи искреннему добродушному Пирату (Алексей Маслов) они трепетно сберегают деньги, которые намеревались прокутить. Добрые дела становятся символом их братства и свидетельством того, что человеческое достоинство можно сберечь в любой ситуации. В мире, существующем по весьма жестоким законам, понятия о справедливости просты и безыскусны: здесь бьют за предательство и любят за верность, умеют вместе радоваться удачам и горевать об утратах. Потеряв друга, о нем не плачут, а сочиняют красивую легенду и без сожаления сжигают дом, бывший свидетелем их светлой дружбы, а теперь утративший этот символический смысл. Всегда остающиеся оптимистами и философами, далеко не идеальные герои спектакля умеют жить весело, свободно и счастливо, при любых обстоятельствах сохраняя честь и достоинство, верность своим принципам и друг другу. Однако иронический оттенок в названии спектакля вполне оправдан. «Правдивейшая легенда» о людях, бросивших вызов респектабельному обществу и добровольно отказавшихся от благополучия, ныне воспринимается скорее как утопия, весьма далекая от реальной действительности.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр Джигарханяна покажет премьеру по пьесе Булгакова «Кабала святош»

    Театр под руководством Армена Джигарханяна выпускает новый спектакль «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьерные показы состоятся 26 и 27 октября. «Трагическая судьба пьесы Булгакова, впервые поставленной в 1936 году и снятой с репертуара после семи аншлагов, так созвучна сегодняшнему дню», - отметили в пресс-службе театра. ...
  • Выходит в свет ноябрьский «Театрал»

    На страницах свежего номера (см. где купить и подписка) вы прочтете: - Что Александр Калягин ответил Андрею Кончаловскому; - Как Марк Розовский напел Пушкина; - О чем спорят герои Алексея Гуськова и Геннадия Хазанова в новом спектакле Римаса Туминаса; - За что Михаила Ефремова любят пожилые учительницы; - В чем секрет успеха режиссера Алексея Франдетти; - Что думает Александр Ширвиндт о пенсионной реформе; - Как выглядит жизнь «Ленкома» из-за кулис: экскурсию провел директор театра; - Кто для Елены Санаевой всегда был строгим критиком; - В каком ресторане подают любимое блюдо Олега Табакова; - Почему музеи стали напоминать супермаркет: мнение эксперта; - Где развеять скуку в ноябре: репертуар театров; - О чем говорили директора театров на Форуме театральных менеджеров. ...
  • ЦАТРА готовит премьеру «Главная роль»

    В Театре Российской армии поставили новый музыкальный спектакль «Главная роль». В основе пьесы Михаила Лифшица – классический конфликт трех поколений: пожилых родителей, взрослых детей и внуков. «Главная мысль заключается в том, что эгоизм материнской любви можно преодолеть только в том случае, если у женщины возникает уверенность, что она любима и нужна своим детям и внукам», – рассказали о постановке в пресс-службе театра. ...
  • До конца октября РАМТ выпустит две премьеры

    В последние дни октября РАМТ готовится представить два новых спектакля: 26 октября на Большой сцене выйдет сказка Антония Погорельского «Черная курица» в постановке Екатерины Половцевой, а 27 октября в Музее-квартире Всеволода Мейерхольда – «Любовь и смерть Зинаиды Райх» по пьесе Валерия Семеновского в режиссуре Александра Пономарева. ...
Читайте также