Бегство от благополучия

«Правдивейшая легенда одного квартала» в Театре им. Вахтангова

 
Спектакль посвящен 80-летию Михаила Александровича Ульянова – это последняя из постановок Театра им. Евг. Вахтангова, которую благословил на сценическую жизнь его многолетний художественный руководитель. Принцип инсценировки вполне традиционен: диалоги чередуются с прозаическими отрывками, а герои время от времени превращаются в рассказчиков. Что же касается жанра представленного действа (постановка Владимира Иванова), то он, казалось бы, четко определен уже в программке: «драматическое представление с музыкой, песнями и танцами».
Однако вышеперечисленные компоненты спектакля так и не соединяются в нечто целое, а существуют скорее параллельно. Действие периодически прерывается музыкальными перебивками, которые, несмотря на зажигательное исполнение, остаются только вставными номерами.

А вот появление в названии слова «легенда» выглядит в общем контексте постановки вполне уместно. Поскольку история о приключениях друзей из бедного квартала воспринимается именно как некая обобщенно-условная фантазия. Наряженные в абстрактно-нищенские, хотя и не лишенные элегантности лохмотья, герои скорее похожи на веселых вольных романтиков, живущих вне времени и пространства. Да и место их пребывания тоже весьма условно. На авансцене располагается лунообразно изогнутая каменная мостовая с фонарными столбами и зарешеченными канализационными люками. А за раздвигающейся стеной возвышается странный объект – то ли свалка металлических отходов, то ли покореженное бомбежкой здание (сценография и костюмы Евгения Иванова). О реальном калифорнийском городке напоминает лишь американский флаг да вывеска задрипанной таверны.

К сильным сторонам спектакля можно отнести прежде всего актерские работы. В частности, и эпизодическую роль непосредственной, блаженно наивной сеньоры Тересины Кортес, сыгранную Нонной Гришаевой с трогательным лиризмом и сочным вахтанговским юмором. Но прежде всего, радует не часто встречающаяся ныне слаженность ансамбля исполнителей центральных ролей. Впрочем, и сила самих героев в их единстве. Озорной, хитрый и азартный Пилон (Виктор Добронравов) ловко втягивает в свои лихие авантюры друзей: простодушного, забавно-непосредственного Пабло Санчеса (Евгений Косырев); открытого, поэтически настроенного Хусуса Марию Коркорана (Алексей Завьялов); напористого, энергичного Большого Джо Португальца (Сергей Епишев). И даже грубовато-волевой Дэнни (Владимир Вдовиченков) – прирожденный лидер, ставший легендарным кумиром этой неунывающей компании, – тоже один из них. Лишь неожиданно свалившееся наследство превращается для человека, жаждущего свободы и приключений, в тяжелое бремя, от которого он добровольно освобождается.

Однако стремление к личной свободе и чувство долга перед другими не всегда легко совместить. Между тем бесшабашные ловкачи, не обходящиеся без хитрости и мелкого жульничества, оказываются способными на благородные поступки. Ради помощи искреннему добродушному Пирату (Алексей Маслов) они трепетно сберегают деньги, которые намеревались прокутить. Добрые дела становятся символом их братства и свидетельством того, что человеческое достоинство можно сберечь в любой ситуации. В мире, существующем по весьма жестоким законам, понятия о справедливости просты и безыскусны: здесь бьют за предательство и любят за верность, умеют вместе радоваться удачам и горевать об утратах. Потеряв друга, о нем не плачут, а сочиняют красивую легенду и без сожаления сжигают дом, бывший свидетелем их светлой дружбы, а теперь утративший этот символический смысл. Всегда остающиеся оптимистами и философами, далеко не идеальные герои спектакля умеют жить весело, свободно и счастливо, при любых обстоятельствах сохраняя честь и достоинство, верность своим принципам и друг другу. Однако иронический оттенок в названии спектакля вполне оправдан. «Правдивейшая легенда» о людях, бросивших вызов респектабельному обществу и добровольно отказавшихся от благополучия, ныне воспринимается скорее как утопия, весьма далекая от реальной действительности.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Соломон Тенсер: «Наш Гала-концерт состоится в столице мирового балета»

    30 июня на сцене концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоится вечер в честь 25-летия знаменитого международного проекта Stars of the 21st Century. На протяжении многих лет Гала-концерты «Звезды XXI века» с участием лучших артистов балета со всего мира проходили в таких престижных залах, как «Линкольн-центр» (Нью-Йорк), Кремлевский дворец (Москва), Театр на Елисейских полях (Париж), Центр искусств (Торонто), Дворец Фестивалей (Канны), и всегда это становилось событием любого балетного сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Северной столице немцы представят «Утопию»

    В рамках Театральной олимпиады 7, 8 и 14 сентября в Санкт-Петербурге состоится премьера нового променад-спектакля «Утополис Петербург» от всемирно известной немецкой театральной компании Rimini Protokoll. Ранее проект был представлен только жителям Манчестера под названием Utopolis Manchester. ...
  • Выходит в свет сентябрьский «Театрал»

    На страницах первого осеннего номера (см. подписка) вы прочтете: - какая роль стала для Елизаветы Боярской настоящим испытанием; - что думает Иван Вырыпаев о закулисном мире шоу-бизнеса; - почему в Год театра директора уходят со своих постов; - какие впечатления остались у Марка Розовского после работы в Авиньоне; - какой сюрприз готовит зрителям Дмитрий Крымов; - чем опасен театр: внучка Чарли Чаплина в спецпроекта «Театрала»; - когда в Москву привезут лучшие спектакли русскоязычных театров Европы и США; - почему классика всегда современна: колонка Дмитрия Трубочкина; - как на государственном уровне будет отмечаться столетие Театра им. ...
  • Нестрашный Вий

    В петербургском театре «Приют комедианта» 33-й сезон открылся премьерным спектаклем режиссера Василия Сенина «Вий».   Притча Гоголя «Вий» всегда ассоциировалась с ужасом, наваждением, жутью. Этакая страшилка, которая, однако, почему-то нужна людям и, прежде всего, детям, чтобы вновь и вновь переживать страх. ...
  • «Дети у власти» откроют сезон в Александринке

    В день открытия сезона, 3 сентября, на Новой сцене Александринского театра состоится премьера спектакля «Дети у власти» по пьесе французского поэта, драматурга Роже Витрака (1899 – 1952). Над постановкой работает Николай Рощин в соавторстве с Андреем Калининым и, по их замыслу,  это произведение – «искреннее признание театру в любви и верности». ...
Читайте также